Слушайте, что говорит вам ребёнок
В глубоком детстве у меня была странная привычка: я никогда не спала днём. Может быть, потому, что днём укладывали спать сестрёнку и братишку, а я, старшая, не желала «унизиться» до того же. Может, мне просто хватало ночного сна. Родители не настаивали. Жила я вольготно и независимо, взрослые особо в мою жизнь не влезали и правил строгих не устанавливали, по крайней мере, жёсткую воспитательную руку я не чувствовала над собой. И вот из маленького шахтёрского посёлка мы переехали в город. И меня отдали в детский сад, прямо в самую старшую группу. Сад, где поили противным рыбьим жиром, днём укладывали спать и вечно твердили «не шуми!», мне не понравился сразу, о чём я немедленно сообщила родителям, а они: «Потерпи, привыкнешь». Потерпев недельку-другую, я честно сказала: «Не водите, а то сбегу». Мне почему-то не поверили, а зря. И я сбежала. Вот так, помахала маме ручкой, пошла по дорожке, а потом свернула и... Дошла до какой-то остановки, влезла в автобус и, не мудрствуя лукаво, решила ехать в тот самый посёлок, где не было детских садов. Меня выловили поздним вечером. Как и где — не помню, помню только, что ни мама, ни папа совсем не ругались и кто-то из них сказал: «Тебе было плохо?» А мне было ужасно хорошо, я уже точно знала: в детский сад меня больше не поведут.
Только через много лет, сама став мамой, я поняла, какое мужество и какой такт проявили тогда мои родители.
А что до слов...
Дети (маленькие дети) вообще не любят врать. Как правило, к этому их вынуждают обстоятельства. И только потом, если вынуждают слишком долго, ложь становится привычным делом. А так, если ребёнок до оторопи не боится вашего праведного гнева, если не опасается, что за правду лишите всех удовольствий разом или разом ущемите во всех правах, если доверяет вам... В общем, когда у наших девочек и мальчиков есть выбор, они предпочитают правду, а не ложь.
Вслушивайтесь в то, что говорят вам ваши дети.
Говорят они по-разному. Впрямую. Намёком. Иносказательно. Невербально. Но говорят — всегда.
Бывают ситуации, когда мы сами провоцируем ребёнка на то, чтобы он попал в беду. Чем? Да тем, что не замечаем тех знаков, что он нам подаёт, не слышим слов, не видим невербального призыва. Вернее, не понимаем, о чём на самом деле ребёнок рассказывает (или пробалтывается) нам.
Весна, лёд тает. «Пап, а ты катался на льдине?» — невинно спрашивает сын. Самое время папе отложить газету и внимательно посмотреть на сына. И вспомнить, что там, на окраине города, есть небольшой пруд... Пожалуй, не стоит запрещать, не проверив, а вот насторожиться стоит. И может, даже вместе сходить туда, и посмотреть на эти тающие льдины, и придумать, чем занять сынишку в ближайшие пару недель...
Или вот. Рядом с домом — стройка. И хотя территория огорожена, вряд ли этот заборчик остановит шуструю детвору. Чему надо уделить особое внимание в это время? Технике безопасности. Вам надо поговорить с ребёнком, как опасны незакреплённые стоящие плиты (могут свалиться, и хорошо, если только на ногу), что бывает на дне котлована и как легко свалиться туда, кто может подкараулить в тёмном безлюдном месте и как... Может, на стройку ваш наследник и пойдёт (если не предложите другого, более интересного времяпрепровождения), но, по крайней мере, он будет настороже. И явных глупостей, то есть самых опасных, не сделает.
Лето, тепло, а дочь вечерами не выходит из дома. «Мам, а вот если к одной девочке пристаёт мальчишка, как увидит, так сразу...»
И дочка рассказывает какую-то путаную историю про какую-то там подружку... Может, и про подружку, но, вполне вероятно, она рассказывает о себе.
Важно не пропустить мимо ушей эти детские откровения, и случайные исповеди, и те невербальные знаки, которые дети подают нам.
Дети всегда надеются на нашу помощь, даже если впрямую об этом не говорят, даже если подросли, даже если отношения ваши желают лучшего, даже если отстранились, закрылись, отдалились... Надо только уметь услышать этот призыв, этот тайный зов.
Узнать по приметам
Как часто родители говорят: «Он мне ничего не рассказывает... Ах, если б только знать...» Почему не рассказывает ваш ребёнок о себе — это тема отдельной книги, и сейчас мы её обсуждать не будем, а вот как узнать — расскажем. По приметам.
