Некрасова З., Некрасова Н. - Без опасности. Школьные годы
Некрасова З., Некрасова Н. - Без опасности. Школьные годы
Заряна и Нина Некрасовы
Современный мир, увы, не безопасен. На что же надеяться родителям, отпускающим ребёнка в школу, секцию или компанию друзей? Авторы книги «БЕЗ ОПАСНОСТИ» уверены: рассчитывать можно только на самих детей, ведь мы не можем всегда быть рядом. Зато мы можем создать у ребенка чувство внутренней защищённости, закладывая и развивая необходимые навыки безопасности. Как преодолевать школьные стрессы, что противопоставить дурным компаниям (о сексе, экстремальных развлечениях и наркотиках в этой книге тоже написано).
Если ваш школьник точно знает: его безопасность — это в первую очередь его дело и его ответственность, он будет относиться к своей жизни куда серьёзнее. Не верите, что дети могут глубоко интересоваться собственной безопасностью? Доказательство у вас в руках: иллюстрации к этой книге нарисовал подросток.
А чтобы книга не превратилась в ещё один нудный урок, мы наполнили её играми, тестами и идеями для детей и родителей.
Всё, что важно, может быть интересным!
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление..........................
«Эмигранты детства».........
Кит первый:начинать с себя
Кит второй: учить заранее..
Кит третий: активная позиция ребёнка
Глава 1. Сплошные нервы
Невротические реакции —
как определить и что делать
Тест. Проверьте нервы......
Высокое напряжение..........
Что делать?...........................
Практикум. Мелкие неприятности
Что лечит..............................
Без паники............................
Практикум. Помогите ребёнку расслабиться .
Тест. «Плюсы» и «минусы» вашей тактики ...
Глава 2. Слушайте, что говорит вам ребёнок
Узнать поприметам............
Практикум. Игры-узнавалки
Как неназойливо проконтролировать
Правда — неправда.............
Не делайте из мухи слона...
Практикум. Как узнать состояние ребёнка
по его случайным рисункам
Глава 3, Одни дома...........
«Мелочи» быта....................
Практикум. Игра с огнём..
Ключ от квартиры и... прочие неожиданности ....
Когда дома один..................
Уличные правила................
Творческий подход.............
Помни!!! Это — закон!.......
Практикум. Работа над ошибками
Как проверить ребёнка, который дома
остаётся один.......................
А если не слушается...........
Глава 4. Позвать на помощь
Мими-тест .........................
Практикум. Способы отвлечь внимание
Когда на помощь не зовут..
Скорая визгливая помощь.......
Научите................................
Практикум. Старые игры на новый лад
Почему «герои» помалкивают
Как определить, что ребёнок нуждается в защите ...
Признаки того, что у ребёнка проблемы
Практикум. Откровенный разговор
Героизм, трусость и «понты»
Практикум. Разбор полётов
Глава 5. Доверие и доверчивость —
Не подменяйте одно другим
Испытание на прочность...
Помочь разобраться............
Что сделать...........................
А. Внутренне настроить/ся на добро
Б. Насторожить (но не перепугать)
Игра-наблюдение. Па кого похож?
Тест. Что будешь делать, если
Постоять за себя .,................
Не торопитесь осуждать,
пока не узнали всей правды
Глава 6. Пойдёмтуда, не знаюкуда
Что вы можете сделать сейчас
Страхуемся заранее.............
Застенчивый до нелепости
Практикум. Школа выживания
Как научить ребёнка обращаться с компасом
Как научить ребёнка ориентироваться
на местности........................
Глава 7. Тридцать три несчастья, или
Несчастные случаи, которые не случайны
Глава 8. Когда тянет на подвиги
Боевая готовность...............
Путешествие на... помойку
Практикум. Проявите и отпустите!
Атомная энергия в мирных целях
Обучайте правилам первой помощи
Опасная тишина..................
Практикум. Что делать с курилкой
Идти на поводу...................
Тест. Незаконченное предложение
Что делать, если уверены, что компания не та
Глава 9. Мода на экстрим
Модные и опасные .............
От чего зависит степень опасности
Что касается средств защиты
Будьте в курсе......................
Игры-экстрим......................
Глава 10. Наркотики и дети
Пойдём ко мне, родители на
Практикум. Напиши сценарий
Свой среди своих................
Признаки..............................
Что делать............................
Глава 11. Романтическая сексуальность
Ловушка для девочек..........
Как защитить девочку .......
Самая надёжная защита......
Маленький тест..................
