Ii. методическая часть программы
Весь учебный материал разделѐн на теорию, практику (физическая, техническая, психологическая, профессиональная подготовка) и контрольные переводные нормативы. Продолжение занятий в школе и перевод учащихся на следующий этап обучения осуществляется по решению педагогического (тренерского) совета и оформляется приказом директора.
Основные формы учебно-тренировочной работы:
групповые занятия (теоретические, практические);
§ тренировка по индивидуальному плану;
§ выполнение домашних заданий;
§ участие в показательных выступлениях и соревнованиях;
§ просмотр видеоматериалов с анализом выступлений;
§ инструкторская и судейская практика.
Для достижения высоких результатов на любом уровне подготовки спортсменов, тренер, планируя свою работу, должен:
1) создать условия для проведения регулярных круглогодичных занятий, проводить занятия в местах, где соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению, оборудованию и инвентарю для предупреждения травматизма;
2) обеспечить всестороннюю физическую подготовку в соответствии с возрастными особенностями занимающихся;
3) постоянно совершенствовать техническую подготовку, а детей, которые с опережением осваивают новые элементы, переводить в группы следующего года обучения досрочно;
4) систематически вести воспитательную работу, прививать занимающимся любовь
к избранному ими виду спорта, интерес к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства, учить соблюдать спортивную этику, дисциплину, воспитывать преданность своей школе;
5) укреплять здоровье занимающихся, приучать к соблюдению требований личной и общественной гигиены, режима спортсмена;
1.Содержание и методика работы по предметным областям, этапам подготовки
1.1. Содержание и методика работы по этапам подготовки:
Этап начальной подготовки
На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.
Основная цель тренировки:утверждение в выборе спортивной специализации-греко-римской борьбы - и овладение основами техники.
Задачи на этапе подготовки
1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие занимающихся.
2. постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта.
3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.
4. Обучение технике греко-римской борьбы
5. Участие в соревнованиях.
6. отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий греко-римской борьбы.
Основные средства:
ü подвижные игры и игровые упражнения;
ü общеразвивающие упражнения;
ü элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.);
ü всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
ü метание (легкоатлетических снарядов, набивных и теннисных мячей и др.); скоростно-силовые упражнения (отдельные и виды комплексов);
ü гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки);
ü школа техники греко-римской борьбы и изучение технико-тактических комплексов (ТТК); комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).
Основные методы выполнения упражнений:
строго регламентированный; непрерывный; игровой; повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.
Основные направления тренировки:
На начальном этапе занятий спортом целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и направленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки. Наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр, следует включать в программу занятий комплексы специально подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение для борьбы дзюдо. Этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.
Особенности обучения:
Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.
Методика контроля:
Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным проводиться регулярно и своевременно на объективных критериях. Контроль за физической подготовленностью проводится с помощью специальных переводных нормативов по годам обучения (промежуточный контроль), которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение – допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.
Участие в соревнованиях:
Невозможно достигнуть высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Особое преимущество на данном этапе обучения отдается игровым соревновательным методам, а также соревнованиям в умении выполнять изученные технические действия. На этапе начальной подготовки юные спортсмены должны начать соревноваться в борьбе на татами. Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и доступным нормам нагрузки. Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на демонстрацию социально ценных качеств личности: мужества, инициативы, смелости, коллективизма, дружелюбия по отношению к товарищам и уважения к ним, стойкости в поединке с противником.
Учебно-тренировочный этап:
Состоит из двух подэтапов – этапа начальной спортивной специализации (1-2 год обучения) и этапа углубленной спортивной специализации (3-4-5 год обучения).
Этап начальной спортивной специализации. Формируется на конкурснойоснове из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
ü Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;
ü Овладение основами техники и тактики вида борьбы, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основы комплексной многоборной подготовки);
ü Подготовка и выполнение нормативных требований по физической подготовке соответствующей возрастной группы;
ü Приобретение навыков в организации и проведение соревнований.
