Исследования тренинговых групп
Концепция исследований, касающихся тренинго-вых групп, была выдвинута в Клинике неврозов в начале 70-х годов в связи с общей потребностью в стра-
не в более эффективной и всесторонней форме подготовки психотерапевтов.
Коллектив Клиники неврозов выработал на основе концепций К. Lewin и W. Bion, а также практического опыта с использованием лабораторного тренинга в процессе научения программу тренинговых групп, используемую как первый этап подготовки психотерапевтов [Czabala Cz., 1979; Leder S. et al., 1979]. Программа и ее реализация были определены теоретической концепцией и опытом Клиники неврозов в области используемых лечебных методов. В соответствии с уже рассмотренной в этом разделе теоретической концепцией, знание закономерностей динамики групп и происходящих в них явлений признается существенным фактором в приобретении навыков психотерапевтического воздействия как метод проблемного научения. Цель эта реализуется через собственную активность участников тренинга, познание механизмов воздействия, через собственные переживания, познание и действие, а также благодаря ознакомлению на самом себе с действием различных терапевтических методов.
Количество участников отдельных тренинговых групп составляло от 30 до 40 человек. Работа осуществлялась в малых группах из 10 человек на протяжении 7 дней.
Исследование тренинговых групп ставило своей целью изучение закономерностей функционирования малой группы и ее динамики в следующих категориях:
1) поведения участников, выполняемых ими в
группе ролей, взаимной перцепции;
2) специфики тренинговых групп и оценки их при
годности для обучения проведению психотерапевти
ческих групп.
Обследовали 95 участников психотерапевтических групп, организованных секцией психотерапии Польского психиатрического общества, врачи и психологи, члены 9 малых тренинговых групп. Использовались следующие методы исследования:
1) список ролей в группе; оценка осуществлялась
тремя судьями в начале и в конце тренинга;
2) использование 5-балльной шкалы из 8 опреде
лений для оценки взаимной перцепции в группе (шка
ла описана выше в данном разделе); оценка осущест
влялась участниками относительно самих себя и
остальных членов своей группы в начале и в конце тренинга;
3) социометрические выборы, выполняемые участниками в начале и в конце тренинга; на основе данных, полученных в этих исследованиях, оказалось, что в результате тренинга наступили изменения, касающиеся:
— взаимных эмоциональных отношений между
участниками тренинга (67% испытуемых изменили
свои социометрические выборы);
— поведения (46% испытуемых изменили выпол
няемые ими роли);
— восприятия (20% испытуемых изменили оцен
ки в шкале прилагательных).
Помимо происходящих в группе процессов, вызываемых проведением тренинга, вышеуказанные изменения зависят также от особенностей личности участников и от состава группы. Эмоциональные отношения между членами тренинговых групп обусловливаются в начале тренинга иными особенностями личности, нежели в конце его. В конце тренинга позитивные социометрические выборы получают лица более зрелые, проявляющие желание сотрудничать, с так называемым «сильным Я» [Czabala Cz., Kosewska A., 1976; Leder S. et al., 1979]. Существует определенное направление изменений в познавательной (измеряемой 5-балльной шкалой прилагательных) и эмоциональной (измеряемой социометрическими выборами) перцепции. Характер тренинга и, возможно, передача тренерами определенной системы ценностей влияют на то, что члены группы после тренинга больше ценят такие свойства, как понимание других, активность, уменьшение подчиняемости и самостоятельность.
Работа Cz. Czabala (1976) имела целью анализ зависимости между особенностями личности и ригидностью поведения и восприятия у участников тренин-, говых групп. Было выделено и проанализировано два вида восприятия окружающих — восприятие познавательное и эмоциональное. Выяснилось, что изменение в познавательном восприятии были различными, независимо от самой тренинговой ситуации. Ригидность перцепции зависит от некоторых особенностей личности воспринимающего лица. Это касается главным образом таких особенностей, как хорошая социальная адаптация и эмоциональная зрелость. Представляется, что лица с низкой выраженностью этих качеств
характеризуются относительно большой ригидностью восприятия.
