Пм 02 «лечебная деятельность»
КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 02 «ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста»
По специальности 31.02.01 Лечебное дело
Пояснительная записка
Рабочая программа производственной практики для студентов специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ.02 «Лечебная деятельность», МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста» разработана на основе:
-- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 «Лечебное дело»;
-- Приказа Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013г. № 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования";
-- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 сентября 2013 г. №620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования»;
-- Приказа МЗ РФ от 22 августа 2013г. №585н «Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности»
-- Рабочей программы профессионального модуля 02 «Лечебная деятельность» МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста»
-- Рабочей программы производственной практикипрофессионального модуля «Лечебная деятельность», МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста»
-- Производственная практика проводится после прохождения учебной практики по ПМ 01
«Диагностическая деятельность», производственных практик ПМ 02 «Лечебная деятельность», МДК 02.01 «Лечение пациентов терапевтического профиля», МДК 02.02«Лечение пациентов хирургического профиля», МДК 02.03 «Оказание акушерско-гинекологической помощи» в медицинских организациях
Цель производственной практики:
-- формирование у студента общих и профессиональных компетенций,
-- приобретение практического опыта
Методические указания по производственной практике
для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело
Д Н Е В Н И К
Производственной практики
ПМ 02. Лечебная деятельность
МДК02.04 «Лечение пациентов детского возраста»
Студента _______________________________________________________________________
Группы _________________________________________________________________________
Место прохождения практики _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
время прохождения практики с «_______» __________________ 20 _____ г
по «_______» __________________ 20 _____ г
Общий руководитель практики ____________________________________________________
Непосредственный руководитель ___________________________________________________
Методический руководитель практики ______________________________________________
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Печать учреждения Подпись общего руководителя практики _________________
здравоохранения Подпись студента ___________________
Дневник по производственной практике
Дата | Содержание выполненных работ | Оценка | Подпись |
Общая оценка | Подпись общего руководителя практики |
Печать учреждения здравоохранения
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
в ГБУ «Курганская областная детская больница им. Красного Креста»
МДК 02.04. «Лечение пациентов детского возраста»
ФИО_________________________________________________________________________
Студент ___________________ группы, специальность_______________________________
Время прохождения производственной практики с______________ по_________________
Медицинская организация ГБУ«Курганская областная клиническая детская больница им. Красного Креста»
Перечень необходимых знаний и умений, содержание работы в отделениях
Студент должен знать | Уровень усвоения | ||
высокий | средний | низкий | |
--принципы лечения и ухода в педиатрии, при осложнениях заболеваний; --фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов; --показания и противопоказания к назначению лекарственных средств; --побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп; --особенности применения лекарственных препаратов у разных возрастных групп; |
Практические умения
Виды работ | Участвовал (кол-во) | Выполнил (кол-во) | Наблюдалприсутст |
--поставить предварительный диагноз и обосновать его; | |||
--составить индивидуальный план лечения ребенка; | |||
--провести орошение слизистой полости рта; | |||
--приготовить и раздать лекарства больным детям; | |||
--рассчитать дозу лекарственных препаратов, развести и ввести антибиотики детям разного возраста; | |||
--применить мази, пластырь, детскую присыпку; закапать капли в глаза, нос, уши; | |||
--собрать мокроту на анализ; | |||
--оформить все виды направлений на исследование; | |||
--рассчитать дозу витамина Д с профилактической и лечебной целью; | |||
--оценить пробу Сулковича; | |||
--осуществить постановку банок, горчичников, провести горчичное обертывание детей. | |||
--выписать рецепты, направления на амбулаторное обследование, консультации специалистов; | |||
--поставить согревающий компресс на ухо ребенку, закапать капли в глаза, нос, уши; | |||
--обработать пупочную ранку новорожденного ребенка; | |||
--выписать рецепт на молочную кухню; | |||
--провести термометрию у детей; | |||
--назначить лечебную диету, лечебно-охранительный режим, фармакотерапию. | |||
--составить меню ребенку грудного возраста; | |||
--дать рекомендации по приготовлению сока, фруктового и овощного пюре, каши, мясного бульона и мясного пюре; | |||
--провести консультацию по введению прикорма детям грудного возраста; | |||
--провести контрольное кормление; | |||
--дать рекомендации родителям и детям разного возраста по проведению гигиенических мероприятий |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Страховой полис: серия ___________ № ___________
Паспорт: серия ___________№ ____________
История болезни ребёнка
1. Дата и время поступления ________________________________________________
2. Отделение ______________________________________________________________
3. Виды транспортировки ___________________________________________________
4. Группа крови ________________________ Резус- принадлежность ______________
5. Побочные действия (непереносимость) - название препаратов, характер побочного действия _______________
________________________________________________________________________________________________________Фамилия, Имя, Отчество __________________________________________________________________________________
6. Пол _____ Возраст ________ (полных лет для детей: до 1 года-месяцев, до 1 месяца - дней) ___________ ___________
8. Постоянное место жительства: город, село (подчеркнуть) _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
9. Место учебы ___________ Для детей название детского учреждения____________________________________________
10. Место работы родителей ________________________________________________________________________________
Профессия, должность __________________________________________________________________________________
11. Диагноз при поступлении _______________________________________________________________________________
Жалобы больного, (или со слов матери ) ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Анамнез развития ребенка.