Защита от секснападения ..
Не пугайте и не сбивайте с толку
Практикум. Что делать, если проблемы все-таки есть
Заключение........................
ВСТУПЛЕНИЕ
«Эмигранты детства»
Для ребёнка пойти в школу — то же самое, что взрослому эмигрировать. Собственно, первый год он и есть эмигрант — из страны детства, где всё в общем-то позволено и все проблемы не имеют больших последствий, в страну относительной взрослости. Вместо лояльных детсадовских требований и мирных хождений за ручку к нему теперь постоянно предъявляют требования иные, покруче: учись, веди себя хорошо, сиди смирно. Он получает совсем другой статус и совсем новые обязанности. И самое главное и шокирующее — то, что и родители вдруг резко меняют отношение к нему. Теперь от него требуют большей самостоятельности, чаще говорят «должен» и какие-то вещи считают само собой разумеющимися. Ну конечно, ему теперь надо справляться с этим самому, ведь он уже школьник!
А как справляться? Ещё в конце августа за ним приглядывали и воспитатель, и нянечка, решали все ссоры в группе. А уже через несколько дней он попал в новую группу, где контроль за каждым отдельным сорванцом оказывается значительно меньше. И вопросы его собственной безопасности будут теперь лежать в основном на нём. А школьные коллективы часто бывают похожи на стаи волчат.
И приходится деткам быстро учиться плавать в этой тёмной и непонятной им воде, причём самостоятельно. Конечно, в житейском море выплывают все дети, но одни постоянно хлебают воду и их приходится отлавливать и откачивать, а другие даже в шторм о скалы не разобьются. Как у них это получается? Что делали и делают их родители, чтобы ребёнок был в безопасности?
Мы полагаем, что правила детской безопасности стоят на трёх китах — то есть строятся на трёх простых истинах. Если родители их знают и применяют, то у ребёнка очень много шансов обойтись без опасных травм — и физических, и душевных. 100 % гарантии вам никто не обеспечит, а вот 99 % — вполне вероятно. Потому что если ребёнок учится (и научится) думать своей головой, подчиняться не минутному порыву, а здравому смыслу, шансов на безопасную жизнь у него гораздо, гораздо больше.
Кит первый: начинать с себя
В самолётах нас всех учат на случай аварии: сначала наденьте кислородную маску себе, потом ребёнку. Вас это не удивляет? Хорошо, если не удивляет. Потому что если вы сами задохнётесь — что толку от ваших благородных порывов? Не сумев помочь себе, вы не сможете помочь уже никому. Так и в воспитании, так и в ежедневной заботе о детской безопасности. Хотите уберечь ребёнка от опасности — начинайте с себя. С создания «пространства безопасности» в своей собственной душе.
Только в состоянии внутреннего, душевного покоя можно передать свои навыки и знания, причём передать так, чтоб ребёнок не только слушал, но и слышал, и понимал.
Находясь в гармонии и хорошо понимая, что именно вы хотите сказать, вы сможете избежать крайностей: не будете излишне опекать или жёстко контролировать ребёнка, не станете надеяться и на «авось». Вы сможете полностью и своевременно передать ему навыки, которыми владеете сами. Только зная и соблюдая правила безопасности, можно правильно сориентироваться и помочь ребёнку на собственном опыте убедиться в их необходимости. Вы дадите ребёнку возможность самому приобретать бесценный опыт правильного поведения. Конечно, это вовсе не означает, что можно остановиться у дороги и сказать малышу: иди сам. Это значит, что вы позволите малышу перевести через дорогу вас, соблюдая все дорожные правила. И при этом будете контролировать и корректировать его поведение. Это не означает, что, увидев синяк под глазом у ребёнка, вы скажете: «Сам получил — сам и разбирайся». Это значит, что вы вникнете в ситуацию и, выяснив все обстоятельства, придёте на помощь, а словом или делом — это уже будет зависеть от этих самых обстоятельств, и их остроты, и возраста ребёнка, и его общего настроя.
Если вы сами находитесь в состоянии равновесия, если ваша энергия не расходуется на пустые сожаления, переживания, одёргивания и поучения, если в душе у вас гармония и порядок (ну хотя бы относительные — что требовать от современных родителей невозможного?), — вы правильно сориентировали СЕБЯ. И тогда вы вовремя заметите опасные симптомы и признаки неблагополучия у ребёнка и вовремя его поддержите — как морально, так и физически. И никогда вам не захочется вмешиваться без нужды, сбивая ребёнка с толку, а себя — с ног (от усталости и напряжения).
