Регуляция дыхания и ее возрастные особенности

Дыхательный центр.Регуляция дыхания осуществляется цент­ральной нервной системой, специальные области которой обуслов­ливают автоматическое дыхание — чередование вдоха и выдоха и произвольноедыхание, обеспечивающее приспособительные изме­нения в системе органов дыхания, соответствующие конкретной внешней ситуации и осуществляемой деятельности. Группа нерв­ных клеток, ответственная за осуществление дыхательного цикла, называется дыхательным центром. Дыхательный центр располо­жен в продолговатом мозге, его разрушение приводит к останов­ке дыхания.
Дыхательный центр находится в состоянии постоянной актив­ности: в нем ритмически возникают импульсы возбуждения. Эти импульсы возникают автоматически. Даже после полного выклю­чения центростремительных путей, идущих к дыхательному цент­ру, в нем можно зарегистрировать ритмическую активность. Авто­матизм дыхательного центра связывают с процессом обмена ве­ществ в нем. Ритмические импульсы передаются из дыхательного центра по центробежным нейронам к межреберным мышцам и диафрагме, обеспечивая последовательное чередование вдоха и выдоха.
Деятельность дыхательного центра регулируется рефлекторно, импульсацией, поступающей из различных рецепторов, и гуморально, изменяясь в зависимости от химического состава крови.
Рефлекторная регуляция. К рецепторам, возбуждение которых по центростремительным путям поступает в дыхательный центр, относятся хеморецепторы, расположенные в крупных сосудах (ар­териях) и реагирующие на снижение напряжения в крови кисло­рода и увеличение концентрации двуокиси углерода, имеханорецепторы легких и дыхательных мышц. На регуляцию дыхания оказывают влияние также рецепторы воздухоносных путей. Ре­цепторы легких и дыхательных мышц имеют особое значение в чередовании вдоха и выдоха, от них в большей степени зави­сит соотношение этих фаз дыхательного цикла, их глубина и частота.
При вдохе, когда легкие растягиваются, раздражаются рецеп­торы в их стенках. Импульсы от рецепторов легких по центро­стремительным волокнам блуждающего нерва достигают дыха­тельного центра, тормозят центр вдоха и возбуждают центр вы­доха. В результате дыхательные мышцы расслабляются, грудная клетка опускается, диафрагма принимает вид купола, объем груд­ной клетки уменьшается и происходит выдох. Выдох, в свою оче­редь, рефлекторно стимулирует вдох.
В регуляции дыхания принимает участие кора головного моз­га, обеспечивающая тончайшее приспособление дыхания к потреб­ностям организма в связи с изменениями условий внешней среды и жизнедеятельности организма. Человек может произвольно, по своему желанию на время задержать дыхание, изменить ритм и глубину дыхательных движений. Влияниями коры головного мозга объясняются предстартовые изменения дыхания у спортсменов — значительное углубление и учащение дыхания перед началом соревнования. Возможна выработка условных дыхательных рефлек­сов. Если к вдыхаемому воздуху добавить 5—7% углекислого газа, который в такой концентрации учащает дыхание, и сопро­вождать вдох стуком метронома или звонком, то через несколько сочетаний один только звонок или стук метронома вызовет уча­щение дыхания.
Гуморальные влияния на дыхательный центр. Большое влия­ние на состояние дыхательного центра оказывает химический со­став крови, в частности ее газовый состав. Накопление углекислого газа в крови вызывает раздражение рецепторов в кровеносных сосудах, несущих кровь к голове, и рефлекторно возбуждает ды­хательный центр. Подобным образом действуют и другие кислые продукты, поступающие в кровь, например молочная кислота, со­держание которой в крови увеличивается во время мышечной работы.
Особенности регуляции дыхания в детском возрасте. К момен­ту рождения ребенка его дыхательный центр способен обеспе­чивать ритмичную смену фаз дыхательного цикла (вдох и выдох), но не так совершенно, как у детей старшего возраста. Это свя­зано с тем, что к моменту рождения функциональное формирова­ние дыхательного центра еще не закончилось. Об этом свидетель­ствует большая изменчивость частоты, глубины, ритма дыхания у детей раннего возраста. Возбудимость дыхательного центра у новорожденных и грудных детей низкая. Дети первых лет жизни отличаются более высокой устойчивостью к недостатку кислорода (гипоксии), чем дети более старшего возраста.