Вторая группа проблем охватывала катамнести-ческие исследования, целью которых была оценка результатов участия в тренинговых группах спустя 3— 4 года. Анализ результатов основывался на анкете, заполненной 48 участниками. На основании данных этих исследований представляется, что:
1) участие в тренинговой группе облегчает выпол
нение профессиональной роли психотерапевта благо
даря предоставлению теоретических знаний, демонст
рированию новых возможностей воздействия на па
циентов и лучшего сотрудничества с лечебным кол
лективом;
2) тренинговые группы в относительно меньшей
степени помогают во внепрофессиональном функцио
нировании;
3) участие в тренинге всегда протекает в атмос
фере выраженного эмоционального переживания, свя
занного главным образом с получением новой инфор
мации о себе. Это оценивается участниками тренин
га как негативные, но кратковременные последствия
тренинга.
ГЛАВА 13
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ГРУППОВЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ
Б. Д. КАРВАСАРСКИЙ, В. А. ТАШЛЫКОВ (СССР),
А. КОСЕВСКА, Ч. ЧАБАЛА (A. KOSEWSKA, CZ. CZABALA) (ПНР)
ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
А. КОСЕВСКА, Ч. ЧАБАЛА (A. KOSEWSKA, CZ. CZABALA)
Цели и методы обучения непосредственно связаны с пониманием сути групповой психотерапии, роли пациентов и руководителя группы. Существенным является вопрос, воспринимается ли группа как фон или как инструмент в лечебном процессе.
Существует три основных подхода к обучению групповых психотерапевтов.
В первом случае психотерапия понимается как метод лечения. Улучшение состояния пациента — главная цель психотерапевтического воздействия. Результаты лечения зависят от того, насколько точно лечащий врач определил причины и механизмы расстройства, от эффективности психотерапевтического воздействия и от используемых методов [Lief H., 1960; Derner G., 1960; Whitaker С., 1960].
В данном случае понимание всей совокупности проблем медицины, психиатрии, психологии, социоло-гии облегчает постановку правильного диагноза, а также выбор метода лечения.
Процесс обучения групповых психотерапевтов, направленный на достижение поставленных целей, осуществляется в ходе работы с литературой, в результате анализа магнитофонных записей, наблюдений психотерапевтических занятий с последующей обработкой этих материалов. На этом этапе обучающиеся знакомятся с условиями лечения и особенностями пациентов. На следующем этапе будущие психотерапевты обучаются оптимальным методам взаимодействия с пациентами. Наряду с познанием личности па-
циента здесь предполагается и лучшее понимание психотерапевтом самого себя, но только в той степени, в которой это может оказывать влияние на контакт с пациентом.
Психотерапевт должен научиться терпимо относиться к проявлениям фрустрации, страха (как пациента, так и своего), преодолевать чувство неуверенности, подавлять агрессивность, вызываемую поведением больного, чрезмерно не опекать пациентов. Знания, приобретенные в результате анализа собственного поведения при контактах с больным, способствуют расширению числа возможных интеракций с больными и выбору наиболее эффективных из них. Обучение направлено на то, чтобы психотерапевт мог наиболее эффективно решать задачи, возникающие в ходе психотерапии, что достигается путем анализа терапевтических отношений (отношений врач—больной) в коллективе более опытных психотерапевтов, например, на базе групп Балинта.
В Польше подобный метод обучения групповой психотерапии используется в Центре лечения неврозов и Психотерапевтической клинике Медицинской академии в Кракове [Kosewska A., Pohorecka A., 1980]. Будущие психотерапевты получают знания о клинических проблемах и изучают теорию возникновения расстройств у пациентов. Используются такие формы обучения, как «супервизия», наблюдение, учебные курсы, индивидуальные учебные стажировки, группы Балинта.
