Исследования процесса групповой психотерапии
Активность членов группы,
число и содержание высказываний
Процесс лечения с помощью групповой психотерапии предполагает использование группы в качестве средства для достижения желаемых перемен. Определение процессов, происходящих в группе, позволяет повысить эффективность психотерапевтических воздействий. Во многих работах исследовались характерные явления, происходящие в различных фазах функ-
ционирования психотерапевтических групп. Цель их состояла в познании динамики и специфики этих явлений. Закономерности, выявленные в психотерапевтических группах, сравнивались с подобными явлениями в тренинговых группах, не имевших терапевтических целей.
В большинстве работ проводился анализ активности членов психотерапевтических групп, т. е. пациентов и группового психотерапевта. Активность чаще всего рассматривалась в категориях «проблемной активности». Это следовало из понимания психотерапевтического процесса как метода активного научения путем постановки и решения многих задач, вытекающих из проблем личности и группы. В качестве измерительного инструментария использовалась разработанная Bales методика анализа интеракционного процесса (Interaction Process Analysis — IPA). IPA позволяет катего-ризировать любую групповую активность 12 типов, из которых половина приходится на активность проблемного характера (например, просьба об информации, предоставление информации, вопросы о мнениях, высказывания, предположения). Остальные шесть категорий описывают эмоциональные состояния типа: проявления напряжения, симпатии, солидарности, отрицания, просьбы о помощи. В проведенных нами работах категоризация активности членов группы выполнялась непосредственно на психотерапевтических занятиях при участии специально подготовленных наблюдателей. Они проводили измерения вербального и эмоционального поведения три раза в течение занятий — в начале, в середине и в конце. Кроме IPA, Bales использовались матрицы интеракций Hill — HIM, катетеризирующие активность членов группы по содержанию и стилю. Категории содержания учитывают темы: общие, направленные на группу, на личность и на интерперсональные отношения. Категории стиля позволяют оценить 4 типа активности: конвенциональную, асертивную, спекулятивную, конфронтирующую.
В некоторых работах для описания активности использовалась специально составленная карта наблюдения, содержащая многочисленные категории вербального и эмоционального поведения пациентов и психотерапевтов, а также терапевтических техник. В отличие от вышеупомянутого измерительного инструментария карта наблюдения заполнялась трижды в ходе лечения пациента.
Результаты исследований показали [Pohorecka A., Wysokinska Т., 1972; Kosewska A., 1978; Bigo В. et al., 1979], что активность участников психотерапевтических групп в Клинике неврозов в Варшаве имеет проблемный характер. Это означает, что большинство высказываний членов группы проявляется в форме мнений, предоставления информации, поисков решений. Гораздо меньшее количество высказываний носит характер выражения эмоциональных переживаний, как позитивных, так и негативных. Число проблемных высказываний существенно возрастает в ходе лечения [Kosewska А., 1978; Bigo В. et al., 1979]. Количество высказываний и форм поведения эмоционального характера остается неизменным, при различных формах лечения оно находится примерно на одном и том же уровне [Bigo В. et al., 1979]. В этой же работе подчеркивается, что в проблемной активности превалируют вопросы относительно мнений и информации, здесь не дается готовых интерпретаций и гипотез. Это опосредованно свидетельствует о дискуссионном характере занятий, на которых рассматриваются варианты решения трудных проблем и сопоставляются различные подходы и оценки. Проблемным образом решаются также вопросы, обсуждаемые на собраниях психотерапевтического сообщества. На основании работы Cz. Czabala (1974), в которой проблемная активность анализировалась с помощью IPA, можно сказать, что если в условиях небольшой психотерапевтической группы проблемный способ использовался прежде всего для разрешения индивидуальной проблематики, то в условиях большой группы этот способ пригоден прежде всего для обсуждения проблем, связанных со структурой сообщества. Эти проблемы касаются вопросов, связанных с разрешением конфликтных интеракций между участниками сообщества, сотрудничеством, взаимодействием и поиском способов эффективной реализации коллективных и индивидуальных целей.
Несмотря на отмеченные выше закономерности и преимущества проблемной активности над эмоциональной, можно отметить специфические особенности некоторых групп. В работе S. Leder (1965) отмечается, что в гомогенной группе, состоящей из пациентов с неврозом навязчивых состояний, в отличие от гетерогенной (пациенты с различными клиническими диагнозами) наблюдается большая эмоциональная актив-
ность, чаще протекают интеракции, принимающие характер соперничества, отмечаются повышенная взаимная агрессивность и трудности в проявлении своей конфликтной проблематики.
В работе В. Bigo (1978), в которой сравнивались психотерапевтические группы, функционирующие в дневном стационаре и в стационарном отделении Клиники неврозов в Варшаве, подчеркивается, что в конце лечения активность группы в стационарном отделении (групповая психотерапия здесь проводилась одновременно с индивидуальной) характеризовалась возрастанием числа следующих высказываний из категории проблемных (по IPA): предоставление информации, вопросы о мнениях и высказывания их, вопросы о гипотезах и формулирование интерпретаций и предположений. В группах дневного стационара подобного типа активность уменьшалась к концу лечения.
В. Bigo и соавт. (1979), исследуя процесс лечения, в котором групповая психотерапия была единственной формой, в отличие от групп, где она применялась в сочетании с другими методами, обнаружили, что в активности участников в начале психотерапевтического процесса преобладало поведение, носящее характер проявления эмоций, и поведение, демонстрирующее невротические симптомы.