Этап углубленной спортивной специализации. Формируется из здоровыхспортсменов- разрядников, выполнивших контрольно-переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
ü Создание предпосылок к дальнейшему повышению спортивного мастерства на основе всесторонней общей физической подготовки, воспитания специальных физических качеств, повышения уровня функциональной подготовленности и освоения допустимых тренировочных нагрузок;
ü Совершенствование в технике и тактике спортивной борьбы, накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта;
ü Подготовка и выполнение нормативы по общефизической и специальной подготовке.
Основные средства тренировки:
ü общеразвивающие упражнения;
ü комплексы специально подготовленных упражнений;
ü всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
ü комплексы специальных упражнений своего вида;
ü упражнения со штангой (вес штанги 50-70% от собственного веса спортсмена);
ü подвижные и спортивные игры;
ü упражнения на тренировочных устройствах и тренажерах;
ü изометрические упражнения.
Методы выполнения упражнений:
повторный, переменный, повторно-переменный, круговой, игровой, контрольный, соревновательный.
Основные направления тренировки:
Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для окончательного выбора будущей специализации. Физическая подготовка становится более целенаправленной, повышается объем и интенсивность тренировочных нагрузок, увеличивается вес специальной физической, технической и тактической подготовки. На данном этапе увеличивается объем средств силовой подготовки и специальной выносливости. Развиваются силовые и скоростно-силовые качества различных мышечных групп на тренажерных устройствах.
Совершенствование техники греко-римской борьбы:
При планировании тренировочных занятий необходимо соблюдать принцип концентрированного распределения материала, так как длительные перерывы в занятиях нежелательны.
При обучении следует учитывать, что темпы овладения отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание тех элементов целостного действия, которое выполняется труднее. Приступая к освоению нового материала, необходимо знать, какие основные ошибки могут появиться в обучении и как их исправлять.
Методика контроля:
Система контроля на тренировочном занятии должна быть тесно связана с системой планирования процесса подготовки юных спортсменов. Виды контроля: текущий, этапный, в условиях соревнований. Формы контроля:
1) самоконтроль юных спортсменов (частота пульса в покое, качество сна, аппетита, вес тела, общее самочувствие);
2) педагогический контроль определяет эффективность технической, физической, тактической и интегральной подготовленности юных борцов.
Участие в соревнованиях:
Зависит от уровня подготовленности юного спортсмена, календаря соревнований, выполнения разрядных требований. Основной задачей соревновательной практики следует считать умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях противоборства.
Этап совершенствования спортивного мастерства:
Формируется из спортсменов выполнивших нормативы спортивного разряда кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамике прироста спортивных результатов.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
ü дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе совершенствования общей и специальной физической подготовленности до уровня требований сборных команд страны, ДСО и ведомств;
ü прочное овладение базовой техникой и тактикой греко-римской борьбы;
ü совершенствование индивидуальной «коронной» техники и тактике;
ü повышение надежности выступлений в соревнованиях;
ü освоение повышенных тренировочных нагрузок и накопление соревновательного опыта.
Методы выполнения упражнений:
повторный, переменный, повторно-переменный, круговой, игровой, контрольный, соревновательный.
Основные направления тренировки:
На этапе совершенствования спортивного мастерства проходи совершенствование технических действий, изученных на предыдущих этапах. Предлагается самостоятельное составление комбинаций из изученных ранее приемов, с учетом принципов построения комбинации. На данном этапе больше отводится часов на теоретическую подготовку. Главная задача теоретической подготовки состоит в том, чтобы научить спортсмена осмысливать и анализировать действия на татами как свои, так и соперника, не механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним. Большое внимание уделяется психологической подготовке, которая направлена на формирование свойств личности, позволяющих успешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим, экстремальным условиям соревнований в частности.
1.2.Содержание и методика работы по предметным областям подготовки
Теоретическая подготовка:
Теоретические знания позволяют борцам правильно оценивать социальную значимость спорта, понимать объективные закономерности спортивной тренировки, осознанно относиться к занятиям, соблюдать гигиенический режим, проявлять творчество на тренировках и соревнованиях.