Аккумулированные следы прошлых жизней, укорененные в страдании, будут “пережиты” в этом и последующих воплощениях.
День 1
Приветствие. Сесть на кирпич или сложенные одеяла, перекрестить голени, отставить кончики пальцев рук по бокам от таза, направить локти назад и поднять грудную клетку, поднять боковые ребра и, направляя взгляд вперед, оставить глаза открытыми.
Сохраняя форму грудной клетки, соединить ладони перед грудью в Намасте напротив центра грудной клетки, на вдохе поднимите основание грудины до уровня запястья со стороны больших пальцев рук так, чтобы было соприкосновение с грудиной . Слегка отведите большие пальцы рук от грудины и поднимите основание грудины в направлении центра грудины.
Глаза мягкие, взгляд направлен вперед. Направьте лопатки в спину и расправьте кожу между лопатками и, если вы уверены, что глаза мягкие и взгляд направлен строго вперед, закройте глаза.
Лоис произносит слова приветствия Патанджали и участники семинара повторяют за ней.
Произнося приветствие Патанджали, обычно мы закрываем глаза, но если ученик находится в состоянии депрессии или имеет место посттравматический синдром, то глаза не должны закрываться, надо продолжать мягко смотреть вперед.
Три сутры актуальны в плане темы семинара:
Аккумулированные следы прошлых жизней, укорененные в страдании, будут “пережиты” в этом и последующих воплощениях.
Пока источник действия продолжает существовать, он будет определять происхождение, продолжительность жизни и все то, что предстоит испытать.
В зависимости от того, благи ли наши действия, порочны или имеют смешанную природу, качество жизни, ее продолжительность, а также само происхождение будут переживаться либо как приятные, либо как болезненные.
Лоис раздает участникам семинара программы последовательностей асан, которые позволяют преодолеть различные эмоциональные нарушения.
Прашант Айенгар считает, что выполнение асан в такой последовательности “переворачивает” сознание и позволяет взглянуть на события по-новому.
Адхо Мукха Шванасана
Голова на опоре из сложенного одеяла. ( женщины во время критических дней выполняют асану с использованием нижней веревки.)
Основание черепа должно быть параллельно полу, лоб на опоре расположен параллельно полу, лопатки раскрыты, область надпочечников должна быть мягкой. Использование рук и ног позволяет спине удлиняться, освобождая область надпочечников, а подбородку продвигаться параллельно полу вперед, что опускает мозг от задней поверхности черепа внутрь головы.
Адхо Мукха Врикшасана
Ладони на пол: кончики пальцев в пол, центры ладоней в пол, локти выпрямить, если локти слишком широко – ремень на локти, локти замкнуть.
Взмахнув прямой ногой, войдите в стойку на руках; давите пятками стену и направляйте пятки по стене вверх, удлиняя ягодицы вверх, бока вверх. При входе, направляя резко прямую ногу вверх, действуйте с энтузиазмом.
Пинча Майюрасана
Три человека демонстрируют позу в центре зала.
Реакция на потери в жизни может быть разной: мир переворачивается и, чтобы выдержать, вы переворачиваетесь, раскрывая сердечную чакру. Выполнение Пинча Майюрасаны позволяет это осуществить.
Пинча Майюрасана у стены.
Использовать кирпич и ремень.
Поставить предплечья на коврик: ладонь вверх и прижать внешний локоть.
Локти направлять под себя, развернуть ладони вниз, поднимать верх рук вверх.
Выпрямить ноги, подходить ближе.
“Отбросив все” как учил Гуруджи, поднять ноги вверх от работы рук.
Пятки не ронять и направлять верх руки вперед, от стены. – грудная клетка должна раскрыться.
Если имеет место опухоль или нарушения в работе мозга, то начинать практику надо со скручиваний, чтобы нервная система установила контакт с мозгом.
Ширшасана.
Учить выполнению Ширшасаны на небольшом расстоянии от стены опасно, т.к., если ученик теряет баланс и падает в направлении стены, можно повредить шею.
Для обретения баланса в Ширшасане отталкиваться стопами от стены хуже, чем поднимать стопы от пола и обретать баланс по мере поднятия ног.
Ширшасана у стены.
