Ш. Учебно-материальное обеспечение

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине «Гистология,эмбриология, цитология»

Тема:«Опорные ткани» (занятие 8)

Составила:

Старший преподаватель________ В. П. Костюченко

Томск – 2012

I. Учебные цели

При самостоятельной подготовке к занятию и на предстоящем занятии, с целью подготовки квалифицированных практических врачей: хирургов, травматологов, ревматологов, ортопедов, студенты должны изучить опорные ткани, их происхождение, топографию, строение и функции, ознакомиться с классификацией и общей морфофункциональной характеристикой, основными этапами развития. Иметь представление о способностях опорных тканей к росту и способности различных структур, их компонентов, к регенерации, о возрастных изменениях скелета, понятиях «остеопороз», «остеомалация». Должны получить наиболее полное представление о росте и развитии костной ткани, ее возрастной перестройке, регенерации кости при переломах, воспалительных и аутоиммунных процессах, ознакомиться со способами развития костной ткани и уровнями регуляции остеогенеза. Полученные знания будут необходимы для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в опорных тканях, с целью дальнейшего использования их в практике врача.

Оценке «отлично» соответствует всестороннее и глубокое знание программного материала, основной и дополнительной литературы, рекомендованной Рабочей программой по дисциплине, материала лекции, творческий подход к пониманию, изложению и применению учебно-программного материала.

Оценка «хорошо» соответствует полному знанию программного материала, усвоению основной литературы, при самостоятельном пополнении и обновлении знаний.

Оценка «удовлетворительно» соответствует уровню достаточного знания основного учебно-программного материала по теме данного практического занятия, при знакомстве с основной литературой по программе курса, допущении погрешности в ответе при устном разборе материала, но обладании необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценке «неудовлетворительно» соответствуют пробелы в знании основного учебно-программного материала и отсутствие возможности продолжить обучение без дополнительных занятий.

В результате изучения темы студент должен иметь представление о развитии, классификации и морфофункциональной организации опорных тканей, понятие о клетках и межклеточном веществе, особенностях организации грубоволокнистой костной ткани, росте и регенерации. Обучающиеся должны знать общее строение хряща: надхрящницы, хрящевых клеток и межклеточного вещества хрящевой ткани, уметь находить основные отличия в строении гиалинового, эластического и волокнистого хрящей, особенности строения суставного хряща, знатьстроение пластинчатой костной ткани: костной пластинки, костных клеток, общее строение кости: надкостницы, остеона, компактного и губчатого вещества, уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой. Они должны иметь навык различать в хряще: надхрящницу, хондрон, изогенную группу хондроцитов, в кости: надкостницу, костные пластинки, остеон, остеоциты, компактное и губчатое вещество.

получитьпредставление об уровнях регуляции остеогенеза, способах развития плоских и трубчатых костей, клеточном костном диффероне, линиях дифференцировки стволовых и остеогенных клеток в остеобласты, закономерностях превращения хрящевой ткани в костную. Студенты должны знать: основные стадии развития плоских и трубчатых костей (образование скелетогенных зачатков, органического костного вещества, механизм кальцинации и характеристику минеральных веществ, перестройку грубоволокнистой кости в пластинчатую, формообразующую роль остеокластов, формирование надкостницы, основные костные структуры: первичную грубоволокнистую костную ткань, остеон, хрящевую модель трубчатой кости, перихондральную костную манжету, метаэпифизарную пластинку роста). Знать факторы местной и центральной регуляции (основные и вспомогательные) влияющие на пролиферацию и дифференцировку костных клеток. Ознакомиться с ходом и особенностями регенерации кости при переломах (резорбция мертвой кости, формирование костной мазоли, замещение тканей, регуляция регенерации), закономерностями последовательного превращения волокнистой и хрящевой тканей в костную. Они должны иметь навык различать на препарате челюсти зародыша свиньи костные трабекулы, костные клетки: остеобласты, остеоциты и остеокласты, кровеносные сосуды; на препарате развития трубчатой кости различать надхрящницу и надкостницу, перихондральную костную манжету, энхондральную костную ткань, точки окостенения в эпифизах, метаэпифизарную пластинку роста и зоны в ней (покоящегося, столбчатого, пузырчатого, обезвествленного хряща), костномозговую полость и сосуды

Уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой.