- период прогенеза (возраст родителей, род занятий, состояние их здоровья, наличие у них хронических заболеваний, профессиональных вредностей) __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- антенатальный период (течение настоящей беременности, проводимой терапии, наличие очагов инфекции, своевременность взятия женщины на диспансерный учет в женской консультации, регулярность наблюдения, условия жизни и питания беременной, прием каких либо препаратов с целью профилактики, проводимые обследования во время беременности)_________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- интранатальный период (длительность родового акта, время отхождения околоплодных вод, наличие слабости родовой деятельности, акушерские вмешательства, показатели физического развития при рождении ребенка: длина тела, масса, окружность груди, головы) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- неонатальный период (время первого прикладывания к груди, характер сосания, убыль массы тела и ее восстановление, время появления и исчезновения желтухи, когда отпал пуповинный остаток и характер заживления пупочной ранки, масса тела при выписке, состояние после выписки из родильного дома ) ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- грудной период ( характер вскармливания, грудное, смешанное, искусственное, возраст, причины перевода на смешанное, искусственное, а также возраст и какие смеси получал_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Коррекция питания - соки фруктовые пюре, яичный желток, творог ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Время введения прикормов, когда отнят от груди ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Мероприятия по профилактике рахита _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Физическое развитие: динамика нарастания массы тела, длины тела, окружности головы, груди _____________________
________________________________________________________________________________________________________
Время и порядок прорезывания зубов ________________________________________________________________________
Показатели нервно- психического развития (Н. П. Р) ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- преддошкольный и школьный периоды (соблюдение режима дня, характер питания, темпы физического и НПР. Посещает ребенок дошкольное учреждение или воспитывается дома.) ___________________________________________
Физическое развитие | НПР |
- школьный период (выяснить условия и образ жизни ребенка, поведение в школе и в домашних условиях, темпы физического и НПР.
Развитие половых признаков ______________________________________________________________________________
НПР | Физическое развитие | Половое развитие |
Перенесенные заболевания _________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________Проявления рахита на первом году (проведенное лечение) _____________________________________________________
Гипотрофия _____________________________________________________________________________________________
Анемия _________________________________________________________________________________________________
Диатез _________________________________________________________________________________________________
Частота острых заболеваний _______________________________________________________________________________
Состоит ли на учете по поводу хронических заболеваний _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Генеалогический анамнез
Наследственность по трем поколениям родственников (родословное древо) ______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аллергологический анамнез
Аллергические реакции на пищевые продукты, лекарственные препараты, физические и химические факторы. Перенесенные ранее аллергические заболевания, когда и какие. Реакции на введение сывороток и вакцин, когда и каких. Связь с простудными заболеваниями. Влияние на развитие и течение заболевания. Контакт с животными, одеждой, жилищем. Отрицательные эмоции. _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпидемиологический анамнез
Контакт с инфекционными больными; профилактические прививки ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Социальный анамнез
Численность общий заработок семьи, психологический климат в семье, регулярность наблюдения в детской поликлинике_______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Объективное обследование ребенка
1. Общий осмотр (общее состояние ребенка)
--хорошее________________________________________________________________
--удовлетворительное ______________________________________________________
--средней тяжести _________________________________________________________
--тяжелое ________________________________________________________________
2. Оценка сознания ребенка и настроение.