Сложить коврик, расположить коврик у стены, Расположить переплет пальцев рук и стены, опустить голову на коврик и поднять махом ноги на стену. Направляя с усилием предплечья в коврик, максимально сильно поднять верх руки от коврика, направить вверх ребра, таз и оторвать две пятки от стены одновременно. Таким образом пятки удаляются от стены от усилия рук.
Элемент земли (вес и стабильность) максимально проявляется в предплечьях.
Ширшасана в центре зала
Сложить коврик и разместить в центре за или на расстоянии от стены, превышающем рост ученика. Элемент земли и в руках{предплечья) и в ногах.
Переплет пальцев рук очень плотный и только на уровне ногтей большие пальцы друг на друга и вниз, а плечи вверх. Опустить голову на коврик в чашу ладоней. Кожа предплечий должна вращаться внутрь. Думать только о том, что надо делать. Сжимать перемычки пальцев рук, но пальцы не сжимать, а удлинять и плечи поднимать.
Локти внутрь, запястья на внутренний край. Выпрямить ноги и, направляя кожу ног сзади к ягодицам, поднять две ноги одновременно. (можно через согнутые колени, но одновременно)
Вытяжение ногами вверх и выход. Отдых в Адхо Мукха Вирасане.
Сарвангасана.
Использовать 6 одеял и расположить ровный край одеял на краю коврика. Свободный конец коврика положить на одеяла сверху под локти.
Ремень использовать, если не может подниматься спина, спина не может подниматься, если расходятся локти и лопатки не приближаются к ребрам спины.
Сесть перед одеялами, расположить спину на одеялах, перенести ноги за голову, если необходимо, надеть ремень на локти.
Выпрямляя колени в Халасане, захватить руками коврик и тянуть коврик от спины и поднимать спину от коврика.
Продвинуть стопы от головы, и помещая ладони на спину как можно ближе к лопаткам стараться стать как можно выше в плечах.
Ремень помогает поднять спину. Поднять от пола сначала одну ногу, затем другую. Ягодицы вперед, бедра назад. Ладони ближе к лопаткам, удлинять руки в локти и прижать локти. Вес в локти, а не в голову. Поднять внутренние ноги внутренними пятками, ногами тянуть позвоночник вверх, не перегружая мячики стоп.
Убрать работой ног и рук вес с головы, кость грудины открыть в сторону груди, кость грудины к подбородку. Вес в локти, внешний локоть вниз, поднять ребра, ягодицы внутренней ногой, больше удлинять позвоночник. Смотреть в центр груди.
Эка Пада Сарвангасана
Направляйте ногу вниз до уровня параллельно полу, сохраняя седалищные кости на одном уровне, внутренний пах направленной вниз ноги тяните вверх. Руки ниже, грудная клетка выше. Смена ног. Сохранять тазобедренные суставы и седалищные кости на одном уровне, расширить ключицы. Выход в Халасану по одной ноге.
Во время критических дней альтернативная программа: Супта Падангуштасана 2 с ремнем на болстер.
День 2.
Приветствие Патанджали.
Вопросы по материалам предыдущего дня.
Воздействие практики на функцию гипофиза и гипоталамуса.
Гипофиз находится в области затылка у основания черепа, на гипоталамус оказываем некоторое воздействие, делая правильно Джаландхара Бандху. Балансировать в практике надо работу всех желез. В основном эта работа заключается в балансировании позвоночника от копчика до первого позвонка в основании черепа; это приводит к балансирующему воздействию на мозг.
Связь напряжения плавающих ребер с состоянием тревожности.
Наличие тревожности, прежде всего, проявляется в выражении глаз и лица ученика, причем лицо важнее. Жесткость в ребрах лишь подтверждает наличие состояния тревожности.
Лоис осознает наличие тревожности в учениках на основании многолетнего анализа результатов интервью учеников и проявления обозначенных проблем со здоровьем в телах и выражении лиц во время практики.
Вопрос относительно необходимости сохранять глаза открытыми при состоянии эмоциональной нестабильности.
Восстановительная практика на перекрещенных болстерах минимум 3 минуты, максимум 10 минут (т.е. три круга кровообращения) Если дискомфорт в нижней части спины, то выводить раньше. При депрессии или тревожности глаза держать открытыми, может быть делать перерывы, закрывать глаза и вновь мягко открывать. Очень интенсивно думающим тоже рекомендуется держать глаза открытыми, стараясь не напрягать их, или закрыть глаза под воздействием небольшого веса. Наблюдать, если мозг спокоен, то, после хорошей Шавасаны, глаза должны открываться не быстро.