II. Учебные вопросы

1. Классификация, источник развития и общая морфофункциональная характеристика опорных тканей.

2. Хрящевая ткань, морфофункциональная характеристика, классификация, строение клеток и межклеточного вещества.

3. Развитие хрящевой ткани, ее рост и регенерация.

4. Гиалиновый хрящ: источник развития, строение, функции, возрастные особенности. Особенности строения суставного хряща.

5. Эластический хрящ: источник развития, строение, функции, возрастные особенности. Волокнистый хрящ: источник развития, строение, функции, возрастные особенности.

6. Костная ткань: источник развития, класссификация, общая морфофункциональная характеристика: клетки и межклеточное вещество, способности к регенерации.

7. Грубоволокнистая костная ткань: строение, функции, возрастные особенности.

8. Пластинчатая костная ткань, общая морфофункциональная характеристика, строение костной пластинки.

9. Кость как орган: строение трубчатой кости, надкостница, компактное и губчатое вещество, костные пластинки, остеон, костные клетки, эндост.

10. Кровоснабжение и иннервация кости.

11. Рост и регенерация кости, возрастные особенности.

12. Способы развития плоских и трубчатых костей, источник развития, стволовые и полустволовые клетки, костный дифферон.

13. Уровни регуляции остеогенеза.

14. Факторы, влияющие на рост и регенерацию костей.

15. Прямой остеогенез: образование скелетогенных зачатков, остеоидную стадию, стадию кальцинации органической кости, перестройки первичной грубоволокнистой кости в пластинчатую, формирование надкостницы и костномозговой полости, роль костных клеток, понятия костная трабекула и лакуна, важнейшие факторы, регулирующие развитие.

16. Непрямой остеогенез: образование хрящевой модели, перихондральное окостенение с образованием костной манжеты, энхондральное окостенение, эпифизарное и метаэпифизарное, зоны метаэпифизарной пластинки роста и их функциональное значение, рост кости в длину и толщину, факторы регуляции развития трубчатых костей.

17. Перелом кости и ее регенерация: резорбция мертвой кости, формирование костной мазоли, замещение тканей, регуляция регенерации.

Вопросы и задачи для самоконтроля знаний

1. Классификация, источник развития и общая морфофункциональная характеристика опорных тканей, принципы её организации?

2. Хрящевая ткань: общая морфофункциональная характеристика и классификация?

3. Источники развития, функции и строение клеток: остеобластов, остеоцитов, остеокластов?

4. Функции и строение хрящевого матрикса?

5. Развитие хрящевой ткани, ее рост и регенерация?

6. Гиалиновый хрящ: локализация, строение и функции, возрастные особенности. Особенности строения суставного хряща?

7. Эластический хрящ: локализация, строение, функции, возрастные особенности?

8. Волокнистый хрящ: локализация, строение, функции, возрастные особенности?

9. Костная ткань: классификация и морфофункциональная характеристика: клетки и межклеточное вещество, способности к регенерации?

10. Грубоволокнистая костная ткань: локализация, строение, функции, возрастные особенности?

11. Пластинчатая костная ткань, общая морфофункциональная характеристика, строение костной пластинки?

12. Как построена трубчатая кость: надкостница, компактное и губчатое вещество, костные пластинки, остеоны, эндост?

13. Кровоснабжение и иннервация кости?

14. Какими способами происходят рост и регенерация кости, ее возрастные особенности?

15. Какие способы развития плоских и трубчатых костей?

16. Источник развития костной ткани: стволовые и полустволовые клетки, костный дифферон?

17. Какие факторы влияют на рост и регенерацию костей?

18. Как происходит образование кости на месте соединительной ткани, стадии?

