Профилактика стрессовых расстройств

у сотрудников органов внутренних дел[6]

Опыт медико-психологического сопровождения боевых действий показывает, что сотрудники, принимающие участие в боевых действиях, подвергаются воздействию сильных психотравмирующих факторов. В мировой практике последствия, приводящие к психогенным боевым потерям, называют «вьетнамским синдромом». Воздействие экстремальных факторов оперативно-служебной, служебно-боевой деятельности, связанное с ними физическое и психическое перенапряжение сотрудников, являются источником развития состояний психической дезадаптации, возникновения стрессовых расстройств, формирования негативных изменений личности. Появляющиеся в таких экстремальных условиях посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) в настоящее время достаточно хорошо изучены, разработаны диагностические критерии и инструменты для их выявления.

Первым обязательным критерием оценки стрессового расстройства является факт столкновения индивида с событием, выходящим за пределы обычного человеческого опыта, способным травмировать психику практически любого здорового человека, например, серьезной угрозой жизни и здоровью, как своему, так и близких или друзей; внезапным разрушением зданий, сооружений и т.п. К событиям, вызывающим постстрессовые расстройства, относятся стихийные бедствия, катастрофы, а также события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности. Пережитое событие должно сопровождаться интенсивными эмоциями страха, ужаса или ощущением беспомощности индивида перед лицом драматических обстоятельств.

Необходимо также наличие 2 групп нарушений в состоянии: первая – симптомы «вторжения» и «избегания»; вторая – физиологическая гиперактивация.

Симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, вызывающего всякий раз сильный психологический дистресс. Симптомы «вторжения» выражаются в ряде явлений, таких, как: неприятные воспоминания, образы, мысли, сновидения о событии; действия или чувства «как если бы травматическое событие присутствовало вновь», вплоть до наиболее сильных симптомов, называемых «обратная вспышка», т.е. вспышка в сознании ранее пережитого события, при которых человек как бы снова воспринимает ситуацию, вызвавшую психическую травму, всеми органами чувств, часто не реагирует на внешние стимулы и не контролирует себя.

Симптомы избегания проявляются в стремлении настойчиво избегать мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о травме. При этом отмечаются такие явления, как сужение спектра и уменьшение силы эмоционального реагирования, заметное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности, чувство зависимости или отчужденности от людей, сокращения или отсутствия будущего, чувство «вины выжившего» перед теми, кто погиб, и ряд других.

Вторая подгруппа – отсутствовавшие ранее симптомы физиологической гиперактивации, отражающие явления общей повышенной возбудимости нервной системы, реактивности в отношении специфических «ключевых» раздражителей. Она включает: нарушения сна (трудности засыпания, бессонницу); раздражительность, вспышки внезапного гнева; трудности сосредоточения, концентрации внимания; повышенную бдительность; готовность к оборонительной реакции.

Картину постстрессового состояния дополняют расстройства профессиональной деятельности, связанные с нарушением психической адаптации, работоспособности, ухудшением качества жизнедеятельности в целом в связи с перенесенной психической травмой. Острое стрессовое расстройство возникает в течение 1 месяца с момента травмы и продолжается от 2 дней до 1 мес. Посттравматическое – спустя не менее 1 месяца после травмы и имеет продолжительность более 1 месяца.

ПТСР – в соответствии с временными особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств: острое, развивающееся в сроки до 3 месяцев (его не следует смешивать с острым стрессовым расстройством!); хроническое, имеющее продолжительность более 3 месяцев; отсроченное, когда расстройство возникло спустя 6 и более месяцев после травматизации.

В настоящее время у 20% сотрудников после командировки развиваются стрессовые расстройства. Пессимизм и недоверие к другим, потеря смысла жизни, конфликтность, агрессивность, поиск новых приключений, алкоголизм и наркомания, деструктивные формы поведения, включая формы поведения, направленные на самоуничтожение – вот характеристики этих расстройств.

Люди, пережившие психотравмирующие события, имеют существенные отличительные особенности. Это иная система нравственных ценностей, другой уровень духовного развития, при котором обостряются интуитивные ощущения неискренности отношений, фальши и корыстных устремлений по отношению к ним.

С целью снижения указанных последствий в МВД России создана система психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников в экстремальных условиях, включая участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.

В период сбора личного состава отрядов перед командировкой психологи, используя специальные тренинговые методы обучения, проводят занятия по сплочению подразделений, снижению психологической напряженности между сотрудниками, формированию устойчивости к стрессу, установки на преодоление психологических трудностей в сложных условиях деятельности, обучению методам саморегуляции психических состояний, психологической самопомощи и защиты, снижающие влияние экстремальных условий, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач.

