Мраморные шарики и картофелины
Мраморные шарики и картофелины - это задание, которое можно дать как одному из членов группы, так тт взрослому ребенку на индивидуальной терапии. Я предпочитаю использовать его на индивидуальных сессиях, чтобы ограничить стеснительность. Это особенно мощная техника для тех, кто виноват, озабочен и постоянно беспокоится о других, используя свою виновность для отвлечения внимания от гнева и обиды, которые он боится выразить.
Техника очень проста. Клиенту дают двенадцать мраморных шариков. Его просят вслух перечислить свои поводы для чувства вины, откладывая в сторону по одному шарику на каждый из них. Когда это сделано, терапевт убирает лишние шарики и пересчитывает те, которые представляют вещи, в которых клиент виноват. Затем клиенту дается задание: зайти по дороге домой в овощной магазин и купить по одной картофелине (размером с кулак
или больше) для каждого из поводов, которые он перечислил. Он может положить эти картофелины в любой выбранный им контейнер, но он должен носить их с собой везде до следующей терапевтической сессии (одна неделя - оптимальный срок). Ему предписано принести свои картофелины на следующую сессию, где его поощряют к тому, чтобы выражать негодование по поводу "виновных" картофелин. Я считаю, что лучше работать с виной и негодованием одновременно, а затем поручить клиенту носить те картофелины, с которыми не успели поработь, всю следующую неделю. Если взрослый ребенок избегает работы иЛи терпит неудачу при встрече с сильным чувством (представленным картофелиной), то картофелина часто сама прорас-тает и/или начинает гнить. Тогда терапевту и клиенту (который к этому времени очень устает носить картошку) можно посмотреть на те общие эффекты и изменения, которые вина и озабоченность претерпели в жизни клиента. Это подразумевает и обсуждение чувств вины и негодования, развившихся в родительской семье, - очень старых и совершенно сравнимых с гнилыми картофелинами.
Резюме
Чувства вины и стыда - глубокие переживания детей алкоголиков, которые могут нарушать их способность функционировать в качестве зрелых взрослых. В этой статье были представлены творческие и экспериментальные методы работы с виной и стыдом, которые могут использовать другие практикующие специалисты.
15. Анонимные Алкоголики, стыд и вина
Введение
Анонимным Алкоголикам сейчас более пятидесяти лет. Основанное во время, когда алкоголики были настолько презираемы, что в большинстве больниц их даже не лечили, это товарищество равных поддержало их силы до наступления нынешней эпохи, когда к лечению наконец стали привлекаться профессионалы. Анонимные Алкоголики не отвечают потребностям всех выздоравливающих. Однако они эффективны: индивиды, регулярно посещающие встречи АА в виде части полной программы выздоровления, включающей профессиональную помощь, имеют больший шанс остаться трезвыми (Hoffman, 1983).
Ассоциация, которая существует пятьдесят лет, должна отвечать каким-то базисным человеческим потребностям. Организация химически зависимых лиц, которая существует хоть какое-то время (за исключением питейных заведений), должна помогать этим лицам в излечении их от боли стыда и вины.
АА не просто "случайно" обращаются к стыду и вине. Их фундаментальные предпосылки и центральные принципы построены именно на внимании
___387
к этим проблемам. Цель АА - помочь своим членам бросить пить; излечение от стыда и вины ка-жется центральным средством для достижения этого результата.
Анонимные Алкоголики и стыд
Не Бог (Kurtz, 1979) - название полной истории Анонимных Алкоголиков. Само название выражает существенный аспект этой программы. АД были с самого начала созданы, чтобы "подвергнуть дефляции" эго высокомерных индивидов: "Совершенно безнадежный, тотально обесцененный... пьющий алкоголик был очевидно несовершенен, не абсолютен, не являлся Богом" (Kurtz, 1979). Основатели АА поняли, что высокомерие увековечивает алкоголизм. Они осознали, что высокомерный индивид должен научиться принимать свою чело-веческую природу - существа ограниченного, несовершенного, нуждающегося в других. Грандиозный алкоголик должен вернуться в круг людей, чтобы достичь трезвости.
