Вопрос № 5-7. Лицензирование фарм.деятельности.

Вопрос №2. Здравоохранение как система. Принципы здравоохранения. Подсистемы в здравоохранении, моделирование систем. Фармацевтическая служба как составная часть системы «Здравоохранение». Концепция фармацевтической помощи.

Здравоохранение – система организаций учреждений, мер, мероприятий, направленных на охрану здоровья каждого отдельного человека   Здравоохранение - «все виды деятельности, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании здоровья»; - меры, непосредственно направленные на обеспечение здоровья и лечение болезни, то есть система оказания медицинских услуг; - более широкие меры, направленные на поддержание здоровья, например здоровый образ жизни, охрана окружающей среды; некоторые виды деятельности и услуги, которые не имеют первоначальной целью обеспечение здоровья, но оказывают на него существенное косвенное влияние   Задачей системы здравоохранения является обеспечение - права на охрану здоровья; возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно   Система включает: -мед и фарм.помощь, сан.гигиен и другие мероприятия, система физ.культуры и другие подсистемы   Мед.помощь -комплекс мероприятий, направлен на восстановление здоровья и включает предоставление о мед.услуг. ФЗ от 21.11.11. № 323   Фарм.помощь -деятельность имеющая целью обеспечение населения каждого человека, всеми товарами аптечного ассортимента для оказания помщи   ФЗ №323 основные принципы -соблюдение прав граждан в сфере охраны, обеспечение связанных с этими правами гос.гарантий -приоритет интересов пациента в оказании мед.помощи -охрана здоровья детей -соц.защищенность в случае утраты здоровья -доступность и качество мед.помощи -профилактика в сфере охраны здоровья -соблюдение врачебной тайны Система здравоохранения имеет два направления: 1.Профилактическое, основной задачей которого является предупреждение ослабления здоровья и развития заболевания.   2. Лечебное – выполняют различные клиники, основная задача которых – оказание лечебной помощи с использованием медикаментозных методов лечения, физических методов, оперативного метода в хирургических отделениях. Особую категорию занимает родильный дом, где оказывают лечебную и профилактическую помощь.   Значительными чертами системы фарм. помощи появились: •новый тип взаимоотношений - "терапевтические взаимоотношения" в цепочке врач - фармацевтический работник - пациент; •участие специалиста по высшим фармацевтическим образованием в управлении лечебным процессом, а именно, обоснование выбора необходимых лекарственных препаратов, консультирование и обучение пациентов, мониторинг и оценка результатов лекарственной терапии.   Фармацевтическая помощь - это процесс сотрудничества, направленный на профилактику или выявление и разрешение проблем, связанных с применением лекарственного продукта или состоянием здоровья пациента. -требует обязательного установления и поддержания профессиональных взаимоотношений между пациентом и фармацевтом.   Цель Фармацевтической помощи -состоит в оптимизации связанного с состоянием здоровья качества жизни пациента и достижения положительных клинических результатов.   Впервые в отечественной практике концепция фармацев­тической помощи была представлена в начале 90-х годов проф. П.В. Лопатиным.   Фармацевтическая помощь — это деятельность, имеющая целью, во-первых, обеспечение населения и конкретно ка­ждого человека всеми товарами аптечного ассортимента -главной отличительной чертой данной модели фарм. помощи является ее альтернативность не только ле­к.обеспечению, но и сфере обращения (ЛС) в целом.

Вопрос № 3. Основы государственной политики в здравоохранении и фармации. Государственные гарантии доступности ЛС. Основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств».

Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств».- Федеральный закон № 61.

Государственная система обеспечения доступности лекарственных средств
1. Государственная система обеспечения доступности лекарственных средств включает:
1) федеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами и региональные программы обеспечения населения субъектов Российской Федерации лекарственными средствами;
2) обязательное медицинское страхование.
2. Федеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами финансируются из средств федерального бюджета.
3. Доступность лекарственных средств в рамках обязательного медицинского страхования обеспечивается заключением тарифных соглашений.

4. В рамках обязательного медицинского страхования субъектами тарифных соглашений являются:
1) федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;
2) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
3) медицинские страховые организации и их ассоциации;
4) медицинские и фармацевтические ассоциации.