Кит второй: учить заранее
Так же как младенец, чтобы благополучно встать на ножки и пойти, должен эти ножки (и ручки, и тело, и рефлексы, и т. д.) заранее развить и укрепить, так и подрастающий ребёнок должен заранее приобрести массу полезных навыков, которые и обеспечат в дальнейшем его безопасность. Ребёнок должен быть подготовленным к тому, с чем в жизни ему предстоит столкнуться. Конечно, всего не предусмотришь. Но есть общие принципы и общие закономерности роста и развития, а также типичные ситуации, в которые запросто могут попасть и, увы, попадают наши дети. И если мы их учитываем, мы можем дать общие принципы безопасного поведения. Причём так, чтобы ребёнок усвоил их и захотел ими пользоваться. А уж в частностях он и сам разберётся. Так же как заучивают в школе правила по русскому языку, а потом применяют их к конкретным словам и предложениям — так же должен ребёнок вызубрить правила безопасности.
Когда гром грянет — креститься иногда поздно. Когда ребёнка, а тем более подростка потянет на подвиги и в чужие (для вас) компании, он уже должен уметь думать своей головой и уметь вовремя остановиться. Если то, куда его тянут, опасно для здоровья — физического, социального, морального, то у него должен в какой-то момент сработать внутренний тормоз. Если вы заранее вкладывали в него правильную информацию. Учить с опережением — это прорабатывать заранее те ситуации, в которых может оказаться ваш ребёнок. Но обязательно надо повторять и закреплять. С одного раза никакой навык выработать невозможно, так же как невозможно накачать бицепсы с одной тренировки. Необходимо возвращаться снова и снова к пройденному материалу, снова и снова прорабатывать правила безопасности. Но, конечно, от пустой долбёжки проку будет мало. Повторять и закреплять пройденное надо каждый раз по-разному, учитывая и возраст ребёнка, и особенности его развития. (Подробнее об этом в нашей книге «Без опасности: От рождения до школы».) Дошколёнок вам поверит на слово: маленькие дети с удовольствием узнают что-то новенькое (и о безопасности в том числе) ради самого процесса узнавания — было бы интересно. В школьные годы такая «голая» подача материала уже не пройдёт. Теперь ребёнок во всём, что он делает, должен видеть полезный смысл. И если вы делаете акцент на осмыслении — усвоено будет гораздо лучше. Так что теперь, когда ваш ребёнок дорос до школьного возраста, вы выступаете не просто в роли опекателя и оберегателя, а, скорее, становитесь помощником, дающим полезные, интересные и нужные знания. К старшим же классам, когда дети становятся достаточно самостоятельными, они будут охотно воспринимать и принимать новую информацию к сведению только в том случае, если вы станете её подавать не как учитель (с позиций своей взрослости), а, скорее, как старший опытный друг. Теперь вы не просто выдаёте важную информацию, советы и правила (мол, учись у меня!), вы делитесь ими. Тогда, когда тинэйджер готов их слушать.
Глава 1
СПЛОШНЫЕ НЕРВЫ
ТЕСТ Проверьте нервы
Проверьте, не страдает ли ваш школьник (да и не школьник тоже) невротической реакцией. Есть ли у него какие-то из этих признаков? Ответьте «да» или «нет».
1.В плохом настроении ваш ребёнок пребывает куда чаще, чем в хорошем.
2.У вас создаётся ощущение, что он/она чего-то опасается.
3.Стал очень дёрганым, слова ни скажи, чуть что — сразу в слёзы или в крик.
4.Ничем не может заняться самостоятельно, а просто ходит по пятам и ноет: «Мне ску-учно!»
5.Такое впечатление, что вечно чем-то угнетён или встревожен (причём непонятно чем).
6.Стал рассеянным, вечно что-то теряет и забывает.
7.Ребёнок быстро устаёт, а раньше за то же время мог переделать куда больше дел — и ничего.
8.Часто плачет (или ноет) без каких-то особых причин.
9.Спит плохо, беспокойно.
10.Снятся кошмары, жалуется на плохие сны.
11.Часто жалуется на скуку и однообразие, говорит, что «всё надоело».
12.Очень плохой аппетит.
13.Вечно расстраивается по пустякам (даже когда расстраиваться не из-за чего).
14.Наотрез отказывается оставаться один, даже в своей комнате.
15.Появилась дурная привычка (например, шмыгать носом, часто облизывать губы, покашливать).
16.Замечали, что подёргивает головой или приподнимает плечи.
