Пептические язвы желудочно-кишечного соустья
Одним из наиболее тяжелых осложнений резекции желудка является пептическая язва гастроэнтероанастомоза, развивающаяся у 2-5% больных, перенесших резекцию желудка по поводу язвенной болезни. Пептические язвы располагаются чаще всего в отводящей петле тощей кишки, если резекция желудка выполнена по способу Бильрот II и, таким образом, должны рассматриваться как новое заболевание, связанное с резекцией желудка. Развиваются пептические язвы тощей кишки в тех случаях, когда первичная язва, из-за которой производилась резекция желудка, располагалась в двенадцатиперстной кишке. После резекции желудка по поводу желудочной язвы пептические язвы тощей кишки развиваются редко, а если это бывает, то только тогда, когда первичная язва располагается в пилорической зоне желудка и по своим клиническим проявлениям напоминает язву двенадцатиперстной кишки. Установлено, что пептические язвы тощей кишки после резекции желудка развиваются только в том случае, если сохраняется выработка соляной кислоты. Этого заболевания не бывает у больных, у которых после резекции желудка развивается ахлоргидрия.
В настоящее время установлено, что существуют, по крайней мере, три причины возникновения пептических язв после резекции желудка: недостаточная по объему резекция; оставление у двенадцатиперстной кишки участка антрального отдела желудка вместе со слизистой оболочкой; эндокринные опухоли поджелудочной железы (синдром Цоллингера-Эллисона), паращитовидных желез, надпочечников и др.
В последние годы этиологию пептических язв изучали особенно детально. Среди причин развития этого заболевания были установлены такие, как раздражение ядер блуждающих нервов («повышенная ирритация вагуса») и активация кишечной фазы желудочной секреции после реконструктивной гастроеюнопластики по Куприянову-Захарову-Генлею.
Выяснение причины развития пептической язвы гастроэнтероанастомоза в каждом отдельном случае представляется нередко делом очень трудным, но чрезвычайно важным, так как именно от решения этого вопроса зависит чаще всего успех хирургического лечения.
Установлению причины развития пептической язвы после резекции желудка помогают знание клинической картины заболевания, изучение активности желудочной секреции, некоторые специальные исследования: хромогастроскопия, фиброгастроскопия, гистохимическое исследование слизистой оболочки культи желудка, исследование содержания некоторых пищеварительных гормонов в крови (гастрина и др.), а также морфологические находки во время операции.
Клиническая картина пептической язвы гастроэнтероанастомоза, возникающая после резекции желудка, довольно типична и характеризуется сильными голодными болями в подложечной области, иногда - в левом подреберье, нередко - желудочно-кишечными кровотечениями, а в желудочном соке, особенно в ночное время, обнаруживается высокое содержание свободной соляной кислоты. С помощью рентгенологического исследования пептические язвы тощей кишки обнаруживаются в 50-60% случаев. С введением в клиническую практику фиброгастроскопии распознавание пептических язв после резекции желудка значительно улучшилось, и случаи недиагностированных язв области гастроэнтнроанастомоза стали очень редкими.
В отдельных случаях пептическая язва тощей кишки перфорирует в толстую кишку, и тогда возникает, так называемая, «fistula gastrojejunocolica», которая без хирургического лечения в довольно короткий срок приводит больных к резкому истощению и гибели. Особенностью клинического проявления этого осложнения пептической язвы являются изнуряющие поносы непереваренной пищей и запах кала изо рта, а при рентгенологическом исследовании бариевая взвесь, введенная с помощью клизмы в толстую кишку, обнаруживается в желудке.
Пептическая язва анастомоза, развившаяся после резекции желудка на почве опухоли Цоллингера-Эллисона и оставленной у культи двенадцатиперстной кишки слизистой оболочки антрального отдела желудка, проявляется чрезвычайно бурным течением в виде сильных болей в животе, повторных кровотечений, перфорации язвы, наличием большого инфильтрата в области язвы и чрезвычайно активной желудочной секреции (Самохвалов В.И., Калашников С.А., 1980; Иванов Г.Н., 1988; Ситенко В.М., Самохвалов В.И., 1968; Самохвалов В.И., Матросова Е.М., 1978).
Для пептических язв, развившихся на почве недостаточной по объему резекции желудка или вследствие, так называемой, повышенной ирритации вагуса, а также после реконструктивной гастроеюнопластики по Куприянову-Захарову-Генлею, когда произошла активация кишечной фазы желудочной секреции, характерно спокойное течение на фоне более низких показателей свободной соляной кислоты в желудочном соке.
Консервативное лечение пептических язв, развившихся после резекции желудка, малоэффективно, и такие больные должны, как правило, подвергаться хирургическому лечению. Лишь в самое последнее время довольно широко пропагандируются антагонисты Н2-рецепторов гистамина, являющиеся мощными ингибиторами кислой желудочной секреции, с помощью которых у части больных якобы удается добиться более или менее продолжительной ремиссии. Однако пока при пептических язвах тощей кишки следует признать более правильной активную хирургическую тактику (Титков Б.Е., 1995). С этой целью предложен ряд оперативных вмешательств: ререзекция желудка, ваготомия, комбинация ререзекции желудка с ваготомией, экстирпация культи желудка и др.
