Суждение улем о посте человека, не являющегося местным жите
В.: Если я находился в поездке по коммерческим делам и прибыл в нужную мне страну в конце месяца шаабан, оставшись там до середины месяца шавваль, то разрешено ли мне розговенье или нет?
О.: Розговенье в пост месяца рамадан разрешается только по уважительной причине, как, например, тяготы путешествия или болезни. Хотя и предпочтительней, чтобы путешественник соблюдал пост, подобно тому, как это часто делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но при наличии серьёзных тягот он должен по дозволению Аллаха разговляться. Что же касается человека, пребывающего не в своей стране, то если он готов к отъезду, ему следует не соблюдать пост, подобно человеку не имеющему стабильного жилья, а ютящемуся в палатке за городом или пребывающему в своей машине, где он страдает от жары, солнца, ветров и необходимости часто отлучаться по своим нуждам. Если же человек имеет стабильное жилище в гостинице, оборудованной кондиционерами, либо в гостевом доме, дворце и т.п., где ему обеспечены все нужды и потребности, а также другие удобства, которыми пользуются местные жители, то есть постель, мебель, пища, кондиционеры и полное обслуживание, то понятие путешествия на него уже не распространяется, так как оно сопряжено со значительными тяготами и неудобствами. Для такого человека я не считаю возможным не соблюдать пост и позволять другие послабления, так как он фактически обладает статусом оседлого местного жителя. И Аллаху ведомо все наилучшим образом.
Абдулла бин Джибрин
Если путешественник прибыл в чужую для него местность,
То должен ли он соблюдать пост?
В.: Если я совершал поездку в месяц рамадан и не соблюдал поста во время путешествия, а затем по прибытии на место, где мне предстояло пробыть несколько дней, я соблюдал пост остаток дня и несколько последующих дней, то было ли для меня дозволенным розговенье в эти дни? При этом следует учесть, что я находился в чужой для меня местности.
О.: Если путешественник прибыл в чужую для себя местность, не соблюдая поста в поездке, то он не должен возобновлять пост, если срок его пребывания в этом месте не превышает четырёх дней. Если же путешественник решил остаться на новом месте на срок, превышающий четыре дня, то ему следует соблюдать пост в остаток дня его прибытия с последующим возмещением, а также во все остальные дни пребывания в данной местности. Это объясняется тем, что в результате упомянутого выше намерения путешественник приобрел статус постоянного жителя, и на него перестало распространяться законоположение, касающееся путника. И это разделяется большинством учёных-богословов, а успех принадлежит Аллаху.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Когда перестаёт действовать причина, следует воздержаться от розговенья в дневное время
В.:Находясь в путешествии, я не соблюдал пост во время поездки и в один из дней приехал к своим родным уже ближе к вечеру. Должен ли я поститься или разговляться?
О.: Да, человек обязан возобновить пост, если перестала действовать причина по которой он не соблюдал пост и разговлялся. Если поездка завершилась в дневное время, то человек должен поститься остаток дня, так как Всевышний Аллах сказал: "...или путешествует...", а в указанном случае путешествие завершилось. То же самое относится и к больному, которому дозволено не соблюдать пост до тех пор, пока он не выздоровеет. Если это происходит в дневное время, то выздоровевший должен соблюдать пост в течение остатка дня, поскольку перестала действовать причина, позволявшая розговенье. При этом следует возместить этот день целиком, как и другие пропущенные дни поста.
Абдулла бин Джибрин
Пост водителей автомобилей
В.: Распространяется ли законоположение о путешественнике на водителей автомашин и автобусов, поскольку их трудовая деятельность продолжается непрерывно в дневное время месяца рамадан вне пределов городов?
О.: Да, законоположение о путешествии распространяется на них. Водители автомашин и автобусов в праве сокращать молитву, объединять молитвы и разговляться в дни поста. Если кто-то спросит, а когда же им поститься, если их работа не прерывается, то мы ответим, что им следует поститься в дни зимы, когда дни коротки и прохладны. Что же касается водителей, не покидающих пределы городов, то законоположение о путешественнике на них не распространяется, и они должны соблюдать пост.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Разговляются ли муджахиды?
В.: Разрешено ли не соблюдать пост тем, кто сражаются против врага с его последующим возмещением?
О.: Если бойцы против неверных находятся в поездке, когда сокращается молитва, то им разрешено не соблюдать пост с последующим возмещением после окончания месяца рамадан. Если же они не находятся в поездке или походе, а неверные совершили на них нападение в их местности, то те, кто в состоянии совместить пост с джихадом, обязаны соблюдать пост. Тем же, кто не в состоянии совместить пост и бдение с налагаемыми джихадом обязанностями, разрешено не соблюдать пост и разговляться с последующим возместительным постом после окончания месяца рамадан.
Постоянный комитет
ВОЗМЩЕНИЕ ПОСТА