И профессиональная ориентация
В числе основных мер по предупреждению самоубийств важное место занимают вопросы отбора вновь поступающих на службу в органы внутренних дел.
Профессиональный психологический отбор осуществляется в целях обеспечения качественного комплектования подразделений МВД России, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся форм поведения и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на всестороннее изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.
Основными задачами профессионального психологического отбора являются:
· оценка психологической пригодности к тем или иным видам деятельности кандидатов на службу, сотрудников при перемещении и прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу;
- выявление среди кандидатов на службу, учебу, сотрудников при перемещении лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии психической дезадаптации[3];
· оценка характера и уровня профессиональной адаптации к службе после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);
- выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества[4].
Профессиональный психологический отбор регламентирован методическими указаниями “Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России” от 1.10.99 и “Факторы “группы риска” и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России” [Н.И. Мягких и др., 1999]. Последний документ включает маркеры факторов группы риска, ненадежности и низкой эффективности профессиональной деятельности и риска развития различных форм отклоняющегося поведения, том числе и маркеры риска суицидального поведения.
Эти маркеры касаются трех групп факторов:
· биографических данных, выявляемых сотрудниками кадровых аппаратов и психологами;
· медицинских данных и показателей состояния здоровья, оценку которым дают врачи военно-врачебных комиссий;
· индивидуальных психологических особенностей, типа реагирования в конфликтной ситуации, описываемых специалистами ЦПД и психологами подразделений.
Биографические данные прежде всего касаются попыток самоубийства. Более высокая вероятность суицидального поведения наблюдается у лиц, уже совершавших попытки самоубийства. В течение первого года после попытки риск повторной попытки в 100 раз выше, чем у лиц, у которых не наблюдалось суицидального поведения. Среди лиц, совершивших попытку покончить с собой, каждый четвертый повторяет ее, а каждый десятый погибает вследствие завершенного суицида.
Также должна настораживать информация о случаях самоубийств, попыток самоубийств или суицидальных угроз со стороны близких родственников. Необходимо тщательно изучать информацию о перенесенных травмах, так как за ними могут скрываться попытки суицидов.
Кроме этого необходимо обращать внимание на условия семейного воспитания (отсутствие отца в детстве; “матриархальный” стиль отношений в семье – сильное влияние матери, отсутствие внимания, отверженность в детском и подростковом возрасте, чрезмерная опека, воспитание по типу “кумир семьи”, воспитание в семье с “алкогольным климатом”, частые скандалы в семье, развод родителей).
Неблагоприятными признаками являются: воспитание в детском доме при живых родителях, наличие у близких родственников психических заболеваний, алкоголизма и случаев отклоняющегося поведения; частые смены места работы, резкое изменение в характере предыдущей и будущей деятельности (переход на более низко оплачиваемую работу или понижение в должности, несоответствие между полученным образованием и характером выбираемой службы в органах внутренних дел); конфликтные и иные неблагоприятные ситуации в коллективах, нарушенный характер семейных отношений, стремление неожиданно изменить место жительства без обоснованных причин и т.п.
Медицинские данные включают наличие нервно-психической патологии, черепно-мозговых травм и нейроинфекций в анамнезе, данные о ночном недержании мочи в детском и подростковом возрасте, наличие заикания, других недостатков.
В ходе психологического обследования могут быть выявлены следующие особенности поведения, неблагоприятные с точки зрения риска развития отклоняющегося поведения: побеги из дома в детском и подростковом возрасте, частая смена мест учебы, работы, раннее употребление алкоголя, случаи употребления наркотических и психоактивных веществ. Должны настораживать сведения о серии “провалов” и неудач в обучении, работе, изоляция в коллективе и т.д. В случае, когда эти данные сочетаются с определенными психологическими характеристиками, полученными с помощью различных тестов и методик (черты психического инфантилизма в характере, склонность к необдуманным поступкам, эмоциональная неустойчивость, ригидность, склонность к аутоагрессии и т.п.), речь может идти о повышенном риске совершения самоубийства.
Также необходимо обращать внимание на наличие других маркеров, указывающих на состояние социально-психологической дезадаптации у кандидата или существенный риск ее развития.
