Психологической коррекции личности
В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ОТНОШЕНИЙ
Г. Л. ИСУРИНА (СССР)
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Как направленное психологическое воздействие психологическая коррекция применяется в самых разнообразных формах человеческой практики (в педагогике, медицине и др.); элементы психологической коррекции присутствуют даже при обычном житейском общении, хотя не всегда этот процесс осуществляется в достаточной степени осознанно и целенаправленно. В медицине психологическая коррекция используется в двух основных планах: в целях психогигиены и психопрофилактики и собственно лечения — психотерапии. Следует принять точку зрения Ю. Ф. Полякова (1985), согласно которой психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех, ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако жесткое ограничение области применения психологической коррекции лишь сферой профилактики представляется в известной мере искусственным. Во-первых, в области неврозов, как отмечает Б. Д. Карвасарский (1982), полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз представляет собой заболевание в динамике, где не всегда возможно отделить состояние «предболезни» от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени может рассматриваться и как вторичная профилактика. Во-вторых,
в настоящее время в системе восстановительного
(
лечения самых различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие биологического, психологического и социального компонентов в их этиопатогенезе. И каждый из них предполагает лечебные, или корригирующие, воздействия такими методами, которые соответствовали бы их природе. Если психологический фактор в том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии — одного из компонентов лечебного процесса. По-видимому, определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Чем большее значение имеет психологический фактор в происхождении того или иного заболевания, тем в большей степени методы психологической коррекции решают и собственные лечебные — психотерапевтические — задачи, иными словами выступают как методы психотерапии. Таким образом, задачи психологической коррекции могут существенно видоизменяться: от психопрофилактических задач при соматической патологии (вторичная и третичная профилактика в отношении основного заболевания и первичная профилактика возможных в качестве его последствий психопатологических расстройств) до собственно лечебных психотерапевтических задач при неврозах (в рамках патогенетической концепции неврозов и психотерапии В. Н. Мясищева). Следует также подчеркнуть, что в целом как психотерапия, использующая наряду с личностно-ориентированными и другие методы, например суггестивные, так и психопрофилактика, включающая воздействия на объективные патогенные сре-довые факторы, не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции [Карвасар-ский Б. Д., 1985]. Это еще раз указывает на сложный, динамичный характер соотношения методов психологической коррекции, психотерапии и психопрофилактики, сферы применения которых являются взаимопересекающимися.
Психологическая коррекция, как уже указывалось, с нашей точки зрения, представляет собой направленное воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного функционирования человеческой личности. При определении целей психологической коррекции часто исходят
из ее направленности на коррекцию неадекватных реакций и стереотипов поведения, т. е. межличностного взаимодействия. Однако неадекватные реакции и формы поведения представляют собой следствие более глубоких личностных нарушений, а это означает, что психологическая коррекция, так же как и личностно-ориентированная психотерапия, должна быть направлена на личность в целом, точнее на те ее характеристики, которые являются системообразующими и отвечают за формирование неадекватного поведения и реагирования. В таком контексте без определенной личностной концепции невозможны понимание природы и специфики личностных нарушений, разработка теории и практики психологической коррекции и психотерапии.
В Институте им. В. М. Бехтерева теория и практика психологической коррекции и психотерапии развиваются на основе психологии отношений, разработанной В. Н. Мясищевым (1960а, 19606). Хотя наиболее полное и последовательное выражение проблема личности как системы отношений нашла в трудах В. Н. Мясищева и его учеников [Мясищев В. Н., 19606; Зачепицкий Р. А., 1966; Тупицын Ю. Я., 1971; Мишина Т. М., 1973; Серебрякова Р. О., 1974; Мур-зенко В. А., 1975; Мягер В. К., 1976; Карвасар-ский Б. Д., 1980, 1982, 1985; Исурина Г. Л., 1982; Ташлыков В. А., 1984, и др.], тем не менее такой подход характерен для советской психологии в целом. Так, В. С. Мерлин (1967) отмечает, что отличительной чертой исследования личности является выделение из всего разнообразия психических свойств области отношений человека, имеющей центральное значение для характеристики личности. Значение категории отношения для изучения личности неоднократно подчеркивалось ведущими советскими психологами и психиатрами [Мясищев В. Н., 19606; Ковалев А. Г., 1963; Ананьев Б. Г., 1968, 1977; Божо-вич Л. И., 1968; Леонтьев А. Н., 1975; Личко А. Е., 1977; Ломов Б. Ф. 1981; Кабанов М. М., 1985, и др.]. Психологическая категория отношения понимается при этом как внутренние субъективные отношения, являющиеся отражением объективных общественных отношений и формирующиеся под их влиянием и влиянием самых разнообразных микросоциальных воздействий на основе психических свойств человека как индивида [Лазурский А. Ф., 1923; Рубин-
9.1
штейн С. Л., 1957; Мясищев В. Н., 1960а, 19606; Мерлин В. С., 1967; Смирнов А. А., 1975; Ананьев Б. Г., 1977, и др.].
