Психические процессы, лежащие в основе операторской деятельности: внимание, память.
Внимание. Внимание – направленность психической деятельности и сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий. Колебания внимания – это повторяющееся непроизвольное отвлечение, ослабление внимания к данному объекту или деятельности. Распределение внимания одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Кроме перечисленных наиболее профессионально значимыми являются такие качества внимания как активность, широта, интенсивность и устойчивость. Внимание не остается постоянным в процессе труда.
Память. Это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют составные элементы процесса памяти: запоминание, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение того, что было в нашем прошлом опыте.
Запоминание - процесс закрепления в сознании образов, впечатлений, понятий.
Воспроизведение – актуализация (оживление) образов, закрепленных в памяти, без опоры на вторичное восприятие объектов.
Узнавание – процесс памяти, связанный с осознанием того, что данный объект воспринимался в прошлом.
Представления – образы реальных предметов или процессов реальной действительности, в данный момент не воспринимаемых человеком.
Забывание – процесс, при котором происходит "выпадение" того или иного материала из памяти. Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Различают ассоциации по сходству, контрасту, смежности.
Существуют особые виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, эйдетическая и словесно-логическая.
Двигательная (моторная) память - запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащее в основе выработки и формирования двигательных навыков и привычек. Эмоциональная память – память человека на пережитые им в прошлом чувства. Образная память – сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Эйдетическая память – очень ярко выраженная образная память, связанная с наличием ярких, четких, живых, наглядных представлений. Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи. Различают память произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память проявляется в тех случаях, когда не ставится специальная цель запомнить тот или иной материал и последний запоминается без применения специальных приемов и волевых усилий. Произвольная память связана со специальной целью запоминания и применением соответствующих приемов, а также определенных волевых усилий.
Кратковременная память – кратковременный (на несколько секунд или минут) процесс достаточно точного воспроизведения, только что воспринятых предметов или явлений. Процессы оперативной памяти обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции. После этого момента полнота и точность воспроизведения, как правило, резко ухудшаются. Долговременная память обеспечивает хранение информации длительное время и является постоянным источником информации о мире. В отличии от кратковременной памяти ее объем ограничивается не числом сигналов, а количеством сохраняемой информации.
Сенсорная память (зрительная, слуховая, двигательная) характеризуется емкостью и длительностью храпения информации.
Закон Вебера-Фехнера.
При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера – Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя
где dL - элементарное ощущение организма; а — коэффициент пропорциональности; dR - элементарное приращение раздражителя.
Интегрируя данное выражение и принимая а=10 lg, получают уровень ощущения раздражителя
где R0 - пороговое значение ощущений, т. е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая натаяв ощущения.
Эргономика, определение.
Эргономику определяют как научную дисциплину, изучающую трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы, здоровье и работоспособность человека.