--ясное __________________________________________________________________
--помраченное ____________________________________________________________
--ступор _________________________________________________________________
--сопор __________________________________________________________________
--кома ___________________________________________________________________
3. Оценка положения ребенка
--активное _______________________________________________________________
--пассивное ______________________________________________________________
--вынужденное ___________________________________________________________
Обследование по системам:
Кожа, подкожная клетчатка и слизистые оболочки (окраска, чистота,пальпаторно: влажность, эластичность, тургор) ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осмотр видимых слизистых оболочек (полости рта, зева, состояние зубов)______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Осмотр и пальпация периферических лимфатических узлов с оценкой (размер, консистенция, эластичность, болезненность, число) ____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осмотр пальпация и оценка мышечной системы (развитие мышц) ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование костной системы (череп, грудная клетка, позвоночник, конечности) _______________________________
________________________________________________________________________________________________________
осмотр и пальпация суставов ____________________________________________________
форма грудной клетки __________________________________________________________
форма ног ____________________________________________________________________
стопа (нормальная, уплощенная, плоская) _________________________________________
осанка (нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз) _______________________________________
Обследование органов дыхания (осмотр, перкуссия, аускультация) ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- сравнительная перкуссия легких (качество звука) _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- топографическая перкуссия _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
по линиям (окологрудинной, срединноключичной, передней, средней, задней подмышечной лопаточной, околопозвоночной) _____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отдельно границы нижнего правого и левого легкого __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Аускультация легких (сравнительная аускультация) ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Побочные шумы: хрипы, крепитация, шум трения плевры, бронхофония __________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧДД __________________________________________________________________________________________________
Обследование сердечно-сосудистой системы
Осмотр: поза, выражение лица, окраска кожи, наличие одышки, отеков, наличие ассимметрии грудной клетки в области сердца __________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- пальпация: пульс ребенка, (одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы дальнейшее исследование на одной руке), (пальпация пульса на височной, сонной, бедренной артериях а у детей до 1-года -по пульсации большого родничка) _______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________Характеристика пульса: количество в минуту, ритм, наполнение, напряжение, равномерность, дефицит пульса________ ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________- верхушечный толчок (сильный, слабый, ограниченный разлитой) локализация его в каком межреберье и по какой линии. (Кошачье мурлыканье) ____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- перкуссия - определение границ относительной сердечной тупости (в зависимости от возраста) _____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- аускультация
- тоны сердца, характеристика(ослабление, усиление, хлопающий тон на верхушке),акцент второй тон на аорте, и легочной артерии. ЧСС(тахикардия, брадикардия),ритм(правильный не правильный, трехчленный, ритм «галопа», «перепелки») ___________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Система органов пищеварения
Полость рта (зубы, десны, язык, зев, миндалины, глотка) ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Осмотр живота: величина, форма (“Лягушачий живот”, втянутый, запавший), вздутие. Участие в акте дыхания, симметричность. Наличие перистальтических движений. Подкожные Вены (“Голова медузы”). Рубцы послеоперационные, пигментация, наличие грыжи (белой линии живота, паховой, бедренной), измерение окружности живота. ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Глубокая (по Образцову-Стражеско):
Сигмовидная кишка (ширина, плотность, поверхность, болезненность). Слепая кишка______________________________
________________________________________________________________________________________________________
Червеобразный отросток __________________________________________________________________________________
Поперечно-ободочная кишка _______________________________________________________________________________
Восходящий и нисходящий отделы толстого кишечника. _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Аускультация желудка и кишечника, перистальтика ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________Печень (на сколько сантиметров выступает край печени из под края рёберной дуги, характер края: острый закругленный, болезненность). (размеры по Курлову) ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________Селезёнка (выход из под края рёберной дуги, консистенция, болезненность). _____________________________________
________________________________________________________________________________________________________Желчный пузырь (проекция, болезненность, симптомы). ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Мочевыделительная система.
Осмотр: области почек, проекция почек, их величина, консистенция, подвижность, болезненность(почечная припухлость, отёки, на лице, одутловатость, в области крестца, их симметричность) _______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Симптом Пастернацкого с обеих сторон. ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Болевые мочеточниковые точки. ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Эндокринная система
Щитовидная железа: (величина, консистенция, болезненность) __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________Главные симптомы: экзофтальм, симптом Грефе, Мебиуса. _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________Вторичные половые признаки и т.п. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Нервная система
Походка, изменение чувствительности, парезы, параличи, тремор, дермографизм. _________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Для детей раннего возраста рефлексы (условные, безусловные);и С оценкой результата (наличие, отсутствие, симметричность, сила ответа, соответствие возрасту). ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Хоботковый (исчезает к концу 1 года) ___________________________________________ ____________________________
Поисковый (исчезает к концу 1 года) ___________________________________________
Сосательный (исчезает к концу 1 года) ____________________________________________
Орбикулопальпебральный (исчезает к 6 мес.) ______________________________________
Ладонно-ротовой (исчезает к 3 мес.) ______________________________________________
Хватательный (исчезает к 2-4 мес.) _______________________________________________
Рефлекс Моро (сохраняется до 4 мес.) ____________________________________________
Рефлекс Бабинского (остается физиологическим до 2 лет) ______________________________________________________
Рефлекс Кернинга (исчезает к 4 мес.) ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлекс опоры (исчезает к 2 мес.) ______________________________________________
__________________________________________________________________________
Автоматическая походка (исчезает к 2 мес.) ______________________________________
__________________________________________________________________________
Ползание Бауэра (исчезает к 4 мес.) ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рефлекс Галанта(исчезает к 4 мес.) __________________________________________________________________________
Рефлекс Переса (исчезает к 4 мес.) __________________________________________________________________________
Простые шейные и туловищные установочные рефлексы (видоизменяются к 5-6 мес.) ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Оценка (наличие или отсутствие, симметричность, время появления или угасания, сила ответа, если за пределами возрастной границы - патологический) _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка физического развития по центильным таблицам.