В. Н. Мясищев определяет личность как систему отношений индивида с окружающей средой, как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью. Психологическое отношение представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на определенные явления, факты, события, объекты. Характеристики отношения, описанные В. Н. Мясищевым, указывают на наличие трехкомпонентной структуры отношения, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Отношения, определенным образом связанные между собой, образуют систему отношений с индивидуальной значимостью и иерархи-зацией. Система отношений задает определенные способы поведения и играет в плане целостного поведения направляющую и динамизирующую роль, определяя таким образом социальное функционирование и адаптацию личности в самом широком диапазоне, что и является ее важнейшей функцией.
В. Н. Мясищев выделяет основные классы или подсистемы системы отношений: 1) отношение к миру явлений и предметов; 2) отношение в другим людям; 3) отношение к себе. Следует подчеркнуть особое значение такой характеристики как отношение к себе, на которое указывают многие авторы [Чамата П. Р., 1960; Ананьев Б. Г., 1968; Савонько Е. И., 1969; Ядов В. А., 1975; Коломинский Я. И., 1976; Чесно-кова И. И., 1977; Кон И. С., 1978, 1981; Столин В. В., 1983, и др.]. Формируясь в процессе деятельности, познания и общения, становясь все более точным и реалистичным, отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования и полноценности функционирования личности, обеспечивающий ее целостность и единство.
Концепция личности как системы отношений явилась методологической основой для разработки теории патогенетической психотерапии неврозов [Мясищев В. Н., 1960; Карвасарский Б. Д., 1980, 1982, 1985]. Представляется целесообразным рассмотрение основных процессов и механизмов психологической
коррекции на модели патогенетической психотерапии неврозов, задачи которой в соответствии с ее лично-стно-ориентированным содержанием практически полностью совпадают с содержанием и задачами психологической коррекции при неврозах. Невротическое заболевание представляет собой адекватную модель, где все психотерапевтические, или психокоррекционные, воздействия представлены в наиболее полном и последовательном виде.
В рамках патогенетической концепции невроз рассматривается как личностное расстройство. Понимание личности как системы отношений определяет и понимание специфики личностных нарушений, играющих важнейшую роль в этиопатогенезе неврозов, как нарушений или неадекватности системы отношений. Представляется, что в качестве различных аспектов нарушений системы отношений могут рассматриваться нарушение целостности системы отношений и нарушение отдельных отношений (что также может приводить к нарушению целостности всей системы отношений). Нарушение целостности системы отношений может определяться нарушением связей между отдельными отношениями или блоками отношений; нарушением иерархической согласованности отдельных отношений; наличием противоречивых отношений, одинаково значимых для личности. Нарушение отдельных отношений связано прежде всего с неадекватностью отдельных компонентов отношения (познавательного, эмоционального и поведенческого) и их дисбалансом. Так, неадекватность отношения применительно к его объекту, обнаруживающаяся в поведении и возникающая либо в процессе формирования данного конкретного отношения, либо вследствие его ригидности, неспособности пластично изменяться вслед за изменением объекта отношения или реальной ситуации, может, в частности, выражаться в преобладании характеристик субъекта над характеристиками объекта и рассматриваться как результат дисбаланса между познавательным и эмоциональным компонентами отношения или их неадекватности.