Наиболее правильным подходом к выбору метода хирургического лечения пептических язв, развившихся после резекции желудка, является тот, который основан не на шаблонном применении какой-то одной операции, а определяется причиной этого заболевания.
В настоящее время достаточно точно установлено, что при пептических язвах, развивающихся на почве неполноценной по объему резекции желудка, а также вследствие повышенной ирритации блуждающих нервов и после реконструктивной гастроеюнопластики, вызвавшей активацию кишечной фазы желудочной секреции, наиболее выгодной операцией следует признать поддиафрагмальную ваготомию.
В то же время при язвах эндокринного происхождения ваготомия, как и ререзекция желудка и сочетание этих двух оперативных вмешательств, оказываются неэффективными. При пептических язвах эндокринной природы оправданной является экстирпация культи желудка или удаление эндокринной опухоли. Однако эту последнюю операцию пока еще нельзя считать надежной, так как эндокринные язвенные опухоли поджелудочной железы, паращитовидных желез и других органов нередко бывают множественными и труднораспознаваемыми (Пономарев А.А., Курыгин А.А., 1987).
У больных с пептическими язвами на почве оставленного у двенадцатиперстной кишки антрального отдела желудка вместе со слизистой оболочкой, вырабатывающей гастрин, достаточно бывает удалить этот участок антрального отдела желудка, чтобы наступило стойкое угнетение продукции соляной кислоты и заживление язвы (Ситенко В.М., Самохвалов В.И., 1968).
Безоары желудка
По мере совершенствования методов исследования желудочно-кишечного тракта у больных, подвергшихся резекции желудка, стали все чаще обнаруживать безоары в культе желудка, с которыми в части случаев можно связать пострезекционные растройства.
Различают несколько типов безоаров желудка, в зависимости от основы, из которой они формируются. При изучении проблемы оперированного желудка наибольшее практическое значение стали приобретать фитобезоары, образующиеся из растительных волокон, и безоары, которые состоят из дрожжеподобных грибков типа Candida.
Среди факторов, способствующих образованию безоаров в резецированном желудке, главную роль играют ахлоргидрия и нарушение моторно-эвакуаторной функции культи желудка, проявляющиеся застоем в ней. При этих нарушениях секреции и моторики желудка создаются благоприятные условия для усиленного роста дрожжеподобных грибков, а также для образования фитобезоаров, особенно если больные употребляют в большом количестве цитрусовые и овощи (Нечай А.И. с соавт., 1979).
Клиническая картина безоаров желудка может быть самой различной, но чаще всего она напоминает хронический анацидный гастрит. В ряде случаев безоары достигают больших размеров, проникают из желудка в отводящую петлю тощей кишки и могут явиться причиной острой механической непроходимости. У некоторых больных приступы частичной кишечной непроходимости на почве безоаров время от времени повторяются и приобретают характер «перемежающейся» кишечной непроходимости.
Диагностика безоаров культи желудка чаще всего довольно проста. На обзорной рентгенограмме желудка обнаруживаются патологические образования на фоне газового пузыря, а при контрастном исследовании эти обра-зования имеют вид дефектов наполнения в верхней части культи желудка. Такое расположение безоаров обусловлено тем, что аморфные массы, составляющие их, как бы всплывают. При компрессии желудка часто удается сместить дефекты наполнения и отделить их от стенки желудка. Обычно безоары выявляются в виде одного или нескольких инородных тел, иногда же обнаруживаются множественные включения, образующие зернистый рельеф слизистой оболочки желудка.
Очень важным диагностическим приемом при наличии безоара в культе желудка является фиброгастроскопия, с помощью которой часто можно не только увидеть безоары, но и определить их состав. Эндоскопический метод исследования позволяет взять часть безоара для микроскопического исследования и посева. При наличии грибков типа Candida обнаруживается их интенсивный рост при посеве желудочного содержимого на питательную среду.
Лечение больных, у которых в культе желудка обнаружены безоары, включает в себя интенсивные повторные промывания желудка содовой водой или раствором, содержащим протеолитические ферменты, а также промывания раствором соляной кислоты. Иногда для более успешного лечения безоары разрушают механическим путем с помощью фиброгастроскопа и биопсийных щипцов. В случаях острой кишечной непроходимости на почве безоара желудка больные нуждаются в экстренном хирургическом лечении.
Профилактика безоаров оперированного желудка включает в себя прием желудочного сока или соляной кислоты и нормализацию моторно-эвакуаторной функции желудка.