5. Объектами тарифного соглашения являются:
1) перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, с регулируемой тарифным соглашением ценой;
2) цены на ограниченное число лекарственных средств, перечень которых входит в соглашение;
3) порядок оплаты медицинскими страховыми организациями лекарственных средств, отпускаемых населению бесплатно или по льготным ценам;
4) порядок использования средств, федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для обеспечения населения лекарственными средствами.

Государственная система обеспечения доступности лекарственных средств включает в себя такие организационно-правовые формы, как федеральные и региональные программы обеспечения населения лекарственными средствами и обязательное медицинское страхование.

Вопрос № 4. Государственное регулирование отношений в сфере обращения лекарственных средств. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование отношений в сфере обращения лекарственных средств, их структура, функции и полномочия.

Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств.   1. Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путём: сударственной регистрации лекарственных средств; 2) лицензирования деятельности в сфере обращения лекарственных средств; тестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств; 4) государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств; сударственного регулирования цен на лекарственные средства.     Статья 6. Полномочия Правительства РФ в сфере обращения ЛС Правительство Российской Федерации: 1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами; 2) утверждает размер и порядок осуществления платы за государственную регистрацию лекарственных средств; 3) определяет порядок ввоза и вывоза лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации. Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти субъектов К полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относятся: 1) проведение единой гос. политики в области обеспечения ЛС 2) утверждение общих фармакопейных статей, фармакопейных статей, издание государственной фармакопеи, создание и ведение реестра фармакопейных стандартных образцов; 3) осуществление гос. контроля (надзора) в сфере обращения ЛС 4) лицензирование пр-ва ЛС и фармацевтической деятельности 5) организация экспертизыЛС, этической экспертизы возможности проведения клинического исследования 6) выдача разрешений на проведение клин. Исследований ЛС, ведение реестра выданных разрешений 7) государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств; 8) организация и (или) проведение инспектирования субъектов обращения ЛС на соответствие правилам надлежащей лабораторной практики, правилам надлежащей клинической практики 9) гос.регистрация установленных производителями ЛП предельных отпускных цен наа ЖНВЛС 10) установление порядка ввоза и вывоза 11) создание советов по вопросам, связанным с обращением ЛС 12) аттестация и сертификация специалистов; 13) применение мер ответственности за нарушение законодательства 14)утверждение правил надлежащей лабораторной, надлежащей клин., производственной, правил надлежащей практики хранения и перевозки ЛС, надлежащей дистрибьюторской практики, и аптечной практики,

Вопрос № 15. Основные принципы хранения лекарственных средств. Порядок организации хранения лекарственных средств, парафармацевтической продукции и изделий медицинского назначения в аптеке. Нормативные документы, определяющие порядок хранения ЛС. Особенности хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ.

НТД Приложение к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н

ОФС.1.1.0010.15 Хранение лекарственных средств

Основными нормативными документами по правилам хранения лекарственных средств в Российской Федерации являются:

1.приказ Минздравсоцразвития России от 23.08.2009 № 706н “Об утверждении правил хранения лекарственных средств”

2. приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 № 397н “Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами”;

3.постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 “О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров”.

