Левая сторона - правая сторона (проблема выработки доминанты)
В предыдущей главе при описании макро- и микроцефалии говорится о том, что развитие ребенка представляет собой "рост книзу". Но это направление соответствует одному из трех основных измерений пространства. Наряду с измерением по вертикали существует еще измерение глубины пространства в направлении сзади вперед и измерение ширины в направлении слева направо. С точки зрения человеческого развития три названных измерения имеют различное значение.
Измерение по вертикали и параллельно - средней оси (сзади вперед) основывается на полярности. Голова и тело, передняя и задняя часть человеческого тела соотносятся друг с другом асимметрично- полярно; снаружи, по ширине, тело человека симметрично. Левая сторона тела представляет собой зеркальное отражение правой, даже если между обеими сторонами фигуры человека есть некоторые различия.
Используя наблюдение, проникновение в сущность другого человека и ее интерпретацию, мы вновь попытаемся понять, как физические особенности могут выражать специфические проблемы развития, будь то проблемы интеллектуальные, эмоциональные или нравственные.
Проблема "левая сторона - правая сторона" включает в себя ту полярность, которая, с одной стороны, состоит из симметрии и латерализации, а с другой - из "преобладания определенных признаков" в их развитии. Латерализация или симметрия имеют отношение к элементу формы развивающегося тела человека.
Преобладание определенных признаков, напротив, есть элемент функции. До рождения человеческий организм развивается на фоне двусторонней симметрии, что прежде всего выражено в лице. Организм человека состоит из двух половинок - левой и правой, которые последовательно срастаются вдоль оси симметрии, и в конце концов образуют лицо. Рот, губы и нос формируются особо. Все пороки развития, локализующиеся вдоль оси симметрии, как например, заячья губа, волчья пасть и определенные нарушения в формировании глаз возникают в результате неполного слияния обеих сторон тела. Таким же образом возникает новый порок развития, так называемый гипертелоризм, при котором глаза значительно отстоят друг от друга, а спинка носа очень широкая, без какого-либо прореза или отверстия.
Близнецы и прежде всего - однояйцевые, а также сиамские появляются вследствие особенностей эмбрионального развития и последующего слияния; так как подобные образования имеют по преимуществу морфологический характер, то более на этой проблеме мы останавливаться не будем. Нас интересует лишь функциональный аспект латерализации и доминирование.
Но прежде чем поговорить об этом более подробно, мы должны выяснить, что, собственно, означают "правая" и "левая" сторона с качественной точки зрения.
Для начала следует пояснить, что тело, с морфологической точки зрения симметричное, в отношении внутренних органов таковым не является. Мозг и система кровеносных сосудов, в общем и целом, симметричны. Симметрия отмечается вплоть до области шеи. Что касается функциональных органов, то в области груди тело все более начинает терять симметрию. У легких, которые все еще можно считать симметричными органами, с правой стороны имеются три, а с левой - две доли. Сердце расположено не посередине, а несколько левее, в направлении, которое можно обозначить так: справа сверху сзади и затем - книзу налево кпереди, по косой диагональной линии, идущей через ось симметрии тела. Оно также не является симметричным органом: левый желудочек сердца значительно больше и сильнее правого. Вниз от диафрагмы у внутренних органов симметрии уже нет. Печень находится по одну сторону тела, селезенка - по другую. Печень вытянута справа налево через центр тела, селезенка, занимает совсем немного места слева, желчный пузырь - справа; тем самым, физиологическое распределение кислот и щелочей приходится на разные стороны тела.
Таким образом, мы ясно видим, что тело с морфологической точки зрения двусторонне и симметрично, а с функциональной - односторонне и асимметрично, что объединяет человека и млекопитающих животных. Но в отличие от последних симметрия формы у человека характеризуется преобладанием определенных признаков (доминированием). Каждый из нас при выполнении тонкой работы всегда отдает предпочтение одной из своих рук. Всегда одной и той же рукой мы пишем и пользуемся при выполнении сложных, дифференцированных движений. Для того, чтобы лучше расслышать что-либо, мы пользуемся одним ухом. То же относится и к глазам: прицеливаемся мы всегда одним и тем же глазом, одним и тем же глазом смотрим в подзорную трубу. Сказанное выше касается и ног, например, когда мы прыгаем или забираемся куда-нибудь.