Нарушения системы отношений формируются в процессе индивидуального развития под воздействием факторов самой разнообразной природы. Однако, вероятно, как для понимания специфики данного конкретного отношения, так и понимания причин его неадекватности наибольшее значение имеют микро-
социальные влияния, в частности эмоционально-психологические воздействия в детстве и на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Система отношений, сформировавшаяся под влиянием неблагоприятных воздействий в основном психологического порядка, характеризуется наличием неадекватных отношений или нарушением своей структурной целостности, в результате чего система отношений становится неадекватной для решения задач обеспечения полноценного функционирования личности, адекватной регуляции поведения, адаптации и дальнейшего развития личности. Чем более значимые элементы системы отношений оказываются нарушенными, тем более тяжелые последствия это имеет для личности, тем в более широком диапазоне и более интенсивно нарушается адекватное функционирование, что находит выражение в неспособности человека конструктивным образом разрешать свои внутренние и внешние конфликты. Но наличие конфликта еще не свидетельствует о личностном нарушении. Сами по себе конфликты, особенно внутренние, могут выступать как существенные факторы развития личности. Преодоление и разрешение таких конфликтов предполагает активную деятельность личности, мобилизацию и развитие самых разнообразных ее способностей, тренировку различных психических функций, формирование более высокого уровня развития и иерархии потребностей. В результате повышаются функциональные возможности, развивается и совершенствуется система отношений, т. е. осуществляется процесс самовоспитания и самосовершенствования, направленный на развитие личности и ее более полноценное функционирование. Однако нарушенная система отношений (особенно в том случае, если неадекватными являются наиболее значимые для личности отношения) не позволяет человеку конструктивным образом разрешить конфликт, что приводит к возникновению нервно-психического напряжения и конфликтам в сфере межличностного взаимодействия, которые уже вторично усиливают внутренний психологический конфликт, обостряя и порождая новые трудности и противоречия, что в свою очередь ведет к росту нервно-психического напряжения. Нарастающее нервно-психическое напряжение влечет за собой функциональную дезорганизацию личности — психологическую и физиологическую, которая проявляется
как на личностном уровне, так и на уровне физиологических сдвигов, т. е. в психологических и клинических феноменах. Включение защитных механизмов невротического характера лишь на непродолжительный срок может привести к некоторому снижению нервно-психического напряжения. В целом же их действие в ситуации хронического внутреннего конфликта, вызванного нарушениями системы отношений, регулирующей поведение человека, не является эффективным, так как не приводит к конструктивному разрешению конфликтов, а, напротив, ведет к их хронизации.
Необходимо подчеркнуть, что в основе невроза, как он понимается в рамках патогенетической концепции, лежит не нарушение системы отношений под воздействием внешней психотравмирующей ситуации, на что обычно указывается, а неадекватность системы отношений, обусловленная всей историей развития личности больного неврозом. Ситуация же играет роль пускового механизма, актуализирующего уже имевшуюся ранее неадекватность системы отношений.
Исходя из понимания невроза как результата нарушения системы отношений личности, главным принципом психотерапевтической работы в рамках патогенетической системы психотерапии является стремление к изменению, реконструкции системы отношений больного неврозом, формирование адекватных отношений, что должно способствовать восстановлению эффективного социального функционирования личности. В связи с этим представляется целесообразным употребление термина «личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия» [Карвасар-ский Б. Д., 1985], более точно отражающего содержание и психокоррекционную направленность психотерапевтических воздействий.
