Межличностные конфликты в формировании суицидоопасной ситуации

Обращает внимание иногда поразительная ничтожность поводов и незначительность конфликтов, указываемых суицидентами в качестве основания для покушения на собственную жизнь. Однако более внимательный анализ показывает, что суициденты, как правило, называют внешние, второстепенные причины суицидального поведения. За эмпирически наблюдаемыми поверхностными конфликтами лежат скрытые от непосредственного наблюдения и часто не осознаваемые самими суицидентами глубинные конфликты. Ссоры по поводу позднего возвращения мужа домой, упреки жены алкоголизирующемуся супругу и др. являются зачастую манифестациями глубинных конфликтов, которые могут быть обнаружены только при тщательном обследовании системы общения в семье.

Межличностные конфликты представляют собой особую форму взаимодействия, в процессе которого сталкиваются интересы, потребности и цели членов семьи, отражая собой состояние семейной среды – ее психологический климат. Конфликты могут быть вызваны различием ценностных ориентаций, которые стремятся отстоять и противопоставить друг другу члены семьи, неудовлетворенностью кого-либо из членов семьи позицией, занимаемой им в структуре семейного общения и, наконец, они могут быть обусловлены невротическими или психопатическими особенностями одного или нескольких членов семьи, провоцирующих ссоры, чтобы разрядить на других состояние внутреннего напряжения и тревоги.

Глубина конфликта находится в непосредственной зависимости от уровня общения между индивидами. При поверхностном общении людей, которые не дорожат обществом друг друга и не связаны никакими эмоциональными или социальными связями, глубинные конфликты в принципе невозможны. Речь тогда может идти лишь о поверхностных конфликтах, т.е. о несущественных размолвках и разногласиях. Чем ближе и теснее духовные и эмоциональные контакты между людьми, тем глубже общение между ними. Межличностные конфликты, возникающие при таком типе общения, могут быть не только поверхностными, но и глубинными, затрагивающими тонкие структуры психики. Глубинные конфликты влияют на систему общения в целом, необратимо перестраивая ее, иногда внося в нее негативные изменения, доходящие порой до полного разрыва отношений. Соответственно, чем глубже общение в коллективе или семье, ориентированное на взаимопонимание, сопереживание, стремление к самораскрытию, тем тяжелее и болезненнее протекают глубинные конфликты между членами семьи, тем чувствительнее для них разрыв отношений.

В зависимости от значения, которое придается межличностному конфликту, от характерологических особенностей индивидов и процесса развития конфликтной ситуации, конфликт может вызвать различные реакции и иметь неодинаковые последствия для столкнувшихся сторон. Участвуя в конфликте, некоторые лица испытывают преимущественно положительные эмоции: противоборство с кем-либо доставляет им особого рода удовлетворение, спортивный азарт, ощущение остроты и разнообразия жизни. Другие же, напротив, стремятся избежать конфликта, не любят никаких жизненных осложнений. Под влиянием защитных механизмов, укрепляющих «я», они часто отрицают конфликтную ситуацию, «не замечают» ее, вытесняя из сознания. Губительные последствия конфликта оказываются наиболее заметными для лиц, которые в принципе не переносят любую психическую напряженность, необходимость участия в конфликте у которых вызывает состояние стресса. Таким образом, степень дезадаптирующего воздействия конфликта на личность зависит не только от объективных свойств самого конфликта, от его содержания, но и от характерологических особенностей участников конфликта, от таких их качеств, как сензитивность, толерантность к фрустрируюшим воздействиям среды.

И, наконец, влияние конфликта на индивида зависит от того, как он трактует происходящие события, от его интерпретации и оценки конфликта. Известно, что один и тот же человек, оказавшись в максимально сходных условиях, ведет себя совершенно по-разному: в одной ситуации он совершает суицидальные действия, в другой тождественной ситуации вовсе не обнаруживает негативных реакций и предпочитает иные формы поведения. Объяснения этого факта следует искать в том, что «тождественность» ситуаций или максимальное сходство происходящих событий кажутся таковыми только с точки зрения стороннего наблюдателя, субъект же усматривает в происходящем различающиеся между собой ситуации, потому что он воспринимает их иначе, видит их под другим углом зрения. Различие восприятий обусловливается поведенческими различиями.

Если субъект оценивает конфликтную ситуацию как ущербную для себя и находится при этом в состоянии резко выраженного эмоционального стресса, тогда можно говорить о том, что он или дезадаптирован, или находится на грани дезадаптации. Понятие социально-психологической дезадаптации – центральное для понимания связи, существующей между конфликтом и суицидом, она выступает опосредующим звеном во взаимоотношениях между ними: конфликт влияет на дезадаптацию, порождает ее, а дезадаптация служит предпосылкой возникновения суицида. Однако связь между конфликтом, социально-психологической дезадаптацией личности и суицидальным поведением недостаточно очевидна: не всякий конфликт приводит к дезадаптации, а наличие дезадаптации не обязательно порождает суицид. Конфликт является почвой, на которой может возникнуть суицид.