Другое направление представлено последователями некоторых школ так называемой «гуманистической» психотерапии и сторонниками психоанализа [КП-mann P., Sotile W., 1977]. Психотерапия трактуется как контакт двух или более лиц, на ход которого влияют потребности, личностные характеристики, установки пациентов и психотерапевта. Психотерапевт, главная цель которого — установление оптимального, с точки зрения потребности пациента, контакта, прежде всего должен обладать максимально глубоким знанием своих потребностей, индивидуальных характеристик и поведения. Самопознание такого рода и является главной целью образования, оно должно облегчить определение проблем пациента и помочь психотерапевту в выборе наиболее эффективных методов психотерапевтического воздействия. Обучение подобного типа проводится в тренинговых группах, в
которых основной упор делается на анализ собственного поведения, в группах типа «марафон», в форме длительного или непродолжительного цикла индивидуальных и групповых встреч с опытным психотерапевтом.
Такое обучение используется в отделении психотерапии и развития личности и Центре психического здоровья в Варшаве [Kosewska A., Pohorecka A., 1980]. Оно имеет своей целью научить будущих психотерапевтов новым, наиболее эффективным способам функционирования во взаимодействиях с другими. Сам процесс обучения состоит в развитии у психотерапевта способностей понимания себя и других людей, коммуникабельности и создания условий, способствующих оказанию помощи другим. Указанные принципы претворяются в жизнь путем использования интерперсонального тренинга, тренинг-дидактических семинаров по гештальт-терапии, групп наблюдения. Проводятся индивидуальные стажировки и теоретические занятия в виде лекций.
Сторонниками третьего подхода к обучению психотерапии являются D. Ford (1963),- М. Lieberman (1966), I. Yalom (1966), A. Berman (1975), R. Dies (1980). Главная цель в данном случае состоит в ознакомлении будущих психотерапевтов с законами, управляющими отношениями пациент—психотерапевт, пациент — группа и группа — психотерапевт. Это предполагает повышение чувствительности к оценке поведения, проявляемого участниками в интеракциях, понимание динамики и законов развития группы. В результате повышается способность к управлению психотерапевтическими интеракциями. По мнению авторов, обучающиеся должны научиться лучше понимать как свое поведение, так и поведение пациентов в интеракцион-ных процессах. Необходимо знать различные техники психотерапевтического воздействия и их влияние на пациентов. Обучение подобного типа чаще всего проводится в разнообразных формах в группах с супервизором и в виде котерапии при участии квалифицированного психотерапевта.
A. Wolf (1952), A. Stein (1963), R. Dies (1980), основываясь на результатах своих исследований, считают эти два метода наиболее эффективными. Очень часто для обучения используются группы сенситивного тренинга, где психотерапевты на собственном опыте знакомятся с переживаниями пациента, имеют воз-
можность получить обратную связь о своем поведении, усваивают конкретные психотерапевтические техники. Подобное обучение часто дополняется теоретическими занятиями или практическими упражнениями (наблюдение в ходе психотерапевтических занятий, анализ отдельных случаев и магнитофонных записей психотерапевтических занятий).
Описанный подход к обучению групповой психотерапии характерен для клиники неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве. В соответствии с теоретической концепцией этого центра психотерапевт, кроме знания проблем отдельных пациентов и теории, объясняющей эти проблемы, обязан знать законы, управляющие развитием группы, уметь использовать свое знание в конкретной психотерапевтической ситуации, разрабатывать стратегию психотерапии и выбирать технику применительно к определенной фазе развития группы. Из вышеизложенного следует, что будущему психотерапевту необходим определенный запас теоретических знаний по клинической и социальной психологии, психиатрии и психопатологии, а также разнообразный и богатый клинический опыт контактов с пациентами.
Врачи и психологи, проходящие стажировку в Клинике неврозов, включаются в работу по анализу конкретных случаев и занятий по групповой психотерапии. Клиника неврозов является одним из организаторов годичных курсов повышения квалификации, организует дидактико-тренинговые группы, проводит циклы лекций и семинаров.