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия при неврозах может осуществляться в двух основных формах — индивидуальной и групповой, каждая из которых обладает собственным специфическим психотерапевтическим потенциалом. Использование групповой психотерапии как метода коррекции системы отношений, неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов представляется обоснованным в связи с той особой ролью, которую играют человеческое общество, различные группы, межличностное взаимодействие в процессе формиро-
вания индивидуальной системы отношений, ценностей, установок, стереотипов поведения. Многими авторами отмечается, что ценность групповой психотерапии заключается в том, что она является моделью естественных групп, пациент переносит в группу свойственные ему стереотипы поведения. Однако структура и содержание обратной связи в процессе групповой психотерапии позволяют произвести коррекцию как навыков общения, так и определенных внутрилично-стных структур; при этом наблюдается расширение поля информации, большая непосредственность и глубина эмоциональных переживаний; возникает более благоприятная обстановка для понимания и изменения стереотипов поведения в сравнении с классической психотерапевтической ситуацией парных отношений [Карвасарский Б. Д., Мурзенко В. А., 1974; Hock К., 1967; Kohler Ch., 1968; Battegay R., 1970; Yalom I., 1974; Kratochvil S., 1978; Leder S. et al., 1980, и др.]. Специфика групповой психотерапии как самостоятельного метода заключается в целенаправленном использовании всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы — групповой динамики в лечебных, психотерапевтических целях. Групповая динамика рассматривается при этом как совокупность групповых действий, интеракций, представляющих собой развитие или движение группы во времени [Kratochvil S., 1978], как характер формирования, функционирования и структурирования группы, который приобретает важное значение для терапевтического процесса [Hock К., 1973]. Представления о групповой динамике могут быть дополнены с позиций страто-метрической концепции групповой активности, разработанной А. В. Петровским и его сотрудниками (1973, 1975, 1979), в рамках которой она понимается как содержательный процесс формирования, развития и функционирования психотерапевтической группы, в ходе которого осуществляется переход от диффузной группы, где межличностное взаимодействие определяется непосредственными эмоциональными контактами, к группе более высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредуются лич-ностно значимым и общественно ценным содержанием совместной деятельности [Карвасарский Б. Д., Петровский А. В., 1974].
В понимании самого термина «групповая психо-
терапия» существует три неточных позиции. Первая из них связана с оценкой групповой психотерапии как самостоятельного теоретического направления, что, по-видимому, обусловлено существенным влиянием «опытного» направления в психотерапии на развитие групповых методов и конкретных техник. Использование групповой психотерапии в рамках различных теоретических направлений, полностью определяющих при этом (несмотря на сходство некоторых методических приемов) своеобразие целей и задач, содержания самого процесса, тактики психотерапевта, выбора конкретных техник, подтверждает наши представления о групповой психотерапии лишь как о специфическом методе, в котором основным инструментом воздействия выступает психотерапевтическая группа, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является психотерапевт.
Термин «групповая психотерапия» нередко употребляется в случае применения любого психотерапевтического метода в группе больных (гипноза, аутогенной тренировки), где ведущим групповым феноменом, используемым групповым психотерапевтом, является групповая индукция. Специфичность же групповой психотерапии как самостоятельного метода заключается в учете и использовании всего многообразия групповых феноменов, всего многообразия взаимоотношений и взаимодействия, возникающих в группе.
Третья точка зрения, в отличие от предыдущей, основана именно на представлениях о специфике групповой психотерапии как метода, в котором групповая динамика играет решающую роль в реализации психотерапевтических задач. Согласно этой точке зрения, групповая психотерапия в большей степени пригодна для раскрытия и коррекции позиций пациентов, конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, в то время как индивидуальная психотерапия направлена на переработку содержательного внутри-личностного конфликта. Представляется, что выбор «психотерапевтических мишеней», психологических структур, на которые направлены психотерапевтические воздействия, полностью определяется теоретической ориентацией. Поскольку групповая психотерапия не является самостоятельным теоретическим направлением, а представляет собой лишь психотерапевтический метод, то ее направленность находится
4 Заказ № 1244 97