Формирование функциональной деятельности дыхательного центра происходит с возрастом. К 11 годам уже хорошо выра­жена возможность приспособления дыхания к различным усло­виям жизнедеятельности.
Чувствительность дыхательного центра к содержанию угле­кислого газа повышается с возрастом и в школьном возрасте достигает примерно уровня взрослых. Следует отметить, что в период полового созревания происходят временные нарушения регуляции дыхания и организм подростков отличается меньшей устойчивостью к недостатку кислорода, чем организм взрослого человека. Увеличивающаяся по мере роста и развития организма потребность в кислороде обеспечивается совершенствованием ре­гуляции дыхательного аппарата, приводящей к возрастающей экономизации его деятельности. По мере созревания коры больших полушарий совершенствуется возможность произвольно изменять дыхание — подавлять дыхательные движения или производить максимальную вентиляцию легких.
У взрослого человека во время мышечной работы увеличивает­ся легочная вентиляция в связи с учащением и углублением дыха­ния. Такие виды деятельности, как бег, плавание, бег на коньках и лыжах, езда на велосипеде, резко повышают объем легочной вентиляции. У тренированных людей усиление легочного газооб­мена идет главным образом за счет увеличения глубины дыхания. Дети же в силу особенностей их аппарата дыхания не могут при физических нагрузках значительно изменить глубину дыхания, а учащают дыхание. И без того частое и поверхностное дыхание у детей при физических нагрузках становится еще более частым и поверхностным. Это приводит к более низкой эффективности вентиляции легких, особенно у маленьких детей.
Организм подростка, в отличие от взрослого, быстрее достига­ет максимального уровня потребления кислорода, но и быстрее прекращает работу из-за неспособности долго поддерживать по­требление кислорода на высоком уровне.
Произвольные изменения дыхания играют важную роль при выполнении ряда дыхательных упражнений и помогают правильно сочетать определенные движения с фазой дыхания (вдохом и вы­дохом) .
Одним из важных факторов в обеспечении оптимального функ­ционирования дыхательной системы при различного вида нагруз­ках является регуляция соотношения вдоха и выдоха. Наиболее эффективным и облегчающим физическую и умственную деятель­ность является дыхательный цикл, в котором выдох длиннее вдоха.
Научить детей правильно дышать при ходьбе, беге и других видах деятельности — одна из задач учителя. Одно из условий правильного дыхания — это забота о развитии грудной клетки. Для этого важно правильное положение тела, особенно во время сидения за партой, дыхательная гимнастика и другие физические упражнения, развивающие мускулатуру, приводящую в движение грудную клетку. Особенно полезны в этом отношении такие виды спорта, как плавание, гребля, катание на коньках, ходьба на лыжах.
Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно. Надо приучать детей ходить и стоять, соблюдая прямую осанку, так как это содействует расширению грудной клетки, облегчает деятельность легких и обеспечивает более глубокое дыхание. При согнутом положении туловища в организм поступает меньшее количество воздуха.
Правильное положение тела детей в процессе различных видов деятельности содействует расширению грудной клетки, облегчает глубокое дыхание. Наоборот, при согнутом положении туловища создаются обратные условия, нарушается нормальная деятельность легких, ими поглощается меньшее количество воздуха, а вместе с этим и кислорода.
Воспитанию у детей и подростков правильного дыхания через нос в состоянии относительного покоя, во время трудовой дея­тельности и выполнения физических упражнений уделяется боль­шое внимание в процессе физического воспитания. Дыхательная гимнастика, плавание, гребля, катание на коньках, ходьба на лы­жах особенно содействуют совершенствованию дыхания.