Подобное предпочтение одной стороны перед другой и называется доминированием. У подавляющей части человечества в качестве доминанты выступает праворукость, что отнюдь не связано с одной лишь силой предпочитаемого органа или конечности. Выбор той или иной стороны тесно связан с развитием речи и языка.
Хотя у большей части людей наблюдается праворукость, лишь немногим более половины из них можно отнести к исключительно праворуким; то же можно сказать и о преимущественном использовании правого уха, правого глаза и правой ноги. Только у незначительной части человечества - менее 5% - полностью доминирует лево сторон но сть. У меньшей половины всего человечества преобладают смешанные признаки, но и здесь у большей части людей доминирует праворукость.
Доминирование как особенность человека формируется в раннем детстве. Известно, что образование доминанты и развитие речи тесно связаны между собой. Первые проявления той или иной доминанты замечаются у ребенка в возрасте около двух лет, когда развивает ся речь. Доминирование вновь возникает между третьим и четвертым годами жизни, а в раннем школьном возрасте, когда ребенок учится читать и писать, доминанта уже полностью сформирована.
По-видимому, механизм развития доминанты включается только тогда, когда в головном мозге одновременно с развитием речи и языка формируется латерализация. Понимать это следует таким образом, что одно из первоначально билатеральных и симметричных полушарий мозга в результате развития речи превращается в ведущее, а другое становится подчиненным. Хотя морфологические и генетические факторы также играют известную роль, необходимо ясно представлять себе, что доминанта в конечном итоге зависит от развития речи и языка. Латерализация мозга есть следствие, а не причина развития речи. Значимость этого факта необходимо отметить особо. Именно в этом кроется причина широко распространенного сегодня и одностороннего взгляда на то, что выражение души и духа есть результат анатомической и функциональной структуры организма, например, мозга. Без сомнения, строение и форма тела являются средством - инструментом и "материалом* человеческого развития. Но то, как индивидуум использует этот инструмент, а также влияние окружающей среды имеют глубокое, направляющее значепие.
Сказанное особым образом касается формирования речи и языка. Растущего ребепка постоянно нужно побуждать овладевать речью и языком, хотя это будет зависеть также от его врожденной, генетической предрасположенности.
Когда латерализация полушарий мозга произошла, появляется тенденция к сопротивлению какому бы то ни было изменению. Используя теорию доминирования, мы сможем ответить на поставленный ранее вопрос о качественной лево- и правосторонней дифференциации. Теперь уже становится ясно, что эта дифференциация действительно основывается на различии между доминированием и латеральностью; поскольку у большинства людей наблюдается праворукость, правая сторона является доминантной, а левая - недоминантной. Таким образом, когда мыв дальнейшем будем употреблять слова "спрара", то в большинстве случаев будем лметь в виду доминантную, активную сторону.
В этом смысле о правой стороне можно говорить как о дне, а о левой - как о ночи. С правой стороной ассоциируются активность и деятельность, с левой - пассивность и подчиненность; правая сторона означает наступление, левая - зандггу; правая сторона - реальность, левая - фантазию и силу воображения, правая сторона - это меч, левая - щит.
У всякого ребенка эти противоположные качества должны быть выраженными, но при этом гармонично развитыми. Бели ребенок - левша, это не патология. Дело обстоит иначе, если у ребенка не вырабатывается единой доминанты. Например, может развиться перекрестная доминанта, при которой ухо, глаз, рука и нога имеют различные доминанты; иногда доминанта не вырабатывается вообще, что означает либо амбидекстрию (двустороннюю праворукоетъ), либо двусторонюю леворукость.
Перекрестная доминанта и амбидекстрия сами по себе не являются основанием для какого-либо нарушения. В прошлые века и в наше время существовали и существуют такие люди, как, например, великий Леонардо да Винчи, который одновременно одной рукой делал эскизы, другой - рисовал; одновременно двумя руками писал в различных направлениях, владел письмом, являющимся зеркальным отражением обычного письма, что говорит о необыкновенном развитии его сознания.