Независимо от существующих теоретических различий трех указанных направлений, можно выделить то общее, что обязаны знать будущие психотерапевты:
1) проблематика пациентов, членов своих групп,
их личностные характеристики и психопатология;
2) законы и механизмы, управляющие межлично
стными отношениями;
3) свои потребности и особенности поведения, по
крайней мере те, что проявляются в отношениях с
пациентами.
Программа обучения составляется с учетом актуальных потребностей и используемых психотерапевтических методов. В Польше обучение психотерапии видоизменялось вместе с развитием психотерапевтических методов.
У нас было три центра, применявших групповую
психотерапию: Институт психиатрии и неврологии в Варшаве, Психиатрическая клиника Медицинской академии в Кракове и Центр лечения неврозов в Раштове. Относительно небольшой интерес к этим формам лечения не способствовал проведению интенсивного обучения по специально составленной программе в масштабе всей страны. Обучение групповой психотерапии проводилось главным образом в форме стажировок в этих центрах и работы в психотерапевтическом
коллективе.
Для обучения использовались результаты наблюдений на занятиях по групповой психотерапии, магнитофонные записи, анализ активности отдельных пациентов на занятиях по групповой психотерапии и во время пребывания в отделении. Как правило^ в обсуждении хода занятий по групповой психотерапии участвовали опытный групповой психотерапевт и весь лечащий персонал, работающий с пациентами. Стажер или наблюдатель проводил анализ, включающий следующие элементы: общую характеристику активности психотерапевта; характеристику отношений между участниками группы с учетом возникавших конфликтов и подгрупп; характеристику активности отдельных членов, составленную на основе материала их высказываний, количества высказываний, выполнения ролей. Представленные данные обсуждались коллективом. Иногда дискуссия опиралась на магнитофонные записи занятия по групповой психотерапии. Независимо от обучения в психотерапевтических коллективах, Секция психотерапии польского психиатрического общества организовала учебные занятия, где представители различных центров, ведущих групповую психотерапию, выступали с изложением своих теоретических и практических проблем. Интерес к групповой психотерапии как методу лечения неврозов значительно возрос во второй половине 60-х годов. Появилась потребность более широкого обмена опытом между отдельными уже специализированными психотерапевтическими центрами. Возникла идея осуществления наблюдения за работой различных групп. Это была очень интересная форма обучения, но она чаще всего сводилась к обмену взглядами между опытными психотерапевтами, не охватывала значительного числа психотерапевтов, и поэтому вскоре от нее отказались. Групповая психотерапия находила все более широкое применение в лечебных
учреждениях, велись поиски новых форм обучения. Наряду с организацией курсов и проведением стажировок была разработана программа активного индивидуального обучения.
В 1970 г. по инициативе Варшавского университета и клиники неврозов Института психиатрии и неврологии была организована первая в Польше тренинговая группа для психиатров и психологов, не имеющих опыта проведения групповой психотерапии. При оценке пригодности подобной формы обучения учитывались мнения участников группы и наблюдения, сделанные в ходе занятий. На основе проведенных наблюдений и непосредственно полученных данных год спустя Cz. Czabala и A. Kosewska (1972) были сделаны следующие выводы:
Г) лабораторный тренинг вызвал интерес к групповой психотерапии и предоставил информацию по ее использованию;
2) лабораторный тренинг обеспечил информацию о динамике группы и дал возможность пережить то, что чувствует и что может переживать пациент в процессе групповой психотерапии.
Этот опыт оказался полезным в работе с психотерапевтическими группами. Вскоре были организованы тренинговые группы из студентов-психологов, и клиника неврозов решила включить этот метод в программу обучения психотерапии.