Как узнать о проблемах ребёнка, если он о них не рассказывает, а вы чувствуете, что его что-то волнует. В чём-то резко изменилось поведение сына или дочки, изменились привычки? Это очень яркий сигнал, на который внимание обращать следует всегда. Понаблюдайте, порасспрашивайте, но не так — с ножом к горлу, а доброжелательно, неназойливо, между прочим... А ещё:
· Расспросите тактично о друзьях, о их занятиях, увлечениях, любимом времяпровождении (обычно у ребят в компании много общих интересов, и то, что он/она расскажет о друзьях/подружках, относится и к нему самому/к ней самой).
· Обратите внимание на книгу, которую читает ваш ребёнок (особенно если это серия похожих по теме книг), прочтите сами и подумайте, что сейчас (именно сейчас) так заинтересовало его в сюжете. Поговорите — не о жизни и не о нём самом — об этой прочитанной книге. Ребёнку так проще раскрыться, сказать о том, что волнует и мучит его самого.
· Записи или рисунки в школьных тетрадях; девочки обычно рисуют на вложенных листочках, мальчики — на полях. Если почерк внезапно изменился (стал мельче, или угловатее, или строчки на нелинованных листочках как бы скатываются вниз) — значит, в душе дискомфорт, а в самой компоновке, в сюжете рисунка дети часто «вырисовывают» свои тревоги — символически.
· Страшные (и не очень) истории, которые дети рассказывают друг другу (если какую-то расскажете вы — скорее всего, ребёнок в ответ вспомнит-расскажет и вам — под настроение); в таких страшилках в иносказательной форме тоже часто рассказывают о себе или о своих нервотрепках.
· Внешний вид; можно догадаться, там ли носило детку, если, всегда опрятный/ая, он/она возвращается взлохмачен/а или в слегка потрёпанном виде (но не называйте ребёнку приметы, по которым вы догадались, иначе в следующий раз он/она постарается «почистить перышки», прежде чем заявиться домой).
· Сон и сновидения; некоторые дети говорят во сне; прислушайтесь, и по обрывкам фраз можно кое-что понять. Проанализируйте, что ребёнку снится, тут тоже может быть подсказка (символ, иносказание, выражающее то, что собирается делать, где и с кем бывает, что мучит и грызет человека.
· Необычное поведение; если вас очень волнует странное (или необычное) поведение ребёнка — загляните в его личные места (записки, дневники, странички в компьютере, записи в мобильнике и т. п.). Да, мы знаем, что это нехорошо — соваться в личную переписку, но... но опять-таки: не пользуйтесь тем, что узнали, для укоров или нотаций. Это — только для одного: чтобы вам как следует подумать и, может быть, предотвратить надвигающуюся беду.
ПРАКТИКУМ
Игры-узнавалки
«Подзорная труба».Это очень простой способ узнать, чем занят ваш ребёнок. Так, например, можно узнать, соблюдает ли он правила безопасности, когда гуляет один во дворе.
«А как ты догадалась? А откуда ты это узнаёшь?» — спрашивает вас это шустрое создание. Дети, даже младшеклассники, искренне удивляются, не догадываясь о вашей догадливости — обыкновенном жизненном опыте и наблюдательности. Ну как не понять, что оно гоняло по двору и даже пару раз шмякнулось, если лоб мокрый и пузичко и ладошки — всё в грязи? Но детям это сообщать не обязательно. Сочините сказку, например, про волшебную подзорную трубу или волшебный бинокль, который у вас есть.
Всегда, когда вы в неё смотрите (в любое мгновение), — видите всё, что делает ваш ребёнок. Легко догадаться, ненароком прикоснувшись к телевизору и ощутив, какой он тёплый, что карапуз выключил его, заслышав поворот ключа в замке. Или по усталым покрасневшим глазам, что старшая сестра не отогнала его от компьютера, зато наслаждалась тишиной и покоем все два часа вашего отсутствия. Не говорите, как вы догадались, а обсудите, что он нарушил. Нарушил правило, и поэтому... (вывод в соответствии с тем, какую методику штрафов вы разработали).
Второй плюс у этого способа — ребёнок (зная, что его контролируют) успешнее будет обучаться самоконтролю. Ибо что такое самоконтроль, как не голос родителей (внутреннего родителя, который сидит в каждом человеке и нашёптывает, и требует, и напоминает)?
Только не переусердствуйте. Трудно человеку всегда оставаться под контролем (даже если он придуманный). Пусть иногда труба «ломается». Вы так и скажете ребёнку: «Знаешь, сегодня я не буду смотреть... ты отвечаешь за себя сам. Надеюсь, мне не придётся волноваться...» Это придаст ребёнку «взрослости», дети ведь очень ответственно относятся к делу, когда им доверяют.
Но, между нами говоря, всё-таки проверьте, а как у него получилось сдержать слово.
Детективы. Когда дело касается собственного ребёнка, как правило, мамы — народ наблюдательный. Вот и воспользуйтесь этим.