Хранение огнеопасных лекарственных средств - с легковоспламеняющимися свойствами (спирт и спиртовые растворы, спиртовые и эфирные настойки, спиртовые и эфирные экстракты, эфир, скипидар, молочная кислота, хлорэтил, - хранят в плотно укупоренной прочной, стеклянной или металлической таре, чтобы предупредить испарение жидкостей из сосудов. -бутыли, баллоны и другие крупные емкости с легковоспламеняющимися и легкогорючими ЛС должны храниться на полках стеллажей в один ряд по высоте. -запрещается их хранение в несколько рядов по высоте с использованием различных прокладочных материалов. -не допускается хранение указанных ЛС у отопительных приборов. -расстояние от стеллажа или штабеля до нагревательного элемента должно быть не менее 1 м. 54. -yа рабочих местах легковоспламеняющиеся и легкогорючие лекарственные средства могут храниться в количествах, не превышающих сменную потребность. При этом емкости, в которых они хранятся, должны быть плотно закрыты. -не допускается хранение легковоспламеняющихся и легкогорючих лекарственных средств в полностью заполненной таре. Степень заполнения должна быть не более 90% объема. -не допускается совместное хранение легковоспламеняющихся с минеральными кислотами -эфир медицинский и эфир для наркоза хранят в промышленной упаковке, в прохладном, защищенном от света месте, вдали от огня и нагревательных приборов.   Хранение взрывоопасных лекарственных средств - обладающие взрывчатыми свойствами (нитроглицерин); лекарственные средства, обладающие взрывоопасными свойствами (калия перманганат, серебра нитрат)) следует принимать меры против загрязнения их пылью. -емкости с взрывоопасными ЛС (штангласы, жестяные барабаны, склянки и др.) необходимо плотно закрывать во избежание попадания паров этих средств в воздух. -хранение нерасфасованного калия перманганата допускается в специальном отсеке складских помещений (где он хранится в жестяных барабанах), в штангласах с притертыми пробками отдельно от других органических веществ - в аптечных организациях и у индивидуальных предпринимателей. -нерасфасованный р-ор нитроглицерина хранится в небольших хорошо укупоренных склянках или металлических сосудах в прохладном, защищенном от света месте, с соблюдением мер предосторожности от огня. Передвигать посуду с нитроглицерином и отвешивать этот препарат следует в условиях, исключающих пролив и испарение нитроглицерина, а также попадание его на кожу -при работе с диэтиловым эфиром не допускается встряхивание, удары, трение. -запрещается хранение взрывоопасных лекарственных средств с кислотами и щелочами.   Хранение наркотических и психотропных лекарственных средств -хранятся в организациях в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, и в местах временного хранения при соблюдении требований согласно -правила хранения наркотических средств и психотропных веществ, установленных Постановлением от 31 декабря 2009 г. N   Хранение сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету -хранение ЛС , находящиеся под международным контролем), осуществляется в помещениях, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств. -допускается хранение в одном технически укрепленном помещении сильнодействующих и ядовитых ЛС, находящихся под международным контролем, и наркотических и психотропных лекарственных средств. При этом хранение сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств должно осуществляться (в зависимости от объема запасов) на разных полках сейфа (металлического шкафа) или в разных сейфах (металлических шкафах). - хранятся в металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня. Хранение лекарственных средств, требующих защиты от действия света - хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения. –фарм.субстанции, требующие защиты от действия света, следует хранить в таре из светозащитных материалов (стеклянной таре оранжевого стекла, металлической таре, упаковке из алюминиевой фольги или полимерных материалов, окрашенных в черный, коричневый или оранжевый цвета), в темном помещении или шкафах. -для хранения особо чувствительных к свету фармацевтических субстанций (нитрат серебра, прозерин) стеклянную тару оклеивают черной светонепроницаемой бумагой. -ЛП, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания прямого солнечного света или иного яркого направленного света   ХранениеЛС , требующих защиты от воздействия влаги - следует хранить в прохладном месте при температуре до +15 град, в плотно укупоренной таре из материалов, непроницаемых для паров воды (стекла, металла, алюминиевой фольги, - в-ва с выраженными гигроскопическими свойствами следует хранить в стеклянной таре с герметичной укупоркой, залитой сверху парафином. - во избежание порчи и потери качества следует организовать хранение в соответствии с требованиями, нанесенными в виде предупреждающих надписей на вторичной (потребительской) упаковке   .Хранение ЛС, требующих защиты от улетучивания и высыхания - относят: (собственно летучие лекарственные средства; лекарственные средства, содержащие летучий растворитель, кристаллизационную воду, - кристаллогидраты; ЛС, разлагающиеся с образованием летучих продуктов (йодоформ, перекись водорода, гидрокарбонат натрия); следует хранить в прохладном месте, в герметически укупоренной таре из непроницаемых для улетучивающихся веществ материалов (стекла, металла, алюминиевой фольги) или в первичной и вторичной (потребительской) упаковке производителя - кристаллогидраты следует хранить в герметично укупоренной стеклянной, металлической и толстостенной пластмассовой таре Хранение ЛС, требующих защиты от воздействия повышенной темп. - (термолабильные ЛС), при температурном режимоме, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.   Хранение ЛС, требующих защиты от воздействия пониженной темп. -р-р формальдегида, растворы инсулина)). Замерзание препаратов инсулина не допускается.   Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде - относят различные соединения алифатического ряда с непредельными межуглеродными связями, циклические с боковыми алифатическими группами с непредельными межуглеродными связями, фенольные и полифенольные, морфин и его производные, следует хранить в герметически укупоренной таре из материалов, непроницаемых для газов, по возможности заполненной доверху.   Хранение пахучих и красящих лекарственных средств - летучие, так и практически нелетучие, но обладающие сильным запахом) следует хранить в герметически закрытой таре, непроницаемой для запаха. -красящие ЛС которые оставляют окрашенный след, не смываемый обычной санитарно-гигиенической обработкой, на таре, укупорочных средствах, оборудовании и инвентаре (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, индигокармин)) следует хранить в специальном шкафу в плотно укупоренной таре. -для работы с красящими для каждого наименования необходимо выделять специальные весы, ступку, шпатель и другой необходимый инвентарь.   Хранение дезинфицирующих лекарственных средств -хранить в герметично укупоренной таре в изолированном помещении вдали от помещений хранения пластмассовых, резиновых и метал. изделий и помещений получения дистиллированной воды.