17.Голова всё" время как бы втянута в плечи (или плечи приподняты и надо напоминать, чтоб отпустил).
18.Какое-то странное «притормаживание» речи, словно ребёнку трудно произносить определённые звуки, а то и слова.
19.Когда торопится, начинает «проглатывать» звуки, словно каша во рту.
20.Когда волнуется, начинает заикаться.
21.Иногда случаются и более неприятные явления: недержание мочи, кала.
По количеству положительных ответов можно судить о степени риска, которому сейчас подвергается психика ребёнка.
Психологи считают, что невротические реакции появляются у ребёнка в основном по двум причинам: от давления и от испуга.
Высокое напряжение
Под давлением подразумевается, конечно, не медицинский термин, а давление в буквальном смысле — давление обстоятельств. Обстоятельства бывают разные, а результат один: ребёнок ощущает себя под прессом.
Отчего случается такое?
Вариант первый: мамы/папы слишком увлеклись воспитательным процессом. Родители деятельно прививают детям навыки культурного поведения... и в результате постоянно твердят «нельзя!». Нельзя шуметь, нельзя туда-сюда залазить (бегать, прыгать, ходить), нельзя громко чавкать и пить чай из блюдечка, дружить с этими ребятами, и т. д., и т. п. Маленькому человеку (да и немаленькому тоже) постоянно приходится держать себя настороже: а не сотворил ли я чего-то недозволенного, а если сотворил, как изловчиться, чтоб они (то есть родители) не заметили, — и это постоянное напряжение выливается в те самые невротические реакции.
Вариант второй: случается с теми детьми, чьи родители стремятся во что бы то ни стало сделать из наследника «супердевочку/супермальчика» — особого ребёнка.
Они постоянно трудятся над совершенствованием своего чада: деятельно занимаются ранним развитием, отдают в разные кружки и секции, неустанно пекутся о его одарённости и о творческом начале. В результате у ребёнка фактически не остаётся времени на то, чтоб просто расслабиться и заняться своими нормальными детскими делами: играть, общаться с друзьями, копаться в своём уголке и мечтать о своём, сокровенном, расти и развиваться в том темпе, который удобен и естествен для него. Жизнь такого ребёнка превращается в сплошную гонку и подгонку, и слова «ты должен» становятся определяющими.
Один мой знакомый мальчик чуть ли не с пелёнок был вовлечён в активную кружковую деятельность, развивался-обучался массой специалистов. До поры до времени всё шло хорошо. Но вот он стал первоклассником. Резко увеличилась нагрузка, занятость, ответственность, а доза «развития» (два раза в неделю — кружок, один — секция плюс музыкальная школа) осталась та же. Месяца через полтора такого удовольствия у ребёнка задёргался правый глаз. Мама, конечно, заволновалась, сводила ребёнка к окулисту, тот зрение проверил — всё в норме. Врач посоветовал попить успокоительные чаи, попринимать расслабляющие ванны. Так и сделали — и веко дёргаться перестало... Но вот вопрос: надолго это? Стрессовая-то ситуация не делась никуда. Если нагрузки остались прежними, то есть огромными, если давление на ребёнка не уменьшится — жди очередного сюрприза. Очередная невротическая реакция не заставит себя долго ждать.
Коварство невротических реакций в том, что разглядишь их не сразу. Кажется, что это просто детская вредность или дурная привычка — привычка шмыгать носом, привычка вжимать голову в плечи, привычка подхныкивать без видимых причин...
Но это не привычки, это болезненная реакция организма, который таким образом показывает: всё, больше не могу, помогите! Как часто родители не слышат этот «крик» — и все силы направляют на устранение «вредных последствий», не обращая внимания на то, что породило их.
Многие «плохие привычки» ребёнка — невротическая реакция его организма на стресс.
Так что ребёнка надо не одёргивать (не поможет, только хуже станет), а лечить.
Испуг — ещё одна популярная причина возникновения невротической реакции.
Вообще-то дети пугаются часто, и ничего в этом страшного нет: мы дрожим от холода, когда замёрзли, так организм защищается от переохлаждения, согреется — и всё придёт в норму. Так и тут. Испугался человек — нервная система «задрожала», а чтобы «дрожь» прошла — надо «согреться», вот и всё. Но зачастую повод, что довёл ребёнка до нервной дрожи, нам кажется незначительным — и мы пропускаем первые симптомы. А вот когда родители вовремя не отреагируют, не заметят и не помогут ребёнку прийти в себя, внутренне успокоиться и собраться — тут и начинаются проблемы.
