При потенциальном суициде (интервенция)
Слово «интервенция» происходит от латинских inter (между) и venire (проходить). Суицидальная интервенция, являясь «вхождением между», представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте с лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом и экзистенциальном кризисе.
Список первых шагов суицидальной интервенции:
1. Поиск признаков возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки к самоубийству, депрессию, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным.
2. Допущение, что человек действительно является суицидальной личностью.
3. Установление эмпатических отношений. Вы можете сделать шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимо-отношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией. Последующая работа направляется на переход от страдания, самоосуждения и других переживаний на осознание и принятие своих чувств.
4. Эмпатическое слушание. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они не настроены принимать советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и поиска подтверждения собственной ненужности. Если человек страдает от депрессии, то ему больше самому нужно говорить, чем беседовать с ним. Специалистам, работающим с этой категорией клиентов, нужна способность отслеживания и понимания невербального поведения: жесты, мимика, движения и готовность к импульсивным поступкам клиента в кризисной или пост-кризисной ситуации.
5. Бесконфликтность. Не спорьте, не проявляете агрессию, если вы не способны управлять ситуацией. Не выражайте потрясения от полученной информации. Не вступайте в дискуссию с подавленным человеком, иначе вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
6. Поиск ядра конфликта. Выстройте вместе с клиентом ситуацию, приведшую к суициду. Актуальная психотравмирующая ситуации может возникнуть по многим причинам, поэтому следует принимать во внимание все чувства и беды клиента.
7. Поддержка взрослого отношения к случившемуся. Не предлагайте утешений. Это только приведет к перекладыванию ответственности за переживание на Вас и пассивности в отношении самого суицидента. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация - поддерживайте актуальное переживание, не позволяя свести представление клиента о суицидальной попытке к набору рациональных ходов.
8. Поиск витальных ресурсов. У каждого человека есть что-то важное в его жизни, что помогало справляться с предыдущими сложностями, ищите вместе с клиентом эти ресурсы. Что ценно для этого человека, есть ли люди и ситуации, которые его еще волнуют. Любой признак эмоционального оживления поможет найти необходимый ресурс для создания альтернативы смерти. Это может быть: он сам, семья, любимый человек, карьера, воспоминания из прошлого и т.д. – все, что может способствовать поддержке суицидента.
9. Поддержка эмоционально. Вселяйте надежду. Особо ценным в работе является сосредоточение на том, что специалист, работающий с суицидентом, говорит и чувствует. Саморазрушение происходит, если люди теряют последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Главный вопрос здесь: «Как изменить существующую ситуацию?». Поскольку суицидальные личности страдают от внутреннего дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций. Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть, смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание является неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно подчеркнуть силы и возможности человека, то, что кризисные проблемы преходящи, а самоубийство бесповоротно.
10. Оценка степени риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, если депрессивный юноша, не скрывая, дарит кому-то свою любимый вещь, с которой он ни за что бы не расстался.
11. Обращение к специалистам. Самым эффективным является обращение к специалистам, занимающимся экстренными кризисными ситуациями в специализированных центрах. Необходимо объяснить клиенту необходимость обращения к этим специалистам, не теряя время на обход врачей в поликлиниках и медицинских стационарах.
12. Позиция специалиста: настоящая помощь всегда временная.Человек, создавший проблему, сам в состоянии её разрешить, если помочь ему взять ответственность за собственное поведение в ситуации.
- Утешение и жалость - не совсем то, что требуется суициденту для преодоления кризиса.
- Житейские советы, на которые люди падки, большей частью бесполезны, если не вредны для них. Потакая их бессознательному стремлению снять ответственность за собственную жизнь, психолог берёт на себя непосильную ношу.
- Суицидент зачастую испытывает нездоровое удовлетворение от выигранной у психолога «игры», описанной Э.Берном под названием «А Вы попробуйте. - Да, но...»
Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях - это первая помощь. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния - ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована. Поэтому важнейшим принципом первой помощи при суицидальной опасности является требование к консультанту - добровольцу или профессионалу - задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.Это действительно важно: проявлять интерес, но не оценивать, не осуждать и не пытаться переубедить собеседника.
Перечень необходимых интервенций:
1.Установление эмпатического контакта и отношений доверия.