Особенности руководства психотерапевтической группой

На основании данных, полученных по методике со­держательного анализа группового психотерапевтичес­кого занятия В. Д. Вида, Э. Б. Карповой (1979) пред­ставлена динамика позиций психотерапевта. Оказа­лось, что в начальной фазе психотерапевтического процесса психотерапевт стимулирует активность груп­пы, задает наводящие вопросы, способствует выработ­ке в группе общих норм и общегрупповой цели. В то же время он не прибегает к директивным выска­зываниям, избегая блокирования самостоятельности группы.

В некотором смысле психотерапевт обучает участ­ников группы (даже если это обучение остается скры­тым) той деятельности, которая должна стать основ­ной целью функционирования группы. Если психотера­певт в этой фазе занимает пассивную позицию, группа характеризует его как доминирующего, по-видимому, наделяя ролевой функцией руководителя.

В средней фазе психотерапевт снижает активно-направляющую роль в группе, стараясь передать ее

пациентам. Анализ фонограмм занятий показал повы­шение общего числа высказываний больных. В завер­шающей фазе было отмечено возрастание направляю­щей роли психотерапевта. На этой стадии психотера­певтического процесса он прибегал к высказываниям типа иллюстраций, сравнений, вербализаций, происхо­дящих в группе социодинамических процессов, выяв­лений феноменов ухода, сопротивления.

В указанной ранее работе Г. X. Бакировой (1983) было показано, что уровень развития группы во мно­гом определяется стилем работы психотерапевта,— как он обучает, демонстрирует необходимые образцы' пове­дения пациентам.

В случае, когда психотерапевт начинал груп­повую психотерапию с низкого уровня активно­сти проблемного характера и в большей мере выпол­нял экспрессивною функцию, группа развивалась по закономерностям стихийных, спонтанных связей с эмо­циональными, а не деловыми лидерами во главе. В ре­зультате эффективность психотерапии в таких группах была низкой. Если же психотерапевт начинал группо­вую психотерапию с высокой активности проблемного характера и сдерживал эмоциональную активность, то группа формировалась на основе деятельностных харак­теристик каждого члена группы, становилась более самостоятельной. Члены группы увеличивали собствен­ное участие в решении проблем. Психотерапевт после достижения этого постепенно снижал свою активность, уменьшая степень участия в групповом процессе, ос­тавляя за собой лишь роль стимулятора и эмоциональ­ного интегратора. Эффективность лечения в этой груп­пе была наиболее высокой.

С целью изучения способов руководства психоте­рапевтическими группами В. А. Ташлыковым (1984) был использован адаптированный S. Kratochvil опрос­ник D. Wile (1970) для анализа стиля руководства группой. Этот опросник содержит 21 ситуацию, каж­дая из которых может возникнуть в ходе взаимодейст­вия в группе (например, молчание, атмосфера раздра­жения, конформности, конфликт в группе, критика чле­нами группы ее руководителя, «монопольный оратор»). Психотерапевту предлагается выбрать из 19 разных возможностей (стимулирование, поддержка, конфрон­тация, интерпретация и др.) предпочтительный способ реагирования для каждой ситуации. С помощью дан­ной методики был изучен выбор предпочтительных и

Особенности руководства психотерапевтической группой - student2.ru Особенности руководства психотерапевтической группой - student2.ru

Рис. 3. Частота выборов психотерапевтами отдельных типов пове­дения в психотерапевтической группе (сравнительные данные иссле­дований в СССР и ЧССР).

оптимальных вариантов поведения в стандартных групповых ситуациях у 20 психотерапевтов в СССР и 50 психотерапевтов в ЧССР, имеющих не менее чем двухлетний стаж работы в сфере групповой психотера­пии больных неврозами [Кратохвил С., Ташлы-ков В. А., 1983]. Результаты исследования представле­ны на рис. 3.

