Ребенок с нарушениями эмоциональной сферы и поведения
О проблемах детей и молодых людей, которым посвящена эта глава, написано много важного и полезного. Я хотел бы коснуться лишь двух аспектов, которые освещены сравнительно мало, но по моим наблюдениям играют очень серьезную роль. Один из этих аспектов - физиолого-психологический, другой связан с окружающим ребенка миром. Некогда считалось, что у таких детей имеются те или иные нарушения поведения, но общее и интеллектуальное развитие относительно не нарушено. И все же такие дети отличаются необычными, агрессивными и даже для них самих разрушительными формами поведения и реакциями.
Насколько подобные особенности поведения и реакций коренятся в своеобразном виде переживаний, до сих пор остается неясным.
Часто приходится давать положительную оценку той точке зрения, что нарушения эмоциональных реакций и поведения связаны с окружающим миром и являются следствием травмировавшей их в самом раннем детстве ситуации. Такое соображение имеет полезную для общества и терапевтов установку, поскольку легче воздействовать на окружающий ребенка мир, чем изменить его конституцию.
Вновь и вновь мы наблюдаем, что все формы нарушений развития (о которых мы писали в предыдущих главах) в виде подпороговых нарушений могут являться основой своеобразной ранимости и особого типа реакций у детей с нарушениями поведения. Но еще более специфическое влияние на предрасположенность ребенка к эмоциональным нарушениям или на его плохую адаптацию может оказывать иной, не упоминавшийся ранее фактор. В одной из предыдущих глав мы говорили о тех качествах и противоположных состояниях, которые присущи телесной форме и которые имеют основное значение для развития ребенка: о макроцефалии и микроцефалии или о слиянии левой и правой стороны и пространства - времени. Но в дополнение к этому необходимо иметь в виду еще и противопоставления иного рода - конституциональные, если в детстве у ребенка возникают эмоциональные затруднения. Случается так, что человек воспринимает свое тело и органы тела как нечто мешающее ему, ограничивающее его, т.е. как своего рода барьер между ним и миром. Сам он будет воспринимать окружающих спокойно, но может быть очень обидчив и подвержен агрессивным чувствам, поскольку он не доволен, скорее, самим собой, а не другими людьми.
Человек может чувствовать себя в опасности, ощущая незащищенность тела и дискомфорт; он постоянно будет бояться, что окружающие навредят ему. У таких людей бывает чувство, словно они изранены и беззащитны. Не только реальная близость другого человека, но и слова буквально ранят их. Такие люди легко травмируются, они сверхчувствительны и постоянно раздражены.
Особенно легко оба упомянутых типа выявляются у детей.
Сверхчувствительный ребенок неадекватно реагирует на изменение своего окружения. Если он начинает ходить в другую школу или оказывается в незнакомом месте, он замыкается в себе, чувствует себя взволнованным и несчастным; пройдет много времени, прежде чем ребенок освоится с новой ситуацией и почувствует себя хорошо.
Если ребенок продолжительное время остается в одном и том же окружении и ему нет необходимости встречаться с чужими людьми, то постепенно он может адаптироваться и добиться хороших результатов.
Совершенно по-другому ведут себя дети иного типа. Они, судя по всему, чувствуют облегчение, попадая на новое место; кажется, что они почти счастливы, быстро приспосабливаются к новой среде, работают вместе с другими и в большинстве своем всегда готовы прийти на помощь. Но через некоторое время, ближе познакомившись со своим новым окружением и привыкнув к нему, они ощущают, как вещи теряют свою новизну и перестают их интересовать.
Ребенок замечает, что несмотря на новое окружение, его внутренние проблемы и состояние остались с ним, но именно это ему тяжело переносить и сознавать.
Чем дольше такие дети остаются на одном и том же месте, тем труднее находить с ними общий язык. Их поведение очень скоро оказывается принципиально ошибочным. Действительно, это поведение может быть следствием того, что ребенок ощущает себя пленником своего тела, прикованным к себе самому. Из этой негативной и нередко саморазрушительной ситуации он сможет найти выход лишь тогда, когда в достаточной мере почувствует любовь к себе окружающих людей, когда ему удастся преодолеть себя с помощью нового окружения. Напротив, сверхчувствительный ребенок будет считать, что ему предъявляются, чрезмерные требования. От такого ребенка вы будете постоянно слышать: "Я не могу".
Нередко эти дети бывают одаренными, что особенно очевидно проявляется в их артистичности; они удивительным образом привлекают к себе внимание, что объясняется их сверхчувствительной конституцией. Эти дети могут управлять ситуацией по своему желанию, поскольку их необыкновенная чувствительность позволяет им предвидеть и предугадывать намерения других людей. Такие дети проявляют истинное мастерство в том, например, чтобы столкнуть взрослых друг с другом. Но поступают они таким образом не вследствие своей злости, а именно потому, что очень тонко чувствуют подпороговый уровень взаимоотношений между людьми.