Адхо Мукха Вирасана.
Использовать для опоры под лоб сложенное одеяло или кирпич.
Колени развести, бока вытянуть. Свободные ягодицы развести, живот освободить, и позволить позвоночнику впитаться внутрь спины от основания.;
А) кирпич на грань – лоб на кирпич, затылок отдыхает и опускается в направлении лба, если нет, то использовать еще 2 кирпича под ладони, поднять ладони на кирпичи и позволить подмышкам отпускаться к полу;
Б) подбородок на кирпич и пространство в затылке сохраняется;
В) кирпич на торец, подбородок на кирпич, локти на пол, затылок вперед, плечи назад, глаза раскрыть, расширить плечевые суставы, продвигая кость грудины вперед.
Адхо Мукха Шванасана
Голова на кирпич, бока грудной клетки к тазобедренным суставам, пятки изнутри наружу, переднюю поверхность ног вверх, заднюю поверхность ног вниз, колени назад, ноги уходят от ребер, подмышки к ногам: почки, надпочечники, спина мягкие.
Уттанасана
Руки на полу (во время критических дней – руки прямые прогиб в лопатках).
При выходе из позы ладони на таз, локти вверх и от усилия ног (пятки прижимать) – подниматься. Ноги сильные, затылок, лопатки в одну плоскость и эту плоскость поднимать силой ног, направить руки вниз, поднять грудную клетку выше, сделать мягкий, глубокий вдох.
Тадасана.
Позы стоя
Тадасана
Кончики пальцев рук вниз удлинять, кончики пальцев стоп вперед удлинять.
Прасарита Падоттанасана
Прыжком развести ноги шире, вытянуть руки вверх, осознавая вытяжение пальцев рук; наклоняясь, направить кончики пальцев рук вниз, кончики пальцев стоп вперед. Вернуться в Тадасану. Повторить три раза, думая о кончиках пальцев рук и ног.
Паршвоттанасана
Кончиками пальцев рук коснуться пола, направляя кончики пальцев стоп вперед – повторить три раза.
Тадасана
Пальцы рук вниз, пальцы стоп вперед.
Такой подход к практике поз стоя используется для учеников, утративших контакт с телом в результате стрессовых ситуаций. Им необходимо осознать свое тело от центра до периферии – кончиков пальцев рук и ног. Это позволяет почувствовать границы своего тела через вытяжение конечностей до кончиков пальцев.
Адхо Мукха Вирасана настраивает тело, многократное повторение асан с вытяжением конечностей позволяет сделать мозг как масло. До этого их мозг как камень и они заперты в своем теле, мозг витает, ощущение границ тела отсутствует. Мозг должен добраться через вытяжение конечностей от центра до периферии, почувствовать свои границы и быть в настоящем моменте практики. Это позволяет справиться и с диссоциацией сознания, позволяя вернуть сознание в тело.
Использовать одну и ту же инструкцию, не требуя 100% выполнения позы.
Уттхита Триконасана.
Прыжком развести ноги и вытянуть руки до кончиков пальцев.
Наклоняясь вправо, захватить голень и держать запястья крепкими и сильными.
Выйти из позы, вновь наклониться вправо, контролируя состояние крепости и силы в запястьях.
Выйти и повторить еще раз, осознанно наблюдая крепость и силу в запястьях обеих рук.
Трижды повторить позу влево, осознавая крепость и силу в запястьях.
Уттхита Паршва Конасана
Трижды войти в позу вправо и повторить вход трижды влево, осознавая сильными локти.
Глаза мягкие, а локти твердые и сильные.
Вирабхадрасана I
(В критические дни альтернатива – Паршвоттанасана)
Ноги развести, лопатки развести, войти в позу, сохраняя плечи сильными и твердыми.
Трижды сгибаем правое колено – плечи сильные и твердые и повторяем влево с осознанием силы и твердости плеч.
Чувствуя запястья, локти и плечи, мы входим в пространство тела сознанием, заполняя осознанностью.
Для детей поднимать руки поочередно, учитывая, что к пространству ладони мозг привязан больше, чем к пространству руки (на уровне ДНК).