Если у ребенка уже имеются какие-либо нарушения, перекрестная доминанта и амбидекстрия могут создать значительные дополнительные трудности и проблемы в его развитии. Это отражается даже на детях с нормальным развитием. Поэтому у детей всегда следует выявлять доминанту.
В аспекте развития доминирование глаза и руки более важно, чем доминирование уха и ноги, поскольку в нашем цивилизованном обществе большое значение придается чтению и письму. Верхний правый квадрант во фронтальном поле внимания должен служить исходным для этого вида деятельности. Мы пишем слева направо и сверху вниз. Верхний правый квадрант при обучении чтению и письму имеет особое значение как доминанта глаза и руки.
Ребенок с перекрестной доминантой - между глазом и рукой (например, между левым глазом и правой рукой или наоборот) может научиться читать и писать, но нередко будет при этом испытывать затруднения, даже если он обладает нормальным развитием и выраженными интеллектуальными способностями.
Иногда ребенок оказывается полностью неспособным научиться чтению и письму или же пишет слова в зеркальном отражении, либо испытывает трудности на уроках языка, в то время как арифметикой и другими предметами овладевает довольно легко.
Перекрестная доминанта вызвала особый научный интерес после того, как один талантливый студент американского колледжа сдал письменную работу, написанную совершенно неразборчивыми иероглифами. Профессор решил, что за этим скрывается злая шутка и потребовал, чтобы студент сам прочел работу своим сокурсникам. Студент прекрасно справился с этим. Он объяснил, что никогда не пишет так, как это принято. У студента было обнаружено перекрестное доминирование руки и глаза. В течение семи лет ему пришлось проходить курс лечения, чтобы выровнять доминанту и научиться писать правильно.
В практической деятельности истинное влияние на развитие ребенка оказывает только доминирование глаза и руки. Несмотря на это, в терапевтических целях сначала необходимо полностью выяснить доминанту, прежде чем начать поиск путей помощи ребенку. Не всегда легко достоверно установить потенциальную доминанту у маленького ребенка или у ребенка с множественными нарушениями. Если же вам удастся найти с ребенком общий язык и пробудить его интерес, то постепенно вы сможете выяснить, какое ухо у него доминирует. Можно предложить ребенку послушать будильник или часы. Чтобы выяснить, какой глаз доминирует, надо в листе бумаги вырезать отверстие и предложить ребенку посмотреть на человека, находящегося напротив, через это отверстие. Маленький ребенок, у которого доминанты еще нет, в большинстве случаев к отверстию будет подносить нос или рот. Но если формирование доминанты глаза уже началось, то лист бумаги с отверстием ребенок будет подносить к глазу.
Еще один эффективный способ, к которому можно прибегнуть, если речь идет о детях более старшего возраста - свернуть лист бумаги в трубочку и попросить ребенка посмотреть через нее. Как лист бумаги с отверстием, так и трубочку ребенок должен держать обеими руками, чтобы на выбор глаза не повлияла доминанта руки.
Для установления доминирующей руки ребенку надо дать карандаш для рисования или письма, либо понаблюдать, какой рукой от пользуется во время еды или при любой иной деятельности, требующей определенной сноровки. Некоторые дети одной рукой выполняют такие действия, которые требуют большей силы, а другой - более тонкую работу. В последнем случае используется доминирующая рука.
Доминирующую ногу определяют следующим образом: ребенка, сидящего на стуле, поднимают вверх и побуждают спрыгнуть. Помимо этого, можно предложить ребенку опрокинуть ногой какой- либо небольшой предмет, например, стоящий вертикально коробок спичек. В каждом случае указанные действия будут выполняться доминирующей ногой.
Как уже говорилось ранее, сначала необходимо определить доминирование в четырех областях, прежде чем решить, как воздействовать на перекрестную доминанту или изменить ее. Пи в коем случае нельзя пытаться изменить основную (главную) доминанту ребенка.