19. Образование кости на месте хряща, его основные стадии?

20. Зоны метаэпифизарной пластинки роста и их функциональное значение, рост кости в длину и толщину?

21. Каковы факторы регуляции остеогенеза?

22. Перелом кости и ее регенерация?

V. Учебные материалы

1. Обучающие ситуационные задачи и варианты их решения.

1. В межклеточном веществе хряща гистохимически обнаружено высокое содержание кальция. К какому виду относится данная хрящевая ткань? Ответ: гиалиновая хрящевая ткань.

2. На препарате представлена одна из опорных тканей, в которой отсутствуют кровеносные сосуды, что за ткань? Ответ: хрящевая.

3. В костной ткани обнаружены клетки богатые лизосомами, как называются эти клетки? Ответ: остеокласты.

4. В костных лакунах между пластинками обнаружены отростчатые клетки, как называются эти клетки? Ответ: остеоциты.

5. В диете ребенка недостаточное содержание солей кальция, как это отразится на костной ткани? Ответ: потеря прочности, деформация скелета.

6. Во время операции на большом протяжении нарушена структура надкостницы, какае изменения могут произойти в костной ткани? Ответ: нарушится питание, гибель костных клеток - остеобластов,остеоцитов.

7. В диафизе трубчатой кости, на поперечном срезе видны различно направленные костные пластинки: продольные и концентрические. Какие костные пластинки образуют основную структурно-функциональную систему кости – остеон? Ответ: концентрические.

8. При низкой физической активности уменьшается активность остеобластов, какие изменения произойдут в костной ткани? Ответ: прекратятся рост и регенерация костной ткани.

9. Животному с экспериментальном переломом кости введен гормон кальцитонин, как это повлияет на процесс регенерации кости? Ответ: кальцитонин стимулирует функцию остеобластов, которые ускорят образование костной ткани и регенерацию.

10. При преждевременном половом созревании ускоряется окостенение метаэпифизарной пластинки, как это повлияет на рост больного? Ответ: рост кости прекратиться.

Тестовые вопросы:

Какой вид хрящевой ткани образует межпозвонковые диски:

А) эластическая

Б) волокнистая

Г) гиалиновая. Ответ: б

Какие клетки костной ткани являются многоядерными:

А) остеобласты.

Б) остеокласты,

В) остеоциты? Ответ: б

Где в хрящевой ткани располагаются группы изогенных хондроцитов:

А) в зоне молодого хряща, под надхрящницей,

Б) в зоне зрелого хряща? Ответ:б

Какие костные клетки имеют отростчатую форму и поддерживают стабильность минерального состава кости:

А) остеобласты,

Б) остеокласты,

В) остеоциты. Ответ: в

Какие каналы кости содержат кровеносные сосуды, доставляющие кровь к остеонам:

А) прободающие,

Б) гаверсовы? Ответ: б

Что является эмбриональным источником развития скелетных тканей:

А) спланхнотом,

Б) миотом,

В) склеротом

Г) дерматом сомитов? Ответ: в

В какой зоне метаэпифизарного хряща наблюдается деление хондроцитов:

А) покоящегося,

Б) столбчатого,

В) обезвествленного хряща? Ответ: б.

Каким способом образуются плоские кости:

А) непосредственно из мезенхимы,

Б) на месте развившейся из мезенхимы хрящевой ткани?

Ответ: а.

2. Бланк графического отчёта по практическому занятию

(рисунки в альбоме)

Тема: Опорные ткани 1. Гиалиновый хрящ. Окраска гематоксилином и эозином. 2. Эластический хрящ. Окраска орсеином. 3. Грубоволокнистая костная ткань жаберной крышки рыбы 4. Поперечный разрез диафиза трубчатой кости. Окраска по Шморлю. 5. Продольный разрез диафиза трубчатой кости. Окраска по Шморлю. 6. Остеон (схема). Окраска по Шморлю. 7. Образование кости из соединительной ткани. Челюсть зародыша свиньи. Окраска гематоксилином и эозином. 8. Образование трубчатой кости на месте хряща. Окраска гематоксилином и эозином.
  выполнил  
принял  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине «Гистология,эмбриология, цитология»