Важную помощь в выявлении лиц с нервно-психическими аномалиями и патологическими особенностями характера может оказать изучние мотивов поступления на службу в органы внутренних дел. Возможно наличие болезненных мотивов – бредовых идей, ощущение преследования, беспомощности, стремление обрести защиту, патологическое стремление к власти, тенденции “законным путем” реализовать свою агрессивность, стремление повысить свой авторитет, престижность в глазах окружающих, настойчивое и в то же время малообъяснимое или противоречивое стремление на службу в милицию.
Выявление вышеназванных особенностей представляет определенные трудности, так как поступающие на службу стремятся представить себя в более выгодном свете, скрыть недостатки здоровья и дефекты характера. В этой связи необходимо помнить, что любые виды нервно-психических расстройств в первую очередь проявляются нарушениями поведения, межличностных отношений, снижением работоспособности, т.е. рядом показателей, которые объединяются общим определением – нарушением социальной адаптации. Изложенное делает необходимым при подборе кандидатов на службу отдавать предпочтение лицам, проживающим в данном регионе, так как это позволит получить более подробные и объективные сведения о поступающем, его родственниках и о предыдущей работе.
Военно-врачебное освидетельствование в условиях короткого амбулаторного приема на службу в органы внутренних дел сложно и ответственно, так как врач-эксперт, не располагая объективными сведениями о кандидате, часто оказывается в затруднительном положении. В этих случаях любая дополнительная информация о кандидате имеет большое значение для вынесения правильного экспертного решения. Источником такой информации могут быть выписки из амбулаторных карт поликлиник, психиатрических и наркологических диспансеров по месту жительства освидетельствуемого, а также данные военного билета. Даже когда кандидат не состоит на учете у врача-психиатра, сведения о перенесенных черепно-мозговых травмах, менингитах и других нейроинфекциях необходимо получить из поликлиники.
Особенно это касается сведений, относящихся к детскому и подростковому возрасту. Когда в выписках из амбулаторных карт поликлиник есть указания о пребывании кандидата на стационарном лечении, военно-врачебная комиссия в обязательном порядке должна запросить подробную выписку из истории болезни, подробно ее изучить и сопоставить с имеющимися уже сведениями и результатами функционального обследования.
Очень важно, чтобы работники кадровых аппаратов направляли на военно-врачебную комиссию полученные в процессе изучения кандидатов данные о наличии родственников с психическими заболеваниями, страдающих алкоголизмом и наркоманией, характере семейных отношений и имеющихся в быту трудностей и их причинах, о практикуемых ими формах и способах разрешения конфликтных ситуаций.
Помимо выявления особенностей психического здоровья, данные психофизиологических обследований с применением различных методик позволяют с высокой достоверностью прогнозировать степень психоэмоциональной устойчивости, успешность конкретной профессиональной деятельности.
Роль служебного коллектива
в профилактике суицидального поведения[5]
По зарубежным данным, уровень самоубийств среди сотрудников полиции существенно ниже, чем среди гражданского населения и имеет прямую зависимость от стабильности профессиональных коллективов.
Коллективом принято считать группу людей, действующих совместно для достижения общественно значимой цели. Выделяют определенные фазы жизни служебных коллективов: формирующиеся, развитые, распадающиеся, распавшиеся. Обычно в любом коллективе имеются сотрудники с различным отношением к коллективным целям.
Профессионально мотивированные сотрудники считают свою работу крайне необходимой для общества и государства в целом. Они высоко оценивают социальную значимость служебной деятельности и терпимо относятся к неудобствам, связанным со службой. Их работа определяет эффективность деятельности коллектива в целом.
Профессионально немотивированные сотрудники с низкой заинтересованностью в результативности деятельности, часто с низко развитой сферой потребностей, заняты собственным выживанием и имитацией деятельности. Они являются питательной средой для слухов, часто используются как источник информации.
Сотрудники, стремящиеся к альтернативным целям, для которых cлужба в органах внутренних дел связана с возможностью использовать служебное положение для реализации своих потребностей, часто лежащих вне системы, целей коллектива, службу используют как прикрытие для сознательных правонарушений. Претензий со стороны руководителей к ним чаще всего нет. Такие сотрудники обычно незаметны, лишь иногда активны. Они способны участвовать в конфликтах, организуя их с целью воздействия на профессионально мотивированных сотрудников. При этом давление чаще оказывают косвенными путями.