На основе теоретической модели клиники неврозов и ее практического применения у нас была разработана концепция тренинга, повышающего чувствительность к оценке групповой динамики. Основной формой работы являлись дискуссионные тренинговые занятия. Они проводились с целью максимально активного обучения участников. Психотерапевты не предлагали тем, не играли роли формальных лидеров. Группа сначала должна была достигнуть соответствующего уровня независимости от психотерапевтов, воспринимаемых в качестве формальных лидеров, через фазу борьбы с ними. Следующий этап — структурирование группы. Отсутствие формального лидера, исходящей от него информации приводит участников к пониманию того, что цель группы может быть достигнута только в результате собственных усилий. После согласования и постановки целей происходило переструктурирование группы и принятие групповых норм ее участниками, но уже в условиях независимости и по собственной
инициативе. Это приводило к углублению взаимодействия и ускорению выполнения поставленных задач. Психотерапевт становился равноправным участником группы. Такой стиль ведения тренинговых занятий был разработан на основе теоретической модели клиники неврозов Института психиатрии и неврологии. Главная цель состояла в том, чтобы участники как можно быстрее перешли от фазы зависимости от психотерапевта к пониманию важности собственной активности, осознали значение своей роли в реализации групповых целей. Процесс научения, получения новых данных проходит в атмосфере выраженных
эмоций.
Опыт коллектива клиники неврозов подтвердил полезность различных техник в процессе психотерапии. Они были включены в программу тренинговых занятий, чтобы участники ощутили пользу от их применения, убедились в опасности, связанной с злоупотреблением ими, полнее могли испытать то, что переживает пациент в процессе психотерапии, приобрели навыки использования некоторых техник. Программой предусматривалось использование следующих техник: психодрама, пантомима, арттерапия, музыкотерапия, хореотерапия, гипнотерапия, аутогенный тренинг. В программу входило также научение решению проблем, возникающих в большой группе (терапевтическом сообществе). Таким образом, участники тренинговой группы могли посредством собственного опыта, эмоций и рефлексий познакомиться с протеканием отдельных фаз психотерапевтического процесса, познать переживания пациента в ситуациях, возникающих в терапевтическом сообществе, используемые техники, собственный способ функционирования в группе, что очень важно для будущей работы группового психотерапевта.
Лабораторный тренинг первоначально использовался для углубления знаний психотерапевтов, имеющих большой опыт проведения индивидуальной или групповой психотерапии. Позднее в тренинговые группы были включены и менее опытные врачи.
Анализ результатов обучения, проведенный в середине 70-х годов, выявил необходимость разработки более дифференцированной и систематизированной программы. Секция психотерапии Польского научного психиатрического общества в 1972 г. организовала дискуссию о форме такого обучения. В дискуссии
отмечалось [Psychoterapia, 1973], что обучение не может ограничиваться изложением какой-то одной теории, поскольку ни одна из них не является всеобъемлющей и не дает исчерпывающего объяснения человеческого поведения. Необходимо рассматривать различные модели психотерапевтического лечения. Было высказано мнение, что в ходе обучения следует не только знакомить с теорией, но и совершенствовать практические навыки и развивать эмоциональные качества.
В 1976 г. была разработана программа двухлетнего обучения психотерапии. Программа ставила своей целью подготовку психиатров и психологов для работы с различными пациентами (страдающими неврозами, психозами, гериатрическими нарушениями) в разных организационных структурах (больничные отделения, дневные стационары, амбулаторные учреждения). Выполнение программы было начато в 1977 г., план мероприятий выглядел следующим образом.
1. Обучение начинается с недельного тренингового сбора 30 человек, имеющего своей целью прежде всего повышение «чувствительности» к оценке динамики группы, приобретение знаний и опыта относительно того, как создаются и функционируют группы, какие характерные роли облегчают или затрудняют их работу, как воспринимаются отдельные члены группы. Участников сбора делят на 3 равные группы, в которых проходит большая часть занятий, предусмотренных программой. В небольших группах проводится два тренинговых занятия ежедневно в первой половине дня двумя психотерапевтами и два занятия — во второй половине дня с использованием психотерапевтических техник. Вечером проводится общее собрание всего терапевтического сообщества. Каждый день заканчивается общим для всех групп аутогенным тренингом. Со второго дня перед началом тренинга проводятся ежедневные дидактические занятия одновременно во всех тренинговых группах при участии всех психотерапевтов.
