Критерии оценки Отчёта по практике

Оценка «5» отлично Оценка «4» хорошо Оценка «3» удовлетворительно
1)в отчёте имеется количественное описание выполненных видов работ 2)во время собеседования на дифференцированном зачёте выявляется полное соответствие заявленного в отчёте количество выполненных работ с записями в дневнике практики 3)во время собеседования выявляется уверенное владение студентом: --приёмов и техники выполнения процедур --приёмами и методами ухода за пациентов в соответствии со стандартом 4) имеется объективная самооценка деятельности   1)в отчёте имеется количественное описание выполненных видов работ 2)во время собеседования на дифференцированном зачёте выявляется незначительное несоответствие заявленного в отчёте количество выполненных работ с записями в дневнике практики 3) во время собеседования выявляются незначительные ошибки в: --выполнении процедур, приёмах и методах ухода за пациентом 4) имеется самооценка деятельности 1)в отчёте имеется количест-венное описание выполненных видов работ 2)во время собеседования на дифференцированном зачёте выявляется значительное несоответствие заявленного в отчёте количество выполненных работ с записями в дневнике практики 3) во время собеседования выявляются ошибки в: --выполнении процедур, приёмах и методах ухода за пациентом 4) имеется самооценка деятельности

Приложение №1

к истории ребёнка

Показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни:

Оценка нервно-психического развития детей 1 -го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1. Зрительные ориентировочные реакции (Аз);

2. Слуховые ориентировочные реакции (Ас);

3. Эмоции и социальное поведение (Э);

4.Движения руки и действия с предметами (Др);

5.Общие движения (До);

6.Понимание речи (РП);

7.Речь активная (Ра);

8.Навыки (Н).

Ребёнок в возрасте 1 месяца:

Аз - плавное прослеживание движущегося предмета.

Ас - длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).

Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

До - лежа на животе, пытается поднять и удержать голову (до 5 сек.).

Рп - издает отдельные звуки.

Ребёнок в возрасте 2 месяцев:

Аз - длительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, привлёкший его внимание предмет, следит за движением игрушки.

Ас - ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.

Э- быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.

До - лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек.)

Ра - повторно произносит отдельные звуки.

Ребёнок в возрасте 3 месяцев:

Аз - зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего ним взрослого, на игрушке).

Э - отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающие звуки.

Др - случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

До - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин.)

Ребёнок в возрасте 4 месяцев:

Аз - узнает мать или близкого человека.

Ас - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Э - во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется на эмоциональное речевое общение.

Др - рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью предметы.

До - удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Ра - гулит.

Н - во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Ребёнок в возрасте 5 месяцев:

Аз - отличает близких людей от чужих.

Ас - узнает голос матери или близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.

Э- радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.

Др - берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.

До - долго лежит на животе, подняв корпус и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Ра - подолгу, певуче гулит.

Н - ест с ложечки полугустую кашу.

Ребёнок в возрасте 6 месяцев:

Ас - по-разному реагирует на свое и чужое имя.

Др - уверенно берет игрушки, находясь в любом положении и подолгу ими занимается, перекладывая с одной руки в другу.

До - переворачивается с живота на спину, передвигается,. Переставляя руки или немного подползая.

Ра - произносит отдельные слоги.

Н - ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.

Ребёнок в возрасте 7 месяцев:

Др - стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.

До - хорошо ползает (много, быстро).

Рп - на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте.

Ра - подолгу лепечет.

Н - пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребёнок в возрасте 8 месяцев:

Э - смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Др - игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает) подражает взрослому.

Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).

Ра - громко, четко, повторно произносит различные слоги.

Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребёнок в возрасте 9 месяцев:

Ас - плясовые движения под музыку.

Э - догоняет ребенка. Ползает ему навстречу, подражает действиям ребенка.

Др - действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает).

До - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.

Ра - подражает взрослому, повторяя за ним слоги.

Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживает ее рукам, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

Ребёнок в возрасте 10 месяцев:

Э - действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Др- самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер.

До - входит на высокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.

Рп - по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона».

Ра - подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете

Н - закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

Ребёнок в возрасте 11 месяцев:

Э - радуется приходу детей, избирательное отношение к детям

Др - накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими

отверстиями на стержень.

До - стоит самостоятельно, делает самостоятельные шаги

Рп - по словесной инструкции водит куклу, мяч, которых видит среди

игрушек.

Н - закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

Ребёнок в возрасте 12 месяцев:

Аз - узнает на фотографии знакомого взрослого.

Э - протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Др - катает, водит, кормит, баюкает.

До - ходит самостоятельно

Рп - понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.

Ра - 5-10 облегченных слов

Н - самостоятельно пьет из чашки.

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни:

Оценка нервно-психического развития детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

Развитие речи:

1.Понимание речи (РП) и активная речь (РА).

2.Сенсорное развитие (С).

3.Игра и действие с предметами (И).

4.Движения (Д).

5.Навыки (Н)

Ребёнок в возрасте 1 года 3 месяцев:

РП - запас понимаемых слов быстро расширяется.

РА- лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний.

СР - различает по величине 2 полых куба (разница граней 3 см.)

Д - ходит длительно, не придерживаясь за опору, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Н - самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Ребёнок в возрасте 1 года 6 месяцев:

Обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи.

РА - облегченными или полными словами правильно называет предметы.

СР - различает 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма)

И - воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия.

Д - перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу.

Н - самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребёнок в возрасте 1 года 9 месяцев:

РП - понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках.

РА - во время игры словами и двусложными предложениями обозначает свои действия.

PC - различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей границ 3 см.)

Д - перешагивает переставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палочки.

Н- раздевается (полностью) с небольшой помощью.

Ребёнок в возрасте 2 лет:

РП - понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях.