в прямой зависимости от общей теоретической концепции в отношении природы невротических нарушений и задач психотерапевтических воздействий. В соответствии с задачами личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, базирующейся на патогенетической концепции неврозов, которые понимаются как личностное расстройство, возникающее вследствие нарушений системы отношений, и являющейся каузальной по своему существу, психотерапевтические воздействия должны быть направлены прежде всего на причину. Поэтому, основная задача личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, как индивидуальной, так и групповой, заключается в коррекции нарушенной системы отношений больного неврозом, которая достигается на основе осознания причинно-следственных связей между особенностями системы отношений, внутрилич-ностной проблематикой и возникновением невротических расстройств. Вскрытие и переработка конфликтов в сфере межличностного взаимодействия не являются конечной задачей личностно-ориентированной (реконструктивной) групповой психотерапии, так как нарушения межличностного функционирования представляют собой следствие внутриличностной проблематики, нарушений системы отношений и неадекватности ее регуляторной функции, неспособности в таком качестве обеспечить эффективное поведение. Основной «психотерапевтической мишенью» групповой психотерапии, так же как и индивидуальной, является внутриличностная проблематика и система отношений пациента, дефекты которой находят выражение в межличностном взаимодействии, уже вторично обусловливающем усиление нарушений внутриличност-ных структур и рост нервно-психического напряжения. Групповая психотерапия позволяет начать работу с конечного звена этой цепи, т. е. с неконструктивного, неэффективного, противоречивого поведения пациента, которое в процессе активного взаимодействия в группе проявляется во всем своем многообразии. Иными словами, специфика групповой психотерапии в рамках личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии заключается в том, что раскрытие указанных внутренних психологических феноменов осуществляется посредством моделирования и анализа межличностного взаимодействия в группе, т. е. начинается с непосредственной представленности проб-
лематики пациента в его реальном поведении в процессе группового взаимодействия, что создает благоприятные условия для решения общих психотерапевтических задач. С одной стороны, анализ межличностного взаимодействия в группе позволяет раскрыть стоящие за ним особенности и специфику системы отношений пациента, его внутриличностную проблематику, стержневой психологический конфликт. С другой стороны, в ходе реального взаимодействия за счет использования групповых феноменов для пациента облегчается процесс осознания собственной проблематики и ее переработка, коррекция системы отношений, формирование иных, более адекватных отношений, форм поведения и эмоционального реагирования. Последние могут быть проверены и закреплены в ситуациях реального межличностного взаимодействия в группе.
Решение задач личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в ходе группового процесса, достигается путем направленного воздействия на основные компоненты отношений личности: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Задачи для конкретного пациента в каждой из этих сфер могут быть описаны следующим образом.
1. Познавательная сфера (интеллектуальное осознание).Психотерапевтический процесс в группе должен способствовать тому, чтобы пациент понял и осознал: 1) какие ситуации в группе вызывают у него напряжение, тревогу, провоцируют усиление симптоматики; 2) как он выглядит со стороны, как воспринимают его окружающие; 3) как оценивают окружающие те или иные его особенности, как реагируют на его поведение, какие последствия это поведение имеет; 4) существует ли рассогласование между тем, как он сам себя воспринимает, и тем, как воспринимают его другие; 5) каковы характерные защитные механизмы; 6) каковы собственные мотивы, потребности, стремления, установки, отношения, особенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности и реалистичности;
7) имеются ли внутренние психологические конфликты;
8) определена ли связь между различными психо
генными факторами и возникновением, развитием и
сохранением невротических расстройств; 9) опреде
лена ли своя роль в возникновении, развитии и со
хранении конфликтных и психотравмирующих ситуа-
4* 99
ций, а также найдены ли способы, с помощью которых можно было бы избежать их повторения; 10) известны ли более глубокие причины переживаний, а также особенностей формирования системы отношений.
Практически во всех психотерапевтических сис
темах большое значение придается процессу осозна
ния. Специфика понимания этого процесса в рамках
личностно-ориентированной (реконструктивной)
психотерапии заключается и в том, что он является не только осознанием внешних объектов и связей с ними, но представляет прежде всего осознание себя самого и своей психической деятельности. Понимание человеком самого себя, особенностей своих отношений, установок, поведения, собственных потребностей и мотивации, осознание и вербализация своих переживаний, иными словами изучение и познание самого себя,— есть непременное условие формирования адекватного самосознания. Только на основе адекватного осознания себя и окружающего может быть обеспечена высшая форма саморегуляции, присущая человеческой личности и способствующая полноценному социальному функционированию. Поэтому, рассматривая задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) групповой психотерапии в познавательной сфере, нам представляется более точным говорить не столько об осознании, сколько о формировании более адекватного самосознания и расширении его сферы.
