Теоретические концепции групповой психотерапии
Б. Д. КАРВАСАРСКИЙ (СССР), С. ЛЕДЕР (S. LEDER) (ПНР)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ОТДЕЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ И ПСИХОТЕРАПИИ
ЛЕНИНГРАДСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА
Б. Д. КАРВАСАРСКИЙ
Для понимания специфики возникновения и развития психотерапии в СССР существенным является учет ее исторических предпосылок. Уже в дореволюционные годы она строилась на гуманистических традициях выдающихся русских врачей-клиницистов — С. П. Боткина, И. Е. Дядьковского, Г. И. Захарьина, В. Я. Мудрова, А. Я. Яроцкого. Важный вклад в развитие русской психотерапии был внесен трудами В. М. Бехтерева, одного из пионеров «коллективной психотерапии».
На становление психотерапии в Советском Союзе существенное влияние оказала «патогенетическая концепция психотерапии». Основные положения ее как системы личностно-ориентированной психотерапии были сформулированы на основе психологии отношений еще в 30—40-х годах. Одним из фундаментальных положений последней явилось понимание личности как системы отношений индивида с окружающей социальной средой. Начало исследований личности как системы отношений связано с именем одного из основателей русской медицинской психологии, сотрудника В. М. Бехтерева А. Ф. Лазурского (1923). В дальнейшем его исследования были продолжены и развиты учеником В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищевым, которому и принадлежит более детальная разработка этой концепции личности как
в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике медицины и в особенности к учению о неврозах и психотерапии.
Отношение к проблеме личности неразрывно связано с вопросом о соотношении биологического и социального в человеке. Задавая себе вопрос, является ли личность биосоциальным или социальным образованием, В. Н. Мясищев дает на него следующий ответ: «Считая, что личность представляет собой высшее психическое образование, обусловленное общественным опытом человека, подчеркивая необходимость разграничения понятий «условия личности» и «саму личность», я полагал, что в материалистическом понимании личности биологически-органическое неразрывно связано с социальным, но не является ни личностью, ни ее частью, а только условием личности».
Главной характеристикой личности В. Н. Мясищев считает систему ее отношений, прежде всего отношений с людьми, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях. Отношения представляют сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни. Эта связь выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, поэтому они и являются движущей силой личности. Выступающим в качестве важнейшего структурообразующего компонента по отношению к другим психологическим явлениям — психическим процессам, свойствам и состояниям — отношениям личности присущи следующие особенности: уровень активности отношений, соотношение рационального и иррационального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного в отношениях, устойчивость или неустойчивость отношений, их широта или узость, рациональная и эмоциональная обусловленность отношений и др. Личность проявляется в различных областях отношений: это прежде всего социальные отношения и взаимоотношения; отношения в семье, на производстве, к труду и др. В структуре отношений особенно важным является отношение человека к самому себе. Значимость последнего определяется тем, что отношение к себе является одним из компонентов самосознания (самосознание: самопонимание, самооценка, саморегуляция). Именно отношение к
себе, будучи наиболее поздним и зависимым от всех остальных, завершает становление системы отношений личности и обеспечивает ее целостность [Ананьев Б.-Г., 1969]. В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, выраженность, большую значимость, они становятся характерными для личности и в этом смысле превращаются в черты характера, оставаясь отношениями [Лазурский А. Ф., 1923; Ананьев Б. Г., 1969].
Особое значение категории отношения («психологического отношения») для разработки проблемы личности в советской психологии, в том числе в медицинской психологии, отмечают М. М. Кабанов (1978), А. Е. Личко (1979), Б. Ф. Ломов (1981) и др.
Психология отношений, являющаяся специфической концепцией личности в советской психологии [Шорохова Е. В., 1980], имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей их клинических проявлений, лечения и предупреждения. Особенно важно здесь понятие значимых отношений личности, столкновение которых с несовместимой с ними жизненной ситуацией может служить источником нервно-психического патогенного напряжения.
Невроз с позиций психологии отношений — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-пси-ческое расстройство. Психологический конфликт при этом рассматривается с позиций диалектического единства объективных и субъективных факторов его возникновения и развития, его социальной, нейрофизиологической и психической природы. Наряду с выделением в качестве основы конфликта несовместимости, столкновения противоречивых отношений акцентируется внимание на том, что при конфликте речь идет о нарушении не любых, а обобщенных, особенно значимых для данной личности отношений, и что присущие конфликту переживания становятся источником психогенной декомпенсации лишь в том случае, если они занимают центральное место в системе отношений личности к действительности.
Указанные положения явились основанием для формулирования основных целей и задач патогенетической или личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии при неврозах [Мясищев В. Н., 1960; Карвасарский Б. Д., 1985]. Этими целями и за-
53:,
дачами являются: 1) глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования его системы отношений; 2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния и симптоматики; 3) достижение у больного осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием; 4) помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, при необходимости — изменение его объективного положения и отношения к нему окружающих; 5) изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и в свою очередь ведет к улучшению как субъективного самочувствия больного, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования.
На протяжении длительного времени в практике советской психотерапии достижение указанных целей осуществлялось главным образом методом индивидуальной психотерапии. Ничего не меняло периодическое обращение к приемам так называемой «коллективной психотерапии», так как и в этом случае система межличностных групповых взаимоотношений и ее психотерапевтический потенциал использовались весьма ограниченно.