Как-то после каникул Маша, отличница-третьеклассница, вдруг (ни с того ни с сего!) объявила, что спать одна в своей комнате ни за какие коврижки не желает. На все «почему?» и «что случилось?» ничего вразумительного сказать не могла, а только твердила «боюсь, боюсь». Пару ночей девочке позволили спать в родительской спальне, а потом, посчитав её жалобы за капризы, всё-таки отправили обратно — в свою. И моментально получили полный комплект ночных удовольствий: слёзы во сне, метанья и крики, потные руки и лоб... Но больше всего маму испугал дочкин блуждающий взгляд, когда та, полупроснувшись, вся во власти каких-то своих переживаний, словно не узнавала её. Когда на следующую и на следующую ночь то же самое повторилось, родители помчались к психологу. И правильно сделали. Свеженькие испуги легче и обнаружить, и усмирить. Выяснилось, что во всех кошмарах есть два повторяющихся момента: паника и огонь. Через такие знаковые образы уже не трудно было докопаться до сути: летом ребёнок видел пожар, видел собственными глазами, как горел сарай в соседнем дворе и как суетились люди, когда гасили его. Ребёнок слышал разговоры о каком-то поджоге и о том, что бы могло случиться, если бы вовремя не спохватились. Богатое детское воображение дорисовало всё остальное. И девочке стало страшно. И страх «записался» в подсознании и притаился там. До поры до времени. А школьная нагрузка выступила катализатором и выпустила этот страх наружу.
У детей много поводов испугаться, и они пугаются часто, но одним это легко «сходит с рук», у других испуг словно впечатывается в подсознание; он словно затаился внутри, сидит там и потихоньку обрастает новыми страхами. Причём они, эти новенькие страхи, могут появиться буквально из ничего. Просто встревоженная психика ребёнка найдёт что-то сходное между «тем» и «этим». «Тем», что когда-то породило испуг, и «этим» — что происходит с человеком сейчас. (Сработает какая-то ассоциация, что-то напомнит.) Та же девочка, испугавшаяся пожара, вполне могла бы начать бояться громких звуков, яркого пламени костра, потом и вообще всего «краснеющего» — вплоть до красного сигнала светофора. Если бы мама и папа не спохватились и не приняли срочные меры.
Никто не застрахован от неприятностей, никто не застрахован от бурного реагирования на них, от стрессов и переживаний тоже никто не застрахован. Они и были, и будут, ведь от всего в мире защитить ребёнка нельзя. Как нельзя защитить от самой жизни. В идеале должно быть так: чем дальше (во времени) источник невротической реакции — тем человеку лучше; всё проходит, и она пройдёт. Но так будет, если не подпитывать её исподволь, если убрать (ликвидировать) источник, из которого она зародилась. И если очередной стресс не добавится к предыдущему.
Самое главное — вовремя заметить нетипичное поведение ребёнка и вовремя отреагировать на него.
Что делать?
Вы заметили, что у вашего ребёнка невротическая реакция на... на что? Вот это-то вам и предстоит определить.
Это не так и трудно, если внимательно прислушиваться к тому, о чём говорит, что рассказывает ребёнок. Мы много говорим сами, хвалим и ругаем, наставляем и обучаем, делимся опытом и советуем, советуем, советуем... И плохо слушаем своих детей.
Нам, обременённым взрослыми заботами, детские проблемы подчас кажутся такими наивными, такими пустяковыми! Ну подумаешь, сын расстроен, что друг его Петька подставил подножку или «коллега по парте» не дал на контрольной списать; или дочку прямо при всех одноклассниках назвали «наглой особой» — и все над нею смеялись; или кто-то стащил из портфеля линейку и бутерброд у вашего первоклашки... А между тем такие мелкие (с нашей точки зрения) происшествия могут так же жёстко заставить страдать ребёнка, как начальник, который лишил вас премиальных, а вы не понимаете — за что?!
Вслушивайтесь в то, что говорит вам ребёнок, и не принимайте его подчас наивные искренние рассказы за пустяки — и вы вычлените, выделите из этого потока слов ту проблему, которая так негативно на него повлияла.
ПРАКТИКУМ
Мелкие неприятности
Вам будет гораздо легче понять своего ребёнка, и замечать, и не высмеивать его «пустяки», если вы вспомните себя. В детстве. И те проблемы, которые вас волновали, и те эмоции, которые обуревали вас.
Это упражнение поможет вам понять и почувствовать, что даже мелкие детские переживания не так мелки, как вам кажется. И способны порою оставить очень глубокий след.