Когда доминируют левые ухо, рука и йога, а доминирующий глаз - правый, то можно попробовать перестроить глаз на левостороннее доминирование, если действительно ярко выражены три других доминанты. Если другие доминанты укажут на предпочтение ребенком правой стороны, необходимо помочь ему в выработке правостороннего доминирования глаза и руки. Если доминирование руки уже достаточно установилось, то легче изменить доминанту глаза; но прежде всего необходимо определить остроту зрения. Нельзя "переучивать" глаз, который не справляется со своей задачей.
Обо всем этом я рассказываю отнюдь не для того, чтобы родители вмешивались в спонтанное формирование доминанты у своих детей. Лучше всего предоставить события их естественному течению. Возможные проблемы с формированием доминанты могут возникнуть при развитии речи и позже, в школе, если у ребенка появятся затруднения при обучении чтению и письму и, главным образом, если он будет перевертывать буквы (особенно "b", "d", "р") или пропускать их и ставить не на то место; затруднения у ребенка может вызывать последовательность букв при обучении чтению. В подобной ситуации необходимо провести тестирование доминанты. Если будет выявлена перекрестная доминанта, следует попытаться исправить ее.
Проще всего доминанту глаза изменить с помощью очков, у которых с той стороны, где доминанту необходимо подавить, будет красное стекло. Если ребенок станет носить такие очки, то для письма он должен использовать красный карандаш или красный мел. Далее, он может ориентироваться за счет обычного бинокулярного зрения, но то, что ребенок пишет красным карандашом, он должен распознавать только глазом, не прикрытым красным стеклом.
Поскольку школьный учебный материал печатается, как правило, черным шрифтом, ребенку помимо красного стекла в очках необходим еще листок зеленой целлофановой бумаги (зеленый цвет является дополнительным цветом к красному). Если на напечатанный черным шрифтом текст книги положить зеленый лист, то для глаза, прикрытого красным-стеклом, шрифт сольется и превратится в черную поверхность, и лишь неприкрытый глаз будет в состоянии разобрать шрифт через зеленый целлофан. Такой двойной метод "переучивания" доминанты очень полезен и в большинстве случае оказывается достаточным.
При необходимости изменить доминанту руки требуется помощь самого ребенка и постоянная поддержка со стороны учителей, если приходится решать, какую руку лучше всего использовать исключительно для письма и других сложных видов деятельности. Понятливому ребенку, имеющему перекрестную доминанту, большую помощь при обучении письму может также оказать знакомство с зеркальным шрифтом в четырех квадрантах. Для этого лист белой бумаги делят горизонтальной и вертикальной линиями на четыре квадранта. Затем ребенку показывают, как можно написать слово в виде зеркального отражения; начинать надо с правого верхнего квадранта, где слово написано традиционным образом, далее следует запись в левом верхнем, за ним - левом нижнем квадранте и наконец - в правом нижнем. В левом нижнем квадранте слово будет представлять собой зеркальное отражение того слова, которое расположено над ним, а также справа от него.
В течение нескольких недель следует приучать ребенка писать ряд слов во всех четырех квадрантах в зеркальном отражении. Затем надо вычеркнуть оба нижних квадранта и в течение нескольких недель предлагать ребенку писать слова только в зеркальном отражении справа и слева. В конце концов вычеркивается и левый верхний квадрант, и ребенок должен писать теперь только в правом верхнем квадранте; с этого момента он должен пользоваться только таким вариантом письма.
Если у ребенка сформируется правильная доминанта (что поможет ему избежать больших затруднений при обучении письму и чтению), она окажет также влияние на его эмоциональное развитие. На эмоциональное состояние ребенка воздействует не только устранение препятствий при обучении; наличие перекрестного доминирования само по себе является причиной определенной "эмоциональной неуверенности".