Дыхательная гимнастика имеет и большое оздоровительное значение. При спокойном и глубоком вдохе понижается внутри-грудное давление, так как опускается вниз диафрагма. Возраста­ет приток венозной крови к правому предсердию, что облегчает работу сердца. Опускающаяся при вдохе диафрагма массирует печень и верхние органы брюшной полости, помогает удалению из них продуктов обмена веществ, а из печени — венозной застой­ной крови и желчи.
Во время глубокого выдоха диафрагма поднимается, что уве­личивает отток венозной крови из нижних конечностей, области таза и живота. В результате облегчается кровообращение. Одно­временно при глубоком выдохе происходит легкий массаж сердца и улучшение его кровоснабжения.
В дыхательной гимнастике три основные разновидности дыха­ния, называемые в соответствии с формой выполнения — грудным, брюшным и полным дыханием. Наиболее полноценным для здо­ровья считается полное дыхание. Существуют разнообразные комплексы дыхательной гимнастики. Эти комплексы рекоменду­ется выполнять до 3 раз в день, спустя не менее часа после еды.
Гигиеническое значение воздушной среды в помещении. Чис­тота воздуха и его физико-химические свойства имеют огромное значение для здоровья и работоспособности детей и подростков. Пребывание детей и подростков в запыленном, плохо проветри­ваемом помещении является причиной не только ухудшения функ­ционального состояния организма, но и многих заболеваний.
Известно, что в закрытых, плохо проветриваемых и аэрируе­мых помещениях одновременно с повышением температуры воз­духа резко ухудшаются его физико-химические свойства. Для организма человека небезразлично содержание в воздухе поло­жительных и отрицательных ионов. В атмосферном воздухе коли­чество положительных и отрицательных ионов почти одинаково, легкие ионы значительно преобладают над тяжелыми.
Исследования показали, что на человека благоприятно влияют легкие и отрицательные ионы, а число их в рабочих помещениях постепенно уменьшается. Начинают преобладать положительные и тяжелые ионы, которые угнетают жизнедеятельность человека. В школах перед уроками в 1 см3 воздуха содержится около 467 легких и 10 тыс. тяжелых ионов, а в конце учебного дня количество первых снижается до 220, а вторых увеличивается до 24 тыс.
Благотворное физиологическое действие отрицательных аэроионов явилось основанием к применению искусственной ионизации воздуха закрытых помещений детских учреждений, спортивных за­лов. Сеансы непродолжительного (10 мин) пребывания в поме­щении, где в 1 см3 воздуха содержится 450—500 тыс. легких ионов, продуцируемых специальным аэроионизатором, не только положительно сказываются на работоспособности, но и оказыва­ют закаливающее влияние.
Параллельно с ухудшением ионного состава, повышением тем­пературы и влажности воздуха в классных помещениях увели­чивается концентрация углекислоты, скапливаются аммиак и раз­личные органические вещества. Ухудшение физико-химических свойств воздуха, особенно в помещениях со сниженной высотой, влечет за собой существенное ухудшение работоспособности кле­ток коры головного мозга человека.
От начала к концу занятий возрастает запыленность воздуха и его бактериальная загрязненность, особенно если к началу занятий были плохо проведены уборка помещений влажным спо­собом и проветривание. Количество колоний микроорганизмов в 1 м3 воздуха в таких условиях к концу занятий во вторую смену возрастает в 6—7 раз, вместе с безвредной микрофлорой в нем содержится и патогенная.
При высоте помещений в 3,5 м требуется не менее 1,43 м2 на одного учащегося. Снижение высоты учебных и жилых (школы-ин­терната) помещений требует увеличения площади на одного уча­щегося. При высоте помещения 3 м на одного учащегося не­обходимо минимум 1,7 м2, а при высоте 2,5 м — 2,2 м2.
Поскольку при физической работе (уроки физического воспи­тания, труда в мастерских) количество выделяемой учащимися углекислоты возрастает в 2—3 раза, необходимый объем воздуха, который нужно обеспечить в физкультурном зале, в мастерских, соответственно возрастает до 10—15 м3. Соответственно увеличи­вается и площадь на одного учащегося.
