Критерии оценки Отчёта по практике
Оценка «5» отлично | Оценка «4» хорошо | Оценка «3» удовлетворительно |
1)в отчёте имеется количественное описание выполненных видов работ 2)во время собеседования на дифференцированном зачёте выявляется полное соответствие заявленного в отчёте количество выполненных работ с записями в дневнике практики 3)во время собеседования выявляется уверенное владение студентом: --приёмов и техники выполнения процедур --приёмами и методами ухода за пациентов в соответствии со стандартом 4) имеется объективная самооценка деятельности | 1)в отчёте имеется количественное описание выполненных видов работ 2)во время собеседования на дифференцированном зачёте выявляется незначительное несоответствие заявленного в отчёте количество выполненных работ с записями в дневнике практики 3) во время собеседования выявляются незначительные ошибки в: --выполнении процедур, приёмах и методах ухода за пациентом 4) имеется самооценка деятельности | 1)в отчёте имеется количест-венное описание выполненных видов работ 2)во время собеседования на дифференцированном зачёте выявляется значительное несоответствие заявленного в отчёте количество выполненных работ с записями в дневнике практики 3) во время собеседования выявляются ошибки в: --выполнении процедур, приёмах и методах ухода за пациентом 4) имеется самооценка деятельности |
Приложение №1
к истории ребёнка
Показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни:
Оценка нервно-психического развития детей 1 -го года жизни осуществляется по следующим показателям:
1. Зрительные ориентировочные реакции (Аз);
2. Слуховые ориентировочные реакции (Ас);
3. Эмоции и социальное поведение (Э);
4.Движения руки и действия с предметами (Др);
5.Общие движения (До);
6.Понимание речи (РП);
7.Речь активная (Ра);
8.Навыки (Н).
Ребёнок в возрасте 1 месяца:
Аз - плавное прослеживание движущегося предмета.
Ас - длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).
Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
До - лежа на животе, пытается поднять и удержать голову (до 5 сек.).
Рп - издает отдельные звуки.
Ребёнок в возрасте 2 месяцев:
Аз - длительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, привлёкший его внимание предмет, следит за движением игрушки.
Ас - ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.
Э- быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.
До - лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек.)
Ра - повторно произносит отдельные звуки.
Ребёнок в возрасте 3 месяцев:
Аз - зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего ним взрослого, на игрушке).
Э - отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающие звуки.
Др - случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
До - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин.)
Ребёнок в возрасте 4 месяцев:
Аз - узнает мать или близкого человека.
Ас - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.
Э - во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется на эмоциональное речевое общение.
Др - рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью предметы.
До - удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Ра - гулит.
Н - во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Ребёнок в возрасте 5 месяцев:
Аз - отличает близких людей от чужих.
Ас - узнает голос матери или близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.
Э- радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.
Др - берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.
До - долго лежит на животе, подняв корпус и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Ра - подолгу, певуче гулит.
Н - ест с ложечки полугустую кашу.
Ребёнок в возрасте 6 месяцев:
Ас - по-разному реагирует на свое и чужое имя.
Др - уверенно берет игрушки, находясь в любом положении и подолгу ими занимается, перекладывая с одной руки в другу.
До - переворачивается с живота на спину, передвигается,. Переставляя руки или немного подползая.
Ра - произносит отдельные слоги.
Н - ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.
Ребёнок в возрасте 7 месяцев:
Др - стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.
До - хорошо ползает (много, быстро).
Рп - на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте.
Ра - подолгу лепечет.
Н - пьет из чашки, которую держит взрослый.
Ребёнок в возрасте 8 месяцев:
Э - смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Др - игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает) подражает взрослому.
Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).
Ра - громко, четко, повторно произносит различные слоги.
Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Ребёнок в возрасте 9 месяцев:
Ас - плясовые движения под музыку.
Э - догоняет ребенка. Ползает ему навстречу, подражает действиям ребенка.
Др - действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает).
До - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.
Ра - подражает взрослому, повторяя за ним слоги.
Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживает ее рукам, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
Ребёнок в возрасте 10 месяцев:
Э - действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Др- самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер.
До - входит на высокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.
Рп - по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона».
Ра - подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете
Н - закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.
Ребёнок в возрасте 11 месяцев:
Э - радуется приходу детей, избирательное отношение к детям
Др - накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими
отверстиями на стержень.
До - стоит самостоятельно, делает самостоятельные шаги
Рп - по словесной инструкции водит куклу, мяч, которых видит среди
игрушек.
Н - закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.
Ребёнок в возрасте 12 месяцев:
Аз - узнает на фотографии знакомого взрослого.
Э - протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.
Др - катает, водит, кормит, баюкает.
До - ходит самостоятельно
Рп - понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.
Ра - 5-10 облегченных слов
Н - самостоятельно пьет из чашки.
Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни:
Оценка нервно-психического развития детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:
Развитие речи:
1.Понимание речи (РП) и активная речь (РА).
2.Сенсорное развитие (С).
3.Игра и действие с предметами (И).
4.Движения (Д).
5.Навыки (Н)
Ребёнок в возрасте 1 года 3 месяцев:
РП - запас понимаемых слов быстро расширяется.
РА- лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний.
СР - различает по величине 2 полых куба (разница граней 3 см.)
Д - ходит длительно, не придерживаясь за опору, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)
Н - самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Ребёнок в возрасте 1 года 6 месяцев:
Обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи.
РА - облегченными или полными словами правильно называет предметы.
СР - различает 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма)
И - воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия.
Д - перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу.
Н - самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Ребёнок в возрасте 1 года 9 месяцев:
РП - понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках.
РА - во время игры словами и двусложными предложениями обозначает свои действия.
PC - различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей границ 3 см.)
Д - перешагивает переставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палочки.
Н- раздевается (полностью) с небольшой помощью.
Ребёнок в возрасте 2 лет:
РП - понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях.
РА - при обобщении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
СР - подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разных цветов (красный, синий, зеленый).
Д - перешагивает чередующимися шагами через 3 параллельно положенные на полу палки; перешагивает без поддержки через палку или верёвку, приподнятую над полом на 10 см.
И - воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)
Н - частично надевает одежду.
Показатели нервно-психического развития детей 2-3 лет жизни:
Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет осуществляется по следующим показателям:
1. активная речь: грамматика (Г), вопросы (В);
2. сенсорное развитие % воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);
3. игры (И);
4. конструктивная деятельность (КД);
5. изобретательная деятельность (ИЗОД);
6. навыки: в одевании (НО), в кормлении (НК);
7. движения (Д).
Ребёнок в возрасте 2 лет 6 месяцев:
Г - говорит многосложными предложениями (не более трёх);
В - появляются вопросы «где?», «когда?».
ВФ - подбирает по образу и подобию разнообразные предметы 4 основных цветов
И - игра носит сюжетный характер
КД- самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их, завязывает шнурки.
НК - ест аккуратно.
Д - перешагивает без поддержки через палку или верёвку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивая через палку, лежащую на полу.
Ребёнок в возрасте 3 лет:
Г - начинает употреблять сложные придаточные предложения
В - появляются вопросы «почему?», «когда?».
ВФ - в своей деятельности правильно использует геометрические фигуры, по назначению.
И - появляются элементы простой игры.
КД- появляются сложные сюжетные постройки, называет их.
НК - пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания.
Д- перешагивает без поддержки через палку или верёвку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивая через палку, лежащую на полу.
ВЦ - называет 4 основных цвета.
НО - самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Показатели нервно-психического развития детей 4-6 лет жизни:
Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 4-6 лет осуществляется по следующим показателям:
1. мышление и речь (МР);
2. внимание и память (ВП);
3. моторика (М);
4. социализация (С).