Эмоциональный аспект наиболее выражен у детей, имеющих амбидекстрию, т.е. одинаково хорошо владеющих обеими руками. Есть такие дети, которые, несмотря на нормальное развитие речи, не сформировали доминирования руки, глаза, ноги и уха. Кажется, у таких детей есть определенные преимущества, например, при игре в теннис, в фехтовании и тому подобных играх, потому что они настолько ловко владеют обеими руками, что их противники вынуждены отступать. К тому же амбидекстрию ни родители, ни учителя, ни сами дети часто вообще не замечают. Кажется, что это никак не связано со склонностью ребенка к постоянной лжи и воровству? потому что ребенок очень мил, достоин любви, общителен и весел. И родители, и учителя, вероятно, уже пытались бороться с его проступками. Они оказывали ребенку всяческую помощь, демонстрируя свою симпатию к нему, говорили о последствиях лжи и воровства, но все напрасно. Ребенок продолжает воровать все, что только захочет; он продолжает изобретательно и дерзко лгать, даже если его ложь очевидна. Действительно, ребенок даже не дает себе труда сделать ложь правдоподобной. Он просто рассказывает какую-либо историю, а в следующий раз без колебаний сочиняет по поводу тех же обстоятельств уже новую, совершенно иную историю вне зависимости от того, что думает слушатель. Кажется, что у такого ребенка нет совести. Он обещает больше не лгать или не красть; но при первой же предоставившейся ему возможности он делает то же самое, и все остается по-прежнему.
Такого ребенка иногда можно узнать по внешнему виду. Форма обеих половин его лица полностью идентична; лица у этих детей особенно круглые, похожие на кошек. Если попросить такого ребенка написать свое имя обеими руками одновременно, то нередко к собственному удивлению у него обнаруживается выраженная амбидекстрия.
Если у таких детей не сформирована доминанта и если они еще очень маленькие, то нередко их можно будет научить находить смысл в нравственных ценностях, исходя из того лишь, что они не дифференцируют левую и правую стороны. Потому и понятия "правда" и "ложь", "правота" и "неправота" для них расплывчаты и остаются неопределенными. В течение многих месяцев или даже лет надо помогать такому ребенку и постоянно заботиться, чтобы он проявлял настойчивость и силу воли, необходимые для формирования выраженной и окончательной доминанты. Удача в этом случае будет означать победу над нравственными проблемами ребенка - победу самого ребенка. К сожалению, по достижении периода поло- бой зрелости такая победа чаще всего уже невозможна.
Разумеется, не всякие сложности нравственного характера можно свести к отсутствию доминанты. Не каждый ребенок, который лжет или ворует, поступает так, как это характерно для ребенка с амбидекстрией. У последнего, как было сказано ранее, отсутствуют угрызения совести и невелика доля участия, продиктованного теми или иными чувствами. Гораздо чаще проблемы нравственного характера являются следствием иных сложностей, с которыми дети сталкиваются в своей жизни, следствием эмоционального раздражения, вызванного какими-либо требованиями, которые ребенок так и не выполнил; следствием разочарований, которые ребенок не преодолел, ситуаций, с которыми он так и не справился и которых он не осмыслил. Естественно, существуют также органические причины проблем нравственного порядка. Но трудности, возникающие в результате сформировавшейся доминанты, несомненны, если вы хоть однажды сталкивались с ними.
Нельзя считать, что при всякой неспособности школьника научиться чтению и письму причиной является перекрестная доминанта. Но когда успехи в учебе у ребенка значительно меньше, чем у его одноклассников, да к тому же не соответствуют установленному у него коэффициенту интеллектуального развития (особенно если будет замечено, что ребенок перевертывает буквы или делает что-либо подобное), то необходимо исследовать развитие доминанты.
Проблемы, связанные с доминированием и латерализацией, возникают не сами по себе. Обыкновенно они являются частным симптомом многочисленных нарушений развития.
Парализованный ребенок
На протяжении всей истории человечества известен такой недуг, как паралич. Но лишь в прошлом столетии медики начали изучать причины этого заболевания. Прогресс, достигнутый в этой области, привел к значительным трудностям, возникающим при взгляде (оценке) на парализованного ребенка или человека как на цельную личность; но, возможно, именно такой взгляд позволил бы лучше понять аспекты и проблемы такой личности, обусловленные так называемым церебральным параличом. Здесь нам в известной степени поможет первая глава данной книги.
Хотя причину церебрального паралича в большинстве случаев следует искать в повреждении головного мозга при рождении, это заболевание не распознается непосредственно при рождении или сразу после него. Некоторые симптомы церебрального паралича - движения конечностей, напоминающие движение ножниц, совершаемые ногами при спастическом параличе, непроизвольные движения у детей при атетозе - это нормальные рефлекторные движения на втором и третьем месяце развития ребенка.
