Еще один современный аспект неполноценности свинины.
По данным ветеринарного контроля, примерно 20% свиного мяса имеет светло-водянистый вид, 5% - темно-красный. Оба сорта мяса имеют резко изменённый рН, а отсюда - различные содержания воды, электролитов, вкусовые качества, длительность хранения. Биохимические процессы, развертывающиеся в первые 24 часа после забоя определяют степень окисления мышечной массы. Так, стресс перед забоем (транспортировка, погрузка и др.) у чувствительных животных вызывает повышенное образование АТФ и гликогена в мышцах. Кроме того, молочная кислота в этот период выходит из мышц в кровь, что резко изменяет рН мяса в сторону повышения водосодержания мяса, напротив, молочная кислота остается в мышцах и поэтому у них низкий рН. Обычно после забоя рН составляет 7,2, а через 6-10 часов 5,4 - 5,8. Для сравнения: у говядины через 12 - 24 часа 5,3 - 5,7. У темного мяса рН едва достигает 6,2. Качество его ниже. Оно обезвожено, темнокрасное. При солении - низкая устойчивость, склонность к гниению.
Информация общего плана.
Некоторые считают, что немножко свинины вполне можно есть. Это ошибка. Мизерное количество - это тоже яд, который поступает в слабые места организма называемые Loci minoris resistentiae. К сожалению, многие врачи проявляют в этом вопросе полную некомпетентность: подчас вместо запрета употребления свинины больному, они ее настоятельно рекомендуют в качестве диетического продукта. По мнению Г.Реккевега, надо всегда помнить, что свинина состоит из токсичного материала (жира, слизи, гистаминов, инициаторов воспаления, опасных гормонов и др.), которые подвергаются гниению в кишечнике, превращаясь и типичную навозную массу. Поэтому, если Вы хотите предупредить навозные болезни, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде не употребляйте свинину. Следует подчеркнуть, что не вызывают сомнений с точки зрения экологической чистоты качество говядины, баранины, мяса птицы, косули, оленя. При этом лучше не употреблять мясо зайца и кролика.
Вегетарианство
Для стран Восточной и Юго-Восточной Азии характерным направлением в питании населения является вегетарианство. Разнообразная растительность в этом регионе земного шара богата белками, которая заменяет животные белки. Население Индии, Таиланда и других азиатских стран широко использует в пищу злаковые, бобовые, овощи, фрукты, ягоды, орехи, грибы. В XX веке к вегетарианству обратились многие народы, населяющие Европу. Интерес был вызван не религиозными порывами, а желанием быть здоровыми, а также гуманным отношением к животным, которых приходится умерщвлять. При забое животные переживают сильнейший стресс, который приводит к выбросу в кровь, а затем к накоплению в мышечной ткани, больших доз адреналина. Вегетарианство, возникшее в Европе, получило название «неовегетарианство» или «лактоововегета- рианство», позволяющее употреблять в пищу продукты животноводства, которые получают без убоя животных: молоко и яйца. Обследование здоровья лактоововегетарианцев получило удивительные результаты: низкий уровень холестерина в крови, низкая заболеваемость атеросклерозом, ишемической болезнью сердца гипертонией, стенокардией. Выводы после обследования лактоововегетарианцев заключаются в следующем:
1. Снижается поступление экзогенного холестерина, т.к. в растительной пище нет холестерина.
2. Тормозится синтез ХС. Аргинин, содержащийся в растительных продуктах, стимулирует продукцию глюкагона, ингибирующего фермент биосинтеза холестерина. Такое же действие лежит в основе лечения препаратами статинами. В печени свободный холестерина этерифицируется полиненасыщенными жирными кислотами (ПНЖК) и фосфолипидами, превращаясь в желчные кислоты.
3. Пищевые волокна растительной пищи связывают желчные кислоты и выводят их через кишечник. Благодаря стимуляции образования и выведения желчных кислот снижается содержание холестерина в крови.
Холестерин сорбируется на растительной клетчатке, входит в состав капростерина и выводится с фекальной массой
Аюрведа – традиционная индийская медицина, в которой существенная роль отводится питанию. Питание здесь рассматривается как естественное лечебное средство. И только когда одно правильное, сбалансированное питание уже не дает исцеляющего эффекта, тогда прибегают к снадобьям и лекарственным препаратам.
С точки зрения аюрведы, на здоровье человека влияет, что и в каком количестве он ест, как готовится пища, сколько времени тратится на ее прием, а также с каким настроением принимается трапеза.
Аюрведа подходит к вопросам питания строго индивидуально, считая, что у каждого человека своя ежедневная потребность в определенных веществах. Основное внимание индийская медицина уделяет соответствию пищи конституции того или иного человека, вкусу блюд, сочетаемости продуктов и многому другому. Содержание в пище калорий, жиров, протеинов и углеводов по аюрведе не является самым главным.