(используя оценочные таблицы центильного ряда; длина тела, масса тела, окружностьголовы, окружность грудной клетки)
Оценка гармоничности развития по индексам или центильным рядам ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План обследования ребёнка.
Лабораторное исследование: клиническое, биохимическое, бактериологическое, серологическое (кровь, моча, кал, ликвор и т.д.) Инструментальное исследование: ЭКГ, ФКГ, УЗИ сердца, рентгенография, коронарография, ФГДС, ПИК-флуометрия, капилляроскопия, компьютерная томография, бронхоскопия и др.___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(У каждого больного обязательно проводится исследование клинического анализа крови, мочи, кал на яйца глистов, RW, кровь на СПИД, HBS- антиген, флюоро- или рентгенография грудной клетки) ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При необходимости консультации специалистов: хирурга, отоларинголога, гинеколога, невропатолога, психиатра, дерматоневролога, фтизиатра и др., с записью в истории болезни. ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Характеристика
Студент (ка) __________________________________________________________________
группы ________________проходил (а) практику с ______________ по ________________
на базе ___ ___________________________________________________________________
Работал(а) по программе МДК 02.04. «Лечение пациентов детского возраста»
Теоретическая подготовка, умение применять теорию на практике, уровень _____________
___низкий, __средний, __высокий
Производственная дисциплина и прилежание: …………. удовлетворительно, хорошо , отлично
Внешний вид ……………………………………………….…..соответствует, не соответствует
Регулярное ведение дневника и выполнение видов работ, предусмотренных программой практики …………………………………………………………………………..………………….. да/нет
Владение манипуляциями: …………………………….удовлетворительно: хорошо, отлично
Умение организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности ……………………….... да/нет
Умение заполнять медицинскую документации ………………………………………... да/нет
Умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами ……………………………………………………………………………….. да/нет
Методика исследования НС.
Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно поделить на:
1.стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный, или надбровный рефлекс);
2.транзиторные рудиментарные рефлексы
a. оральные сегментарные автоматизмы (сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротовый);
b. спинальные сегментарные автоматизмы (хватательный p-с, р-сы Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Галанта, Переса);
c. миелоэнцефальные позотонические р-сы (лабиринтный, ассиметричный, симметричный шейные тонические р-сы);
3.мезэнцефальный установочный автоматизм (лабиринтный p-с, простые и цепные шейные и туловищные р-сы).
Хоботковый р-с. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.
Поисковый р-с. При поглаживании кожи в области угла рта (к губам не прикасаться) происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя, выражен особенно перед кормлением. Исчезает к концу 1-го года.
Сосательный р-с. Совершение активных сосательных движений при вложении в рот соски. Исчезает к концу 1-го года.
Орбикулопальпебральный р-с. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. Исчезает к 6 мес.
Ладонно-ротовый p-с Бабкина. P-с вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная р-ция проявляется открытием рта и сгибанием головы. Исчезает к 3 мес.
Хватательный р-с. Он состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев, вложенных в ладонь ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (p-с Робинсона). Такой же p-с можно вызвать с нижних конечностей, если надавливать на подошву у основания II-III пальцев, что вызовет подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4 мес.
P-с Моро. Ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см., а затем поднимают до исходного уровня; или быстрым движением разогнуть нижние конечности, или ударить по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см. с двух сторон от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение руки носит характер охватывания. Сохраняется до 4 мес.
P-с Бабинского. Штриховое раздражение по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. P-с остается физиологическим до 2-х лет.
P-с Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При «+» р-се это сделать не удается. P-с исчезает к 4 мес.
P-с опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову. В таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренном и коленном суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Исчезает к 2мес.
P-с автоматической походки. В положении р-са опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. P-с исчезает к 2 мес.
P-с ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки, и он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, p-с исчезает к 4 мес.
P-с Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. P-с исчезает к 4 мес.
P-с Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцами по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Он вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. Исчезает к 4 мес.
Ассиметричный шейный тонический р-с. Голову ребенка, лежащего на спине, поворачивают в сторону так, чтобы подбородок касался плеча. При этом уменьшается тонус конечностей, к которым обращено лицо (иногда кратковременное разгибание), и повышается тонус противоположных конечностей. Исчезает к концу 1-го года.
Туловищная выпрямительная р-ция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Р-ция формируется с конца 1-го мес.
Простые шейные и туловищные установочные р-сы. Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый. Эти р-сы появляются при рождении и видоизменяются к 5-6 мес.
Заключение
Оценка безусловно-рефлекторной деятельности должна проводиться в теплой, хорошо освещенной комнате на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения, кроме специальных видов исследования, не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оцениваются в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.
КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 0