Ниже мы попытаемся объяснить свой взгляд на церебральный паралич не с анатомической точки зрения, т.е. с точки зрения мозговой травмы, а в связи с нарушением развития в раннем детском возрасте. Подобное нарушение внешне выглядит как патологическое развитие моторики и движения конечностей; менее очевидно, но более глубоко оно проявляется в "бытии ребенка в мире".
Прежде всего, необходимо сказать об основных симптомах церебрального паралича. Их можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, в пространственном аспекте, т.е. с точки зрения тех или иных частей тела, конечностей, пораженных параличом; во-вторых, в плане качественного различия видов паралича.
Параличи делятся на тетраплегию, параплегию и гемиплегию. В последнем случае парализована либо левая, либо правая сторона тела, причем пораженными оказывается рука и нога или только одна их двух конечностей. При параплегии одинаково или в разной степени парализованы обе ноги или обе руки. При тетраплегии поражены руки и ноги, причем одни из конечностей парализованы значительно сильнее, но в сущности, параличом охвачены все четыре конечности.
При каждой из трех форм паралича наиболее серьезно нарушается переживание пространства и его восприятие ребенком. При гемиплегии нарушается боковая ориентация, при параплегии - ориентация по вертикали, а при тетраплегии - саггитальная ориентация в направлении сзади вперед.
Последняя форма нарушения потрясает больше всего. Искажение достоверного самовоплощения при ориентации в направлении сзади вперед у детей, страдающих тетраплегией, выражается в глазах, полных страха, поскольку фронтальное направление для ребенка как бы закрыто.
Далее, остановимся на четырех качественно отличающихся друг от друга формах паралича. В том окончательном виде, который принимает паралич, по большей части, если не всегда, речь идет о комбинированных формах паралича. Несмотря на это, все формы паралича можно и нужно различать. Поговорим вначале о спастическом состоянии, когда члены тела или суставы становятся неподвижными, а мышцы сведены судорогой. При этом в большинстве случаев все же можно очень медленно и осторожно добиться их подвижности. Если ускорить темп движения или произвести внезапное надавливание, то судорога мышц и их уплотнение усилятся. Спастическое состояние можно охарактеризовать как постоянную и сильную судорогу и сокращение мышц. Собственно говоря, речь идет уже о состоянии, противоположном параличу, т.к. имеет место не недостаток мышечной деятельности, а, скорее, состояние окоченелости при продолжительном сверхсокращении.
Мы должны понять, что контроль за движением заключается не только в способности сокращать мышцы, но и в способности их вновь расслаблять. Кроме того, мы должны иметь в виду, что намеренное и координируемое движение возможно лишь тогда, когда группа мышц в состоянии гармонично сокращаться и расслабляться, повинуясь при этом более высокой "теме". Эту "тему" можно было бы назвать "мелодией" движения. При спастическом состоянии как раз такая ритмическая координация напряжения и расслабления невозможна, поскольку мышцы находятся в состоянии постоянного сокращения.
Вторая форма паралича - атетоз - выражается в непроизвольных, часто вращательных или спиралевидных движениях, напоминающих движения червей или движения роста растений. Атаксия, третья форма паралича, характеризуется внезапными, неловкими движениями. Цель движения сама по себе вызывает правильное мышечное сокращение, но это движение недостаточно уравновешивается противодействующими мышцами, так что оно оканчивается значительно позже. Наконец, при ригидной форме паралича наблюдаются в значительной степени замедленные движения: когда конечности совершают движение, кажется, что это происходит вопреки сильному сопротивлению. Примечательно, что ни один из четырех перечисленных симптомов не соответствуют тому, что собственно принято подразумевать под "параличом": невозможность какого бы то ни было движения.
Церебральный паралич в соответствии с симптомами заключается, скорее всего, в патологической реализации движений, причем эти движения за счет сверхинтенсивной мышечной работы кажутся бесформенными и искаженными в противоположность состоянию полной неподвижности.
Полная вялость, т.е. неспособность совершать какие-либо движения - так называемый вялый паралич - типична, скорее, для периферических повреждений нервов сшитого мозга или конечностей; при церебральном параличе она не возникает.