Не определившиеся сотрудники, позиция которых четко связана с социально-психологическим состоянием коллектива. В зависимости от того, к какому лидеру они примыкают в данный момент, коллектив может работать лучше или хуже. В случае их вовлечения в какой-либо внутри-коллективный конфликт ситуация быстро становится неуправляемой.
Кроме того, в служебном коллективе существует переменное звено, которое, постоянно обновляясь, поддерживает определенную численность коллектива. Чаще это люди, чьи личностные особенности и мотивационно-волевые процессы не соответствуют требованиям служебной деятельности, и они долго в коллективе не задерживаются. С этим «переменным» составом чаще связаны разнообразные чрезвычайные происшествия, включая и суицидальное поведение.
Считается, что в стабильном коллективе с низкой сменяемостью кадров вероятность самоубийств среди сотрудников мала, так как профессиональные коллективы, как любые другие сплоченные социальные группы (семья, религиозные общества и т.п.) предохраняют своих членов от суицидов. Однако в этом правиле имеется существенное исключение. Требуется определить, за счет каких факторов обеспечивается стабильный кадровый состав и какова реальная возможность сотрудников перейти на работу в другое подразделение или вообще уйти со службы.
На практике в ряде подразделений в силу особенностей их территориального расположения – изолированности, удаленности от промышленных центров, расположении в регионах с высоким уровнем безработицы, сотрудники не имеют другой альтернативы, кроме продолжения службы в данном подразделении, а уход из подразделения часто равносилен увольнению из органов внутренних дел. В этих условиях, при неблагоприятном социально-психологическом климате в подразделении, возможны случаи самоубийств сотрудников. И действительно, достаточно примеров, когда в подразделении численностью в несколько сотен, а то и несколько десятков человек происходило по 2 самоубийства сотрудников в год.
В крупных подразделениях психологу необходимо изучить статистику самоубийств за возможно более длительный период времени с обязательным учетом их территориальной принадлежности и сопоставить ее с данными по текучести кадров, количеством иных чрезвычайных происшествий. Эта информация является также очень полезной при оценке общей ситуации с кадрами и организации работы с личным составом.
Коллектив характеризуется уровнем сплоченности, показывающим, насколько группа объединена общими целями и управляема. Отсутствие четко сформированной цели, взаимопонимания, взаимодействия типична для толпы, которая характеризуются низкой организованностью и незрелыми формами реагирования на любое воздействие. Типичные формы реагирования – паника, агрессия. Такие «коллективы» могут возникать и в системе органов внутренних дел. Профилактической мерой может стать назначение на должность руководителя авторитетного для большинства, имеющего ярко выраженные качества лидера сотрудника.
Невысокая степень сплоченности отмечается в формально существующем коллективе, когда действительная заинтересованность сотрудников в решении стоящих перед коллективом задач крайне низка, при высокой сменяемости кадров и при низком авторитете руководства. В коллективах с низкой сплоченностью преобладают традиционные формы реагирования, исходящие из предыдущего опыта сотрудников. Если этого опыта нет или мало, часто возникают немотивированные конфликты. Чем более сплоченный коллектив, тем более зрелые формы реагирования в нем можно ожидать.
Сформированному коллективу, который характеризуется высоким уровнем сплоченности, присущи следующие особенности внутригрупповых отношений:
· единство мнений, возможно на неосознаваемом уровне, по поводу целей и задач деятельности;
· четкое распределение ролей между членами коллектива в процессе совместной деятельности и сфер влияния между лидерами;
· лидеров в коллективе мало или он один, но много авторитетных сотрудников, к которым остальные члены коллектива обращаются за советами;
· сформированы четкие модели межличностного взаимодействия, деловых и эмоциональных предпочтений;
· сформировано коллективное мнение и активное ядро коллектива, которое оказывает значимое влияние на сотрудников и является существенной опорой для руководителя;
· отсутствуют явные или скрытые группировки, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям;
· конфликтные ситуации в коллективе редки, а возникающие разрешаются в конструктивной форме и с минимальной ценой, поскольку сотрудники считают себя целостным коллективом;
· руководители всех рангов являются неформальными лидерами, стиль их руководства достаточно гибок и адекватен уровню развития коллектива и учитывает не только объективные требования дела, но и особенности межличностных отношений в коллективе, возможности и ожидания подчиненных;
· большинство сотрудников имеют ожидаемый деловой и психологический статус в группе, они удовлетворены своей деятельностью, её оценкой и стимулированием своего труда.