Высокомерие - это защита от стыда. Многие алкоголики, глубоко стыдящиеся себя, цепляются за высокомерие, как за последнюю соломинку, силясь избежать разрушительного ощущения своей ничтожности. Такие алкоголики, не соприкасающиеся с реальностью, были изначальной задачей АА. Им предлагали, в сущности, сделку: откажись от пьянства и фальшивой гордости, и мы обеспечим тебе сообщество, принимающее тебя, и место, где ты сможешь просто быть человеком. Это предложение было (и сейчас является) достаточным, чтобы привлечь тысячи новообращенных.
___388
Понятие анонимности появилось в нескольких из Двенадцати Традиций программы, так же как и в названии организации. Анонимность была важна в то время, когда АА были организованы, по меньшей мере по трем причинам: (1) алкоголизм всё еще рассматривался большинством как постыдное состояние - алкоголики, очевидно, не слишком хотели обнародовать свою позорную стигму; (2) настояние на том, чтобы выздоравливающий алкоголик не называл себя открыто членом группы, защищало репутацию АА, если этот человек возвращался к пьянству; (3) временно подвергнутое дефляции эго имело тенденцию к опасной реинфля-ции, когда выздоравливающий алкоголик пытался стать представителем движения.
Сейчас Анонимные Алкоголики привлекают самых разнообразных индивидов. Многие их нынешние участники не являются грандиозными, центрированными на себе личностями. Многие использу ют одну или несколько других защит от стыда -например, отрицание, уход и перфекционизм. Общим знаменателем для них является то, что большинство из них чувствует себя чем-то меньшим, чем человек, чем-то, в целом, неприемлемым для "нормальных" людей. Такие индивиды нуждаются в возможности испытать чувство принадлежности к сообществу, в котором они будут приняты безоговорочно. Для одних Анонимные Алкоголики предлагают хороший шанс принадлежать чему-то большему, чем они сами. Для других АА действуют как переходное сообщество, предлагающее первую возможность наслаждаться товариществом и чувствовать себя ценными и желанными. Этот целительный опыт обеспечивает им силы, чтобы они смогли в конце концов вновь присоединиться к большему
___389
сообществу и найти свое место в семье, среди друзей и сослуживцев.
Закрытые встречи формата АА кажутся прямо созданными для глубоко стыдящихся индивидов. На этих сессиях в каждый момент времени может говорить только один человек; каждый говорит то, что у него на душе, и затем "передает" слово следующему. Самое важное - это то, что не разрешена ни критика, ни похвала. Такое правило является следствием концепции, что раз все члены равны ("В АА нет экспертов"), то никто не имеет права говорить другим, что делать. Хрупкое порой эго выздоравливающих алкоголиков лучше сохранять в атмосфере принятия, чем критицизма.
Традиция спонсорства - другой аспект Анонимных Алкоголиков, который помогает излечению стыда. Участников побуждают находить опытных трезвых индивидов, которые согласятся выступить в роли ментора Спонсор должен быть достаточно заинтересован в личности, которую он спонсирует, чтобы предлагать рекомендации о том, как остаться трезвым и как вести трезвую жизнь. Спонсорство позволяет выздоравливающему узнать, что он значим для другого, что кто-то другой последовательно заботится о нем. Однако спонсор не ручается ни за то, что у недавно протрезвевшего индивида не будет трудностей, ни за поддержку в случае срыва; отношения держатся на взаимной надежде и умеренной гордости.
Двенадцать шагов и стыд
Двенадцать шагов (Анонимные Алкоголики, 1976) представляют собой сердцевину философии этой организации. Ни одно из наставлений не ис-
___390___391
пользует прямо термина "стыд". Таким образом, нижеследующие комментарии являются только заключениями о том, как эти шаги могут помогать выздоравливающим алкоголикам в проработке стыда. Другие авторы (Ramsey, 1987; Roy се, 1981) отмечали ранее, что шаги полезны для стыдящегося индивида.
Первый шаг гласит: "Мы признаем свое бессилие перед алкоголем - наши жизни стали неуправляемыми". Я считаю, что первая часть этого шага имеет отношение к теме стыда. Быть бессильным -значит принять ограничения человеческого состояния, понять, что существуют определенные неизбежные вещи, которые никто не может контролировать. Алкоголь - одна из тех вещей, отсутствие контроля над которыми должен осознать алкоголик. Однако алкоголь или наркотики - только примеры ограниченности, существует еще множество предметов, которыми никто полностью не управляет, такие как продолжительность жизни. Фокус АА на бессилии не означает, что у алкоголика есть оправдание, чтобы не делать того, что он может, чтобы не пить. Ramsey (1987) замечает: "Многие люди путают понятия "быть бессильным", "потерять надежду" и "быть беспомощным" с понятием "ничего не стоить"". Парадоксально, но, когда алкоголик принимает свое бессилие перед алкоголем, он может стать способным больше заботиться о своих потребностях, принимая помощь других людей и, возможно, высшей силы.