Занятия тренинговой группы осуществляются таким образом, чтобы все происходящее способствовало осознанию типичных фаз в развитии малой группы в соответствии с описанием Т-группы. В начальный период психотерапевты проявляют незначительную активность, они ограничиваются верным отражением происходящего в группе — всего, что делают и гово-
12 Закэи N' '344
рят ее участники. Устранение руководителя от руководства группой, противоположные ожидания участников создают атмосферу угрозы и напряжения, вызывают проявления агрессивности по отношению к нему. Через несколько дней намечаются последующие фазы развития группы: проявляется напряженность во взаимоотношениях между участниками в связи с распределением ролей, происходит согласование общих норм и целей и, наконец, в заключительной фазе участники проявляют активность в согласовании и решении задач на основе установленных в группе норм. На вечерних собраниях терапевтического сообщества происходит обмен информацией между группами, решаются все спорные проблемы, связанные с их функционированием.
Психотерапевтические техники на групповых занятиях используются, с одной стороны, для демонстрирования их возможностей при решении отдельных проблем, с другой,— для облегчения решения сложных, актуальных для группы вопросов. Каждая группа на сборах имеет возможность двукратного участия в занятиях с использованием следующих техник: психодрамы, пантомимы, рисунка, музыкотерапии, хореоте-рапии, гипноза.
С некоторых пор в тренинговые занятия были включены так называемые дидактические занятия, с них начинаются очередные сборы. Занятия с использованием различных форм научения (традиционная лекция, дискуссия сторонников различных методов, представление собранию тренеров, «конструктивный спор», разыгрывание ролевых ситуаций и т. п.) проводятся для классификации и анализа происходящего на сборах, научения определенным закономерностям функционирования в группе, в том числе путем «моделирования», интеллектуального понимания собственного эмоционального опыта, предотвращения усиления эмоционального напряжения.
2. Очередной этап двухлетнего обучения — три месячных курса, каждый из них проводится в определенном психотерапевтическом центре по программе, отражающей его специфику. Занятия состоят из лекций и упражнений.
Институт психиатрии и неврологии дает слушателям курсов основы теории, прививает им навыки практического использования принципов комплексной психотерапии неврозов, реабилитации больных шизофренией,
Э54
проведения психотерапии в психиатрических отделениях практической сети.
Психиатрическая клиника Медицинской академии в Варшаве знакомит слушателей с психотерапией психозов в условиях дневного стационара, психотерапией с родственниками пациентов и в социальных группах.
Усилия психиатрической клиники Медицинской академии в Кракове сосредоточены на изучении слушателями проблем, связанных с психотерапией неврозов в дневном стационаре и при амбулаторном лечении, в подростковом и детском отделениях (на базе динамических теорий) и в практике лечения гериатрических больных.
3. После окончания этих трех курсов на следую
щий год обучения слушатели встречаются на недель
ном межличностном тренинге. Они изучают опыт
использования определенных методов на базе гештальт-
техники, им предоставляется информация о собственных
стилях межличностного общения, рассматриваются
случаи для познания собственного поведения, затруд
няющего понимание партнера, что имеет немаловаж
ное значение в психотерапевтическом общении с па
циентами.
4. Конечный этап обучения — встречи на семина
рах (типа групп Балинта). Они проводятся под руко
водством опытного психотерапевта в течение шести
месяцев один раз в неделю. Встречи проходят в группах
по десять человек. На встречах слушатели работают
над проблематикой из своей практики, решают вопросы,
связанные с трудностями во взаимоотношениях с па
циентами.