Все это обеспечивает высокую сработанность и взаимовыручку сотрудников, особенно необходимую в экстремальных и в нештатных ситуациях.
Коллективу с низкой сплоченностью своих членов присущи следующие черты:
· недостаточное развитие коллективистских отношений в группе, периодически возникающие или затяжные конфликты;
· наличие неформальных лидеров с различными (часто противоположными) целями при незначительном числе авторитетных сотрудников;
· группа образует лишь формальную внешнюю целостность, у сотрудников отсутствует общность интересов, нет единства мнений по узловым вопросам, цели деятельности коллектива не приняты как личные;
· у сотрудников не выработаны модели делового (зрелого) межличностного взаимоотношения, нет достаточного их осмысления, преобладают незрелые формы реагирования, межличностного восприятия, не определились деловые, эмоциональные лидеры;
· руководитель не завоевал авторитет, сотрудникам трудно ориентироваться в своих поступках на единое коллективное мнение, т.к. оно не сформировано.
Для таких коллективов типично возникновение конфликтов. Из-за отсутствия необходимой сплоченности сотрудниками остро переживаются неблагоприятные условия служебной деятельности, трудности становления, обостряется восприятие негативных личностных качеств отдельных сотрудников. Низкий уровень сплоченности может отражать наличие нескольких микрогрупп в коллективе с полярными отношениями к делу. В таком случае необходимо выявлять микрогруппы с заинтересованным отношением к деятельности, которые не только поддерживают требования руководителя, нацеленные на повышение эффективности работы, но и могут предъявлять их к коллегам и осуществлять воздействия через них. В тоже время микрогруппы, которые не проявляют инициативы в труде, противодействуя руководителям, мешают им в выполнении управленческих функций, находясь в явной или скрытой конфронтации, необходимо переориентировать или разрушить.
В настоящее время по данным психологических обследований в служебных коллективах органов внутренних дел наблюдается средний уровень сплоченности.
Если коллектив отсутствует, не сформирован или в нем нарушена структурная организация, он не будет выполнять функцию передачи коллективного опыта и не будет способствовать предупреждению развития у своих членов девиантных форм поведения в т.ч. и суицидального. В таких группах – только формально называемых коллективами, крайне затруднена подготовка молодых сотрудников, так как в нем преобладают сотрудники, не имеющие достаточного профессионального опыта и профессиональных традиций, не обеспечивается формирование социально-психологической основы профессионального поведения, стиля мышления, методов решения проблемных профессионально важных ситуаций.
Высокая текучесть кадров, другие процессы, разрушающие служебные коллективы, приводят к потере позитивного опыта службы – разрушается цеховой принцип, облегчающий идентификацию человеком себя, как сотрудника системы. Поэтому крайне важно, чтобы начальный период службы для вновь принимаемых молодых сотрудников протекал в коллективе, который может заложить именно профессионально одобряемые нормы поведения, дать необходимые профессиональные знания и навыки.
В период стажерского срока оценивается не только желание кандидата работать, но, в особенности для лиц «групп риска», проверяется способность следовать адекватному профессии поведению, направленность мотивационных установок, способность ориентироваться в профессиональных вопросах, умение решать конфликты и корректировать свои недостатки. За формирование такого профессионального стиля поведения отвечает руководитель и наставник, которые работают с данным кандидатом.
Необходимо учитывать, что при попадании в новую для него ситуацию служебной деятельности молодой сотрудник, копируя поведение тех, кого он считает более опытными, формирует свой образ действия, причем не только на службе, но, зачастую, и в личной жизни. Если стажер не получает позитивного опыта решения служебных и других жизненных проблем, то у него формируется установка на то, что коллектив должен подстраиваться под его особенности. В конечном итоге это приводит к нарастанию риска возникновения отклоняющегося и конфликтного поведения.