Ребёнок в возрасте 4 лет:
МР - группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (непохожие на другие); складывает из трёх частей разрезанные картинки; составляет рассказ по картинке. Отвечает на вопросы взрослого.
ВП - на 4-5 показанных предметов вспоминает название 1-2 после того, как их убирает взрослый.
М - застёгивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из трех частей; подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 сек. На одной ноге.
С - умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свое имя, фамилию, пол.
Ребёнок в возрасте 5 лет:
МР - строит и составляет по образу различные узоры (из кубков, мозаики и «Лего»); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом.
ВП - запоминает последовательность разложенных на столике картинок (4- 5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1-2 четверостишия, скороговорки или считалки.
М - самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуры человека из 3-6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед.
С - умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и соблюдая правила.
Ребёнок в возрасте блет:
PH - понимает значение всех слов из бытовой лексики, называет, из чего сделаны отдельные предметы; составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанных содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду).
ВП - запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым.
М - рисует человека из 6 частей, рисует круг, может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
С - знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку и т.п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.
===========================================================================================
Приложение №2
к истории ребёнка
Методика исследования НС.
Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно поделить на:
1.стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный, или надбровный рефлекс);
2.транзиторные рудиментарные рефлексы
a. оральные сегментарные автоматизмы (сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротовый);
b. спинальные сегментарные автоматизмы (хватательный p-с, р-сы Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Галанта, Переса);
c. миелоэнцефальные позотонические р-сы (лабиринтный, ассиметричный, симметричный шейные тонические р-сы);
3.мезэнцефальный установочный автоматизм (лабиринтный p-с, простые и цепные шейные и туловищные р-сы).
Хоботковый р-с. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.
Поисковый р-с. При поглаживании кожи в области угла рта (к губам не прикасаться) происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя, выражен особенно перед кормлением. Исчезает к концу 1-го года.
Сосательный р-с. Совершение активных сосательных движений при вложении в рот соски. Исчезает к концу 1-го года.
Орбикулопальпебральный р-с. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. Исчезает к 6 мес.
Ладонно-ротовый p-с Бабкина. P-с вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная р-ция проявляется открытием рта и сгибанием головы. Исчезает к 3 мес.
Хватательный р-с. Он состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев, вложенных в ладонь ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (p-с Робинсона). Такой же p-с можно вызвать с нижних конечностей, если надавливать на подошву у основания II-III пальцев, что вызовет подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4 мес.
P-с Моро. Ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см., а затем поднимают до исходного уровня; или быстрым движением разогнуть нижние конечности, или ударить по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см. с двух сторон от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение руки носит характер охватывания. Сохраняется до 4 мес.
P-с Бабинского. Штриховое раздражение по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. P-с остается физиологическим до 2-х лет.
P-с Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При «+» р-се это сделать не удается. P-с исчезает к 4 мес.
P-с опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову. В таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренном и коленном суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Исчезает к 2мес.
P-с автоматической походки. В положении р-са опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. P-с исчезает к 2 мес.
P-с ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки, и он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, p-с исчезает к 4 мес.
P-с Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. P-с исчезает к 4 мес.
P-с Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцами по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Он вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. Исчезает к 4 мес.
Ассиметричный шейный тонический р-с. Голову ребенка, лежащего на спине, поворачивают в сторону так, чтобы подбородок касался плеча. При этом уменьшается тонус конечностей, к которым обращено лицо (иногда кратковременное разгибание), и повышается тонус противоположных конечностей. Исчезает к концу 1-го года.
Туловищная выпрямительная р-ция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Р-ция формируется с конца 1-го мес.
Простые шейные и туловищные установочные р-сы. Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый. Эти р-сы появляются при рождении и видоизменяются к 5-6 мес.
Заключение
Оценка безусловно-рефлекторной деятельности должна проводиться в теплой, хорошо освещенной комнате на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения, кроме специальных видов исследования, не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оцениваются в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.