Хранение лекарственного растительного сырья

-нерасфасованное ЛРС должно храниться в сухом (не более 50% влажности), хорошо проветриваемом помещении в плотно закрытой таре.

- содержащее эфирные масла, хранится изолированно в хорошо укупоренной таре.

- подвергаться периодическому контролю в соответствии с требованиями государственной фармакопеи. Трава, корни, корневища, семена, плоды, утратившие нормальную окраску, запах и требуемое количество действующих веществ, а также пораженные плесенью, амбарными вредителями, бракуют.

-расфасованное ЛРС хранится на стеллажах или в шкафах.

Помещение оборудуется

Дверная и оконная конструкции помещения обеспечивают его надежную защиту.

Входная дверь в помещение может быть металлическая, деревянная (усиленная обивкой с 2 сторон листовым железом или металлическими накладками) либо из иного материала, обеспечивающего класс защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го.Входная дверь имеет не менее 2 запирающих устройств 3-го класса защиты от разрушающих воздействий.

Дверной проем входа в помещение защищается с внутренней стороны дополнительной металлической решетчатой дверью с запирающим устройством, имеющей класс защиты от разрушающих воздействий не ниже 2-го, изготовленной из стальной арматуры.

Оформление дверного проема выполняется из стального профиля.

В помещении наркотические средства и психотропные вещества хранятся

В запирающихся сейфах не ниже 4-го класса устойчивости к взлому

Металлических шкафах.

опускается хранение наркотических средств и психотропных веществ на стеллажах (поддонах) в невскрытой (неповрежденной) групповой или транспортной таре либо в опечатанной таре в случае хранения больших объемов наркотических средств и психотропных веществ, не позволяющих размещение их в сейфах (металлических шкафах).

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"

2. Хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием работ и услуг по хранению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

3. Хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется в специально оборудованных помещениях, соответствующих требованиям к оснащению инженерно-техническими средствами охраны

4. Помещения подразделяются на 4 категории. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются требования к условиям хранения в них наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

К 1-й категории относятся помещения производителей и изготовителей (за исключением аптечных организаций) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, предназначенные для хранения исходных материалов и готовой продукции (за исключением продукции, находящейся в незавершенном производств)

Ко 2-й категории относятся помещения аптечных организаций, предназначенные для хранения 3-месячного или 6-месячного запаса (для аптечных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях) наркотических средств и психотропных веществ,

К 3-й категории относятся

-помещения мед. и ветеринарных организаций, предназначенные для хранения 15-дневного запаса наркотических средств и психотропных веществ,

К 4-й категории относятся

-помещения медицинских и ветеринарных организаций, предназначенные для хранения суточного запаса наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня, и трехдневного запаса психотропных веществ, внесенных в список III перечня, а также помещения медицинских организаций, предназначенные для хранения неиспользованных наркотических средств, принятых от родственников умерших больных.

Допускается хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на стеллажах (поддонах) в невскрытой (неповрежденной) групповой или транспортной таре либо в опечатанной таре в случае хранения больших объемов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, не позволяющих размещение их в сейфах (металлических шкафах).

8,В местах временного хранения наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся сейфах не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или металлических либо изготовленных из других высокопрочных материалов контейнерах.

12. После окончания рабочего дня сейфы, металлические шкафы и помещения опечатываются (пломбируются) и сдаются под охрану. Не подлежат сдаче под охрану помещения, имеющие круглосуточный режим работы.