В период командировки личного состава для поддержания необходимого уровня боеспособности и оптимизации психического состояния сотрудников на территории Северо-Кавказского региона действуют 2 группы психологов. Первая группа выполняет служебно-боевые задачи в составе Группы Управления Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России (ВОГОиП), дислоцированной в н.п.Ханкала. Другая – в составе Мобильного отряда МВД России в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия (г.Владикавказ).

Психологи группировки обеспечены специальными методами и средствами для диагностики и психокоррекции, приборами и методическими материалами. В н.п.Ханкала оборудован и с 2002 года действует пункт психологической реабилитации. На базе пункта организовано проведение психореабилитационных тренингов, сеансов по снятию нервно-психической напряженности, консультирование руководителей и сотрудников по вопросам поддержания необходимого уровня их работоспособности.

Сотрудники, выполнявшие служебно-боевые задачи в экстремальных условиях, по прибытию в места постоянной дислокации попадают под наблюдение психолога. Задачи психолога подразделения органов внутренних дел в первый и второй день после прибытия сотрудников:

- собрать полную информацию об особенностях поведения в период пребывания личного состава в служебной командировке, перенесенных им экстремальных событий;

- разработать совместно с руководством подразделения и довести до сотрудников план реабилитационных мероприятий, который совмещает как выполнение служебных задач, возлагаемых на сотрудников в ближайшие месяцы работы, так и мероприятия по медико-психологической реабилитации;

- провести дебрифинг, рассматривая в виде конкретного критического инцидента командировку в целом.

По завершению краткосрочного отпуска для оздоровительного отдыха сотрудники проходят целевые профилактические обследования, по итогам которых подразделяются на три группы:

1 группа – сотрудники без существенных отклонений психического состояния, сохранившие способность полноценной социальной адаптации и трудоспособность, справляющиеся со своими служебными обязанностями, имеющие благоприятные взаимоотношения в семье. Такие сотрудники не требуют к себе особого внимания руководителей и психолога, они способны самостоятельно решать психологические проблемы, связанные с пребыванием в экстремальных условиях;

2 группа – сотрудники, имеющие функциональные отклонения, сниженный уровень работоспособности, испытывающие затруднения в повседневной жизни, но сохраняющие достаточный контроль над своим поведением посредством значительного напряжения сил и ресурсов, нуждающиеся в проведении реабилитационных восстановительных мероприятий4

3-я группа – сотрудники, имеющие выраженные проявления посттравматической стрессовой симптоматики, нарушения социальной и профессиональной адаптации, значительные проблемы в личной жизни, требующие динамического наблюдения в центрах психодиагностики. При выявлении у сотрудников последствий острой или хронической соматической патологии они подлежат диспансерному наблюдению в лечебно-профилактических учреждениях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

По результатам обследования руководителям подразделений и служб органов внутренних дел по каждому сотруднику предоставляются рекомендации по организации оптимального режима труда и отдыха, ношению и хранению табельного оружия, формам индивидуально-психологической работы.

Наиболее оптимальные сроки проведения первых реабилитационных мероприятий на 6-10 дни после возвращения из командировки. Реабилитационные мероприятия проводятся на базе кабинетов психологической регуляции органов и подразделений внутренних дел. При необходимости для оказания психотерапевтической помощи сотрудникам привлекаются врачи-психотерапевты (психиатры). Для этого также могут использоваться кабинеты психологической регуляции.

По показаниям, наиболее нуждающимся сотрудникам для купирования их неблагоприятных функциональных или психических нарушений оказывается специализированная, индивидуальная психотерапевтическая или психиатрическая помощь. На углубленную медико-психологическую реабилитацию сотрудники направляются распоряжением Министра внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ на основании заключений психологов органов внутренних дел, центров психодиагностики МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Эффективными являются реабилитационные мероприятия, проведенные в удаленном от постоянного места жительства учреждении типа санатория или профилактория. Оптимальная продолжительность реабилитационных мероприятий – 10-12 дней.

Этап профилактики отсроченных последствий. Предусматривает ежегодный индивидуальный медико-психологический контроль за состоянием здоровья и работоспособности личного состава, отнесенного по результатам профилактических обследований ко второй и третьей группам, и своевременное оказание необходимой медико-психологической помощи. Медико-психологические реабилитационные мероприятия должны сопровождаться социально-психологической работой в служебных коллективах – оптимизацией межличностных отношений, реализацией социальных гарантий, оказанием психологической помощи членам семьи.