Подчеркивание Анонимными Алкоголиками бессилия предлагает выход из стыда для того, кто безуспешно боролся за то, чтобы остаться трезвым. Тот, кто действительно бессилен, не должен чувствовать себя дефективным (как человек, имеющий
силу и власть), если терпит неудачу в попытках действовать эффективно. Считать проблемой то, что ты недостаточно хорош, просто неуместно, когда принимаешь свое бессилие. Алкоголик, который принимает первый шаг, может сказать себе: "Я - человек, понимающий, что некоторые вещи в жизни находятся вне моего контроля. Я не должен чувствовать стыда из-за того, что я не совершенен. Я алкоголик, но я не стыжусь".
Многие другие шаги включают в себя обращение к стыду, хранящемуся глубоко в сердце алкоголика. Например, Третий шаг - "Мы приняли решение доверить нашу волю и жизнь Богу, как мы его понимаем" — поощряет выздоравливающего отказаться от каких-либо иллюзий, которые он мог сохранить, по поводу того, что он может распоряжаться этим несчастьем сам. Позже, на Седьмом шаге, когда индивид "смиренно просит Его исправить наши недостатки", алкоголика опять приглашают признать ограничения человеческой природы и принять помощь.
К счастью, возможно принадлежать к Анонимным Алкоголикам без того, чтобы присягнуть ка-кой-либо концепции духовности или религии.. АА обращаются к изначальной проблеме духовной пустоты, которая беспокоит многих алкоголиков, да и неалкоголиков тоже. Стыдящиеся индивиды склонны приходить в замешательство и испытывать духовное беспокойство, потому что не могут найти в мире места для себя. Они не принадлежат. Их де-фективность дисквалифицирует их как из компании других людей, так и из любой связи с большей вселенной. Им трудно открывать смысл своей жизни, потому что не может быть никакого смысла в ошибке. Стыдящиеся люди бегут от себя, зачастую
___392___393
в аддикцию, потому что они убедились, что в них нет ничего ценного.
Александр Лоуэн (1975), обсуждая понятие "смирения", находит, что оно лучше всего проинтерпретировано Анонимными Алкоголиками. Он утверждает, что "Смирение - это признак человека, который принимает себя... понимая, что является уникальной индивидуальностью, он также осознаёт, что он. - часть большего порядка. И, поскольку он понимает, что его существование и функция -в ведении сил, находящихся вне его личности, он ощущает, что эти силы, природные и социальные, также находятся внутри него и являются частью его бытия" (Lowen, 1975).
Анонимные Алкоголики и вина
Вина обсуждается Анонимными Алкоголиками более прямо, чем стыд. Возможно, это происходит оттого, что моральное поведение - центральный интерес как для алкоголика, так и для общества. Преступления против социального порядка пугают других. Выздоравливающее химически зависимое лицо должно разобраться с этими нарушениями, прежде чем сможет полностью вернуть себе хорошее положение в обществе.