Играть очень просто. Вы не спрашиваете: «Где ты был?», «Что с тобой?», вы просто говорите: «Сейчас я угадаю, где и с кем ты был...» или «Судя по этой глине на подмётках, ты сегодня...» Вы просто строите предположения, а по реакции ребёнка нетрудно угадать, попали вы в точку или промахнулись.
Младшеклассники охотно включаются в детективные разборки, наблюдают-отслеживают ваши дедуктивные методы, критикуют и... выдают себя с головой.
Ради справедливости и чтоб ребёнку не надоело, чтоб он не чувствовал себя подконтрольным, детективами бывайте по очереди.
Слова-ассоциации.Заготовьте заранее целый список слов и среди них — где-то половина может касаться волнующей вас темы. Например, вы опасаетесь, что в его компании ребята нюхают клей. Говорите слова быстро — и так же быстро он должен называть свою ассоциацию. Начинаете с нейтрального, небо — самолет, дом — диван, пять — пальцы, а между ними вставляйте то, что вас волнует. По ответам вы быстро разберётесь, что происходит в его голове.
Но часто и таких ухищрений не надо. Если ребёнок вам доверяет — он непременно расскажет. Может, расскажет и не всё, но вы сумеете и догадаться, и расспросить.
Помнить надо, что задушевная беседа рождается спонтанно, её за уши не притянешь, просто когда у юного товарища будет желание поговорить — ловите этот момент, хватайтесь за него.
И хорошо бы ещё восстановить утраченную во многих семьях традицию общаться, а не молча сидеть перед телевизором.
Самый простой способ всегда быть в курсе детских вопросов — завести с раннего детства очень полезную привычку. Немного пошептаться-посекретничать перед сном. Вечером все расслабляются, труднее соврать, проще и легче доверить свои секреты. И ещё это очень объединяет, как и всякая общая тайна.
Как неназойливо проконтролировать
Многие дети, особенно к подростковому возрасту, частенько начинают отгораживаться от родителей. Им вечно кажется, что те лезут в их «личную жизнь». Поэтому непрямые вопросы дадут вам более полную информацию, чем те, которые вы задаёте «в лоб». А если вы знаете, что ваше юное создание любит приврать, — непрямые вопросы помогут узнать правду.
Хотите узнать, был ваш ребёнок на занятиях или не был, спрашиваете:
· Не «Ты ходил на секцию?» — а «Кто там ещё был? Лена сегодня была?..»
· Не «Сколько играл на компьютере?» — а «Сколько уровней прошёл?» (неплохо бы быть в курсе, сколько времени в этой игре отнимает один уровень).
Задавайте косвенные вопросы. Хотите уточнить, выучил ли урок, спросите: «Интересно, а сама я что-то помню про это электричество?.. Ой, покажи-покажи... Как, это твой рисунок?.. Мне так нравится...»
Правда — неправда
Привычку говорить правду тоже иногда надо вырабатывать заново.
Договоритесь с ребёнком, что один раз в день (ну, раз в неделю) можно «официально», на законных основаниях соврать. Сочинить, схитрить. В конце дня подведите итоги: кто угадал? Кто разгадал, когда была сказана неправда?
Этим дадите ребёнку сознаться не теряя лица. А себе — возможность точно увидеть, как ребёнок ведет себя при вранье.
Не делайте из мухи слона
Сейчас эта мама со смехом рассказывает старую историю, а когда это случилось, когда её дочке было 16 лет...
«Сижу в кухне, проверяю тетрадки... Вдруг из дочкиной комнаты полузадушенный вхлип:
— Мама, я должна тебе что-то сказать... что-то ужасное. Ясное дело, я перепугалась. И тут же вспомнила, что вчера нашла у неё эротический журнал. Ну, думаю, всё: ранняя беременность от парня из мафии, венерические болезни из-за наркотиков и...
— Мам (хлюп носом), поди сюда!
Я идти уже не могу, ноги подкашиваются, сердце стучит. Собираю все остатки хладнокровия и кричу:
— Иди ты...
А сама в это время нащупываю «Корвалол».
— Мне стыдно, — ещё жалобнее.
Я пугаюсь ещё больше (хотя — куда больше), уговариваю себя, что ребёнок попал в беду и что ему надо помочь, да чёрт побери, хотя бы услышать, в чём дело — азартные это игры или её уже выперли из школы. С последними остатками мужества я выдавливаю:
— Ну, иди же...
Шлеп... шлеп... шлеп... медленно тащится она по коридору. Сердце падает окончательно от её убитого вида и опущенных глаз. Случилось что-то ещё страшнее и непоправимее, чем я предполагаю.
— Мама, я курю... — выпаливает она и ждёт приговора.
— Дура! — выдыхаю я, ещё не веря своему счастью. Ясное дело, она не поняла, наверное, даже обиделась. Но где ей было знать, что я в уме уже продала и разменяла нашу трёхкомнатную квартиру, чтобы выкупить её из тюрьмы».
ПРАКТИКУМ