Физиологическая потребность детей в чистом воздухе обеспе­чивается устройством системы центральной вытяжной вентиля­ции и форточек или фрамуг.
Поступление воздуха в помещение и его смена происходят и естественным путем. Обмен воздуха происходит через поры строи­тельного материала, щели в рамах окон, в дверях благодаря раз­ности температур и давления внутри помещения и снаружи. Одна­ко обмен этот ограничен и недостаточен.
Устройство приточно-вытяжной искусственной вентиляции в детских учреждениях не оправдало себя. Поэтому получило рас­пространение устройство центральной вытяжной вентиляции с ши­рокой аэрацией — притоком атмосферного воздуха.
Открывающаяся часть окон (фрамуги, форточки) в каждом помещении по своей общей площади должна составлять не менее 1:50 (лучше 1:30) площади пола. Более целесообразны для про­ветривания фрамуги, так как площадь их больше и наружный воздух поступает через них вверх, что обеспечивает эффективный воздухообмен в помещении. Сквозное проветривание эффективнее обычного в 5—10 раз. При сквозном проветривании резко умень­шается и содержание микроорганизмов в воздухе помещений.
Действующими нормами и правилами предусматривается есте­ственная вытяжная вентиляция в размере однократного обмена в 1 ч. Предполагается, что остальной объем воздуха удаляется через рекреационные помещения с последующей вытяжкой из санитарных узлов и через вытяжные шкафы лабораторий химии. В мастерские приток воздуха должен обеспечивать 20 м3/ч, в спортивных залах — 80 м3/ч на одного учащегося. В химической и физической лабораториях и в столярной мастерской устраивают дополнительные вытяжные шкафы. В целях борьбы с пылью не реже одного раза в месяц следует производить генеральную уборку с мытьем панелей, радиаторов, подоконников, дверей, тща­тельной протиркой мебели.
Микроклимат. Температура, влажность и скорость движения воздуха (охлаждающая сила) в учебном помещении характери­зуют его микроклимат. Значение оптимального микроклимата для здоровья и работоспособности учащихся и учителей не меньшее, чем других параметров санитарного состояния и содержания учеб­ных помещений школы и профессионально-технических училищ. В связи с повышением температуры наружного воздуха и воз­духа в помещении у школьников замечено снижение работоспо­собности. В разные сезоны года у детей и подростков отмечены своеобразные изменения внимания, памяти. Зависимость между колебаниями температуры наружного воздуха и работоспособ­ностью детей отчасти послужила основанием к установлению сроков начала и окончания учебного года. Наилучшим временем для учебных занятий считается осень и зима.
За время учебных занятий, даже при отрицательной темпера­туре наружного воздуха, температура в классах уже к большой перемене повышается на 4°, а к концу занятий — на 5,5°. Колеба­ния температуры, естественно, сказываются на тепловом состоя­нии учащихся, отражением которого являются изменения темпе­ратуры кожи конечностей (стоп и рук). Температура этих участ­ков тела повышается с увеличением температуры воздуха.
Высокая температура в классах (до 26°) влечет напряжение терморегуляторных процессов и снижение работоспособности. В таких условиях умственная работоспособность учащихся к кон­цу уроков резко снижается. Еще отчетливее проявляется влия­ние температурных условий на работоспособность учащихся во время занятий физической культурой и трудом.
В помещениях школ, школ-интернатов, интернатов при школах, профессионально-технических училищ при относительной влажно­сти 40—60% и скорости движения воздуха не более 0,2 м/с тем­пературы его нормируются в соответствии с климатическими районами (табл. 19), Перепад температуры воздуха в помещении как по вертикали, так и по горизонтали установлен в пределах 2—3°С. Низкая температура воздуха в физкультурном зале, ма­стерских и рекреационных помещениях соответствует виду дея­тельности детей и подростков в этих помещениях.