РА - при обобщении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

СР - подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разных цветов (красный, синий, зеленый).

Д - перешагивает чередующимися шагами через 3 параллельно положенные на полу палки; перешагивает без поддержки через палку или верёвку, приподнятую над полом на 10 см.

И - воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Н - частично надевает одежду.

Показатели нервно-психического развития детей 2-3 лет жизни:

Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет осуществляется по следующим показателям:

1. активная речь: грамматика (Г), вопросы (В);

2. сенсорное развитие % воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);

3. игры (И);

4. конструктивная деятельность (КД);

5. изобретательная деятельность (ИЗОД);

6. навыки: в одевании (НО), в кормлении (НК);

7. движения (Д).

Ребёнок в возрасте 2 лет 6 месяцев:

Г - говорит многосложными предложениями (не более трёх);

В - появляются вопросы «где?», «когда?».

ВФ - подбирает по образу и подобию разнообразные предметы 4 основных цветов

И - игра носит сюжетный характер

КД- самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их, завязывает шнурки.

НК - ест аккуратно.

Д - перешагивает без поддержки через палку или верёвку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивая через палку, лежащую на полу.

Ребёнок в возрасте 3 лет:

Г - начинает употреблять сложные придаточные предложения

В - появляются вопросы «почему?», «когда?».

ВФ - в своей деятельности правильно использует геометрические фигуры, по назначению.

И - появляются элементы простой игры.

КД- появляются сложные сюжетные постройки, называет их.

НК - пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания.

Д- перешагивает без поддержки через палку или верёвку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивая через палку, лежащую на полу.

ВЦ - называет 4 основных цвета.

НО - самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Показатели нервно-психического развития детей 4-6 лет жизни:

Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 4-6 лет осуществляется по следующим показателям:

1. мышление и речь (МР);

2. внимание и память (ВП);

3. моторика (М);

4. социализация (С).

Ребёнок в возрасте 4 лет:

МР - группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (непохожие на другие); складывает из трёх частей разрезанные картинки; составляет рассказ по картинке. Отвечает на вопросы взрослого.

ВП - на 4-5 показанных предметов вспоминает название 1-2 после того, как их убирает взрослый.

М - застёгивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из трех частей; подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 сек. На одной ноге.

С - умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свое имя, фамилию, пол.

Ребёнок в возрасте 5 лет:

МР - строит и составляет по образу различные узоры (из кубков, мозаики и «Лего»); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом.

ВП - запоминает последовательность разложенных на столике картинок (4- 5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1-2 четверостишия, скороговорки или считалки.

М - самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуры человека из 3-6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед.

С - умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и соблюдая правила.

Ребёнок в возрасте блет:

PH - понимает значение всех слов из бытовой лексики, называет, из чего сделаны отдельные предметы; составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанных содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду).

ВП - запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым.

М - рисует человека из 6 частей, рисует круг, может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

С - знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку и т.п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.

===========================================================================================

Приложение №2

к истории ребёнка

Методика исследования НС.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно поделить на:

1.стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный, или надбровный рефлекс);

2.транзиторные рудиментарные рефлексы

a. оральные сегментарные автоматизмы (сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротовый);

b. спинальные сегментарные автоматизмы (хватательный p-с, р-сы Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Галанта, Переса);

c. миелоэнцефальные позотонические р-сы (лабиринтный, ассиметричный, симметричный шейные тонические р-сы);

3.мезэнцефальный установочный автоматизм (лабиринтный p-с, простые и цепные шейные и туловищные р-сы).

Хоботковый р-с. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый р-с. При поглаживании кожи в области угла рта (к губам не прикасаться) происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя, выражен особенно перед кормлением. Исчезает к концу 1-го года.

Сосательный р-с. Совершение активных сосательных движений при вложении в рот соски. Исчезает к концу 1-го года.

Орбикулопальпебральный р-с. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. Исчезает к 6 мес.

Ладонно-ротовый p-с Бабкина. P-с вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная р-ция проявляется открытием рта и сгибанием головы. Исчезает к 3 мес.

Хватательный р-с. Он состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев, вложенных в ладонь ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (p-с Робинсона). Такой же p-с можно вызвать с нижних конечностей, если надавливать на подошву у основания II-III пальцев, что вызовет подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4 мес.

P-с Моро. Ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см., а затем поднимают до исходного уровня; или быстрым движением разогнуть нижние конечности, или ударить по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см. с двух сторон от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение руки носит характер охватывания. Сохраняется до 4 мес.

P-с Бабинского. Штриховое раздражение по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. P-с остается физиологическим до 2-х лет.

P-с Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При «+» р-се это сделать не удается. P-с исчезает к 4 мес.

P-с опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову. В таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренном и коленном суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Исчезает к 2мес.

P-с автоматической походки. В положении р-са опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. P-с исчезает к 2 мес.

P-с ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки, и он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, p-с исчезает к 4 мес.

P-с Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. P-с исчезает к 4 мес.

P-с Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцами по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Он вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. Исчезает к 4 мес.

Ассиметричный шейный тонический р-с. Голову ребенка, лежащего на спине, поворачивают в сторону так, чтобы подбородок касался плеча. При этом уменьшается тонус конечностей, к которым обращено лицо (иногда кратковременное разгибание), и повышается тонус противоположных конечностей. Исчезает к концу 1-го года.

Туловищная выпрямительная р-ция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Р-ция формируется с конца 1-го мес.

Простые шейные и туловищные установочные р-сы. Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый. Эти р-сы появляются при рождении и видоизменяются к 5-6 мес.

Заключение

Оценка безусловно-рефлекторной деятельности должна проводиться в теплой, хорошо освещенной комнате на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения, кроме специальных видов исследования, не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оцениваются в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Наши рекомендации