Тема:«Опорные ткани» (занятие 8)

Составила:

Старший преподаватель________ В. П. Костюченко

Томск – 2012

I. Учебные цели

При самостоятельной подготовке к занятию и на предстоящем занятии, с целью подготовки квалифицированных практических врачей: хирургов, травматологов, ревматологов, ортопедов, студенты должны изучить опорные ткани, их происхождение, топографию, строение и функции, ознакомиться с классификацией и общей морфофункциональной характеристикой, основными этапами развития. Иметь представление о способностях опорных тканей к росту и способности различных структур, их компонентов, к регенерации, о возрастных изменениях скелета, понятиях «остеопороз», «остеомалация». Должны получить наиболее полное представление о росте и развитии костной ткани, ее возрастной перестройке, регенерации кости при переломах, воспалительных и аутоиммунных процессах, ознакомиться со способами развития костной ткани и уровнями регуляции остеогенеза. Полученные знания будут необходимы для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в опорных тканях, с целью дальнейшего использования их в практике врача.

Оценке «отлично» соответствует всестороннее и глубокое знание программного материала, основной и дополнительной литературы, рекомендованной Рабочей программой по дисциплине, материала лекции, творческий подход к пониманию, изложению и применению учебно-программного материала.

Оценка «хорошо» соответствует полному знанию программного материала, усвоению основной литературы, при самостоятельном пополнении и обновлении знаний.

Оценка «удовлетворительно» соответствует уровню достаточного знания основного учебно-программного материала по теме данного практического занятия, при знакомстве с основной литературой по программе курса, допущении погрешности в ответе при устном разборе материала, но обладании необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценке «неудовлетворительно» соответствуют пробелы в знании основного учебно-программного материала и отсутствие возможности продолжить обучение без дополнительных занятий.

В результате изучения темы студент должен иметь представление о развитии, классификации и морфофункциональной организации опорных тканей, понятие о клетках и межклеточном веществе, особенностях организации грубоволокнистой костной ткани, росте и регенерации. Обучающиеся должны знать общее строение хряща: надхрящницы, хрящевых клеток и межклеточного вещества хрящевой ткани, уметь находить основные отличия в строении гиалинового, эластического и волокнистого хрящей, особенности строения суставного хряща, знатьстроение пластинчатой костной ткани: костной пластинки, костных клеток, общее строение кости: надкостницы, остеона, компактного и губчатого вещества, уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой. Они должны иметь навык различать в хряще: надхрящницу, хондрон, изогенную группу хондроцитов, в кости: надкостницу, костные пластинки, остеон, остеоциты, компактное и губчатое вещество.

получитьпредставление об уровнях регуляции остеогенеза, способах развития плоских и трубчатых костей, клеточном костном диффероне, линиях дифференцировки стволовых и остеогенных клеток в остеобласты, закономерностях превращения хрящевой ткани в костную. Студенты должны знать: основные стадии развития плоских и трубчатых костей (образование скелетогенных зачатков, органического костного вещества, механизм кальцинации и характеристику минеральных веществ, перестройку грубоволокнистой кости в пластинчатую, формообразующую роль остеокластов, формирование надкостницы, основные костные структуры: первичную грубоволокнистую костную ткань, остеон, хрящевую модель трубчатой кости, перихондральную костную манжету, метаэпифизарную пластинку роста). Знать факторы местной и центральной регуляции (основные и вспомогательные) влияющие на пролиферацию и дифференцировку костных клеток. Ознакомиться с ходом и особенностями регенерации кости при переломах (резорбция мертвой кости, формирование костной мазоли, замещение тканей, регуляция регенерации), закономерностями последовательного превращения волокнистой и хрящевой тканей в костную. Они должны иметь навык различать на препарате челюсти зародыша свиньи костные трабекулы, костные клетки: остеобласты, остеоциты и остеокласты, кровеносные сосуды; на препарате развития трубчатой кости различать надхрящницу и надкостницу, перихондральную костную манжету, энхондральную костную ткань, точки окостенения в эпифизах, метаэпифизарную пластинку роста и зоны в ней (покоящегося, столбчатого, пузырчатого, обезвествленного хряща), костномозговую полость и сосуды

Уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой.