При оценке церебрального паралича необходимо иметь в виду следующее важное обстоятельство: параличи влияют на развитие движения; они приводят к тому, что ребенок позже начинает сидеть, ходить и совершать другие свободные, координируемые движения; но может случиться и так, что все эти движения у ребенка вообще будут отсутствовать; параличи вследствие продолжительного сокращения мышц вызывают искажение человеческой внешности.
Учителя часто не могут поверить в то, что согнувшийся ребенок с измененной осанкой, с расположенными под значительным углом луче- запястными суставами и кистями рук, с перекрещенными ногами, с расставленными в стороны стопами и пальцами ног при засыпании и полном расслаблении приобретает гармонический и нормальный для человека внешний вид, свидетелями чего становятся матери таких детей и больничные сестры. Но утром, при пробуждении, вновь возникают сокращения мышц и движения искажаются. В том возрасте, когда сокращения мышц вследствие своего непродолжительного действия еще не успели исказить внешность ребенка, даже тяжело парализованный малыш во сне кажется поверхностному наблюдателю нормальным и совершенно здоровым. Таким образом, церебральный паралич ни в коем случае не является лишь нарушением подвижности. Он имеет значительную сенсорную составляющую, которая бросается в глаза, проявляясь в сверхчувствительности ребенка.
Можно видеть, как такой ребенок усиленным мышечным сокращением реагирует на внезапный шум или на неожиданное и неосторожное приближение человека, оказавшегося в поле его зрения. У совсем маленьких детей я наблюдал усиление спазма, когда через стекло на лицо ребенка падал солнечный луч. Совершенно удивительно, что малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать усиление спазма.
Сказанное относится и к детям, страдающим атетозом. Правда, у таких детей непроизвольные движения, вероятнее всего, вызываются эмоциональным раздражителем. Когда ребенок чувствует к какому- либо человеку симпатию и расположению, его руки и голова начинают совершать буйные вращательные движения. Атетозные движения вызываются скорее жизненными чувствами ребенка, чем его намерениями.
При атаксии намеренные движения, происходящие сами по себе, настолько неуклюжи, что чувство равновесия у ребенка может оказаться полностью спутанным.
Если мы еще раз вспомним, что говорилось в предыдущей главе о развитии движений, т.е. о том, как движения, начинаясь с головы, спускаются вниз к конечностям, то будет легче понять феномен спастического состояния. Кажется, что голова и тело парализованного ребенка дифференцированы не в той достаточной степени, которая необходима для нормального развития движений. Человек устроен так, что его голова представляет собой полюс неподвижности, спокойствия. С самого начала ее роль заключалась не в исполнении движений, а в восприятии сенсорных впечатлений. Область головы сохранила за собой только такие движения, как речь и мышление.
Голове не свойственны такие размашистые движения, как конечностям. Фактически, голова есть полюс неподвижности, с которым связаны все значительные, координируемые ею движения. У ребенка, имеющего спастическое состояние, эта первичная дифференциация происходит недостаточно полно. Кажется, что повышенная чувствительность, локализующаяся и концентрирующаяся обычно в голове, у этих детей распространяется по всему организму. Все тело становится сверхчувствительным, так сказать, "подобным голове". Что касается движения, то голова, напротив, недостаточно изолирована или отделена от тела, так что она одновременно с мышцами оказывается охваченной импульсивными формами движения. Особенно это заметно при атетозе, но то же можно сказать и о других формах церебрального паралича.
Учтя все сказанное выше, мы сможем понять, как следует вести себя с детьми, страдающими церебральным параличом и - как нужно держаться с ними в рамках лечебной педагогики. При общении с такими детьми мы постоянно должны помнить об их повышенной чувствительности и избегать внезапных, резких, сильных сенсорных, а для детей с атетозом - еще и сверхэмоциональных раздражителей. Для парализованных детей разработано много лечебно- педагогических упражнений и физиотерапевтических процедур. Некоторые из них строятся на том, чтобы путем упражнения научиться устранять голову от участия в процессах движения тела, что особенно эффективно для маленьких детей.