Регуляция дыхания и ее возрастные особенности - student2.ru

Во время учебных занятий следует проявлять особую заботу о тепловом комфорте учащихся, сидящих в первом от окон ряду, строго соблюдать установленные разрывы, не усаживать детей около радиаторов (печей). В школах с ленточным остеклением разрывы между первым рядом парт и окнами в зимнее время сле­дует увеличивать до 1,0—1,2 м. Из-за низкого термического со­противления стекла и высокой воздухопроницаемости оконных пе­реплетов большая остекленная поверхность наружной стены в зим­нее время становится источником мощного радиационного и конвекционного охлаждения. Уже при температуре наружного воз­духа ниже —15°С температура внутренней поверхности стекла снижается в среднем до 6—10 °С, а под влиянием ветра до 0°С. Гигиенические требования к отоплению школ. Из существую­щих систем центрального отопления в детских учреждениях при­меняется система водяного отопления низкого давления. Это отоп­ление при применении приборов большой теплоемкости обеспечи­вает в помещении равномерную температуру воздуха в течение дня, не делает воздух слишком сухим и исключает возгон пыли на нагревательных приборах. Из приборов местного отопления применяют голландские печи, обладающие большой теплоемко­стью. Топку печей производят из коридоров в ночное время, а трубы закрывают не позже чем за 2 ч до прихода учащихся.

Глава XII Возрастные особенности органов выделения.
Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви

§1. Строение и функция почек
§2. Строение и функция кожи
§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь

Значение органов выделения. Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организма продукты обмена, которые не могут быть использованы, избыток воды и солей. В осуществлении процессов выделения участвуют легкие, кишечник, кожа и почки. Легкие удаляют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества. Из кишечника удаляются с калом соли тяжелых металлов, избыток невсосавшихся пищевых веществ. Потовые железы кожи выделяют воду, соли, органические вещества, их усиленная деятельность наблюдается при напряженной мышечной работе и повышении температуры окружающей среды.
Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам, которые выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Через почки удаляются некоторые ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств.
Почки поддерживают определенную постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты.

Строение и функция почек

Строение почек. Почки (их две —правая и левая) имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний — вогнутый. Они красно-бурого цвета, массой около 120 г.
На вогнутом, внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка. Это ворота почки. Сюда входит почечная артерия, а выходит почечная вена и мочеточник.

Регуляция дыхания и ее возрастные особенности - student2.ru

Почки получают крови больше, чем любой другой орган, в них происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью. Структурно-функциональной единицей почки является тельце почки— нефрон (рис. 43), в каждой почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из двух основных частей: кровеносных сосудов и почечного канальца.
Общая длина канальцев одного тельца почки достигает 35—50 мм. В почках имеется примерно 130 км трубочек, по которым проходит жидкость. Ежесуточно в почках фильтруется около 170 л жидкости, которая концентрируется примерно в 1,5 л мочи и удаляется из организма.
Возрастные особенности функции почек. Свозрастом меняются количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка.
Только в первые 3—4 дня количество отделяющейся мочи у детей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350—380 мл, к концу первого года жизни — 750 мл, в 4—5 лет — около 1 л, в 10 лет—1,5 л, а в период полового созревания — до 2 л.
У новорожденных реакция мочи резкокислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зависимости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.
У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. У здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно.
Мочеиспускание и его механизм.Испускание мочи — процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находящиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться- сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испускание мочи. Оно имеет место у грудных детей.
Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой условнорефлекторной регуляции мочеиспускания. ' но к двухлетнему возрасту у детей сформированы условнорефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью Однако в возрасте 5—10 лет у детей, иногда до полового созревания, встречается ночноенепроизвольное недержание мочи — энурез. В осенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается. С возрастом энурез, связанный преимущественно с функциональными отклонениями в психоневрологическом статусе детей, проходит. Однако в обязательном порядке дети должны быть обследованы врачами — урологом и невропатологом.
Способствуют энурезу психические травмы, переутомление (особенно от физических нагрузок), переохлаждение, нарушение сна, раздражающая, острая пища и обилие жидкости, принятой перед сном. Дети очень тяжело переживают свой недуг, испытывают страх, долго не засыпают, а затем погружаются в глубокий сон, во время которого слабые позывы к мочеиспусканию не воспринимаются.
Профилактика заболеваний органов выделения.В детских домах школах-интернатах и пионерских лагерях дети, страдающие энурезом, требуют к себе особого внимания взрослых. Случается с ребенком ночью никогда не должно обсуждаться в группах (отрядах).
Детям, страдающим энурезом, необходимо по указанию врач установить и строго соблюдать режим дня, отдыха, правильно сбалансированное диетическое питание, без раздражающей, соленой и острой пищи, ограничивать приемы жидкости, особенно перед сном, исключать во второй половине дня большие физические нагрузки (игры в футбол, баскетбол, волейбол и др.). Не менее двух раз в течение ночи детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря.
Нарушение правил личной гигиены может приводить к воспалению у детей мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые высокоранимы, отличаются пониженной стойкостью и усиленным слущиванием эпителия. Необходимо приучить детей держать в чистоте наружные половые органы, обмывать их теплой водой с мылом утром и вечером перед сном. Для этих целей надо иметь специальное индивидуальное полотенце, стирать и обязательно кипятить его раз в неделю.
Профилактика острых и хронических заболеваний почек — это прежде всего предотвращение инфекционных заболеваний (скарлатины, отита, гнойных поражений кожи, дифтерии, кори и др.) и их осложнений.