Процесс искупления очень поощряется Анонимными Алкоголиками. Шаги с Восьмого по Десятый ("Мы составили список всех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними"; "Мы лично возместили причиненный ущерб этим людям, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому"; "Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сра-
зу признавали их") говорят алкоголику, что его собственное личное выздоровление неизбежно под
разумевает исправление любого вреда, причиненного другим. В то время как Восьмой и Девятый
шаги фокусируются на ущербе, нанесенном в алкогольном периоде, Десятый шаг напоминает выздо
равливающему, что моральное выздоровление -пожизненный процесс. АА утверждают, что выздо
равливающий будет чувствовать намного меньшуювину, когда откорректирует прошлые ошибки и приг
мет обязательство жить позитивной этической жизнью, будучи трезвым. Подразумевается, что неуда
ча в попытке вести моральную жизнь может запросто способствовать срыву, так как чувство вины со
крушает любые достижения в области чувства собственной ценности. Второй шаг программы АА может интерпретироваться как направленный и на стыд, и на вину. Таковы же Четвертый и Пятый ("Мы глубоко и бесстрашно проанализировали свою жизнь с моральной точки зрения" и "Мы признали перед Богом, собой и хотя бы еще одним человеком истинную природу наших заблуждений"). Несмотря на термин "моральной", большинство включает в свои списки дефектов характера пункты типа лени, жадности и ложной гордости. Мы опять видим перекрывание понятий вины и стыда в реальной жизни: вряд ли индивид перестанет когда-либо спрашивать себя, является ли отдельная проблема тем или другим. Человек, испытывающий боль, обычно хочет знать, как изменить свою жизнь, чтобы чувствовать меньший дискомфорт. Любые фундаментальные изменения в его "характере" почти наверняка будут включать обе темы - и вины, и стыда.
___394___395
Выздоравливающий алкоголик
Двенадцатый шаг программы АА предлагает видение того, как тому, кто полностью проанализировал свою жизнь, следует действовать после выздоровления. Он гласит: "Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы постарались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах". Выздоровление кажется состоящим из трех первичных компонентов, кроме абстиненции: (1) духовный опыт; (2) вовлеченность в сообщество выздоравливающих; (3) повседневная моральная деятельность.
Я уже упоминал тему духовности раньше в этой главе. Те консультанты, которые стесняются этого понятия или сомневаются в нем, могут помогать своим клиентам,, рассматривая духовность как жизненную силу. Это вопрос скорее духа, чем религии. Вопросы, которые я задаю своим клиентам по поводу их духа, следующие: "Что из того, что ты Делаешь, увеличивает твою жизненность?", " Когда ты чувствуешь себя наименее живым?", "Как алкоголь или наркотики удаляют из тебя дух?" и "Что придает смысл тому, что ты делаешь?". Эти вопросы могут помочь понять, что жизнь, которую они вели, бездуховна. Они служат активному алкоголику приглашением исследовать свой способ жизни, а выздоравливающему - продолжать расти.
Часть плана выздоровления АА - выход к другим алкоголикам. Человек, посещающий встречи и желающий проводить время с другими нуждающимися в помощи, вылечивается от стыда в процессе этого. Уход и изоляция - защитные действия, направленные на то, чтобы никто не мог увидеть стыда. Выздоравливающего алкоголика поощряют к
выходу из этого состояния ничтожества через действие - заботу о других. Трудно стыдиться своей тотальной неадекватности, будучи полезным и компетентным. Анонимные Алкоголики предлагают выздоравливающим важное место в сообществе.
Выздоравливающего просят практиковать набор принципов во всех своих действиях. Этот процесс успокаивает чувство вины за прошлое и минимизирует возможность вины в настоящем. Такой человек, вероятно, будет переживать чувство моральной состоятельности. Он сможет уважать себя больше, потому что действует последовательно и ответственно.
Резюме
Анонимные Алкоголики внесли замечательный вклад в благосостояние людей, выздоравливающих от алкоголизма. Анонимные Алкоголики помогают понять, что выздоровление от алкоголизма - долговременный процесс, который только начинается с абстиненции. Недавно протрезвевший индивид должен каким-то образом найти эффективные способы обращения с сильно поврежденным понятием о,себе. Стыдом и виной скорее нужно управлять, чем игнорировать их. Очень важно, чтобы алкоголик не посчитал, что, прекратив пить, он никогда вновь не почувствует себя виновным или стыдящимся. Анонимные Алкоголики предлагают в высшей степени структурированный подход к уменьшению стыда и вины. Анонимные Алкоголики, возможно, не являются решением для всех, но объяснение клиентам ценности этой организации направляет их внимание на необходимость обращения к проблемам стыда и вины.
16. Финальные замечания
___397
С. Wright Mills (1956) однажды написал, что любую книгу можно суммировать в одном предложе-нии, то есть открыть одну мысль, которая наилучшим образом описывает сложную проблему. Это было бы гораздо проще сделать, если бы стыд и вина имели простую причинную связь с алкоголизмом. К несчастью, ситуация не такова: невозможно основательно утверждать, что стыд или вина - причины алкоголизма, или что алкоголизм - причина стыда и вины. Самое большее, что можно сказать, -это то, что они сильно способствуют друг другу. Глубоко стыдящийся человек может обнаружить, что алкоголь облегчает его боль, тогда как виновный пьет, чтобы снять с себя ответственность. Это решение, как ни печально, может принести временный успех, но в конце концов алкоголик начнет страдать от негативных последствий пьянства. Эти проблемы усиливают его чувства стыда и вины. Другими словами, алкоголизм находится в циркулярной связи со стыдом и виной.