Рефлюкс (щелочной) гастрит
При изложении клинической картины синдрома приводящей петли мы уже говорили о том, что этому заболеванию нередко сопутствует щелочной рефлюкс-гастрит. Однако рефлюксный гастрит развивается нередко после резекции желудка, особенно по способу Бильрот II, и как самостоятельное заболевание, вызываемое постоянным раздражением слизистой оболочки культи желудка забрасываемой в нее желчью (Мармыш Г.Г., 1991). Наиболее пораженным участком слизистой оболочки желудка оказывается тот, который расположен вблизи гастроэнтероанастомоза. Он воспален, в слизистой оболочке нередко появляются мелкие эрозии, а иногда и поверхностные язвы, которые могут являться причиной тяжелых желудочных кровотечений. Чаще же всего клиническая картина щелочного гастрита характеризуется ранними болями в желудке, возникающими сразу после еды, особенно после употребления грубой и острой пищи. Нередко больные отмечают тошноту, иногда возникает рвота. В течении заболевания периоды затишья сменяются периодами обострения. Диагностика щелочных гастритов стала хорошо доступной с введением в широкую клиническую практику эндоскопических методов исследования.
Лечение щелочного рефлюксного гастрита, как правило, консервативное и сводится к питью минеральных вод, приему обволакивающих слизистую оболочку желудка лекарств, исключению из питания раздражающей пищи, физиотерапевтическим процедурам. В редких случаях, когда щелочной гастрит сопровождается кровотечениями больных подвергают хирургическому лечению в виде преобразования гастроеюноанастомоза в анастомоз по Ру, после которого у абсолютного большинства больных наступает выздоровление. С целью профилактики такого осложнения многие авторы рекомендуют изначально производить резекцию желудка с анастомозом по Ру (Бадуров Б.Ш., 1995; Левкин В.В., 1995 )
Недостаточность кардии
Недостаточность запирательной функции кардиального жома вызывается различными причинами, среди которых наиболее частыми являются приобретенная и врожденная скользящая грыжи пищеводного отверстия диафрагмы и слабость кардиального жома. Основным проявлением недостаточности запирательной функции кардиального жома является желудочно-пищеводный рефлюкс-эзофагит различной степени тяжести. Наиболее чувствительным методом выявления желудочно-пищеводного рефлюкса считается рН-метрия пищевода. В настоящее время применяются два основных способа определения реакции в пищеводе: внутрипищеводная рН-метрия с протягиванием рН-электрода и постоянная рН-метрия пищевода. При первом методе иссследования рН-зонд вводят в желудок, а затем медленно извлекают из него. При этом регистрируется величина рН на разных уровнях желудка и пищевода. В норме резко кислая среда в желудке (рН 1,0-2,0) на уровне пищеводного отверстия диафрагмы сменяется слабокислой реакцией (рН 4.5-5.0), а над кардиальным жомом и в более проксимальных отделах пищевода - нейтральной.
При постоянной внутрипищеводной рН-метрии регистрация рН производится в течение определенного времени непрерывно на одном или одновременно на нескольких уровнях пищевода. Считается, что для выявления желудочно-пищеводного рефлюкса датчик рН необходимо установить на 3-10 см выше пищеводного отверстия диафрагмы. Показатели рН ниже 4.0 в случае, когда датчик находится над кардией, свидетельствуют о поступлении кислого желудочного содержимого в пищевод.
Некоторые авторы для определения желудочно-пищеводного рефлюкса проводят рН-метрию пищевода на фоне максимального гистаминового теста (Панцырев Ю.М. и др., 1976; Воронов А.А., Азаров П.И., 1987), а также в положении больного сидя и лежа . Иногда для диагностики эзофагита применяется кислотный тест Berstein. При проведении этого теста попеременное введение в среднюю часть пищевода изотонического раствора натрия хлорида и 0,1N раствора соляной кислоты в количестве 10 мл в 1 мин при неосведомленности больного в том какой раствор в данный момент вводится, может воспроизвести симптомы эзофагита у 60-70 % больных, у которых име-ется рефлюкс-эзофагит.
Некоторые авторы используют пищеводную манометрию для определения состоятельности кардиального жома (Brindlei J., Hightower N., 1979). У здорового человека давление в пищеводе над кардией превышает внутрижелудочное давление на 5 - 10 мм рт. ст. Если давление в желудке приближается к пищеводному, то создаются условия для забрасывания желудочного содержимого в пищевод.
Для определения степени поражения пищевода используют данные рентгенологического исследования и эзофагоскопии, включая биопсию слизистой оболочки пищевода. При этом различают недостаточность кардии без эзофагита, с катаральным воспалением в виде отека и гиперемии слизистой, язвенным поражением ее и рубцовым сужением нижнего отдела пищевода.
Лечебная тактика при рефлюкс-эзофагите зависит от степени поражения слизистой оболочки пищевода. Катаральная форма заболевания лечится обволакивающими слизистую средствами, препаратами, улучшающими моторно-эвакуаторную деятельность желудка. При этом рекомендуется диета, исключающая раздражающие слизистую оболочку продукты и газированные напитки, способствующие прогрессированию скользящей грыжи пищеводного отверстия диафрагмы.
Хирургическому лечению подлежат больные с резко выраженным эзофагитом. Характер оперативного вмешательства определяется уровнем кислотности желудочного сока. При ахлоргидрии бывает достаточно ограничиться корригирующими пищеводное отверстие диафрагмы или угол Гиса вмешательствами (Гаджиев С., 1990; и др.), в то время как при активной продукции соляной кислоты эти вмешательства целесообразно сочетать с ваготомией (Абдуллаев А., 1990; Курыгин А.А., Румянцев В.В., 1992).