Образно выражаясь, тело ребенка очень слабо по сравнению с силой порывов, желаний и чувств, с которыми ему необходимо справиться. Вследствие этого, сопротивляясь, тело в конце концов не выдерживает напора импульсов, которые возникают в душе и которые человек и органы его тела не способны интегрировать. У детей, имеющих такую предрасположенность, в любую минуту могут обнаружиться самые различные симптомы острых заболеваний, включая эпилепсеобразные судороги. Было бы ошибочно думать, что дети симулируют. Скорее всего, эти симптомы проявляются в виде чувств, получивших власть над органическими функциями.
О редко встречающихся крайних формах патологического состояния мы упоминаем здесь для того, чтобы обратить ваше внимание на влияния, связанные с конституцией ребенка и наблюдающиеся у детей эмоциональные нарушения, а также для того, чтобы охарактеризовать симптомы, проявляющиеся в подобном случае. Таким детям нужно помогать любым способом. Например, детей целенаправленно можно воспитывать и лечить таким образом, чтобы у них устанавливалось ритмически гибкое соотношение между страстными желаниями и эмоциями с одной стороны и физическим телом - с другой. Очень простое, но очень эффективное решение этой проблемы - предложить детям выполнять такие разнообразные действия, как письмо, ходьба, подъем вверх и вниз по лестнице сначала медленно, а затем все быстрее и, в конце концов, - в очень быстром темпе; по достижении максимального темпа движения постепенно надо замедлять до исходного, медленного темпа. Если эти упражнения повторять, ребенок неосознанно вновь сможет достигнуть состояния упорядоченного, ритмического равновесия между душой и телом.
Этим детям необходимо постоянно чувствовать зрелость, волю, сострадание и тепло близких. Особенно негативную роль может сыграть оценка крайне выраженных симптомов как симуляции. Взрослый человек должен учиться воспринимать их как реальность, поскольку ребенок по-настоящему страдает, даже если эти симптомы имеют не органический, а эмоциональный характер. Это знать необходимо, если вы действительно хотите помочь Детям.
Удивительно то, что именно врачу бывает трудно оценить истерию как заболевание, а не как симуляцию. Даже в случае, когда йог ходит по раскаленным углям босой, речь идет о взаимодействии психологических и физиологических факторов, сходных с истерией. Ни угли, ниусам факт, что кто-то идет по ним, - не фантазия. Другой упомянутый тип конституции человека, обусловленный определенными задатками, характеризуется тем, что ребенок воспринимает себя пленником своего физического тела, запертым в неволе. Здесь помочь уже значительно труднее. В крайнем своем проявлении дети с такой конституцией подвержены эпилептическим припадкам, в которых можно увидеть как бы попытку силой освободиться из заключения в своем собственном теле, из заключения, являющегося следствием патологической предрасположенности.
Во время сна эти судороги прекращаются и наступает состояние заметного облегчения и освобождения, но, как правило, ненадолго.
Серьезной проблемой таких детей является их агрессивность, направленная, собственно говоря, не против других, а против ощущения себя пленником собственного тела.
Если мы будем знать, что агрессивность детей обусловлена органическими причинами, то с некоторыми из них можно открыто обсуждать эту проблему. Хотя положение таких детей определяется их конституцией, они должны учиться вести себя так, чтобы осознавать свою ответственность* Важнейший принцип нравственного воспитания детей - порицание не самого ребенка, а только его действий, и то лишь в том случае, когда ребенок чувствует себя в безопасности> окруженный нашим теплом и симпатией.
Разработаны терапевтические упражнения, призванные облегчить ребенку груз его предрасположенности. Обучению ориентации ребенка в пространстве могут помочь многочисленные упражнения на равновесие, прыжки с трамплина, гимнастические и иные упражнения.
Если у детей нарушен водный баланс, например, из-за рвоты во время приступов или если у них есть предрасположенность к судорогам вследствие обильной еды и обильного питья, то благотворное действие на них окажут плавание и упражнения в воде. Если затруднения детей в большей мере связаны с системой воздухо- или теплробмена организма, то показаны другие упражнения.
Оба противоположных типа патологической предрасположенности - повышенная чувствительность и ощущение заключенности в собственном теле - часто можно распознать по кистям рук: у детей с повышенной чувствительностью, предрасположенных к истерии, ладонь и кончики падьцев образуют собой доминирующую часть кисти и, так сказать, оттесняют на второй план тыльную сторону кисти.
Руки, по большей части, влажные, потные. Кончики пальцев длиннее, чем ногти, которые нередко бывают обкусанными, мягкими и короткими. У детей, относящихся к другому типу, доминирует дорсальная часть кисти. Она, в общем, бывает крепче и жестче, ногти слегка изгибаются над кончикамц пальцев. Кисть руки вряд ли бывает влажной и в меньшей степени открыта.
Кисть руки, разумеется, несет в себе очень интересную информацию, но это всего лишь одно из проявлений типа общей конституции. Если вы будете правильно чувствовать конституциональные типы (этому можно научиться), то сможете легко различать их в детях. Мягкий, открытый, цветущий, многообещающий, истерический, сверхчувствительный ребенок с детски-мягким выражением глаз, является полной противоположностью грубоватого, неповоротливого, замкнутого, "заключенного" в своем теле эпилептоидного ребенка с разочарованием в глазах.