2. Эмоциональная сфера.Групповая психотера
пия должна помочь пациенту: 1) почувствовать эмо
циональную поддержку со стороны группы; 2) почув
ствовать собственную ценность; 3) приобрести искрен
ность в отношении чувств к самому себе и другим
членам группы; 4) стать более свободным в выраже
нии собственных позитивных и негативных эмоций;
5) научиться более точно вербализовать свои эмо
циональные состояния; 6) раскрыть свои проблемы и
соответствующие им чувства; 7) почувствовать неадек
ватность некоторых своих эмоциональных реакций;
8) произвести эмоциональную коррекцию своих отно
шений; 9) модифицировать способ переживаний, эмо
ционального реагирования, восприятия своих отно
шений с окружающими.
3. Поведенческая сфера.Психотерапевтическая
группа должна помочь пациенту: 1) приобрести на-
выки более искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими; 2) преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в частности, связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций; 3) развить формы поведения, связанные с поддержкой, взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью; 4) закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию вне группы; 5) выработать и закрепить адекватные формы поведения и реагирования на основании достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
Необходимо подчеркнуть, что психотерапевтический процесс в группе, несмотря на доминирующую ин-теракционную ориентацию, не ограничивается только актуальной ситуацией «здесь и теперь». Адекватная коррекция нарушенных отношений личности может быть осуществлена пациентом лишь в том случае, если весь комплекс психологических особенностей, проявляющихся в процессе группового взаимодействия, соотносится с его реальной ситуацией вне группы, позволяет реконструировать особенности взаимодействия в ситуациях «там и тогда». Именно закономерная повторяемость, стереотипность конфликтных ситуаций, особенностей поведения и эмоционального реагирования в группе и вне ее, в реальной жизни делает для пациента более наглядным и убедительным содержание обратной связи, способствует устойчивой мотивации к коррекции собственных отношений. Важное значение для формирования такой мотивации и собственно процесса коррекции отношений имеет «изучение» не только самого себя, но и других, осознание неслучайного характера поведенческих и эмоциональных реакций других членов группы. Пациент учится лучше понимать других людей, особенности и мотивы их поведения, зачастую присущую человеческому поведению противоречивость и за C4et этого понимания и переживания корригирует свои способы эмоционального реагирования в отношении окружающих. Это является чрезвычайно важным моментом для больных неврозами, так как под влиянием более адекватного и реалистичного понимания других начинает разрушаться их невротический эгоцентризм, своего рода максимализм в отношениях с окружающими, межличностное общение становится
более эмпатическим, гибким, адекватным и эффективным.
Чрезвычайно важным является вопрос, какие феномены, возникающие в группе, способствуют решению психотерапевтических задач, и могут рассматриваться как факторы и механизмы лечебного действия. В литературе нет достаточно четкой дифференциации понятий «факторы лечебного действия» и «механизмы лечебного действия» групповой психотерапии, однако существуют представления о способах их изучения. В качестве основного механизма лечебного действия групповой психотерапии многими авторами рассматривается обратная связь или конфронтация участников группы со своими проблемами и своим поведением [Мурзенко В. А., 1975; Battegay R., 1970; Hock К., 1973; Lapinski M. et al., 1973; Kratochvil S., 1978, и др.]. Изучение представлений пациентов о факторах, влияющих на успешность лечения, проведенное нами, свидетельствует, что чаще всего ими отмеча-еся следующее: познание самого себя и принятие нового «Я»; информация о себе в восприятии других; познание других людей, ощущение близости с ними, понимание и принятие других; возможность говорить о себе, открыто выражать свои чувства и научиться их понимать; взросление, рост чувства ответственности; осознание потребности в контактах, повышение уверенности в общении и степени удовлетворенности им. Очевидно, что в отчетах пациентов речь идет о становлении более адекватного самопонимания, повышении ценности собственного «Я» и влиянии этого процесса на взаимоотношения с окружающими.
