Чувство вины взрослых детей алкоголиков

Члены химически зависимых семей ведут себя таким образом, который порождает чувство вины. В частности, они- поддерживают постоянный личный контроль, наказывают даже за мысли о проступке, обвиняют без объяснений и подчеркивают ответственность каждого за поведение всей семьи.

Такое поведение увеличивает ответственность взрослого ребенка - ответственность, которая про-

питывает всю его жизнь, так что даже маленькое событие вызывает чрезмерное чувство вины. Оно появляется даже тогда, когда индивид не может изменить и исправить ход событий. Это чувство вины вносит свой вклад в сильное негодование, которое присутствует во многих взрослых детях под налетом чрезмерной ответственности или незаинтересованности в семье.

Прямые проявления чувства вины чаще всего можно проработать, обсуждая ситуацию и помогая взрослому ребенку идентифицировать и изменить проблематичное поведение, или осознать то, что он может сейчас исправить проступки прошлого.

Однако некоторые взрослые дети, кажется, не хотят расставаться со своим чувством вины. Мотивы этого цепляния могут быть сложными. В некоторых случаях чувствовать себя виноватым более приемлемо, чем признать то, что взрослый ребенок не властен изменить поведение своей семьи. Беспомощность перед лицом такой болезненной проблемы, как химическая зависимость, может глубоко пугать человека, в связи с чем он будет нуждаться в отрицании. Некоторые взрослые дети цепляются за чувство своей виновности в том, что их обижали меньше, чем других членов семьи. Другие, кажется, предпочитают скорее быть виноватыми, чем позволить себе выразить гнев и обиду, неприемлемую для семьи. В этих случаях вина (и спрятанное за ней негодование) часто приводит к компульсивному поведению, которое помогает избегать чувств. В некоторых случаях человек вырабатывает способ жизни, который базируется на сохранении и постоянном воссоздании вины в самом себе и в своей семье. Тогда полная вины и обиды персона обычно выбирает для себя положение му-

___382

ченика, причем самонаказующая жертвенность сопровождается жалобами с позиции собственной праведности.

Творческие методы для работы с чувством вины

С таким проявлением чувства вины в терапии зависимостей можно работать творчески. Самые эффективные тактики, по моему опыту, следующие:

1. Украденная ответственность;

2. Конкурс вины;

3. Мраморные шарики и картофелины.

Украденная ответственность

Простейшая из этих техник — рефрейм виноватой, пособничающей персоны как такой, которая "отбирает" у других членов семьи по праву им принадлежащие обязанности. Когда виноватый делает работу за других, берет на себя эмоциональную ответственность за прошлые события, породившие нынешний кризис или когда он оправдывает безответственность других членов семьи, будет полезным прямо заявить, что всё это — особенные способы, с помощью которых пособник крадет ответственность, которая принадлежит другим. Подразумевается, что, ведя себя подобным образом, они невольно оказываются в роли вора, который нарушает право других людей быть ответственными. Быть нарушителем чужих прав - очень некомфортная позиция для вечно виноватого праведника. Ясно, что взрослый ребенок должен найти способ вести себя "лучше" - так, чтобы чувствовать меньше вины. Когда он учится этому, становясь менее

___383

гиперответственным, он уменьшает чувство вины за воровство. Клиент, и без того кругом виноватый, не захочет добавлять к ноше своей жизни новую тяжесть - звание "вора". Принимая такой реф-рейминг своего поведения, он часто может отпустить иррациональную вину вместе с обязанностями, которые принял на себя с детства. И порой смена только одного ключевого способа поведения человека приводит к прочным изменениям во всей семье.

Конкурс вины

В групповой терапии взрослых детей обычно встречаются несколько персон, контролирующих и виноватых, которые подзаводят друг друга. Пока члены группы говорят об "отпускании", они продолжают сетовать на то, что всё еще чувствуют себя виноватыми в поведении других людей, как в своем собственном. Затем они обычно говорят, что не знают, как изменить это отношение. Научение и поддержка отчужденности очень трудны в группе с четырьмя или пятью такими слишком ответственными индивидами. Интервенция, которая достаточно сильна для изменения поведения нескольких таких взрослых детей одновременно, - это "конкурс вины".

Идея в том, чтобы организовать "конкурс" и посмотреть, кто из членов труппы - самый винова-тый. Большинство участников будут относиться к этому слегка амбивалентно, но тот, кого просят присоединиться, как правило, делает это. В этом упражнении для участников лучше начать с утверждений низкого уровня ("Я чувствую себя виноватым, когда мой дом не чистый"), а затем двигаться к более сильным. Ведущий должен мягко повто-

___384___385

рять инструкции. Часто члены группы будут обсуждать вину за то, что занимают время группы, за то, что чувствуют вину, и за то, что не способны произнести следующее утверждение по поводу того, за что еще они чувствуют вину. Если поощрять их к продолжению, группа продвинется к следующей фазе. Она обычно состоит из тихих, но сильных сообщений о своем чувстве вины по поводу алкоголизма и других важных областей своей жизни. Здесь могут проявиться слезы и гнев. Важно назвать всех участников "конкурса" вины победителями, которые важным образом продвинулись в исследовании себя, и не голосовать по поводу того, кто выиграл или проиграл.

Наши рекомендации