Строение и функция кожи

Особенности строения кожи.Кожа, покрывающая тело человека, составляет 5% массы тела, ее площадь у взрослого человека 1,5—2 м5. Кожа состоит из эпителиальной и соединительной тканей, содержащих осязательные тельца, нервные волокна, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы (рис. 44).

Регуляция дыхания и ее возрастные особенности - student2.ru

Кожа выполняет разнообразную функцию. Она участвует в поддержании постоянства внутренней среды как орган выделения. Содержащиеся в ней осязательные тельца являются рецепторами кожного анализатора и играют важную роль в обеспечении контактов организма с внешней средой. Кожа выполняет важную защитную функцию. Она защищает организм от механических воздействий, что достигается прочностью поверхностного рогового слоя, прочностью и растяжимостью образующей кожу ткани. Постоянное обновление поверхностного слоя кожи способствует очищению поверхности тела. Велика роль кожи в процессах терморегуляции: через кожу осуществляется 80% теплоотдачи, которая происходит за счет испарения пота и теплоизлучения. В коже содержатся терморецепторы, способствующие рефлекторному поддержанию температуры тела.
В нормальных условиях при температуре +18…+-20°C через кожные покровы в организм поступает 1,5% кислорода. Однако при интенсивной физической работе поступление кислорода через кожу может увеличиться в 4—5 раз.
Выделительная функция кожи осуществляется потовыми железами. Потовые железы расположены в подкожной соединительнотканной клетчатке. Количество потовых желез колеблется от 2 до 3,5 млн. Оно индивидуально и определяет большую или меньшую потливость организма. Потовые железы на теле распределены неравномерно, больше всего их в подмышечных впадинах, на ладонях рук и подошвах ног, меньше на спине, голенях и бедрах. С потом выделяется из организма значительное количество воды и солей, а также мочевина. Суточное количество пота у взрослого человека в покое — 400—600 мл. В сутки с потом выделяется около 40 г поваренной соли и 10 г азота. Осуществляя выделительную функцию, потовые железы способствуют сохранению постоянства осмотического давления и рН крови.
Возрастные особенности строения и функции кожи. Одной из основных особенностей кожи детей и подростков является то, что поверхность ее у них относительно больше, чем у взрослых. Чем моложе ребенок, тем большая поверхность кожи приходится у не го на 1 кг массы тела. Абсолютная же поверхность кожи у детей меньше, чем у взрослых, и увеличивается с возрастом. На 1 кг массы тела приходится следующая площадь поверхности кожи: у новорожденного — 704 см2, у ребенка 1 года — 528, у дошкольника 6 лет — 456, у школьника 10 лет — 423, у подростка 15 лет — 378 и у взрослых — 221 см2.
Эта особенность обусловливает значительно большую теплоотдачу организма детей по сравнению со взрослыми. При этом чем младше дети, тем в большей мере эта особенность выражена. Высокая теплоотдача вызывает и высокое теплообразование, которое у детей и подростков на единицу массы тела также выше, чем у взрослых. В течение длительного периода развития изменяются терморегуляционные процессы. Регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается к 9 годам.
В течение жизни общее количество потовых желез не меняется, увеличиваются их размеры и секреторная функция. Неизменность числа потовых желез с возрастом определяет их большую плотность в детском возрасте. Количество потовых желез на единицу поверхности тела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Морфологическое развитие потовых желез в основном завершается к 7 годам.