Сопоставление представлений психотерапевтов и пациентов о факторах и механизмах лечебного действия свидетельствует, что первые указывают на собственно групповые феномены, вторые — на внутри-личностную динамику, имеющую важное значение для редукции невротических расстройств. По-видимому, механизмы групповой психотерапии, механизмы психологической коррекции могут рассматриваться на двух уровнях, в двух плоскостях. Первый уровень отражает межличностные механизмы, те специфические особенности, которые создает группа для реализации психотерапевтических задач; второй уровень связан с внутриличностной динамикой, с процессом личностной перестройки в ходе групповой психотерапии. Безусловно, этот индивидуально-психологиче-
ский, внутриличностный механизм существует и в групповой, и в индивидуальной психотерапии, однако наличие межличностных механизмов интенсифицирует внутриличностную динамику, главным образом за счет более полного и разнопланового содержания обратной связи, что определяет своеобразие этой динамики в процессе групповой психотерапии.
В качестве основных межличностных механизмов психологической коррекции в процессе групповой психотерапии могут рассматриваться две категории, в которые, как уже указывалось нами ранее [Ису-рина Г. Л., Мурзенко В. А., 1976], целесообразно объединить все формы межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, обладающих наиболее выраженным психотерапевтическим потенциалом: 1) предоставление эмоциональной поддержки; 2) собственно направленное психологическое воздействие, или конфронтация, осуществляемая посредством обратной связи.
Такое распределение в определенной степени совпадает с распространенным в литературе разделением психотерапевтических факторов на специфические и неспецифические. Однако предлагаемое уточнение более соответствует принципам личностно-ориентиро-ванной (реконструктивной) психотерапии и более четко отражает реальную психологическую сущность взаимодействий, происходящих в психотерапевтической группе. Хотя эмоциональная поддержка сама по себе не ведет к достижению понимания зависимости между невротическим состоянием и особенностями системы отношений пациента, тем не менее возникающая благодаря ей атмосфера взаимной заинтересованности, доверия и понимания создает необходимые предпосылки для ослабления характерных невротических защитных механизмов. В свою очередь это ведет к тому, что сопоставление невротических позиций, отношений, установок с реальной действительностью снижает возможность дополнительной травматизации, так как пациент уверен в искреннем и теплом отношении к нему со стороны членов группы, что сопровождается желательным психотерапевтическим эффектом. По-видимому, эмоциональную поддержку вообще не следует относить к неспецифическим факторам психотерапии. Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его группой, признание его ценности и значимости. Конструктивная перера-
ботка содержания обратной связи, становление адекватного самопонимания предполагают прежде всего принятие пациентом новой информации о себе, которая часто не соответствует собственным представлениям. Низкая самооценка, эмоционально неблагоприятное отношение к себе препятствуют восприятию пациентом новой информации, обостряя действие защитных механизмов; более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым для новой информации и нового опыта. Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и, таким образом, оказывает корригирующее эмоциональное воздействие на такой важнейший элемент системы отношений, каким является отношение к себе, практически всегда неадекватное в структуре невротической личности. Изменение отношения к себе происходит, с одной стороны, под влиянием нового знания о себе, а с другой — в связи с изменением эмоционального компонента этого отношения, которое и обеспечивается в основном за счет эмоциональной поддержки. Следовательно, эмоциональная поддержка не только создает условия для успешного протекания психотерапевтического процесса в группе, но и сама по себе является психотерапевтическим фактором, участвующим в коррекции по меньшей мере одного звена системы отношений — отношения к себе.
Другим межличностным механизмом психологической коррекции являются направленное психотерапевтическое воздействие, конфронтация участников группы с собственными отношениями, проблемами, эмоциями и поведением, которая осуществляется посредством обратной связи между каждым из членов группы и группой как целым. Благодаря ее наличию каждый из участников группы получает информацию о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает его поведение, как он воспринимается другими, в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадек-
ватную реакцию, каковы цели и мотивы его поведения, насколько его поведение способствует достижению этих целей, какие эмоциональные и поведенческие стереотипы характерны для него. Обратная связь дает возможность участнику группы понять и оценить значение собственной роли в типичных для него межличностных конфликтах и через это глубже понять собственные невротические проблемы