Работа психолога с семьями сотрудников, переживших экстремальные ситуации, – основное направление деятельности по созданию в социальном окружении сотрудников обстановки, способствующей успешному преодолению психологических последствий пережитых ими экстремальных ситуаций. Работа проводится в несколько этапов.

1. С членами семей сотрудников организуется разъяснительная работа. Им необходимо рассказать о природе и основных проявлениях ПТСР, об особенностях психического состояния, которое могут испытывать их близкие.

2. Проводится индивидуальное обучение навыкам поведения, необходимым при общении с людьми, подвергшимися психической травме. Наиболее важно умение терпимо относиться к повышенной возбудимости, раздражительности, вспышкам гнева у своих близких; принимая человека таким, какой он есть, можно «психологически амортизировать» эти явления.

3. В случае обращения за психологической помощью проводится семейная психотерапия, желательно с участием всех членов семьи. Психотерапевтическое воздействие направлено на установление оптимального эмоционального контакта, определяющего психологический климат в семье; если этот контакт сильный, то переживания человека, испытавшего психическую травму, могут передаваться его близким путем «эмоционального заражения», в результате чего у членов семьи могут также возникнуть симптомы ПТСР; если же эмоциональный контакт слабый, то может нарастать отчуждение, отсутствие взаимопонимания, что в свою очередь ведет к конфликтам, развитию депрессивного состояния и другим негативным явлениям.

Специалисты, работающие с семьями участников чрезвычайных ситуаций, дают их женам следующие рекомендации:

- внимательное и заинтересованное слушание рассказов о том, что пришлось пережить. Очень важно дать человеку выговориться, особенно при моральной поддержке близких людей;

- проявить внимание и терпение к проблемам, которые возникают после травматического стресса, к психологическому дискомфорту, повышенной раздражительности, возможному длительному депрессивному состоянию и т.п. Это временные явления, нужно помочь с ними справиться.

- создание благоприятной интимной обстановки. Дайте понять партнеру, что вы в нем нуждаетесь и пойдете ему навстречу;

- не поощряйте употребление мужем алкоголя. Постарайтесь тактично дать ему понять, что это весьма пагубно для него, для ваших отношений и в целом для семьи.

Руководителю подразделения, в свою очередь, не следует приветствовать скрытное поведение сотрудников с членами семей, а следует объяснить, что чрезмерное опасение испугать своих близких может привести к непониманию и отчуждению. Если руководитель будет вести достаточно откровенный разговор с родственниками сотрудников, объективно и в доступной форме сообщая о проблемах, с которыми приходится иметь дело на службе, это поможет снять излишнее беспокойство, вызываемое недостаточной информацией и распространением слухов, и будет способствовать взаимной психологической поддержке между сотрудниками и членами их семей.

Таким образом, ежегодно в органах внутренних дел психологическую реабилитацию проходят 70 тыс. сотрудников, из которых каждый третий сотрудник – участник боевых действий; 4 тыс. – члены семей сотрудников, принимавших участие в проведении конртеррористических операций.

Наглядным примером эффективности работы по профилактике стрессовых расстройств являются данные одного из субъектов Российской Федерации (ГУВД Челябинской области), где вопросы психологической реабилитации сотрудников решаются на высоком научно-методическом уровне.

В подразделении, где было всего 8% лиц, прошедших психологическую реабилитацию, за год 18% сотрудников уволились, 21% нарушили законность и дисциплину, 23% имели семейные проблемы (развелись). Там, где психологическую реабилитацию прошли 98% сотрудников, за тот же период разведенных было 4%, уволенных – 4%, нарушителей дисциплины – 3% (Плетнева Л.Н., 2002 г.). Это говорит о прямой зависимости числа нарушений сотрудниками служебной дисциплины, количества разводов и числа уволенных или переведенных в другие службы от числа реабилитированных сотрудников.

Несмотря на значительный объем работы, выполненный психологами, негативные социальные и медико-психологические последствия работы личного состава в экстремальных условиях в последние годы имеют тенденцию к возрастанию. Есть все основания ожидать увеличение среди личного состава числа чрезвычайных происшествий, различных форм деструктивного поведения, роста текучести кадров и других отрицательных последствий, если не предпринимать активных мер по стабилизации ситуации через изменение отношения руководителей всех уровней в сторону осознания необходимости проведения реабилитационных мероприятий, создание и оборудование в органах и подразделениях внутренних дел субъектов Российской Федерации в этих целях сети кабинетов психологической регуляции, медико-психологических реабилитационных центров.

Наши рекомендации