Согласно учению аюрведы, каждый человек должен сознательно подходить к выбору питания с учетом личных особенностей. В этом случае пища будет поддерживать равновесие трех дош – энергий, которые отвечают за биологические, психологические и физиологические функции организма. Так, людям с конституцией одного типа (капха) следует меньше есть тяжелую маслянистую пищу; людям другого типа (питта) – необходимо ограничить потребление острого, соленого и жирного, а третьему типу (вата) лучше всего сократить прием холодных, плохо перевариваемых блюд.
Согласно аюрведе, необходимо также учитывать вкус пищи и ее свойства – жидкость или твердость, легка или тяжела пища для желудка, имеет ли она согревающий или охлаждающий эффект. Когда свойства пищи и доши (энергии) подобны, пища действует возбуждающе и приводит к расстройствам доши. И наоборот, противоположные свойства пищи и доши действуют успокаивающе. Например, на человека питта-конституции (огонь) мятный чай, имеющий охлаждающее действие, оказывает гармонизирующий эффект, приводя питту в состояние равновесия.
По учению аюрведы каждый продукт обладает специфическим вкусом. Основных вкусов шесть: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий. Надо, чтобы все они присутствовали в рационе, каждый в надлежащей мере. Тогда и системы организма приходят в равновесие.
Особое значение аюрведа придает агни – способности к перевариванию пищи. Каждый здоровый человек 2-3 раза в день испытывает чувство голода. Съеденное в этот момент полностью усваивается, и в результате появляется оджас – чистая сущность всех тканей тела, которая укрепляет жизнеспособность, силу и иммунитет. Если агни ослаблена, то оджас образуется плохо и тогда тело отравляет ама – токсины, непереваренные остатки пищи. Ама ослабляет организм и влечет за собой болезни.
Аюрведа настаивает на том, что нужно следить и за сочетаемостью продуктов, чтобы поддерживать работу пищеварения. Например, по аюрведе несовместимыми продуктами являются молоко и дрожжевой хлеб, йогурт и кофе, чай, сыр, бананы, кислые фрукты, яйца и сыр, молоко, картофель и т.д.
Кроме того, пища должна соответствовать и времени года,
и климату, и возрасту человека. Предпочтение лучше отдавать тем злакам, фруктам и овощам, которые произрастают в одной географической зоне, а именно там, где человек живет.
И в этом учении древней индийской медицины можно проследить особые законы, о которых мы говорили ранее.
Есть нужно сидя, в спокойной обстановке, чтобы получать радость от насыщения. Ведь даже хорошо приготовленная еда может вызвать какое-нибудь расстройство, если поглощать пищу в плохом расположении духа.
Большую роль играет и настрой того человека, который пищу готовит. Так что кулинар должен готовить блюда, будучи в хорошем настроении и имея самые добрые намерения.
Еще одно правило аюрведы касается частоты приема пищи. Есть нужно в одно и то же время. Приступать к еде можно, только когда испытываешь чувство голода и когда пища предыдущего приема полностью переварится, то есть не ранее чем через 3-4 часа, избегая промежуточных трапез.
Есть нужно, не торопясь, тщательно прожевывая пищу. Не следует переедать, так как пищевые излишки полностью не перевариваются и в организме образуются токсины. Лучше всего употреблять только свежеприготовленные блюда, отдавая предпочтение полноценным, натуральным продуктам питания.
Пища не только поддерживает тело, но и влияет на сознание. Психический настрой человека аюрведа характеризует тремя гунами: саттва (истина, любовь, ясность), раджас (активность,
движение) и тамас (темнота, инерция, тяжесть).
Согласно индийской философии, гуны являются универсальными качествами, свойственными всей Вселенной. В соответствии с ними аюрведа подразделяет пищу на три типа в зависимости от того, какие свойства ума она пробуждает.
Так, саттвическая пища легкая и здоровая. Она повышает ясность мыслей, способствует развитию любви и сострадания. К этому типу пищи относятся фрукты, овощи, свежий сок, парное молоко, свежая домашняя простокваша и творог, а также белый рис.
К раджастичной пище относятся горячие, пряные, соленые и острые блюда, а также кислые фрукты, картофель, помидоры, цветная капуста, рыба, курица, различные специи и т.д. Обильное употребление этих продуктов по аюрведе делает ум возбужденным и неустойчивым, что может вызвать гнев, ненависть, желание властвовать и управлять.