Как показано на рис. 3, советские психотерапевты предпочитали в трудных групповых ситуациях прибе­гать прежде всего к выявлению и обсуждению чувств больных, кларификации (прояснению) и конфронта­ции, разыгрыванию ролевых ситуаций, невербальным методам, вопросам по групповой динамике, эмоцио­нальной поддержке и одобрению. Данные чехословац­ких коллег отражают преобладание направленности психотерапевтических вмешательств в виде выявления чувств пациентов, разыгрывания ролевых ситуаций, сосредоточения на группе, обсуждения внегрупповой жизни, вопросов по групповой динамике и использова­ние невербальных методов.

Сопоставление выбора типов поведения психотера­певтами обеих стран показывает, что наряду со сход­ством лечебных тактик имеются и различия. При сход­стве общими, наиболее частыми приемами были стиму­лирование пациентов к выражению собственных чувств, использование ролевых ситуаций и невербаль­ных методов, а наиболее редкими — обращение к соб­ственному жизненному опыту, сосредоточение на кор­рекции поведения и прошлой жизни пациентов (роди­тельская семья), критическая позиция. Различия же отмечались в том, что психотерапевты СССР чаще, чем их чехословацкие коллеги, предпочитают клари-фикацию (прояснение) и конфронтацию, а также эмо­циональную поддержку и одобрение и реже — сосре­доточение на группе и непрямое руководство.

Общая лечебная ориентация психотерапевтов обеих стран характеризуется недирективным подходом, со­средоточением на эмоциональных аспектах групповой психотерапии, активным использованием невербаль­ных приемов и ролевых ситуаций.

3.3. Изучение роли тренинговой группы при подготовке групповых психотерапевтов

В условиях широкого распространения психотера­певтической помощи в нашей стране и возросшей пот­ребности в новых формах интенсивной подготовки пси­хотерапевтов особое значение при обучении придается приобретению специалистами практических навыков в работе и овладению различными групповыми психо-социотерапевтическими методами.

В соответствии с принципами концепции личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии

при организации тренинговой группы психотерапевтов были сформулированы следующие цели ее работы: понимание закономерностей функционирования и раз­вития группы, повышение чувствительности к межлич­ностному общению и собственному участию в нем, пластичность поведения, а также непосредственное восприятие различных групповых методик.

При исследовании тренинговой группы психотера­певтов [Ташлыков В. А., 1979] наряду с наблюдением и анализом стенограмм занятий использовались спе­циально разработанные опросники. Анализ получен­ных данных позволил установить, что тренинговая группа прошла три основные фазы развития: «зависи­мость», «противодействие и консолидация», «конструк­тивное сотрудничество». В соответствии с выбранной моделью поведения руководитель тренинга в первой фазе был преимуществено пассивен и отказом в помо­щи содействовал преодолению неадекватных ожиданий и первоначальной зависимости группы. Во второй фазе он преимущественно побуждал членов группы к инте­ракциям и интерпретациям, а в третьей — выполнял «экспертные» функции.

При оценке участниками группы полезности каждо­го занятия прежде всего отмечалось повышение чув­ствительности к групповым процессам, а затем — уг­лубление понимания себя и знакомство с методами. Как показал анализ, среди личностных факторов, не­обходимых для успешной психотерапевтической рабо­ты, которые, по мнению участников, в наибольшей сте­пени подвергались усилению в ходе тренинга, отмеча­лись, во-первых, способность к определению характера своего эмоционального реагирования в групповой си­туации, во-вторых, понимание влияния собственных личностных позиций на особенности общения с дру­гими.

Более трудными для тренировки были такие свойства, как умение почувствовать эмоциональную проблематику другого члена группы и, оставаясь ее участником, сохранять способность к точному наблю­дению и анализу происходящего в группе. Всеми участниками группы была подчеркнута несомненная полезность тренинга как формы активного приобрете­ния практических навыков в психотерапевтической работе.


Наши рекомендации