13. Приказом руководителя юридического лица назначаются лица, ответственные за хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, допущенные к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, и устанавливается порядок хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств.

14. Ответственность за организацию хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров возлагается на руководителя юридического лица либо уполномоченное им должностное лицо.

Закон предложения. Рыночное равновесие. Особенности теории потребительского поведения на фармацевтическом рынке. Закономерности потребительского поведения (предпочтения, бюджетные ограничения, потребительский выбор). Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие, независимые).

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Субъектами рынка являются предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг.   Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене. Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.   Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объем продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной. Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.   Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма.   Факторы формирования предложения 1. Цена товара с определенными свойствами и технологией изготовления. 2. Величина затрат, необходимых для производства товара. Закон предложения – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, и наоборот (на поведение покупателей влияют прежде всего полезность блага и бюджет, на поведение изготовителя – затраты на изготовление и уровень прибыли). Потребительское поведение на фармацевтическом рынке Поведение потребителя – это деятельность индивида, направленная на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включающая процессы принятия решения, которые предшествуют этим действиям и следует за ними.     Потребительское поведение на фармацевтическом рынке – процесс взаимодействия индивида с окружающей средой по поводу удовлетворения своих потребностей в фармацевтической помощи, способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию о фармацевтическом рынке. Предпочтения не объясняют пол­ностью поведения потребителя. На индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения, которые с помощью цен на различные товары и услуги ставят пределы потреблению людеи̌. В силу того, что каждый товар в наборе имеет разную цену, а бюд­жет потребителя ограничен, то и выбор потребителя становится ограниченным.   Потребительский выбор. Потребители делают на рынке ра­циональный (оптимальный) выбор, т. е. выбирают товары так, чтобы достичь максимального удовлетворения своих потребно­стей при заданном ограниченном бюджете. Оптимальный на­бор потребительских товаров и услуг должен отвечать двум тре­бованиям. В первую очередь, выбор из совокупности наборов проис­ходит в рамках дохода потребителя. Во вторую очередь, оптимальный набор потребительских

Цены на сопряженные товары.

Следует различать взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые товары.

Для измерения этих зависимостей существует коэффициент перекрестной эластичности (EXY), который показывает насколько чувствительна величина спроса на продукт (Х) к изменению цены на продукт

К взаимозаменяемым товарам относятся синонимы и аналоги ЛП. Например, «Винпоцетин» и «Кавинтон». Если товары взаимозаменяемые, то повышение цен на один товар, влечет за собой повышение спроса на другой. Существует прямая связь.

Если товары взаимодополняющие, например, масло какао и свечи с маслом какао. При повышении цены на масло какао, спрос на свечи с ним снизится. Существует обратная зависимость между спросом на один товар и ценой на другой, взаимозаменяющий.

Рост цен на независимые товары (продукты питания) для отдельных групп населения может привести к снижению спроса на ЛП.

36. Основы ценообразование на ЛС. Виды и функции цен, влияющие факторы. Стратегия ценообразования. Постановка целей ценообразования. Выбор стратегии ценообразования в зависимости от стадии жизненного цикла ЛС. Ценовая эластичность спроса.

36. Методы ценообразование на новые и устоявшиеся на рынке товары. Метод «затраты плюс».