При интенсивном, повторяющемся движении нет времени думать и уплывать сознанием из настоящего момента. Преподаватель при такой практике не акцентирует внимание на множестве моментов, только один акцент, продвигая внимание и сознание от периферии к центру тела.
Ученики с посттравматическим синдромом и повышенной тревожностью внутри ощущают себя “замерзшими” и надо заставить их двигаться.
Лоис в своем центре йоги в начальный класс допускает только реальных новичков, преподавание ведется по семестрам, в начальном классе полностью отсутствуют демонстрации поз, только объяснения и инструкции, т.к. новички еще не готовы видеть смысл демонстрации поз. Они не умеют смотреть, они должны делать, должны двигаться, их надо просто отправлять в позу.
Ширшасана
Сложить коврик, поместить переплетенные пальцы рук на коврик, предплечья на коврик, локти под плечи; кончик большого пальца одной руки накрывает кончик большого пальца другой руки и опускаются к указательным пальцам, прижимая запястья к полу. Направить внешние запястья к мизинцам, центр предплечья перпендикулярен полу. Надо прокрутить локоть внутрь и наблюдать, как возрастает ощущение силы в руках. Опустите голову на коврик, затылок в ладони, поднимите колени и подходите стопами ближе.
Успокойте дыхание, направляя бедра к ягодицам, поднимайте ноги.
Внешние запястья перпендикулярно припечатываются к полу, кость предплечий перпендикулярна полу. Бедра внутрь – живот мягкий.
Не смотрите глазами по сторонам, взгляд только вперед.
Чем больше заворачиваются бедра, тем больше запястья вниз и тем мягче живот.
Пальцы стоп вперед, локти сильные, взгляд спокойный, взгляд вдоль пола.
Наблюдайте за мозгом. Мозг ‑ объект наблюдения. Если работаете правильно, то можно и клетки мозга поднять.
Выход. Отдых в Адхо Мукха Вирасане
Типичная ошибка в Ширшасане – прогиб в пояснице и жесткий живот. Жесткий живот это страх.
Поправки: поднять плечи, поднять ногами ягодицы, пахи мягкие, бедра внутрь, мягкий живот ‑ диафрагма расширяется, лицо мягкое.
Выполняя позу у стены, оторвите 2 пятки одновременно от стены.
Если диафрагма жесткая и поясница прогибается, вместо того, чтобы расширялась диафрагма, то надо делать больше скручиваний.
Джану Ширшасана
Сесть на сложенное одеяло, согнуть правую ногу в колене, рукой развернуть левое бедро, не заводить подошву правой ноги под левое бедро, развернуть правую стопу подошвой к потолку.
Вытянуть обе руки в Урдхва Хастасану и, наклоняясь, захватить левую стопу пальцами или набросить ремень на стопу и держать его руками.
Важно направить задние ребра внутрь, так, чтобы пупок выдвигался вперед и двигался к потолку. Если пупок двигается назад, то точно надо использовать ремень.
Еще раз наблюдать и осознать: пупок двигается немного вперед и вверх, тазобедренные суставы расположены ровно, не смещаются, правое колено уходит назад. Удлиняется передняя поверхность позвоночника. Затылок сохраняет свое расположение в одной плоскости с лопатками, глаза параллельны полу,
Мозг впереди. Выходя из позы, руки не поднимать, руки на пол, глаза параллельны полу.
Важно отслеживать движение лопаток к ребрам и ребра внутрь спины, потому что область лопаток балансирует нервную систему. Если лопатки не двигаются, необходимо сесть выше, на широко сложенные одеяла, сесть на передние части седалищных костей, ноги держать очень сильными и наклоняться от тазобедренных суставов, вытягивая руками бока корпуса и балансируя положение лопаток. Использовать ремень.
Лоис, ассистируя, вытягивает руки ученика вверх и своими руками продвигает лопатки ученика вперед.
