Преддошкольный и дошкольный период.

План

1. Характеристика преддошкольного периода.

2.Характеристика дошкольного периода.

3. Особенности развития и питания детей этого периода.

. Период молочных зубов длиться с 1 года до 7 лет. В нем выделяют подпериоды. Преддошкольный период длится с 1 года до 3 лет. Преддошкольный период с 1года до 3 лет. Отличается динамикой прибавки массы тела и длины, по сравнению с предыдущим периодом, созреванием нервной системы, расширением условно-рефлекторных связей, становлением второй сигнальной системы, формированием лимфоидной ткани носоглотки, увеличением мышечной массы. К 2 годам завершается прорезывание молочных зубов. В этот период дети активны с окружающим миром, подвижны, любознательны. При общении со взрослыми у них совершенствуется речь. К концу 3 года жизни дети говорят длинные фразы, могут заучивать стихи, рассуждают. Расширяются двигательные возможности от ходьбы до бега, лазанья и прыжков. Начиная с 1,5 лет, дети спят днем около 3 часов, ночью – 11 часов. В этот период дети через игру наблюдают за действиями взрослых, идет обучение трудовым и бытовым навыкам. У ребенка выделяются индивидуальные черты характера, поэтому воспитание становится главным элементом ухода. Основные физиологические системы обладают большей степенью зрелости: частота дыхания урежается, становится 35-25 дых. движений в мин., частота пульса – 120-100 уд. в мин.. Мочеиспускание произвольное, стул 1-2 раза в сутки. В преддошкольном периоде необходимо правильно организовать режим дня, чтобы не перегрузить ребенка впечатлениями.

Дошкольный период 3-7 лет. Характеризуется расширением контактов ребенка с окружающим миром. Наиболее часто дети к этому времени посещают детский сад. Нарастание массы тела замедляется, происходит первое физиологическое вытяжение. Заметно увеличивается длина конечностей. С 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Ребенок переходит на режим питания взрослого человека. Иммунная защита достигает степени зрелости. В этот период развивается интеллект, усложняются двигательные и трудовые навыки. К 5 годам дети обычно правильно говорят на родном языке, запоминают стихи, пересказывают сказки. Появляются тонкие координированные движения, рисуют, катаются на велосипеде, коньках, появляются различия в поведении и увлечениях мальчиков и девочек. Ребенок готовится к поступлению в школу.

Особенности физического развития. Масса тела с 1 года до 6 лет увеличивается с 10 до 25 кг. Увеличивается ежегодно на 2 кг.

Масса тела = вес в 1 год + 2n, где n - число лет.

Длина тела с 1 года до 6 лет увеличивается на 35 – 40 см. За 1 год ребенок вырастает на 4-6 см.

Рост = рост в 1 год + 6 ń, где ń – число лет.

С 1 года до 4 лет – период округления.

С 5 до 7 лет – период вытяжения.

До 7 лет окружность груди больше окружности головы на столько см , сколько лет ребенку. Окружность головы к 6 годам 51 см.

Окружность груди к 5 годам 55 см, к 10 годам 63 см.

Подготовка ребенка к детскому дошкольному учреждению.

Задача поликлиники и медицинской сестры подготовить ребенка к посещению ДДУ. Различают общую подготовку к ДДУ, которая включает в себя проведение общепринятых мероприятий и правильное воспитание ребенка, начиная с периода новорожденности и специальную подготовку, которая включает в себя санитарно-просветительскую работу медицинской сестры с родителями и за 2-3 месяца осмотр ребенка специалистами и проведения лабораторных исследований, оздоровления и лечения детей в зависимости от уровня их здоровья. Весной и осенью на 2-3 недели назначают курс лечения травами (фитотерапия) или интерферон.

Особенности питания. Анатомо-физиологические особенности по учебнику (Святкина).