Одна из психологических проблем, ставшей актуальной в последние годы, с которой сталкиваются эксперты при приеме кандидатов на службу, это так называемый инфантильный стиль поведения – связанный с низкой готовностью к самостоятельной деятельности, нежеланием и неумением отвечать за свои поступки, адекватно действовать в проблемных ситуациях и самостоятельно, конструктивно решать вопросы. Данные психологические особенности чаще всего формируются вследствие чрезмерной опеки или низкой требовательности родителей, а также при воспитании в неполных семьях. О связи их с суицидальным поведением говорилось выше.
Другая проблема связана с особенностями формирования опыта работы в иных служебных коллективах, традиции и нормы которых не идентичны особенностям служебной деятельности в органах внутренних дел. Так было после войны в Афганистане в СССР, Вьетнаме в США, когда лица, получившие боевой опыт, связанный с выживанием в экстремальных ситуациях, переносили его в мирную жизнь и в служебную деятельность. Эта тенденция наблюдается и сейчас, когда на службу в органы внутренних дел идут офицеры, уволенные из вооруженных сил. Адаптация таких лиц зачастую затруднена, что приводит к увеличению числа служебных конфликтов, связанных с невозможностью изменить ранее выработанный стиль поведения, необходимый в иных условиях службы. Эта категория лиц также требует повышенного внимания со сторонысотрудников кадрового аппарата и психологов. Последние должны иметь всестороннюю информацию об личностных и интеллектуальных особенностях сотрудников, их состоянии, имеющихся проблемах.
Психологи подразделений на основании данных ЦПД, углубленных психологических обследований, должны определить группу психологического учета для каждого сотрудника.
1 группа. С минимальной вероятностью нарушений дисциплины и законности, развития социально-психологической дезадаптации и отклоняющихся форм поведения. C устойчивыми показателями служебной деятельности, способные самостоятельно выполнять служебные задачи и расти в профессиональном отношении, обучаться, соблюдать регламентированные службой требования, с позитивным отношением к службе в целом. Эти сотрудники придерживаются социально одобряемых норм поведения даже в конфликтных ситуациях. Конфликтные ситуации чаще связаны с необъективной оценкой сотрудника непосредственным руководством.
2 группа. Нарушения дисциплины, снижение показателей служебной деятельности, а также различные формы отклоняющегося поведения у сотрудников могут наблюдаться в сложных жизненных ситуациях (в экстремальных ситуациях, при личностных конфликтах, в связи с неудовлетворительными социально-бытовыми условиями, материальной необеспеченностью, напряженностью семейных отношений и т.п.). В этом случае можно говорить о «нормальной личностной реакции на ненормальную ситуацию», в результате которой могут возникать проблемы, связанные со служебной деятельностью. Здесь требуется специально спланированная служебная подготовка, особенно по вопросам несения службы в экстремальных ситуациях, восстановление физического и психического здоровья, контроль за поведением в быту. Если проблемы, связаны с последствиями воздействия экстремальной ситуации, то психологом, совместно с медицинской службой, должен быть предложен комплекс реабилитационных мероприятий.
3 группа. Вероятны нарушения дисциплины и законности, снижение показателей служебной деятельности, конфликты, связанные с личностными особенностями сотрудников, проявляющимися в обычных ситуациях. Эти особенности порождают проблемы в штатных или нештатных ситуациях служебной деятельности, которые осознаются сотрудником как результат его собственного неверного поведения. В данном случае требуется целенаправленная психологическая работа по развитию профессионально важных качеств, формированию культуры межличностного общения, привитию моральных норм и правил поведения. На основе тщательного динамического изучения личностных особенностей сотрудника и их влияния на служебную деятельность, даются рекомендации по управленческим решениям, проводится индивидуальная психокоррекционная работа.
4 группа. С нарушениями дисциплины, с низкой эффективностью служебной деятельности, неадекватным поведением, связанными с актуальным психическим состоянием сотрудника (в том числе попытки суицидов, злоупотребление алкоголем, немедицинское потребление психоактивных веществ и т.п.). В конфликтных ситуациях у данной группы сотрудников наблюдаются неадаптивные формы поведения, вплоть до асоциального. Эти лица находятся в состоянии социально-психологической дезадаптации и требуют проведения комплекса мероприятий с привлечением специалистов (психолога, психиатра, нарколога и др.) для определения причин нарушений и оказания необходимой помощи, а также решения вопроса о возможности дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.