Вот мое суммирующее предложение: "Потребность избавиться от стыда и вины - сущностный аспект выздоровления от алкоголизма или химической зависимости".
Выздоровление от аддикции редко означает, что зависимый человек просто прекращает пить или употреблять наркотик. Выздоровление обычно под-
разумевает, что он, во-первых, прекратит употреблять химикаты, а во-вторых, полностью пересмотрит стиль жизни, поощряющий интоксикацию. Выздоровление - процесс, который включает в себя поведенческие, аффективные, когнитивные и духовные перемены. Тот, кто полон стыда и нагружен иррациональной виной, не выздоровел. Я уверен, что такие люди имеют гораздо большую вероятность срыва из-за своего по-прежнему пониженного чувства собственного достоинства. Даже если они поддерживают абстиненцию, качество их жизни сильно снижается, если у них есть "незавершенные дела" в области стыда и вины.
Терапевт, работающий с алкоголиками, имеет возможность помочь клиентам встретиться со своими чувствами стыда и вины. Эта попытка требует сме-.'лости обеих сторон. Клиент должен найти силы для того, чтобы выдержать схватку и не сбежать в защиты типа перфекционизма, отрицания, самозабвения и т.д., которые обеспечивали бы частичное убежище от боли. У консультанта должно быть желание заниматься "грязными" темами, принимать стыдящуюся личность и ожидать от виновной, что она возьмет на себя моральную ответственность. Обоим потребуется терпение. Оба должны быть способны вступить в насыщенные человеческие от-ношения друг с другом.
Стыд и вина могут быть разрушительны для индивида. К несчастью, многие люди выросли в провоцирующем вину и стыд окружении. Позже, будучи взрослыми, они склонны привносить их в любую новую ситуацию. К тому же никто не имеет иммунитета к стыду и вине. Даже здоровые взрослые, выросшие в позитивной, в общем, среде, могут оказаться уязвимыми для стыда и вины, если
___398___399
подвергнутся продолжительной атаке. Семейное окружение алкогольной семьи может быть настолько разрушительным, что каждый участник окажется сильно поврежденным. Таким образом, семейным терапевтам можно рекомендовать помогать всей семье осознать и обсудить свои чувства стыда и вины.
Стыд и вина имеют важное позитивное значение. Те же силы, которые дают индивиду возмож-ность стыдиться, поощряют также и развитие чувства принадлежности к сообществу, автономии и самостоятельности. Умеренный стыд помогает человеку понимать, что он или она - просто человек, а не Бог и не дьявол. Рациональная вина ведет к процессу репарации (исправления), моральному поведению и инициативе. Чувство вины, будучи соответствующим и умеренным, помогает индивиду обрести моральную идентичность, которая связывает его с обществом. Позитивное значение стыда и вины слишком легко забывается, когда терапевт встречается с клиентом, который кажется переполненным этими чувствами. Опасность в том, что помощник может поставить своей целью искоренение стыда и вины вместо утилизации их.
Терапия - всегда поиск. Он выглядит как спор надежды и отчаяния. Каждый консультант имеет представление о том, как функционирует здоровый человек, и что он или она может сделать, чтобы приблизиться к этому. Моя модель клиента, разрешившего проблемы стыда и вины, такова: этот человек будет ощущать глубокое внутреннее принятие себя. Он знает, что принадлежит к человеческому роду, и принимает это как факт и как ответственность. Он тщательно исследовал свои ценности, отказался от тех верований, которые больше
не имеют смысла, и от тех, которые только увеличивают стыд и вину. Он принимает человеческие ограничения, наслаждаясь жизнью, как подарком. Компетентный и уверенный, он может чувствовать и чувствует стыд и вину время от времени, используя эти переживания, чтобы обновить основные обязательства перед обществом. Он зачастую является выздоравливающим алкоголиком или членом семьи выздоравливающего от химической зависимости.