Потоотделение начинается на 4-й неделе жизни. Особенно заметное увеличение числа функционирующих потовых желез отмечено в первые 2 года. Интенсивность потоотделения на ладонях достигает максимума в 5—7 лет, затем постепенно снижается. Теплоотдача через испарение повышается в течение первого года с 260 ккал с 1 м2 поверхности до 570 ккал с 1 м2.
Изменяется с возрастом и секреторная деятельность сальных желез. Активность этих желез достигает высокого уровня в период, непосредственно предшествующий рождению ребенка. Они создают как бы «смазку», облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения секреция сальных желез затухает, ее усиление вновь происходит в период полового созревания и связано с нейроэндокринными изменениями.
Уход за кожей, ногтями и волосами. Неповрежденная кожа задерживает проникновение в организм большинства химических веществ и микроорганизмов. Содержание тела в чистоте обеспечивает нормальное отправление всех функций кожи. На коже грязь удерживается избытком кожного сала и слущивающимся эпителием. Образующиеся комочки закрывают поры кожи. Закупорка грязью пор кожи мешает нормальному отделению содержимого потовых и сальных желез. В закупоренных железках на грязной коже легче образуются гнойнички. Загрязнение вызывает зуд кожи, расчесы, что также способствует нарушению целостности кожных покровов и проникновению инфекции. К тому же бактерицидные свойства грязной кожи резко падают, они оказываются почти в 17 раз ниже, чем чистой кожи. Бактерицидными свойствами благодаря выделению особых веществ (лизоцим и др.) обладают также слизистые оболочки рта, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей.
Через немытые грязные руки передаются многие инфекционные заболевания и происходит заражение глистами. Мытье простой да еще холодной водой без мыла не растворяет выделения сальных желез, а потому недостаточно для поддержания чистоты кожи. Мыло смягчает кожу и облегчает удаление омертвевших клеток эпителия. Мыло должно образовывать большое количество пены при намыливании и не сушить кожу. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает детское мыло.
Следует приучить детей ежедневно утром и вечером перед сном мыть руки, лицо, шею и ноги (вечером), а в течение дня тщательно мыть руки перед едой, после пользования уборной, выполнения работ по самообслуживанию в здании школы и на участке, игры с животными. Следует научить детей особенно тщательно, с применением намыленных щеток очищать и промывать подногтевое пространство и складки вокруг ногтей, где более всего скапливаются грязь, микроорганизмы и яйца глистов. Ногти на пальцах рук и ног рекомендуется коротко стричь: на пальцах рук — дугообразно, по возвышению пальца, а на пальцах ног — прямо. Неправильное срезание ногтей у углов способствует их врастанию в пальцы.
Каждый раз после мытья руки должны быть досуха вытерты, иначе на коже появляются трещины, образуются цыпки. Каждый ребенок должен иметь свои полотенца для лица, рук и ног. Через общее полотенце может передаваться инфекция. В соблюдение правил личной гигиены входит как минимум еженедельное мытье всего тела горячей водой температуры 35—37 °С и смена нательного белья. Горячая вода вызывает усиленное выделение из потовых и сальных желез и расширение пор кожи, что обеспечивает большую возможность смывания грязи, которая попадает в отверстия пор. Помимо мыла при мытье кожи большую роль для ее очистки играют разного рода мочалки. Постельное белье меняют через 10—14 дней. Его следует кипятить и легко крахмалить.
Целый ряд специальных мер используют в целях предотвращения потливости ног у детей и подростков. Потливость может быть обусловлена рядом причин: редкое мытье ног, перегревание их, ношение резиновой обуви без стелек и т. п. Правильный уход позволяет устранить потливость. Это прежде всего ежедневное мытье ног сначала теплой, а затем прохладной водой. Если же потливость ног упорно продолжается, то она, очевидно, связана с каким-либо заболеванием. В таких случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу.