Тамастичная пища – тяжелая. Она притупляет интеллект, вызывает сонливость, ведет к заболеваниям. К этому типу пищи относится мясо темных сортов (баранина, свинина, говядина), грибы, лук, чеснок, твердый сыр, пастеризованное молоко, а также бурый рис, пшеница, рафинированный сахар и пирожные. К этому же типу аюрведа относит и сливы, арбузы и абрикосы.
Схожие свойства имеет и несвежая пища, а также слишком жирная и тяжелая.
Следует отметить, что последний тип пищи по аюрведе вреден лишь при чрезмерном ее потреблении.
В небольших количествах эта пища способствует стабильности, в частности может несколько успокоить возбужденный ум.
Аюрведа рекомендует придерживаться в основном саттвичной диеты, которая улучшает интеллектуальную способность, восстанавливает душевное равновесие. Но если человек занят физическим трудом, саттвичный рацион может оказаться для него слишком бедным и его следует обогатить за счет продуктов других типов.
Аюрведа не рекомендует увлекаться саттвичной пищей и людям от природы чрезмерно чувствительным, с обостренной способностью к состраданию.
Одно из самых древних восточных учений, пришедшее к нам из Индии, — аюрведа, или в буквальном переводе — наука о жизни. Аюрведа охватывает буквально все сферы жизни, в том числе и питание. При этом, в отличие от большинства западных диет, которые практикуют строгие ограничения и определенный список полезных продуктов, от которого нельзя отступать ни на шаг, адепты аюрведы во главу угла ставят индивидуальный подход. Многие считают, что питание по аюрведе обрекает поклонников учения на строгое вегетарианство. Однако это не так. Для человека, нацеленного на духовные практики, аюрведа рекомендует чистую диету, исключающую не только мясо, но даже лук и чеснок. Ну а для тех, кто просто хочет найти гармонию и укрепить здоровье, главное — прислушиваться к собственному телу. А помочь в этом могут рекомендации специалистов по аюрведе. Так, согласно аюрведической науке, люди делятся на три типа, которыми управляют различные энергии. В соответствии с этими типами и нужно подбирать диету.
Капха, или слизь
Люди типа капха обычно хорошо сложены, но при неправильном питании способны быстро набирать вес, от которого впоследствии избавляются с огромным трудом. У людей этого типа, как правило, хорошая кожа, густые волосы, довольно широкие плечи и массивные кости. Этому типу свойственны спокойствие, миролюбие, уверенность в себе. К сожалению, люди капха часто бывают медлительными и пассивными. Им милее спокойные вечера дома в кругу семьи, нежели спортивные занятия или прогулки. Людям капха-типа стоит обратить внимание на коричневый рис, бобовые, соевый сыр, не пренебрегать специями, особенно имбирем. В список нежелательных компонентов входят почти все сладости, кроме небольшого количества натурального меда, говядина, курица, белый рис. Но зато, в отличие от других типов, люди-капха могут порадовать себя чашечкой черного кофе по утрам.
Ватта, или ветер
Людям типа ватта не стоит опасаться лишних килограммов — они с молодости отличаются деликатным телосложением и сохраняют худощавость на протяжении всей жизни. Для людей ватта характерны сухая кожа, сухие волосы, их ногти, к сожалению, часто бывают ломкими. Люди этого типа активны, они быстро двигаются, постоянно увлекаются чем-то новым. Но, увы, редко доводят начатое до конца. Им часто не хватает усидчивости и способности концентрировать внимание. Их рацион должны составлять рис, гречиха, мясо, полезны орехи и молочные продукты. Им стоит сдабривать пищу кардамоном и мускатным орехом, а вот от черного перца лучше отказаться. Как, впрочем, и от соевых продуктов, кислых яблок и сырых овощей.
Питта, или огонь
Рыжеволосые красавицы, златокудрые блондинки с белой кожей и пикантными веснушками — классические представительницы типа питта. При правильном питании им гарантированы точеные фигуры — не слишком худощавые, но без присущей людям-капха массивности. Люди питта предприимчивы,
активны, из них получаются хорошие руководители и организаторы. Однако они частенько бывают несдержанными и вспыльчивыми. Им рекомендуются бобовые, полезны цветная капуста, сельдерей, спаржа. Хороши и молочные продукты. В качестве приправы рекомендуются укроп, корица, мята, кориандр, а вот от имбиря и шафрана лучше отказаться. Людям типа питта не стоит налегать на орехи и лучше ограничить употребление красного мяса.
Впрочем, аюрведа не склонна к строгим запретам. Поклонники этого учения считают, что чистые типы встречаются не так уж и часто. Именно поэтому необходимо прислушиваться к собственному телу, избегать продуктов, которые вызывают проблемы с пищеварением, тяжесть в желудке.