Физиотерапевтические упражнения и правильный лечебный ритм (лечебная эвритмия) - очень важные терапевтические методы, требующие совета и участия врача, поэтому они остаются за рамками данной книги.
Общение с парализованным ребенком станет существенно легче, если мы сможем представить себе ситуацию, в которой он находится - то, как он переживает сам себя, и если мы сможем почувствовать, как ребенок оказывается в плену своего сенсорного опыта. Равным образом помощь в процессе лечения окажут сведения о том, что чувствительность по отношению к тем или иным сенсорным впечатлениям, которая обычно локализуется только в лице и голове, у таких детей распространяется на все тело. Зная это, мы сможем понять, что прикасаться к конечностям больных детей надо с той же сдержанностью и осторожностью, как к лицу другого человека. Так, например, подвинуть кресло, в котором сидит ребенок, можно лишь в том случае, если вы окажетесь в поле его зрения и предупредите его об этом. Такому ребенку всегда необходимо говорить заранее о том, что вы уже здесь и что вы намерены сделать.
К этим детям можно приближаться только тихими шагами, легко и постепенно, избегая их неожиданной реакции в связи с сверхповышенной чувствительностью всего тела и конечностей. Напротив, каждый раз нужно пытаться переадресовать эту повышенную чувствительность к восприятию, голове, где она и должна быть локализована, чего можно добиться, если предложить ребенку смотреть в зеркало на свои движения. Таким образом, постепенно сенсорная сверхчувствительность и движения разъединяются и дифференцируются. Если мы в общении с парализованным ребенком усвоим манеру вживания в его сущность, о чем говорилось выше, нам станет станет понятно, что у него в значительной степени отсутствует опыт своего "Я", опыт стереотипов поведения тела, которые развиваются у здорового человека на основе опыта прикосновений, движений, хорошего физического самочувствия и равновесия. Этот опыт, наполненный различными чувствами, в большинстве своем бессознателен либо находится на пороге сознания, но он является предварительным условием физической уверенности, сноровки и хорошего самочувствия. У парализованного ребенка этот главный телесный опыт отсутствует.
При недостаточном разделении функций головы, функций восприятия, с одной стороны, и телесных, физических функций - с другой, для парализованного ребенка очень типична ходьба, напоминающая движения ножниц. Эта ходьба отличается перекрестным движением ног, когда ребенок идет или пытается идти. При этом мы можем легко понять, что с ним происходит, по глазам самого ребенка. Когда мы смотрим, оси обоих глаз должны перекрещиваться или пересекаться, благодаря чему все, что воспринимается каждым глазом порознь, должно сливаться в единую картину. При церебральном параличе эта тенденция, по-видимому, охватывает только нижние конечности, как это бывает при так называемом синдроме Литтля, который сравнивает движение ног при ходьбе с движением ножниц.
Обычно ходьба в силу необходимости совершается в виде параллельных, а не пересекающихся движений. Если преобладают симптомы атаксии, то иногда можно наблюдать, что ноги при ходьбе широко расставлены - движение, противоположное перекрещиванию. У такого ребенка движения по большей части совершаются рывком и производят впечатление утрированных. При ходьбе ребенок выбрасывает стопы вперед и кнаружи. Кажется, что он не идет, а сидит верхом на чем-то и его движения представляют собой полную противоположность движениями при скрещивании ног. Таким детям нередко бывает очень трудно фиксировать взгляд на одной точке, у них отмечается склонность к косоглазию в наружном направлении; кажется, как будто зрительные оси не могут пересечься или не могут в течение длительного времени фиксироваться в состоянии пересечения. (Здесь, разумеется, мы имеем ввиду не причинную, а только симптоматическую связь).
При атетозе, когда часто и в большей степени, чем ноги, повреждаются лицо, затылок и руки, обнаруживается еще одна форма дисгармонии между головой и телом. Атетозные движения, как мы уже говорили, вызываются скорее эмоциональными, чем сенсорными раздражителями. Таким образом, здесь речь идет о нарушении дифференциации между головой и расположенной посередине тела системой дыхания и биения сердца, а также рук и кистей рук. Получается так, будто функции "средней" системы начинают преобладать настолько, что эмоционал<