II. Учебные вопросы

1. Классификация, источник развития и общая морфофункциональная характеристика опорных тканей.

2. Хрящевая ткань, морфофункциональная характеристика, классификация, строение клеток и межклеточного вещества.

3. Развитие хрящевой ткани, ее рост и регенерация.

4. Гиалиновый хрящ: источник развития, строение, функции, возрастные особенности. Особенности строения суставного хряща.

5. Эластический хрящ: источник развития, строение, функции, возрастные особенности. Волокнистый хрящ: источник развития, строение, функции, возрастные особенности.

6. Костная ткань: источник развития, класссификация, общая морфофункциональная характеристика: клетки и межклеточное вещество, способности к регенерации.

7. Грубоволокнистая костная ткань: строение, функции, возрастные особенности.

8. Пластинчатая костная ткань, общая морфофункциональная характеристика, строение костной пластинки.

9. Кость как орган: строение трубчатой кости, надкостница, компактное и губчатое вещество, костные пластинки, остеон, костные клетки, эндост.

10. Кровоснабжение и иннервация кости.

11. Рост и регенерация кости, возрастные особенности.

12. Способы развития плоских и трубчатых костей, источник развития, стволовые и полустволовые клетки, костный дифферон.

13. Уровни регуляции остеогенеза.

14. Факторы, влияющие на рост и регенерацию костей.

15. Прямой остеогенез: образование скелетогенных зачатков, остеоидную стадию, стадию кальцинации органической кости, перестройки первичной грубоволокнистой кости в пластинчатую, формирование надкостницы и костномозговой полости, роль костных клеток, понятия костная трабекула и лакуна, важнейшие факторы, регулирующие развитие.

16. Непрямой остеогенез: образование хрящевой модели, перихондральное окостенение с образованием костной манжеты, энхондральное окостенение, эпифизарное и метаэпифизарное, зоны метаэпифизарной пластинки роста и их функциональное значение, рост кости в длину и толщину, факторы регуляции развития трубчатых костей.

17. Перелом кости и ее регенерация: резорбция мертвой кости, формирование костной мазоли, замещение тканей, регуляция регенерации.

Ш. Учебно-материальное обеспечение

Основная литература:

1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2006. - 376 с.

Дополнительная литература:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 448 с.

2. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

4. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред.: С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

6. Костюченко, В. П. Органы пищеварительной системы [Текст]: учебное пособие / В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2009.- 147 с.

7. Кузнецов, С. Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачёв.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.

8. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с.

9. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.

2.Материальное обеспечение:

а)наглядные пособия:

Таблицы: «Грубоволокнистая костная ткань» №146, «Клетки костной ткани» №148, «Пластинчатая костная ткань. Срез трубчатой кости» №150, «Гистогенез хрящевой ткани»№152, «Хрящевая ткань» №153, «Эластический хрящ» № 155. Схемы: «Остеон» №151, «Развитие кости на месте хряща» №142, 143, «Развитие кости из мезенхимы» №144.

Рисунки: гиалиновый хрящ, окраска гематоксилином и эозином; эластический хрящ, окраска орсеином; волокнистый хрящ, окраска гематоксилином и эозином; грубоволокнистая костная ткань, неокрашенный; схема остеона, окраска по Шморлю; поперечный и продольный разрезы трубчатой кости, окраска тионином и пикрофуксином; Образование кости на месте соединительной ткани. Окраска гематоксилином и эозином; Образование кости на месте хряща. Окраска гематоксилином и эозином; Регенерация кости при переломе (схема).

б) микроскопы «Юннат», «БИОЛАМ»;

в) компьютер.

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

Наши рекомендации