Конфликтная ситуация. Характерной особенностью суицидов является наличие конфликтной ситуации, которая воспринимается как неразрешимая. В этом аспекте следует выделить следующие типы конфликтов: внутриличностный конфликт; межличностный конфликт; служебный конфликт; асоциальный конфликт.

Внутриличностный конфликт. Основным действующим лицом внутриличностного конфликта является сам сотрудник, переживающий мнимоконфликтную для окружающих, но реальную для него ситуацию. Обычно эта ситуация связана с амбивалентными чувствами, неумением решать определенные жизненные проблемы, психологическими комплексами. Особенность внутриличностных конфликтов заключается в том, что переживающие такой конфликт так захвачены своими эмоциями, что само это обстоятельство вторично ведет к конфликту, но уже к реальному. Служебные отношения в подразделении оцениваются неправильно, требования руководства воспринимаются, как предвзятые замечания не по существу, придирки. Как следствие, внутриличностный конфликт переходит в реальный межличностный или объективный конфликт.

Вторая особенность внутриличностного конфликта состоит в том, что при нем часто отмечаются сопутствующие невротические симптомы. У таких лиц отмечается тревожность, преходящая в расстройство сна, тики; возобновляется или усиливается заикание; понижается настроение. На фоне снижения настроения могут появляться ситуационно обусловленные суицидальные мысли или высказывания. Эти нарушения просты по структуре и выражают снижение психической адаптации. Характер поведения сотрудников при внутриличностном конфликте - чаще с пассивно-отказными реакциями, повышенной мнительностью. Однако отмечается высокая откликаемость на сочувствие, поддержку со стороны руководства и сослуживцев. Для коррекции внутриличностного конфликта необходимо применение мер коррекционного медико-психологического характера.

Межличностный конфликт связан с различием установок конфликтующих сторон, которые вытекают из психологической несовместимости, бытовых и межнациональных различий, низкой культуры общения как между равными по служебному положению сотрудниками, так и между начальниками и подчиненными. В межличностном конфликте можно выделить:

а) активную сторону, участники которой стремятся к принудительному навязыванию своих оценок и способов разрешения ситуации;

б) пассивную сторону, участникам которой навязываются оценки и действия, несмотря на то, что они противоречат их взглядам, морально-нравственным ценностям.

Служебный конфликт связан со столкновением личности с объективно существующими и значимыми для нее обстоятельствами – требованиями законов, приказов, инструкций. В служебном конфликте личностные установки или поведение участников конфликта вступают в столкновение с официальными требованиями. Объективный конфликт имеет тенденцию перехода в эмоционально насыщенный внутриличностный конфликт, когда сотрудник вынужден сдерживать свои поведенческие реакции, или в межличностный конфликт. Причина объективного конфликта может лежать не только в существующих обстоятельствах службы, но и обуславливаться некоторыми индивидуально-психологическими свойствами как начальников, так и подчиненных. К конфликтным ситуациям, возникающим на этой почве, относятся конфликты, связанные с дисциплинарными нарушениями.

Социальный конфликт связан с обострением социальных противоречий, столкновением социальных общностей, интересов, противоречащих друг другу. Наиболее распространенные конфликты, лежащие в основе суицидального поведения сотрудников органов внутренних дел:

1. Конфликты, обусловленные спецификой служебной деятельности (трудности адаптации к службе; затруднения при выполнении или негативные результаты выполнения конкретных служебных задач; межличностные конфликты с сослуживцами, руководством, гражданами при исполнении служебных обязанностей);

2. Конфликты, обусловленные спецификой семейных взаимоотношений. К ним относятся: неразделенная любовь, измена, развод; тяжелая болезнь, смерть близких людей; интимно-сексуальные конфликты;

3. Конфликты, связанные с асоциальным поведением (опасение уголовной ответственности; боязнь позора в связи с проступком и т.п.);

4. Конфликты, связанные с состоянием здоровья, – болезнью, физическими недостатками (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые как недостатки).

В основе всех видов конфликтов могут лежать реальные, личностные или псевдореальные проблемы. Соответственно, первое, что необходимо определить психологу при работе с конфликтной ситуацией – решить с каким типом проблем он имеет дело.