Содержание
Предисловие 5
Стыд, вина и алкоголизм: клиническая
практика 11
Введение 12
1. Обзор: Стыд, вина и алкоголизм 14
2. Позитивное значение умеренного стыда .... 33
3. Защиты от стыда...... 48
4. Послания и поведение, провоцирующие
стыд, в родительской семье 83
5. Семейные темы стыда с активными и
начинающими лечение алкоголиками 11
6. Лечение стыда - общие соображения 146'
7. Лечение стыда у клиентов-алкоголиков ... 184
8. Позитивная роль рационального чувства
. вины 211
9. Защиты от чувства вины 229
10.Порождающие чувство вины послания и
поведение в родительской семье 251
11. Обычные темы вины в семьях активных и начинающих выздоравливать алкоголиков ..274 12.Работа с чувством вины -
общие замечания 302
13.Работа с чувством вины
клиентов-алкоголиков 334
14.Творческие подходы к стыду и вине: помощь
взрослым детям алкоголиков 361
15.Анонимные Алкоголики, стыд и вина 386
16. Финальные замечания 396
Восточно-Европейский Гештальт Институт
Проводит набор на очередной цикл обучения
ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДАГАЕТ ЦИКЛ СЕМИНАРОВ
«ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Вам предоставляется прекрасная возможность овладеть достижениями современной гештальт-терапии — самого развитого в Европе направления личностно-ориентированной психотерапии.
Программа II уровня рассчитана на 2-3 года, включает 200 (двухлетняя) или 300 (трехлетняя) часов тематических занятий, проходящих в виде 3-4 дневных сессий раз в 3 месяца, занятия в малых группах (тройках), групповую и личную терапию.участников. Также проводятся 1-2 суперви-зорские и сертификационная сессия..
В программу приглашаются психологи и врачи (с возможностью получения сертификата гештальт-терапевта), педагоги и специалисты смежных специальностей (сертификат участия), а также студенты старших курсов. Оптимальный размер группы - 20 человек.
Ведущие КОНСТАНТИН КОРОЛЕВ врач,
директор Минского филиала ВЕГИ. Полный курс подготовки но гештальт-терапин (III ступень) - сертификат GATLA (Лос-Анджелес, США), НЛП-мастер, сертификаты по Эриксоновскому гипнозу и телесно-ориентированной терапии. Научный консультант реабилитационной программы для алко- и наркозависимых «Восхождение».
ИРИНА ФЕДОРУ С — психолог, директор Московского филиала ВЕГИ. Полный курс подготовки по гештальт-терапин (III ступень) — сертификат Французского гештальт-института (Бордо), Франкфуртского Гештальт Института, сертификаты Института семейных отношений Ныо-Мексико по игровой и супружеской психотерапии.
Телефон для справок и записи:
в Москве: (095)786-51-77, Вероника
в Минске: 210-11-97, Константин.
e-mail: tvernika(5>yahoo.com
I. СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ»
Сертифицируется Профессиональной Психотерапевтической
Лигой
Этот курс длительностью 100 часов (4 трехдневныхсеминара) предназначен для усовершенствования в области психологического консультирования и психотерапиизависимого и созависпмого поведения специалистов в области психотерапии, педагогики, а также просто заинтересованных непрофессионалов. Цель курса — дать правильное теоретическое понимание проблем зависимой личностии научить реально практически помогать зависимым людям — психологически и технологически способствуя исцелению. В структуре цикла использованы наработки лучших направлений современной западной и отечественной психотерапии зависимостей, в том числе богатый практический опыт автора и ведущего цикла.
Семинар 1 - «ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗА
ВИСИМОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Семинар 2 - «ТЕХНИКИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИНТЕРВЕНЦИЙ».
Семинар 3 - «ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ЗАВИСИМОСТЯМИ».
Семинар 4 - «ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СТИЛЯ». Автор и ведущий программы — КОНСТАНТИН КОРОЛЕВ
П. СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ВОССТАНОВИ СЕБЯ»
(ПСИХОЛОГИЯ ИПСИХОТЕРАПИЯ СОЗАВИСИМОГО
ПОВЕДЕНИЯ)
Данный курс (длительность — 60 часов) посвящен партнерским отношениям, в которых люди теряют свои желания, чувства, поступаются своими интересами ради значимого другого, и страдают от этого. Выходя из контакта, они обижаются, досадуют на себя, чувствуя бессилие что-то изменить, а самое главное — боятся потерять своего партнера, если поведут себя по-другому. В литературе такое поведение называется созависимым, и слово это применимо далеко не только к супругам и детям алкоголиков: Мы приглашаем исследовать механизмы созависимого поведения, понять и изменить его, восстановив свое подлинное «Я».