В свободное время возьмите чистый лист бумаги (или сядьте за компьютер, если неразлучны с ним) и напишите заголовок: «Мои детские страдания» («Из-за чего я страдала в детстве»). И под номером 1 напишите первое, что вам вспомнится, — любое происшествие из детства, которое выбило вас тогда из колеи. Потом поставьте номер 2.
И снова запишите то, что всплыло в памяти: как вы переживали из-за... из-за чего? Потом поставьте номер 3, 4, 5 — сколько вспомните. Ничего не надо описывать подробно — ваши эмоции допишут за вас. Просто вспоминайте и перечисляйте. Даже если вначале дело будет двигаться со скрипом — не останавливайтесь. В какой-то момент масса давно забытых событий и переживаний встанет в очередь, обрушится на вас со всех сторон. И памятью, и чувствами вы будете уходить всё дальше и дальше — в самые давние дни детства. Вы сами удивитесь, какие, казалось бы, незначительные, мелкие события заставляли вас страдать и переживать. А теперь подумайте вот о чём: ваш ребёнок так же остро страдает и переживает из-за каких-то «мелочей».
Когда мы сами эмоционально возвращаемся в детство, нам легче понять и своих детей. Нам легче тогда разобраться, что их тревожит и что выбивает из колеи. А значит, мы не пропустим опасных симптомов, мы заметим любую невротическую реакцию и сможем выявить ту причину, которая породила её.
Впрочем, надеяться только на детские рассказы не стоит. Не всегда, к сожалению, ребёнок может озвучить то, что задело его за живое, то, что заставило его страдать.
Потому что, бывает, и сам не в силах понять, что происходит с ним, что тревожит его и мучит. Дело в том, что событие, которое вызвало тот или иной дискомфорт, у маленьких детей быстро выветривается из головы. (Остаются только последствия в виде немотивированных капризов и невротических реакций.) А старшие дети если и помнят, то часто стесняются по тем или иным причинам сказать родителям правду.
Так что приставать и спрашивать «что случилось?» — дело хлопотное, а иногда и вовсе бесперспективное. Тогда стоит действовать по-другому.
Как определить, из-за чего возник страх, испуг, нервное напряжение?
Вспомните:
· что изменилось в жизни ребёнка (пошёл в первый класс, начал посещать секцию, друг переехал в другой город);
· что новенького или непривычного недавно случилось с ним (вечером сидел дома один — и вдруг погас свет? или получил от вас грандиозный нагоняй и теперь чувствует себя виноватым? или в школе с ним обошлись несправедливо?);
· расспросите тех, кто был (бывает) вместе с вашим ребёнком, о том же.
Посмотрите:
· понаблюдайте за детскими играми (в игре дети себя не контролируют и могут легко «проговориться»);
· окиньте внимательным взглядом его целиком — от макушки до пяток, так, как будто видите в первый раз;
· обратите внимание на мимику, жесты, позу, выражение глаз — невербальный язык говорит иногда больше, чем целые речи.
Послушайте:
· прислушайтесь к детским разговорам: что рассказывает ребёнок вам, о чём говорит с друзьями (по телефону, например);
· прислушайтесь к вопросам, которые он вам задаёт. Если повторяется один и тот же мотив (даже в разных вариациях) — вполне вероятно, что это послужило толчком, первопричиной, вызвавшей цепную реакцию переживаний.
Подумайте:
· обратите внимание на то, что снится ребёнку, проанализируйте сны — часто во сне в иносказательной форме проявляется то, что ребёнка испугало или доконало;
· подумайте, есть ли темы, обсуждение которых ваш ребёнок упорно избегает (а вдруг это та самая больная мозоль, которую берегут?);
· возможно, ситуация, в которую попал ребёнок, совпала с пиковым периодом какого-то возрастного страха — сопоставьте и сделайте выводы (о возрастных страхах читайте в нашей книге «Без опасности: От рождения до школы»).
Итак, вы узнали. А дальше что?
Одна из самых распространенных родительских ошибок — это узнать, что случилось, но посчитать это событие сущей мелочью.
Однако бывает, что такая мелочь определяет характер и судьбу молодого человека. Многие из тех, кто, например, заикается, в детстве испугались сущего пустяка, который и особой-то угрозы для жизни не представлял, — машины, промчавшейся рядом, грозы, бушевавшей на другом конце города. Такое «несерьёзное» событие может стать просто последней каплей, а на самом деле что-то в душе ребёнка копилось, и копилось давно.