Курс 4-летнего обучения прошли 120 психотерапевтов. В результате выявилась потребность дальнейшего более специализированного и углубленного обучения психотерапии. По оценкам слушателей, 2-летний курс дал только основы знаний о проблемах психотерапии и ее применения при различных формах психиатрического лечения. Часть слушателей, у которых в дальнейшем не было возможности совершенствовать свои знания, выразила желание более углубленно ознакомиться с определенными психотерапевтическими теориями и их практическим использованием. С учетом личных предпочтений слушатели были разделены на группы комплексной психотерапии неврозов, динамической психотерапии неврозов, гештальт-
12 355
терапии, психотерапии психически больных в условиях стационара и внебольничной помощи. Программа обучения состояла из вступительного теоретического двухнедельного курса и трехмесячной стажировки с ведением психотерапии методом супервизии в избранном психотерапевтическом центре. Психотерапевтический метод лечения больных неврозами получил признание, необходимо было дать возможность большему числу больных пользоваться этим методом. В наших условиях значительное число пациентов с функциональными нарушениями проходят лечение в консультациях общего профиля под руководством врачей, не имеющих психиатрической специализации. Существующая программа подготовки в медицинских вузах не дает достаточных знаний и практических навыков в области психотерапии. Сложившаяся ситуация вынуждает проводить последипломное обучение на курсах повышения квалификации врачей общего профиля, а также специалистов по внутренним болезням, кардиологии, гастроэнтерологии и др.
В настоящее время еще нет программы подготовки специалистов, хотя потребность в ней существует. Нам представляется, что каждому врачу необходимо владеть знанием и практическими навыками ведения так называемой врачебной беседы, что означает умение вступать в психотерапевтический контакт, распознавать связь симптомов пациента с его эмоциональными проблемами, типом переживаний и функционирования. Следующая проблема — научить врачей понимать роль суггестии. Речь идет об умелом использовании суггестивных техник и одновременно о понимании явления ятрогении, вытекающего из поведения врача. Важный элемент в подготовке врачей — изучение различных способов релаксации и основных поведенческих методов.
Обучение психотерапии — процесс непрерывный, зависящий от меняющихся социокультуральных условий, уровня знаний о функционировании человека. Поэтому существует потребность в периодической верификации имеющихся программ и форм обучения.
Важное значение имеет самообразование посредством лекций, размышлений и дискуссий на темы практической психотерапевтической деятельности.
РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ В СССР
Б. Д. КАРВАСАРСКИЙ, В. А. ТАШЛЫКОВ
На современном этапе развития медицины психотерапия становится одним из элементов комплексного лечения пациентов с различными заболеваниями. Не только в психиатрической, но и. соматической практике применение эффективных лечебно-реабилитационных программ, включающих наряду с индивидуальной психотерапией социальные воздействия в групповых формах, требует от персонала лечебных учреждений значительного профессионального, социального и эмоционального опыта. В связи с этим чрезвычайно важным в системе подготовки кадров и повышения квалификации специалистов этих учреждений является формирование компетентности в применении разных форм и методов психо- и социотерапии.
Все более широкое применение психотерапии в последние десятилетия в СССР выявило недостаточность практики обучения в этой области в форме лишь стажировки и различных курсов и выдвинуло проблему организации программного образования по психотерапии.
В 1962 г. в Украинском институте усовершенствования врачей была создана кафедра психотерапии, психогигиены и психопрофилактики. Существенным вкладом этой кафедры явилась разработка и реализация программы обучения и усовершенствования специалистов по психотерапии, в том числе для санаторно-курортных учреждений [Вельвовский И. 3., 1979]. Главной целью проводимых кафедрой специализации и тематического усовершенствования является углубление знаний врачей в области общей и частной психотерапии, врачебной деонтологии, клинических проблем, основ реабилитации и профилактики. В программе подготовки используются традиционные методы обучения (лекции, семинары, практические занятия, чтение специально подобранной литературы). Большое значение придается методам гипнотерапии и релаксации (в индивидуальной и групповой формах).