Требуют постоянного ухода и волосы головы. Они обычно быстро загрязняются из-за обильного выделения кожного сала. вместе с пылью и грязью в волосы могут заноситься насекомые возбудители кожных болезней. Вызываемый ими зуд кожи приводит к расчесам и заражению других участков головы. Жирные волосыдетям рекомендуют мыть каждые 5—6 дней, сухие — через 10—12. Мягкая вода лучше промывает волосы, поэтому, если естьнеобходимость смягчить воду, в нее следует добавить одну чайную ложку питьевой соды. Жирные волосы целесообразно мыть специальными сортами шампуней или определенными сортами мыла (зеленого, серного, дегтярного), чередуя их использование с детским мылом.
Каждый ребенок должен пользоваться только своим частым гребнем и расческой. Частый гребень употребляют только после расчески,иначе можно выдернуть много волос. Гребешки следует выбирать с неострыми зубьями, чтобы при расчесывании волос не повреждать и не раздражать кожу головы.
Перед каждым мытьем головы нужно гребни тщательно промывать щеткой с мылом. Девочкам не рекомендуется сильно стягивать волосы, ибо это способствует их выпадению. Отрицательно влияетна волосы и постоянное ношение даже в помещении головных уборов.
Заволосами, даже короткими, требуется постоянный контроль, а случае необходимости надо немедленно использовать средстваубивающие насекомых и растворяющие оболочку гнид.
Профилактика кожных заболеваний. Профилактика кожных заболеваний — это прежде всего выполнение всех гигиенических правил по уходу за кожей, волосами, ногтями, осторожность в игре с беспризорными домашними животными, поддержание учеником вшколе чистоты своего класса и рабочего места, а дома — своего уголка.
Учителя школ обязаны при организации общественно полезного производительного труда учащихся на птицефабриках и животноводческих хозяйствах колхозов (совхозов) знать, здоровы ли животные и птицы, не поражены ли они какими-либо заболеваниями, в томчисле грибковыми.
Пренебрежение правилами ухода за кожей ведет к снижению ее защитных свойств, созданию благоприятных условий для размножения болезнетворных микробов, грибков, внедрения чесоточных клещей.Развиваются гнойничковые поражения и экзема кожи, чесотка, стригущий лишай, парша.
Гнойничковые заболевания кожи вызываются кокками, наиболее часто стафило- и стрептококками. Помимо выполнения правил личнойгигиены, обращают внимание на профилактическую обработку у детей мелких ран (царапин, ссадин, порезов) обеззараживающими жидкостями и 1%-ным спиртовым раствором бриллиантовой зелени. Дети с подобными заболеваниями изолируются и подвергаются лечению. Посещение школы разрешается только после выздоровления и предъявления справки от врача об излечении. Ванны и душ временно отменяют.
Чесотка — заразная болезнь, передающаяся от больного к здоровому чесоточным клещом. В детских учреждениях, особенно в школах-интернатах, чесотка может принять характер массового заболевания. Чесоточный клещ внедряется в кожу и проделывает в ней ходы. Заболевание сопровождается сильным зудом. Дети расчесывают кожу до крови и нередко вносят дополнительную инфекцию, чаще всего гнойничковую. Заражение возникает при контакте с больными людьми и животными, пользовании вещами больного (нательное белье, перчатки). При обнаружении чесотки больных изолируют. В школах-интернатах детей помещают в изолятор и проводят противочесоточное лечение. Платье и личные вещи заболевших дезинфицируют или кипятят. Всех остальных детей интерната подвергают тщательному профилактическому обследованию.

Наши рекомендации