Питание детей данного периода имеет свои особенности:

ü Повышается способность ЖКТ;

ü Ребенок начинает разжевывать пищу, самостоятельно начинает есть, дифференцированно подходит к качеству пищи.;

Соотношение отдельных ингредиентов пищи на 1 кг: ребенок должен получать белка 4 гр., жира 4гр., углеводов – 15-16 гр. И все это должно составлять 90 ккал. 75% белков должно быть животного происхождения. В рацион должны входить полноценные продукты: сыр, сливки, масло, рыбий жир. Должен получать 35 млгр. Витамина С. для организации правильного питания В ДДУ составляется 2-х недельное примерное меню.

Лекция № 5

Пубертатный и препубертатный периоды.

План

1. Характеристика препубертатного периода.

2. Характеристика пубертатного периода.

Младший школьный период длится с 7 до 11 лет. В этот период завершается структурная дифференцировка тканей, идет дальнейшее увеличение массы органов и тела, появляются половые различия в физическом развитии между мальчиками и девочками. Мальчики отличаются от девочек по типу роста созревания и телосложения. В этом возрасте происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Развивается ловкость, быстрота, выносливость, осваиваются тонкие умения: письма, рукоделия. К 12 годам заканчивается формирование периферического иннервационного аппарата. Кора головного мозга по строению становится схожей с корой взрослого человека. Физиологические параметры дыхательной и сердечно сосудистой систем приближаются к таковым у взрослых. Характерно дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, улучшается память, интеллект, волевые качества. Обучение в школе дисциплинирует детей, приучает их к самостоятельности.

Старший школьный возраст длится с 12 до 17-18 лет. Период полового созревания отрочество. Этот период характеризуется резким изменением функции эндокринной системы, быстрым увеличением размера тела. Для девочек этот период бурного полового созревания, для мальчиков – его начало. У девочек вторичные половые признаки развиваются на 1- 1,5 года раньше, чем у мальчиков. Увеличение длины тела выражено, поэтому в 12-14 лет девочки нередко обгоняют мальчиков. В течение росткового скачка в возрасте около 12 лет девочки вырастают примерно на 8 см в год. У мальчиков такой скачок в возрасте около 1 4 лет. В среднем 10 см в год. К концу полового созревания четко определяется низкорослость и избыточно высокий рост. В этом возрасте повышается мышечная сила и трудоспособность.

Нередко пубертатный период называется переходным. Особенно сложен переход в психологическом отношении. Дети перестают быть детьми, но и не становятся взрослыми, поэтому процесс формирования личности труден как для него, так и для окружающих. Возрастают двигательная активность и нервно-психическая активность, интенсивное нарастание массы тела и длины ведут к напряженной работе эндокринных желез, нервной системы, обменных процессов, что требует повышенного введения питательных веществ (белков, жиров и углеводов, микроэлементов и витаминов). Ускоренное физическое и половое развитие не всегда идет параллельно с развитием интеллекта. Физическое развитие идет быстрее и заканчивается раньше. В подростковом возрасте нередко выбирают профессию. Это время утверждения половой принадлежности и развития чувств полового соответствия, развития личности. К концу этого периода тело приобретает размер молодого взрослого человека. Развитие вторичных половых признаков заканчивается при распространении лобковых волос на медиальной поверхности бедер у лиц обоего пола, достижения размера половых органов взрослого человека и полной репродуктивной способности у юношей и у девушек молочных желез, свойственной зрелой женщине (менархе - 1 менструация) Менархе начинается обычно раньше в среднем в 12,5 лет.

Несмотря на то, что подростки часто остаются категоричными в суждениях, они в этот период охотнее вступают в диалог с родителями. Появляется способность к самопожертвованию, преданности, и доверию. Для каждого ребенка характерен темп биологического развития. Для определения биологического возраста используют признаки, которые отражают процесс биологического созревания. Во всех периодах детства отличительными являются пропорции тела и характеристика физического и психомоторного развития.

У детей грудного возраста о биологическом возрасте можно судить по исчезновению основных рефлексов новорожденного, развитию условных рефлексов, появлению молочных зубов и ядер окостенения в запястьях, формированию двигательных навыков и речи.

В дошкольном возрасте важным признаком зрелости считают появление постоянных зубов, а у детей младшего и старшего возраста – развитие вторичных половых признаков, интеллекта, физической работоспособности.

Наши рекомендации