Функции и виды цен

Наши рекомендации

Функции цены Учёт и измерение затрат общественного труда -определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции.   Стимулирующая функция цены . Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли.   Распределительная функция цены - связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода .   Измерительная функция, с помощью цен измеряются относительные ценности ресурсов и товаров, результаты коммерческой д-ти фирмы.   Регулирующая ф-ия – проявляется в движении, распределении ресурсов и товаров и услуг между экономическими субъектами.   Стимулирующая функция – проявляется в увеличении объема производства и увеличении объема потребления. При увеличении объема потребления цена растет, а при уменьшении объема потреблении цена падает.   Ориентирующая функция – выражается в том, что отражает изменения спроса на те или иные товары в связи с изменением потребности и сигнализирует об этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру производства.   Стратегии ценообразования - служит основой принятия решения в отношении цены продажи и каждой конкретной сделки. - позволяют определить объемы прибылей и долю на рынке в расчете на перспективу, иметь определенный финансовый и временной резерв для долгосрочного воздействия на конъюнктуру рынка. -слишком высокие цены, с одной стороны, увеличивают прибыль на единицу продукции, но, с другой стороны, ведут к сужению круга потенциальных покупателей. И наоборот, заниженные цены ведут к сокращению прибыли от единицы продаваемого товара, но благодаря увеличению объема продаж могут принести рост общей величины прибыли и, следовательно, общей эффективности предприятия   Ценовая стратегия разрабатывается по следующим направлениям: определение уровня цены единицы товара; -анализ динамики цен в зависимости от фазы жизненного цикла товара; -анализ соотношения цен товаров фирмы, различных по степени новизны и ассортименту; -сопоставление цен фирмы с уровнем цен конкурирующих фирм на -определенном сегменте рынка; -наличие и степень жесткости ценовой и неценовой конкуренции; -наличие и степень функциональной и фирменной конкуренции; -оценка эластичности спроса на товар; -оценка степени новизны товара в настоящий момент и возможные -варианты его старения в перспективе; -наличие аналогов и заменителей товара на исследуемом сегменте рынка; -соответствие цены товара его качеству, уровню дополнительных услуг, престижу, марки, характеру рынка и т. д.   Стратегии дифференцированного ценообразования. Суть стратегии скидки на втором рынке заключается в том, что на один и тот же товар или услугу цены на других рынках устанавливаются ниже (со скидкой).   Стратегия сезонной (периодической) скидки -основывается на неоднородности покупательского спроса во времени и применяется для стимулирования покупательского спроса. Она находит применение в снижении цен на товары вне сезона Стратегии конкурентного ценообразования. -наиболее конкурентоспособные предприятия, пользующиеся хорошей репутацией на рынке при выходе с принципиально новыми изделиями, не имеющими близких аналогов и находящимися на начальной стадии жизненного цикла продукции, либо когда речь идет о формировании нового рынка.   Метод ценообразования с учетом жизненного цикла товара (жцт) При формировании цены с учетом жизненного цикла товаров учитываются следующие показатели: время нахождения товаров на рынке; затраты на производство; изменение спроса на данные товары в зависимости от их новизны; изменение степени чувствительности потребителей к ценам. 1.На стадии разработки и вступления товара на рынок -продукция, выпускаемая на рынок, представляет собой новинку, у потребителя нет возможности сравнивать ее с аналогами. Она устанавливается на достаточно высоком уровне таким образом, чтобы покрыть все издержки производства   2. На стадии роста -когда конкуренты начинают осваивать выпуск аналогичной продукции, потребители становятся более информированными, у них появляется возможность выбора. Издержки производства на стадии роста достаточно велики. Цена сохраняется на высоком уровне, но возможно ее незначительное понижение по сравнению с ценой на предыдущем этапе. Производитель работает на всем рынке одновременно; "снятие сливок" — цена устанавливается на максимально возможном уровне.   3. На стадии зрелости: -потребители становятся более разборчивыми и чувствительными к ценам; на рынке работают уже зрелые конкуренты; издержки производства стабильны и имеют тенденцию к снижению; Цены снижаются, отражая уменьшение издержек производства   4. На стадии насыщения потребители становятся предоставляет скидки, проводит распродажи; стремится перейти со своим товаром на другие рынки пытается поддерживать цены на свою продукцию на определенном рыночном уровне, следуя изменениям в соотношении спроса и предложения.   5. На стадии падения спроса: продукция устарела, на смену ей приходит другая продукция; наблюдается недозагрузка производственных мощностей; предприятие переходит к производству новых изделий. Виды цен: 1.По характеру обслуживания оборота цены делятся на оптовые цены и розничные цены. Оптовой ценой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукциюдругим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или крупными партиями. К числу оптовых цен относятся, прежде всего, закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию. Отличие закупочной цены отличается от других видов цен тем, что в ее состав не включается НДС и акцизы   Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС. А) Отпускные цены на предприятиях общественного питания. Б) Цены на услуги населению. В) Тарифно-грузовые и пассажирские перевозки.   2.В зависимости от государственного воздействия и регулирования и степени конкуренции на рынке. Различаются цены свободные, т.е. рыночные, и регулируемые.   Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения и цена производства. А) Цена спроса – это цена, которая складывается на рынке покупателя. Б) Цена предложения – это цена, которая указывается в официальном предложении продавца (без скидок) (оферта). В) цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал.   Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления. Регулируемые цены делятся на рекомендуемые,