Тренинг состоит из трех частей по 2 дня каждая.
I: парные отношения — брачные, любовные или дружеские.
II: отношения между детьми и родителями.
Ill: созависимость от начальника и других властных фи-
ГУР-
Ведущий тренинга: АЛЛА КАМЕНСКАЯ — психолог, гештальт-терапевт (Сертификат GATLA), НЛП-мастер (сертификат NLP-house of Denmark), тренер по обучению лечению зависимостей (сертификат International Health Institute «Salus»). Практика в течение 13 лет в области работы с зависимостью и созависимостью.
Участники тренингов получат возможность поработать со своим клиентским запросом; практикующие терапевты смогут обогатить свой арсенал для работы с подобными клиентами. При желании можно попробовать себя в роли терапевта и применить полученные знания на практике, получив индивидуальную супервнзию ведущего.
По окончании курса возможно получение сертификата (отдельно по первой и второй части или общего (160 ч.)).
Телефон для справок и записи (095) 786-51-77, ВЕРОНИКА
e-mail: tvernika(S)vahoo.com
Институт общегуманитарных исследований
приглашает к сотрудничеству:
авторов и переводчиков литературы по психологии, психотерапии, философии, культурологии и эзотерике
Тел. в Москве: 205-01-84, 205-85-14, 954-81-18 e-mail: [email protected]
Редакция заинтересована
в сотрудничестве с психотерапевтами и другими специалистами, работающими в области
трансперсональной психологии, телесно-ориентированной и арт-терапии.
Институт общегуманитарных исследований
Серия «Телесно-ориентированная психотерапия» В серии ВЫШЛИ:
Фельденкрайз М.
"ОСОЗНАВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ"
Моше Фельденкрайз — профессиональный физик, исследовавший психофизиологические закономерности взаимодействия тела и психики, разработал огромное количе-ство специфических упражнений, позволяющих лечить разнообразные психические и телесные недуги.
Эта книга содержит самые важные из них и описывает способы применения и терапевтическое предназначение.
Изучив и применив приведенные здесь упражнения, вы можете открыть дверь в сокровищницу собственных возможностей.
Редактор-составитель Баскаков В.Ю. "СВОБОДНОЕ ТЕЛО"
Тело — это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Влгщимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья. •
Диапазон содержания очень широк — от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя; от танатотерапии, актерских техник и фолк-лорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.
Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.
Лоуэн А.
"СЕКС, ЛЮБОВЬ И СЕРДЦЕ"
"Лишая сердце любви, вы подвергаете свою жизнь опасности" — таково предупреждение доктора Лоуэна. В погоне за успехом человек западной цивилизации подчас утрачивает связь с собственной природой, что ведет к стрессам, многочисленным заболеваниям и внезапной смерти.
Как избежать этого, наполнив жизнь сердечным теплом и удовлетворенностью, и рассказывает эта книга.
Лоуэн А. "ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА"
Известнейший психолог, основатель мощного направления современной психотерапии подводит итог работы всей своей жизни.
На многочисленных убедительных примерах он показывает, как объединив сексуальность и духовность, любой из нас может вернуться к естественной и совершенной жизни.
Тело и душа, мораль и секс — гармонично взаимопроникают и взаимодополняют друг друга в естественном состоянии. И о том, как достичь этого, и написана эта книга.
Прочтите эту книгу — она может по-настоящему обновить ваше сердце.
Лоуэн А. "ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА"
Тело покидают, когда оно, вместо того, чтобы приносить удовлетворение и ощущаться, как ценность, становится источником боли и унижения. В таких случаях человек отказывается принимать свое тело или отождествляться с ним. . Он отворчивается от него. Он может игнорировать тело или пытаться трансформировать его, придать ему более желательный вид, соблюдаяя диету, снидая вес и т.д. но пока тело остается объектом эго, оно, хотя и может служить предметом его гордочти, но никогда не обеспечт радости и удовлетворения «живого» тела.