При крайне резких проявлениях обоих описанных конституциональных типов дети бывают легко ранимыми, а на фоне неблагоприятного своего окружения у ребенка может появиться чувство полной несостоятельности. Эти патологические состояния могут вызывать у ребенка и эмоциональные нарушения, особенно, как мы уже говорили, при неблагоприятных воздействиях со стороны окружающего его мира. Поэтому всегда необходимо пытаться понять, связана ли плохая адаптация ребенка с окружающим его миром или она является следствием конституциональной патологии либо еще более глубокой слабости.
Если ребенок испытывает определенные затруднения в эмоциональной сфере и плохо адаптируется, то наряду с проведением соответствующих мероприятий необходимо позаботиться о его окружении. На долгие годы ребенка необходимо окружить симпатией и человеческим теплом, не рассчитывая при этом, что он непременно ответит на ваши чувства.
Кажется, будто дети, имеющие нарушения в эмоциональной сфере, вынуждены отрекаться от самих себя и вредить людям, которые их любят. Такое поведение можно объяснить травмирующими переживаниями раннего детства.
Вряд ли ребенок, имеющий серьезные нарушения эмоционального характера, сможет полностью от них избавиться на этапе взросления. Но если в течение продолжительного времени демонстрировать ему свою симпатию и расположение, особенно в сложный период созревания и в первые годы его взросления, то, в конце концов, ребенок все же сможет адаптироваться и в нем установится относительная гармония. Очевидно, суть проблемы детей с эмоциональными нарушениями и нарушениями поведения заключается в том, что они не учатся любить людей и поэтому не могут брать на себя ответственность за других.
Способность любить, вероятно, зарождается в переживаниях очень раннего детства. Мы уже отмечали, что развитие волевых импульсов и личностное восприятие нравственности связаны с ранними детскими переживаниями. Вряд ли поправимы упущения и ошибки, совершенные нами на этом этапе развития; вряд ли можно будет залечить раны, нанесенные ребенку в это время. В четвертой главе, в разделе "Школа как окружающий мир", мы поговорим о возможности на более позднем этапе развития ребенка наверстать упущенное ранее.
Здесь мне очень хотелось бы остановиться на особом периоде развития ребенка, очень важном для процесса его созревания, и для того, чтобы он действительно смог научиться принимать на себя ответственность. Я имею в виду тот момент, который в идеальном детстве предшествует непосредственному периоду пубертатности или точно совпадает с ним. Юноша начинает чувствовать, что его отец, вероятно, все же не тот человек, который может внушать к себе глубокое уважение, что он, по сути дела, совсем не заслужил того, чтобы быть отцом такого сына. Но в то же время юноша замечает, что стиль поведения отца и отношение ребенка к нему только и дают отцу возможность развивать такие качества. Ребенок замечает, что манера обращения с другими людьми - вещь жизненно важная. Подобный опыт ребенок приобретает лишь в том случае, если встретит человека, который нуждается в нем и которому он сможет оказать помощь при стечении благоприятных обстоятельств. Такая ситуация обычно возникает во взаимоотношениях между старшими и младшими детьми, между ребенком и слабым, пожилым человеком, между юношей и девушкой, но особенно - между здоровым и больным или подвижным и неповоротливым ребенком. У ребенка с нарушениями поведения очень часто появляется желание помогать, пользоваться успехом, иметь возможность что-то дать, чувствовать себя героем. Если такой ребенок попадает в спецшколу, где учатся исключительно дети с нарушениями поведения, то среди таких детей он почти не сможет реализоваться и пережить связанное с этим состояние. Свои положительные намерения он сможет проявить лишь в том, чтобы никогда не выдать другого, не драться, не воровать, не превосходить других в каких-либо проделках.
Следует отметить, что часто состояние юношей с тяжелыми нарушениями поведения существенно улучшается, как только они оказываются в психиатрических лечебницах для взрослых, хотя прежде в любых других условиях, они бывали неуправляемы. По-видимому, этот факт связан с возможностью помогать слабым, пожилым больным, тем более, что в клинике часто не хватает обслуживающего персонала. Впервые за всю жизнь подросток чувствует, что в нем кто-то действительно нуждается. Это может иметь особенно положительныи результат, если совпадает с тем моментом, когда молодой человек сделал свой первый шаг на пути к самовоплощению и ответственности. Я привожу этот пример не потому, что советую направлять ребят в психиатрические больницы, а потому, что хотел бы проиллюстрировать ситуацию, в терапевтическом отношении благоприятную для детей с плохой адаптацией. Для того, чтобы детей с эмоциональными нарушениями и плохой адаптацией научить любить и развивать в них чувство ответственности, лучше всего поместить их в школу, где бы они росли вместе с детьми, страдающими затруднениями или нарушениями иного рода, чем у них, например, с нарушениями физического развития или тяжелым отставанием в развитии.
Подробнее об отношениях, обладающих целительным воздействием, возникающих между детьми с различными нарушениями, мы поговорим в последних разделах данной книги.