Социально-демографические факторы.
Пол. Установлено, что женщины чаще совершают попытки самоубийства, избирая при этом менее мучительные и болезненные способы, чем мужчины; но в большинстве случаев эти покушения носят демонстративный характер и направлены не на прекращение собственной жизни, а на улучшение ее качества (привлечь внимание к своему несчастью, получить помощь, вызвать сострадание и прочее). У мужчин суицид чаще носит завершенный характер. Объяснение этого факта, возможно, кроется в методах самоубийства: женщин обычно больше интересует вопрос о том, что произойдет с их телом после смерти, их больше волнует эстетика самоубийства. Подавляющая часть женщин почти всегда использовала пассивные средства саморазрушения, например, снотворные препараты, яды или газ. Большинство же мужчин чаще совершают суицид путем повешения, использования огнестрельного оружия или прыжка с высоты.
Так, соотношение суицидальных попыток у женщин и мужчин составляет приблизительно 2-3:1, но по количеству суицидальных попыток, самоубийств и актов самоповреждений, взятых вместе, мужчины преобладают над женщинами. В нашей стране существенных отличий в уровнях покушений на самоубийство у мужчин и женщин не выявлено, однако отмечается некоторое увеличение числа суицидальных попыток у мужчин – 1,1:1.
Характерно, что в скандинавских странах, где эмансипация началась раньше и получила большее развитие, социальные роли полов почти полностью снивелированы, и, как результат, количество самоубийств среди женщин и мужчин почти сравнялось. Редким исключением в этом отношении является Япония – там женщины убивают себя чаще, чем мужчины, что особенно проявляется в старших возрастных группах, что видимо, объясняется особенностями национальной культуры.
Возраст. Суицидальные акты встречаются практически в любой возрастной группе. Так, имеются данные о суицидальных попытках у детей 3–6 лет. Смертность от самоубийства в возрасте до 10 лет очень низкая, в 15–19 лет наблюдается ее повышение. А возраст 20–30 лет является периодом жизни, в котором наблюдается наибольшее число суицидальных попыток, что связано с предъявлением именно в этом возрасте наиболее высоких требований к адаптационным механизмам личности. Однако пик завершенных суицидальных актов отмечается среди лиц 45–49 лет, затем число самоубийств несколько снижается, а среди людей 65–70 лет вновь повышается. У молодых суицидальные попытки имеют, как правило, менее серьезный характер, чем у лиц пожилого возраста, но встречаются чаще.
Место жительства. Традиционно принято считать, что количество самоубийств среди городских жителей несколько выше, чем в сельской местности (одна из возможных причин – в аграрных сообществах крепче институт семьи). Но по современным данным, в нашей стране частота суицидальных случаев в городской и сельской местности примерно одинакова. По данным исследований, уровень самоубийств выше в тех странах и среди тех слоев населения, где выше материальный уровень жизни. Наиболее высокий уровень самоубийств в ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии; более низкий – Ирландии, Испании, Индии.
Семейное положение и особенности внутрисемейных отношений оказывают значительное влияние на суицидальный риск. Известно, что состоящие в браке реже совершают самоубийства, чем холостые, вдовы и разведенные. Выше суицидальный риск у бездетных, а также живущих отдельно от родственников. Предлагается также следующая градация риска самоубийств: наибольшему риску суицида подвергаются люди, которые никогда не состояли в браке, вслед за ними – овдовевшие и разведенные; далее – состоящие в бездетном браке; и, наконец, супружеские пары, имеющие детей.
Среди суицидентов преобладают лица, имевшие в детстве приемных родителей, воспитывавшиеся в интернате или же имевшие только одного из родителей. Существенное влияние оказывает также социально-психологический тип семьи. Суицидоопасные состояния, в частности, легче возникают в семьях дезинтегрированных (отсутствие эмоциональной и духовной сплоченности), дисгармоничных (рассогласование целей, потребностей и мотиваций членов семьи), корпоративных (возложенные обязанности член семьи выполняет лишь при условии такого же отношения к обязанностям других членов семьи), консервативных (неспособность членов семьи сохранить сложившуюся коммуникативную структуру под давлением внешних авторитетов) и закрытых (ограниченное число социальных связей у членов семьи).