Вот рассказ одной знакомой мамы. Её дочка давно выросла, и событие это — из далёкого прошлого, но она помнит его «как вчера»:
«Дочке тогда было семь с половиной лет. Ей должны были делать операцию аппендицита. И вот когда мы пошли на приём к врачу, с нами увязалась её подружка. Сначала я подумала, что для моральной поддержки. Но пока дочку осматривал врач, подружка эта стала жаловаться, что у неё тоже страшно болит живот. Я посмотрела: лицо бледное, страдальческие глаза — и к доктору, бегом. И представляете — никакого аппендицита, одна симуляция. Да такая ловкая, что даже хирург сразу не смог разобраться, чуть тоже в больницу не уложили. Вот до сих пор не пойму, зачем ей захотелось под нож? Странные эти дети...»
А ведь на самом деле всё очень просто. Не под нож девочке захотелось, ей хотелось особого внимания к себе, и заботы, и чтоб кто-то погладил её по головке, и принёс передачку в палату, и рядом потом посидел.
Невротические симптомы и некоторые другие проявления эмоциональной нестабильности часто воспринимаются взрослыми как капризы, вредность, дурное поведение — недовоспитанность. И опасны, по сути, не сами реакции, а несерьёзное (небрежное, а то и легкомысленное) отношение родителей к ним.
Детей, у которых отмечаются неблагоприятные симптомы, конечно, необходимо лечить. Это вопрос их душевного здоровья, эмоциональной безопасности. Ведь от душевного состояния ребёнка напрямую зависит скорость его реакции, ясность мысли и то, сможет ли он в экстремальной ситуации собраться с духом и постоять за себя.
Внешняя безопасность человека всегда зависит от того, что у него внутри. Нельзя ребёнка оставлять наедине с его проблемами, даже если на первый взгляд они выглядят пустяковыми и не стоящими внимания. («Да выкинь ты это из головы!» — вы не говорите так своим детям?) У детей иной мир, иные интересы, и то, что в вашем мире не значит ничего, для ребёнка может оказаться очень и очень серьёзным*.
Что лечит
Официальная схема лечения примерно такова. Родителям, у чьих детей.отмечаются упорные невротические жалобы, надо обратиться к педиатру, невропатологу, и, если понадобится, эти врачи направят ребёнка к другим специалистам (детскому психиатру, психологу), будет назначен необходимый курс.
Лечение невротических состояний должно быть комплексным.
Составляющие этого комплекса: психотерапия, медикаментозная терапия, а в ряде случаев — физиотерапия.
Понятно, что медикаментозная терапия назначается индивидуально каждому ребёнку (и только врачом). Кому-то хватает препаратов растительного происхождения (той же валерианы, мяты перечной или лимонной, зверобоя или пустырника, пассифлоры или мелиссы лимонной). Кому-то необходимо более серьёзное и длительное лечение.
Но всё-таки, как бы ребёнка ни лечили, какие бы процедуры вы ни проходили с ним, главная составляющая этого комплекса (о чём врачи говорят почему-то редко) — правильное поведение родителей. Отношение к своему ребёнку и — бдительность.
Врачи привыкли лечить лекарствами, и потому те и будут вам предписаны — когда невротические симптомы налицо. К сожалению, случается и такое: ребёнку вдруг назначают весьма крутой медикаментозный курс. И не всегда обоснованно.
Одна знакомая мама рассказывала нам, как её сыну, которого она срочно привела к врачу после того, как он ночь побродил по квартире (снохождение, которое не редкость в пору гормональной перестройки организма), с ходу выписали лекарства из списка «А» — сразу, без дополнительных обследований. А когда мама засомневалась, а не слишком ли силён препарат, медик спросил: «Так что, вам выписывать его или нет?! Решайте быстрее...»
Мы говорим об этом не затем, чтобы раскритиковать отечественную медицину, нет. Мы просто хотим обратить ваше внимание: люди, в том числе и врачи, бывают разные. По большому счёту, здоровье вашего ребёнка в ваших руках. Будьте бдительны, лечение ребёнка — это как раз тот случай, когда лучше семь раз отмерить...
