Особенности руководства психотерапевтической группой
На основании данных, полученных по методике содержательного анализа группового психотерапевтического занятия В. Д. Вида, Э. Б. Карповой (1979) представлена динамика позиций психотерапевта. Оказалось, что в начальной фазе психотерапевтического процесса психотерапевт стимулирует активность группы, задает наводящие вопросы, способствует выработке в группе общих норм и общегрупповой цели. В то же время он не прибегает к директивным высказываниям, избегая блокирования самостоятельности группы.
В некотором смысле психотерапевт обучает участников группы (даже если это обучение остается скрытым) той деятельности, которая должна стать основной целью функционирования группы. Если психотерапевт в этой фазе занимает пассивную позицию, группа характеризует его как доминирующего, по-видимому, наделяя ролевой функцией руководителя.
В средней фазе психотерапевт снижает активно-направляющую роль в группе, стараясь передать ее
пациентам. Анализ фонограмм занятий показал повышение общего числа высказываний больных. В завершающей фазе было отмечено возрастание направляющей роли психотерапевта. На этой стадии психотерапевтического процесса он прибегал к высказываниям типа иллюстраций, сравнений, вербализаций, происходящих в группе социодинамических процессов, выявлений феноменов ухода, сопротивления.
В указанной ранее работе Г. X. Бакировой (1983) было показано, что уровень развития группы во многом определяется стилем работы психотерапевта,— как он обучает, демонстрирует необходимые образцы' поведения пациентам.
В случае, когда психотерапевт начинал групповую психотерапию с низкого уровня активности проблемного характера и в большей мере выполнял экспрессивною функцию, группа развивалась по закономерностям стихийных, спонтанных связей с эмоциональными, а не деловыми лидерами во главе. В результате эффективность психотерапии в таких группах была низкой. Если же психотерапевт начинал групповую психотерапию с высокой активности проблемного характера и сдерживал эмоциональную активность, то группа формировалась на основе деятельностных характеристик каждого члена группы, становилась более самостоятельной. Члены группы увеличивали собственное участие в решении проблем. Психотерапевт после достижения этого постепенно снижал свою активность, уменьшая степень участия в групповом процессе, оставляя за собой лишь роль стимулятора и эмоционального интегратора. Эффективность лечения в этой группе была наиболее высокой.
С целью изучения способов руководства психотерапевтическими группами В. А. Ташлыковым (1984) был использован адаптированный S. Kratochvil опросник D. Wile (1970) для анализа стиля руководства группой. Этот опросник содержит 21 ситуацию, каждая из которых может возникнуть в ходе взаимодействия в группе (например, молчание, атмосфера раздражения, конформности, конфликт в группе, критика членами группы ее руководителя, «монопольный оратор»). Психотерапевту предлагается выбрать из 19 разных возможностей (стимулирование, поддержка, конфронтация, интерпретация и др.) предпочтительный способ реагирования для каждой ситуации. С помощью данной методики был изучен выбор предпочтительных и
Рис. 3. Частота выборов психотерапевтами отдельных типов поведения в психотерапевтической группе (сравнительные данные исследований в СССР и ЧССР).
оптимальных вариантов поведения в стандартных групповых ситуациях у 20 психотерапевтов в СССР и 50 психотерапевтов в ЧССР, имеющих не менее чем двухлетний стаж работы в сфере групповой психотерапии больных неврозами [Кратохвил С., Ташлы-ков В. А., 1983]. Результаты исследования представлены на рис. 3.
Как показано на рис. 3, советские психотерапевты предпочитали в трудных групповых ситуациях прибегать прежде всего к выявлению и обсуждению чувств больных, кларификации (прояснению) и конфронтации, разыгрыванию ролевых ситуаций, невербальным методам, вопросам по групповой динамике, эмоциональной поддержке и одобрению. Данные чехословацких коллег отражают преобладание направленности психотерапевтических вмешательств в виде выявления чувств пациентов, разыгрывания ролевых ситуаций, сосредоточения на группе, обсуждения внегрупповой жизни, вопросов по групповой динамике и использование невербальных методов.
Сопоставление выбора типов поведения психотерапевтами обеих стран показывает, что наряду со сходством лечебных тактик имеются и различия. При сходстве общими, наиболее частыми приемами были стимулирование пациентов к выражению собственных чувств, использование ролевых ситуаций и невербальных методов, а наиболее редкими — обращение к собственному жизненному опыту, сосредоточение на коррекции поведения и прошлой жизни пациентов (родительская семья), критическая позиция. Различия же отмечались в том, что психотерапевты СССР чаще, чем их чехословацкие коллеги, предпочитают клари-фикацию (прояснение) и конфронтацию, а также эмоциональную поддержку и одобрение и реже — сосредоточение на группе и непрямое руководство.
Общая лечебная ориентация психотерапевтов обеих стран характеризуется недирективным подходом, сосредоточением на эмоциональных аспектах групповой психотерапии, активным использованием невербальных приемов и ролевых ситуаций.
3.3. Изучение роли тренинговой группы при подготовке групповых психотерапевтов
В условиях широкого распространения психотерапевтической помощи в нашей стране и возросшей потребности в новых формах интенсивной подготовки психотерапевтов особое значение при обучении придается приобретению специалистами практических навыков в работе и овладению различными групповыми психо-социотерапевтическими методами.
В соответствии с принципами концепции личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
при организации тренинговой группы психотерапевтов были сформулированы следующие цели ее работы: понимание закономерностей функционирования и развития группы, повышение чувствительности к межличностному общению и собственному участию в нем, пластичность поведения, а также непосредственное восприятие различных групповых методик.
При исследовании тренинговой группы психотерапевтов [Ташлыков В. А., 1979] наряду с наблюдением и анализом стенограмм занятий использовались специально разработанные опросники. Анализ полученных данных позволил установить, что тренинговая группа прошла три основные фазы развития: «зависимость», «противодействие и консолидация», «конструктивное сотрудничество». В соответствии с выбранной моделью поведения руководитель тренинга в первой фазе был преимуществено пассивен и отказом в помощи содействовал преодолению неадекватных ожиданий и первоначальной зависимости группы. Во второй фазе он преимущественно побуждал членов группы к интеракциям и интерпретациям, а в третьей — выполнял «экспертные» функции.
При оценке участниками группы полезности каждого занятия прежде всего отмечалось повышение чувствительности к групповым процессам, а затем — углубление понимания себя и знакомство с методами. Как показал анализ, среди личностных факторов, необходимых для успешной психотерапевтической работы, которые, по мнению участников, в наибольшей степени подвергались усилению в ходе тренинга, отмечались, во-первых, способность к определению характера своего эмоционального реагирования в групповой ситуации, во-вторых, понимание влияния собственных личностных позиций на особенности общения с другими.
Более трудными для тренировки были такие свойства, как умение почувствовать эмоциональную проблематику другого члена группы и, оставаясь ее участником, сохранять способность к точному наблюдению и анализу происходящего в группе. Всеми участниками группы была подчеркнута несомненная полезность тренинга как формы активного приобретения практических навыков в психотерапевтической работе.