Институт общегуманитарных исследований
Серия «Концепции психотерапии»
В серии ВЫШЛИ:
Перлз Ф.
"ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ"
«Решающее осознавание — это осознавание уникальности каждого из нас. Мы переживаем себя как нечто уникальное, назовем ли мы это личностью, душой или сущностью.» — подобные слова Перлз произносил почти на каждом проводимом им занятии. И еще, уже в конце своей жизни, он добавил: «Всё есть осознавание». Гештальт-те-рапия Перлза - это привнесение осознавания во всё. Это тотальное осознавание восстанавливает целостность жизни, возвращает ей здоровье и красоту. Методы и стили, которыми он добивается такой всепронизывающей осознанности, изложены в этой книге.
Перлз Ф.
"ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ"
Теория гештальт-терапии, как и любая подлинная научная теория, возникла из систематизации и оценки опытных данных и очевидных закономерностей. Перлз предпочитает не теоретизировать каким «должен быть здоровый индивид», а работать с живыми людьми и на основе огром-ного количества успешных выздоровлений подводить теоретический итог проделанной работе. Хотя данный академический труд не очень прост в чтении, он, фактически, необходим для серьезного и глубокого изучения гештальт-терапии.
Эриксон М., Хейли Дж.
«СТРАТЕГИИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ»
Данная книга уникальна. Именно с нее началась широкая известность Милтона Эриксона, наиболее эффективного и эффектного психотерапевта XX века. Она — отличное введение в обширную область современной психотерапии, получившую название «эриксоновский гипноз». Ее составитель Джей Хейли — ныне терапевт с мировым именем, один из основателей семейной терапии.
Этой книга достаточно полно описан жизненый цикл наменее изученного ныне животного^ — человека — от рождения до смерти. И как и все работы Эриксона, она вдохновляет на то, чтобы пройти этот цикл радостно и с достоинством.
Институт общегуманитарных исследований
Серия «Психотерапевтический практикум»
В серии ВЫШЛИ:
ХОЛОВ. А.Д.
"РЕБЕФИНГ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО"
Ребефинг — энергично и быстро развивающаяся отрасль новейшей психотерапии. Его на первый взгляд простые технологии дают поразительные результаты, порой граничащие с «чудесными» исцелениями.
На терапевтических сессиях, изменяя дыхание, вы изменяете восприятие в целом. Это приводит к раскрытию давно забытых или еще неизведанных переживаний, что, в свою очередь, ведет к восстановлению целостности личности и улучшению душевного и физического здоровья.
Желдак И. М.
"ПРАКТИКУМ ПО ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С КОРРЕКЦИЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ"
Книга написана на основе большого практического опыта работы с детьми и их родителями. Автор - врач-психотерапевт, специалист в области детско-подростковой и семейной психотерапии.
Данное руководство рассчитано на коррекцию проблемного воспитания детей после 10 лет. Оно основано на синтезе современных подходов к воспитанию и психотерапевтических техник, что позволяет родителям изменить отношение к своему и ребенка поведению, помочь по-иному взглянуть на проблему и стать настоящим другом своим детям.
Предназначена для психотерапевтов, практикующих психологов, семейных консультантов и всех родителей, интересующихся решением проблем взаимоотношений со своими детьми.
Институт общегуманитарных исследований
Серия «Учебники психотерапии»
В серии ВЫШЛИ:
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И.
"ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"
Книга основана на многолетнем опыте работы с наиболее сложным психодиагностическим инструментарием — проективными методами исследования личности. В первой части -.- рассматриваются основы теории, анализ структуры, специфики проведения и интерпретации проективных методов. Дается анализ истории и методологии проективных методов с позиций психологии М.М.Бахтина и Л.С.Выготского. Вторая часть книги представляет собой методическое руководство по Детскому Апперцептивному Тесту (CAT), в котором подробно описываются авторский вариант проведения методики, способы анализа восприятия и проективного рассказа, приводятся ориентиры для выделения возрастных норм, рассматриваются наиболее интересные и сложные случаи диагностики и начального этапа психотерапии.
Пособие представляет интерес для студентов, профессионалов — психологов, психотерапевтов и специалистов гуманитарной сферы.
Готовится к выходу:
Корзини Р., Веддинг Дж. "СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ"
Сов<