Обращайтесь к врачам. НО! — не доверяйте слепо. Если есть хоть малейшее сомнение, консультируйтесь у разных специалистов, соберите консилиум, выясните все тонкости воздействия препаратов. Следите, что за медикаменты вы даёте и как даёте, следите за тем, как «поднимать» и «опускать» дозы, следите за состоянием ребёнка. Одну мою знакомую маму лечащий эскулап забыл предупредить, что дозы неких сильнодействующих таблеток, предписанных её сыну, надо снижать постепенно, в течение двух недель. В результате у подростка начались судороги. «Что же вы, сами не знали?» — упрекнул он перепуганную маму, когда они с сыном в очередной раз предстали перед его очами. И это единственное, что они услышали от врача.
Но есть один рецепт. Он до наивности прост. Он помогает даже в самых запущенных случаях, даже тогда, когда родители, перепробовав кучу курсов и обойдя массу врачей, уже почти отчаялись. Если «ничего не помогает», значит, не задействован самый главный для душевного здоровья фактор: ваша безусловная любовь.
Помните девочку, которая симулировала воспаление аппендицита? А ведь ей тогда на самом деле стало нехорошо. По странному стечению обстоятельств с ней, теперь уже совсем взрослой, я оказалась знакома. «Конечно, брошенной я не была, мы жили хорошо, богато — как говорили тогда. По — ух, кик я завидовала Алке! Ее мама дома сидела, а мои работали день и ночь. Вот, думаю, буду лежать вся в бинтах, мама прибежит и про все дела забудет. А потом поедем в санаторий, в поезд сядем, будем разговаривать, разговаривать... Нет, вы не подумайте, ко мне родители очень хорошо относились... По я всё равно завидовала. Знаете, у меня внутри такая тоска была, ну так, временами. А потом? Потом подросла, компания хорошая появилась, и как-то всё само прошло. Аппендицит? Самое смешное, что в четвёртом классе в самом деле операцию пришлось делать: как напророчила».
В сущности, каждый из нас, оглянувшись на прошлое, может вспомнить нечто подобное — какой-то момент, когда он чувствовал себя совершенно беззащитным, одиноким, заброшенным маленьким существом. И пусть эта «заброшенность» на самом деле существовала только в нашем воображении — от этого было не легче. Потому что каждому ребёнку важно ощущать родительскую любовь. Не на словах, а на деле, в поддержке, в понимании, в участии, в том, что уверенность есть: как бы ни были взрослые заняты, они всегда (всегда!) найдут для меня время. И смогут отстраниться от своих очень важных, очень взрослых дел — и не упрекнут, и не станут искать сто одно объяснение про то, как они заняты, и не будут твердить «подожди»... Когда я буду очень нуждаться в них.
А как понять, что ребёнок нуждается, что сейчас, вот сейчас ему трудно без вас обойтись? Что это не капризы и не приставание просто так, а предел, за которым начнутся проблемы?
Понять и не ошибиться вы сможете только тогда, когда ваша любовь к ребёнку безусловна. Когда вы любите просто так — за то, что он есть, а не за то, что он чему-то (вашим требованиям, запросам — условиям) соответствует. Не только тогда, когда оправдывает ваши надежды. Когда не доставляет хлопот и слушается. Когда победил в школьной олимпиаде. Когда он не такой, какой есть, а такой, каким вы хотите его видеть.
И даже не важно, что это не совсем так, что ребёнок слегка заблуждается, сомневаясь в вашей любви. Главное — он сам верит в это; ребёнок верит, что вы его любите не всегда. Любите «порционно», когда он соответствует вашим ожиданиям.
Бы можете делать для ребёнка много-много, вы можете делать всё-всё-всё: осыпать игрушками и одеждой, отдавать в самые престижные школы, возить за тридевять земель в сказочные страны, а ребёнок всё равно будет чувствовать себя обделённым. Если невроз не проходит, если проявляется то так, то этак, если стрессовая ситуация налицо — значит, вы не сделали самого главного. Потому что главное лекарство — любовь.
Ваша безусловная любовь. Это дар и это лекарство, и главный рецепт, это тот целебный воздух, которым мы дышим, та атмосфера, которая защищает и даёт возможность человеку правильно развиваться, расти. Сначала — она, а всё остальное — потом.
Алгоритм действий:
1. Успокойтесь (успокойте себя). Не стоит бояться, паниковать, если у ребёнка обнаружились подозрительные симптомы. (Без них в наше время не обходится фактически никто.) Многие родители долго вообще ничего не замечают: ну шмыгает носом, ну и что... А вы — заметили. Вы — молодец, потому что смогли обнаружить неполадки.
2. Выясните причину. Отчего и когда это с ним началось. Трудно определить самостоятельно? Обращайтесь к специалистам. Вы теперь знаете, отчего и когда? Вы — молодец, потому что сохраняете с ним <