В 1966 г. создается кафедра психотерапии в Цент
ральном институте усовершенствования врачей в Мос
кве. Г—циалисты кафедры руководствуются предпо-
сылк и каждый врач, независимо от специально-
сти, должен владеть современными методами психотерапии. Главной задачей подготовки является обучение психотерапии как клинической дисциплине, основанной на глубоком знании свойств личности пациента, на тщательном исследовании и анализе его жизни, болезни и ее динамики, на продуманной оценке психопатологических симптомов и «внутренней картины болезни» [Деглин В. Я., 1973]. Развитие психотерапевтического мышления позволяет врачам овладеть конкретными психотерапевтическими методами. Важное место в программе подготовки кафедры занимает курс общего усовершенствования по психотерапии и цикл специализации по наркологии в комплексе с психотерапией.
В 1982 г. была создана третья кафедра психотерапии в Ленинградском государственном институте усовершенствования врачей им. С. М. Кирова, которая осуществляет специализацию и тематическое усовершенствование по психотерапии. В последние годы были разработаны специальные программы и проводилось усовершенствование по психотерапии для интернистов — преподавателей медицинских институтов, специальные 2-месячные циклы по групповой психотерапии, детско-подростковой психотерапии и медицинской психологии для психологов с университетским образованием, работающих в учреждениях здравоохранения.
Широкому распространению психотерапии в практике здравоохранения во многом способствовали мероприятия последних лет по развитию психотерапевтического обслуживания больных. В 1985 г. Министерство здравоохранения приняло решение о включении в номенклатуру врачебных специальностей новой специальности — психотерапии, а в номенклатуру врачебных должностей — должность врача-психотерапевта. Заложены также основы единой психотерапевтической службы, отражающей основные принципы оказания лечебной помощи населению в СССР — принципы ступенчатости и преемственности — в виде следующих основных ее звеньев: психотерапевтических кабинетов в общесоматической поликлинике, психоневрологическом диспансере, учреждениях специального назначения (наркологический и логопедический профиль, женская консультация и др.), специализированных отделениях для больных неврозами, санаториях, создание «клубов бывших пацигентп » Важ-
нейшее значение приобретают психотерапевтические кабинеты поликлиник. Они создаются в общесоматических поликлиниках, обслуживающих не менее 30 тыс. взрослого населения, т. е. психотерапия становится массовой специальностью. С учетом того что в штат кабинета включается психолог (не только для психодиагностической, но и для психотерапевтической работы), повышается возможность реализации разнообразных психотерапевтических воздействий, в том числе и групповой психотерапии.
Основной формой последипломного образования врачей по психотерапии в СССР являются специализация, общее и тематическое усовершенствование на созданных в институтах усовершенствования врачей кафедрах психотерапии. Подготовка ведется с учетом трех «уровней» оказания психотерапевтической помощи населению: врачами общей практики; врачами, узкими специалистами, и психотерапевтами-профессионалами, для которых психотерапия становится их специальностью.
Подготовка врачей общей практики осуществляется на кафедрах в ходе 2-х месячных циклов с отрывом от основной работы. Содержанием цикла являются медицинская психология, изучение пограничных состояний, теория и методы психотерапии. Повышение знаний широкого круга врачей в области неврозов и пограничных с ними состояний позволит приблизиться к решению одной из наиболее актуальных лечебно-профилактических задач современного здравоохранения — своевременной диагностике пограничных состояний, оперативного направления больных к врачу-психотерапевту, лечения простых форм психогенных расстройств. Последнее потребует от каждого врача владения методиками психотерапии с широким спектром действия: так называемой «рациональной» психотерапией, аутогенной тренировкой, приемами поведенческой психотерапии и, возможно, гипнозом.
Кафедры психотерапии способствуют решению и второй задачи — тематическому усовершенствованию врачей более узких специальностей. Не меняя своей профессии (кардиолог, гинеколог, дерматолог и др.), они получают знания в области психотерапии, ее теории и методов для последующего использования в комплексном лечении применительно к своей специальности. Такая система подготовки сохраняет за врачами их клиническую профилизацию и при освоении психо-
терапевтических методов обеспечивает квалифицированное их применение в своей области.
На кафедрах психотерапии осуществляется подготовка психотерапевтов-проф<