Повторяем. Освободить ягодицы, руками ребра раздвинуть, ремень на стопу, пупок вперед, локти не сгибать, прогибать лопатки. Нельзя поступаться лопатками. Выпуклая спина - причина остеопороза, Нельзя поступаться спиной. Лопатки и затылок держать в одной плоскости. Если используется ремень, локти не сгибать, а прогибать лопатки и лопатками ребра. Если захват стопы, то при условии движения лопаток внутрь спины, можно сгибать локти, опуская лопатки в спину. Руки и ноги крепкие, а межреберные мышцы мягкие и лопатки в спину. Грудной отдел позвоночника должен идти внутрь спины и вверх. Этот этап практики наклонов требует терпения. Терпением лопатки в спину, терпением грудной отдел позвоночника внутрь спины, терпением пупок вперед и вверх, терпением наклон от тазобедренных суставов. Когда межреберные мышцы становятся мягче и действительно лопатки продвигаются вперед, при маниакальных состояниях, используя кирпич, поместить лоб на торец кирпича, при депрессивных состояниях на торец кирпича поместить подбородок.
Пока пупок идет вперед и вверх, можно наклоняться вперед.
Те, кто совсем, даже используя ремень, наклониться не могут, должны взять стул и три болстера. Опираясь передней поверхностью тела на болстер, расслабьте межреберные мышцы: ноги и руки крепкие, мышцы мягкие и поместите лоб на скрученное одеяло при наличии возбуждения или подбородок на опору при депрессивных состояниях. При использовании ремня в позе не находиться долго. Наблюдать: затылок в линию с плечами, межреберные мышцы мягкие, лопатки прогибаются внутрь спины, задний край уха параллелен потолку, глаза параллельны полу. Позвоночник от кожи спины направляется внутрь тела, мозг вперед, взгляд вперед, но не напрягайте брови.
Пасчимоттанасана со стулом
Сесть на сложенные одеяла, стопы на ширине тазобедренных суставов, внешние ноги касаются ножек стула.
Руки – Урдхва Хастасана, пупок вверх, наклон грудной клетки от лопаток: лопатки вперед, межреберные мягкие, прогиб в лопатках. Сравнить состояния при положении головы: лоб на опору, подбородок на опору.
Вопросы.
10.4.
Одеяло на стул. Ягодицы на одеяло. Чем таз выше, тем позвоночник больше освобождается, свисая со стула. Руками держаться за передние ножки стула и ногами зацепиться за перекладину между задними ножками стула.
Завершение практики.
Випарита Карани из Сету Бандха Сарвангасаны на кирпиче. ( Во время критических дней только Сету Бандха Сарвангасана на кирпиче).
В Сету Бандха Сарвангасане на кирпиче расслабить живот, слегка развести ноги, кость грудины перпендикулярна полу, глаза спокойные, взгляд мягкий. Кирпич точно под копчик, задние пахи к передним, кость лобка расширить.
Ноги согнуть, оторвать стопы от пола и вытянуть ноги вверх, сохраняя мягким живот.
На выходе, согнуть ноги, опустить стопы на пол, приподнять внешние лодыжки, приподнять ягодицы. Убрать кирпич. Опускаясь вниз, двигать ягодицы к стопам, опуская позвонок за позвонком.
Свастикасана – кирпич под голову. Руки не тянуть, согнуть в локтях, спина расширяется от центра к краям. Задний мозг опускается к переднему.
День 1
Приветствие. Сесть на кирпич или сложенные одеяла, перекрестить голени, отставить кончики пальцев рук по бокам от таза, направить локти назад и поднять грудную клетку, поднять боковые ребра и, направляя взгляд вперед, оставить глаза открытыми.
Сохраняя форму грудной клетки, соединить ладони перед грудью в Намасте напротив центра грудной клетки, на вдохе поднимите основание грудины до уровня запястья со стороны больших пальцев рук так, чтобы было соприкосновение с грудиной . Слегка отведите большие пальцы рук от грудины и поднимите основание грудины в направлении центра грудины.
Глаза мягкие, взгляд направлен вперед. Направьте лопатки в спину и расправьте кожу между лопатками и, если вы уверены, что глаза мягкие и взгляд направлен строго вперед, закройте глаза.
Лоис произносит слова приветствия Патанджали и участники семинара повторяют за ней.
Произнося приветствие Патанджали, обычно мы закрываем глаза, но если ученик находится в состоянии депрессии или имеет место посттравматический синдром, то глаза не должны закрываться, надо продолжать мягко смотреть вперед.
Три сутры актуальны в плане темы семинара:
Аккумулированные следы прошлых жизней, укорененные в страдании, будут “пережиты” в этом и последующих воплощениях.