Условия активности членов психотерапевтических групп
Активность пациентов на групповых психотерапевтических занятиях связана с различными переменными. Во-первых, она зависит от тем, обсуждаемых на занятиях. Результаты, полученные S. Leder и соавт. (1969), показывают, что наибольшую активность у пациентов вызывают темы, связанные с их недомоганиями, конфликтными ситуациями, сексуальной и супружеской проблематикой, воспитанием детей, отношениями на работе. Во-вторых, активность пациентов коррелирует с определенными особенностями личности. Отмечается, что число высказываний участников положительно коррелирует с потребностью показать себя, доминированием, агрессивностью, независимостью [Leder S. et al., 1969]. В-третьих, установлено, что активность членов группы не зависит от характера психических расстройств (проводились обследования 89 психически больных) [Leder S. et al., 1969]. В-чет-
вертых, отмечено, что на занятиях по групповой психотерапии проблемная активность зависела от того, каковы ожидания пациента перед занятием. В работе Cz. Czabala (1974) 71 больной неврозом непосредственно перед началом занятия выбирал одну из трех возможных оценок хода занятия и извлекаемой из него пользы. Оказалось, что в середине психотерапевтического процесса — в ответственный период, отведенный на обсуждение биографий,— предвидение отсутствия пользы от групповой психотерапии приводило к уменьшению количества высказываний проблемного характера. В той же работе отмечается, что отношение к занятию по групповой психотерапии (измеряемое чувством удовлетворения от хода занятий) также связано с числом высказываний проблемного характера. Эта связь имеет вид положительной корреляции, она особенно сильна в начальной и конечной фазе лечения.
Также анализировалась связь между проблемной активностью (по IPA) участников группы и социометрическим выбором в группе [Bigo В. et al., 1979]. Установлено, что члены психотерапевтических групп, проявляющие на занятиях проблемную активность, чаще других участников получают положительный социометрический выбор. В упомянутой работе использовался социометрический выбор по 12 категориям — 6 положительным и 6 отрицательным. К положительному выбору относились следующие категории: «больше всего люблю», «он для меня самый большой авторитет», «меньше всего опасаюсь», «больше всего доверяю», «лучше всего понимаю», «больше всех мне импонирует». Негативный выбор сводился к противоположным категориям.
Необходимо отметить, что проблемная активность увеличивается с возрастанием привлекательности группового психотерапевта [Kosewska A., 1978]. Привлекательность психотерапевта измерялась степенью симпатии, чувством близости, степенью создания у пациента чувства безопасности.
И, наконец, активность связана с ролью в группе. Особую роль играет психотерапевт. Его активность составляет '/з всех высказываний на групповых занятиях, она включает стимулирование интерпретации и сбор информации [Leder S. et al., 1964]. Проводились сравнения двух психотерапевтов, каждый вел три параллельные группы, состоящие из боль-
ных неврозами. У обоих психотерапевтов преобладали следующие техники: побуждение к интерпретации, активности, представление и сбор информации. Оба психотерапевта в малых группах больше использовали техники, активизирующие участников, в больших группах чаще предоставляли информацию. В исследованиях В. Bigo (1979) установлено, что активность психотерапевта имеет скорее проблемный, чем эмоциональный характер. Утверждения типа: «сбор и предоставление информации», «интерпретация» и т. п. в категориях преобладают над утверждениями типа: «проявление напряжения, симпатии, отрицания, борьбы».
Интеракции в психотерапевтических группах
Исследования интеракций в психотерапевтических группах велись в 7 закрытых группах и охватывали все фазы лечебного процесса [В. Bigo et al., 1978, 1979]. Использовались следующие методы измерения переменных:
1) клинический симптоматический опросник, раз
работанный М. Siwiak-Kobayashi, для выявления
изменений интенсивности невротических симптомов;
2) карта прилагательных (ACL) Gough для изме
рения личностных особенностей;
3) анализ процесса интеракций IPA Bales для
измерения уровня и вида активности на занятиях по
групповой психотерапии;
4) социометрия для измерения числа и качества
социометрических выборов в группе;
5) список прилагательных для измерения взаимного
восприятия членов группы.
Весь вышеперечисленный инструментарий использовался дважды — на второй и предпоследней неделе лечения. Установлены существенные различия взаимного восприятия и поведения участников в начале и конце психотерапевтического процесса:
1) в начале лечения опекающие члены группы
одновременно воспринимались как понимающие дру
гих. В конце лечения одни из них воспринимались как
опекающие, другие — как понимающие;
2) выражение положительных эмоций в начале
психотерапии воспринимается главным образом как
разрядка напряжения и не связывается с определен
ными личностными особенностями членов группы.
В конце лечения положительные эмоции в основном выражают пациенты неуверенные и зависимые, по всей вероятности, они так и воспринимаются группой. Как лица пассивные, ожидающие помощи от других, они чаще всего получают отрицательный социометрический выбор;
3) выражение отрицательных эмоций в начале
психотерапии больше связано с напряжением, свой
ственным этому методу, а не с определенными черта
ми личности, поэтому оно не вызывает однозначного
отрицательного отношения группы. В конце лечения
пациенты, отличающиеся повышенным выражением
отрицательных эмоций, воспринимаются группой как
антагонисты, их не любят. В этой фазе психотерапии
выражение отрицательных эмоций связано с такими
индивидуальными характеристиками, как стремление
сконцентрировать внимание на себе, чрезмерная са
моуверенность, недостаточная социальная адаптация;
4) выражение оценок и мнений не связано с оп
ределенными характеристиками личности. Если в нача
ле .процесса психотерапии оно воспринимается как
форма поиска помощи, то в конце лечения либо оста
ется в той же форме, либо трансформируется в фор
му предоставления помощи другим.
Не установлено существенной зависимости между восприятием и поведением, а также отношениями участников, оцениваемых категориями «люблю» и «не люблю». Этот вывод свидетельствует о том, что для членов группы, работающих над индивидуальной проблематикой, важнее оценка участников в категориях «люблю» или «не люблю». В работе A. Kosewska (1978) подчеркивается, что интерперсональная привлекательность в отличие от других сфер сплоченности (подробное описание этой работы см. ниже) не возрастает в ходе психотерапевтического процесса.
В других работах [Czabala Cz., Kosewska A., 1976] отмечалось, что восприятие участников, помогающих разрешению проблем, непосредственно не связано с положительным эмоциональным отношением типа «люблю» к этим членам группы. Участники, воспринимаемые как помогающие другим (один из вариантов социометрического выбора, использованных в этой работе), в отличие от участников, воспринимаемых как наиболее мешающих разрешению проблем (другой социометрический выбор), характеризовались следующими чертами: большей ответствен-
ностью и самоконтролем, более непосредственным выражением эмоций, большей упорядоченностью действий и более сильной потребностью в независимости (характеристики, измеряемые с помощью CPI и ACL Gough). Аналогично не наблюдалось существенных различий в индивидуальных характеристиках при сравнении участников, наиболее и наименее любимых группой. В этой работе подчеркивается, что взаимный положительный выбор связан со сходством, а отрицательный - с различиями индивидуальных характеристик участников интеракции.