Образование. В риске совершения самоубийства определенную роль играет и уровень образования, хотя данные по этому вопросу противоречивы. По сведениям ряда авторов среди суицидентов преобладают лица с невысоким уровнем образования; другие авторы, напротив, указывают на повышенную суицидоопасность у лиц с высоким уровнем образования.
Общественно-профессиональное положение. По данным некоторых отечественных исследований, среди суицидентов преобладают студенты вузов, учащиеся ПТУ, медицинские работники, водители транспорта (мужчины), работники системы бытового обслуживания (женщины) и неквалифицированные рабочие. Эти авторы также подчеркивают, что к дезадаптации и суициду ведет не столько профессиональное положение, сколько фактор «горизонтальной профессиональной мобильности», то есть частая смена места работы и профессии.
Социально-экономические факторы. В периоды войн и революций число самоубийств значительно уменьшается, а во время экономических кризисов увеличивается. Так, в Великобритании в годы экономической депрессии 1936–1938 гг. 30 % всех самоубийц составили безработные. По данным ВОЗ 1960 года, частота самоубийств прямо пропорциональна степени экономического развития страны. Интересно также то, что самоубийства случаются как среди бедных, так и среди богатых людей. Более того, похоже, что последние более остро реагируют на финансовые потери, связанные с кризисом.
В России ни причины, ни частота самоубийств не имеют прямых связей с такими факторами, как трудное материальное положение, плохие условия труда или социальные конфликты. Эти факторы оказываются значительными в совокупности с другими, отягчающими положение человека.
Природные факторы.
В большинстве исследований указывается на увеличение частоты самоубийств весной. По-видимому данная закономерность не распространяется на лиц, находящихся в условиях изоляции, и больных с тяжелыми соматическими заболеваниями. Предпринимались попытки установить зависимость частоты самоубийств от дня недели (всплеск самоубийств наблюдается в понедельник: сказывается нежелание идти на работу и похмельный синдром) и от времени суток (чаще вечером, в начале ночи и ранним утром), но данные в этом отношении противоречивы. Авторы, изучавшие зависимость между географической широтой, фазой Луны, изменением интенсивности земного магнетизма, количеством пятен на Солнце и частотой суицидальных актов, пришли к отрицательным выводам.
Медицинские факторы суицидального риска.
Соматическая патология. Острые и хронические соматические заболевания обнаруживают у многих суицидентов, причем на первом месте стоят заболевания органов дыхания, затем пищеварительного тракта, аппарата движения и опоры, а также травмы. По данным Н.Е.Бачерикова, около 20% обследованных лиц с суицидальным поведением страдают разнообразными соматическими расстройствами, ограничивающими их социально-профессиональную, деятельную активность. Незадолго до совершения суицидального акта суициденты часто обращаются к врачам – терапевтам, хирургам и т.п. (почти 50% суицидентов).
Церебрально-органические патологии. Н. Е. Бачериков с соавторами считают, что чем острее протекает органическое поражение головного мозга, тем ниже суицидальный риск. По мере хронификации органического заболевания головного мозга возможно как понижение суицидального риска (при нарастании деменции), так и его повышение (при психопатизации личности). Суицидальный риск сравнительно высок у лиц с остаточными симптомами органического поражения головного мозга, причем в обстоятельствах, которые личностно значимы и представляются непреодолимыми, т.е. свидетельствуют об определенной степени несостоятельности личности.
Психическая патология. По различным данным, душевнобольные совершают самоубийства чаще, чем психически здоровые лица. Наиболее высокий суицидальный риск отмечается при реактивных депрессиях, неалкогольных токсикоманиях, психопатиях и аффективных психозах.