Реальные проблемы не связаны с личностными особенностями или психическими расстройствами, целиком обусловлены внешними причинами. Для своего решения эти конфликты требуют обращения к специалисту соответствующего профиля. Психологу в данном случае необходимо предоставить сотруднику информацию, способную разрешить выдвинутые им вопросы. Эта работа требует определенной эрудиции и жизненного опыта. При этом рекомендации должны быть реальны по выполнению, конкретны и опираться на нормативную и иную документацию. Обоснование собственного суждения ссылкой типа “Я где-то читал” в случаях суицидального поведения не могут быть эффективными, так как не указывают сотруднику реального пути разрешения ситуации.

Проблемы, связанные с личностными особенностями сотрудника обусловлены в большинстве случаев дисгармоничной структурой личности. Дезадаптирующими условиями, провоцирующими суицид, являются: снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам, своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений), неполноценность коммуникативных систем, неадекватная самооценка, слабые механизмы психологической защиты, снижение или утрата понимания ценности жизни.

Личностные проблемы коренятся в особенностях поведения и личностного реагирования в различных жизненных ситуациях, которые приводят к социально-психологической дезадаптации. Обусловленные ими конфликты носят затяжной, повторяющийся характер и жизнь лица с личностными проблемами напоминает хождение по замкнутому кругу. Пролонгированность конфликтной ситуации приводит к ощущению ее неразрешимости, появляется ощущение безысходности и принимается решение о самоубийстве.

Псевдореальные проблемы не существуют в действительности. Они обусловлены болезненным расстройством психики (бредовые, галлюцинаторные и т.п.). У большинства психически больных суициды встречаются при депрессии, циклотимии, параноидных и галлюцинаторно-параноидных состояниях. При наличии психической патологии не существует прямой зависимости суицидального поведения от степени выраженности болезненных симптомов. Суицидальные действия совершаются обычно либо до полного развертывания клинической картины депрессии или при спаде симптоматики, после выписки из стационара. То, что суицидальные попытки происходят обычно в начальный период заболевания, объясняется изменением форм психологической защиты, когда при относительной сохранности личность более уязвима внешним психотравмирующим влияниям.

Конфликты, возникающие на почве данных проблем, требуют медицинской (психиатрической) помощи. Когда у психолога подразделения появляется подозрение о наличии психического расстройства сотрудника, необходимо организовать его скорейшую встречу с психиатром. На практике при этом возникают два существенных затруднения.

Психолог кадрового подразделения в настоящее время во многих случаях не имеет соответствующей квалификации по вопросам психиатрии. Даже опытные психотерапевты длительно и безрезультатно пытались корректировать состояние лиц с психозами, когда последним требовалась психиатрическая помощь. Умению вовремя распознавать сложные в диагностическом смысле случаи можно научиться только в специализированной клинике и, видимо, целесообразно проводить специальное обучение практических психологов в данных учреждениях с целью получения основ психиатрических знаний, а также необходимых навыков работы с данным контингентом лиц.

Профессиональная этика требует, чтобы общение психолога с сотрудником было строго конфиденциально. Человек должен быть уверен, что ни при каких обстоятельствах психолог не будет делиться полученной информацией с лицами, которые не причастны к разрешению данной проблемы. Поэтому заранее должен быть отлажен механизм взаимодействия с медицинской службой, а также личный контакт психологов с психиатрами не только ведомственной медицинской службы, но и гражданского здравоохранения.

Профилактика конфликтов.

Доля деструктивных конфликтов в их общей массе велика. Велик и ущерб от них. Гораздо легче справиться с деструктивным конфликтом в его зародыше. Отсюда необходимость их профилактики. Профилактика конфликтов тесно связана со всем комплексом работ практического психолога ОВД, который он проводит с коллективами и отдельными сотрудниками.

Основные направления и способы профилактики:

· выявление и проработка слабых сигналов зарождающихся деструктивных конфликтов, в том числе фиксация повышенной нервозности сотрудников, вспышек напряженности в их взаимоотношениях, неадекватно острого реагирования на обычные ситуации службы;

· включение в непосредственное взаимодействие с сотрудниками в периоды острого воздействия конфликтогенных событий и условий несения службы и смягчение влияния последних, например, при принятии дисциплинарных мер;

· целенаправленная психологическая работа в группах и коллективах сотрудников, отличающихся обостренными взаимоотношениями и негативным климатом, направленная на выяснение конкретных причин возникшей конфликтности, на налаживание, нормализацию взаимоотношений;

· индивидуальная работа с конфликтными сотрудниками, а также психологическое консультирование руководителей, склонных к использованию деструктивно-конфликтных приемов в работе;

· проведение специальных занятий в рамках служебной, психологической подготовки с сотрудниками и руководителями в целях повышения их конфликтной компетентности в профессиональной деятельности, в служебных и деловых контактах.

Наши рекомендации