В условиях возрастающего признания психотерапии, все большей интеграции ее в медицине в последние два десятилетия постоянно возрастал интерес к различным формам групповой психотерапии, основанной на сознательном и целенаправленном использовании всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками (т. е. групповой динамики) в лечебных целях [в отличие от психотерапии в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, поведенческие методы), которые применялись у нас ш ранее и где ведущим групповым феноменом, используемым психотерапевтами, является групповая индукция].
Разработка системы групповой личностно-ориен-тированной (реконструктивной) психотерапии, которая позволила бы более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности и перестройку се путем воздействия на все основные компоненты отношения —
познавательный, эмоциональный и поведенческий, начала осуществляться главным образом в последнее десятилетие *. В значительной мере этому способствовали совместные научные исследования советских психотерапевтов с учеными ПНР, ГДР и других социалистических стран.
В соответствии с изложенными выше общими целями и задачами групповой личностно-ориентирован-ной (реконструктивной) психотерапии последняя позволяет достичь терапевтического эффекта посредством, с одной стороны, осознания и понимания роли собственных личностных особенностей в возникновении межличностных конфликтов (а опосредованно — и невротических симптомов), с другой — реальной коррекции неадекватных реакций и форм поведения, что и является главной предпосылкой восстановления здоровья и полноценного функционирования личности при психогенных расстройствах. Эта форма групповой психотерапии оказывается также эффективной при многих соматических заболеваниях, их лечении и профилактике, реализуя возможности восстановления таких определяющих качеств личности, как сознательность, самостоятельность и социальность.
На развитие советской групповой психотерапии в рамках патогенетической концепции в последний период влияние оказывают исследования, в которых рассматривается воздействие на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик — психических процессов, свойств и состояний — общения, выступающего в качестве специфической формы деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального поведения [Бода-лев А. А., 1979].
Роль общения в формировании личности и основных ее структурных компонентов подчеркивается и другими известными советскими психологами — Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым. Так, Б. Ф. Ломов (1971) отмечает, что именно процессу общения принадлежит особенно важная роль в обмене
* См. коллективные публикации: «Групповая психотерапия при неврозах и психозах» (Л., 1975), «Клинико-психологические исследования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях» (Л., 1979), «Исследования механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях» (Л., 1982), «Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях» (Л., 1988).
идеями, интересами, передаче черт характера, формировании установок и позиций личности.
В качестве некоторых перспективных задач и путей развития групповой личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии могут быть указаны следующие. На данном этапе развития групповой психотерапии возрастает актуальность дальнейшей разработки ее клинических аспектов, более дифференцированного ее применения с учетом клинического и патогенетического своеобразия болезни, чему в случае неврозов могло бы способствовать понимание разных их форм как ртзличных вариантов болезненного восприятия и процесса переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком. Этот принцип индивидуализации сохраняет свое значение и в случае групповой психотерапии. Необходимо уделять большее внимание к отношениям личности, как к отражению общественных отношений, опосредованию межличностных отношений общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Это позволило бы наряду с групповой психотерапией разрабатывать методы и формы собственно коллективной психотерапии, изучать социально-психологическую природу психотерапевтического коллектива, его структуру, социально-психологические процессы, сопровождающие развитие психотерапевтической группы в коллектив [Петровский А. В., Туревский М. А., 1979]. Дальнейшей разработке теоретико-методических вопросов групповой и коллективной психотерапии в настоящее время содействует расширяющийся опыт теоретических исследований и работы групп «социально-психологического тренинга», осуществляющих в СССР с позиций социальной психологии, прежде всего таких ее разделов, как социальная психология личности, групп и коллективов, психология общения, познания людьми друг друга.
При планировании и осуществлении исследований, относящихся к вопросам о механизмах и эффективности групповой психотерапии, мы полагаем, что изучение их не может сводиться к выделению и исследованию отдельных показателей, какими бы важными они не представлялись, но должно прежде всего учитывать взаимодействие многочисленных и многомерных переменных, касающихся метода, психотерапевта, группы, пациента, а также дополняться исследованиями клинических, нейрофизиологических, нейрохимических и
;5б
других биологических характеристик больных, исходя из того бесспорного факта, что изменения, происходящие в пациенте и являющиеся конечной целью любого психотерапевтического воздействия, относятся к различным уровням интеграции и функционирования организма и определяются взаимодействием многих факторов различной природы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
КЛИНИКИ НЕВРОЗОВ ИНСТИТУТА
ПСИХИАТРИИ И НЕВРОЛОГИИ В ВАРШАВЕ*
С. ЛЕДЕР (S. LEDER)
Бурное развитие медицинских наук за последние два столетия способствовало изменению теоретических систем, объясняющих причины и сущность болезней и появление новых лечебных методов, а также понимание различных расстройств, особенно невротических, содержание и сфера проявления патологических явлений.
Вместе-с тем изменились роль и значение психологического воздействия и общения с пациентом в процессе выздоровления. В конце XIX века появились первые внутренне стройные психотерапевтические системы, в которых были предприняты попытки разграничения с помощью психологических средств специфических и неспецифических влияний. Они послужили теоретическим обоснованием для двух основных методов воздействия, направленных на эмоциональную сферу больных (суггестивные методы) либо на интеллектуальную (методы убеждения). ^последующие годы изменялись значение, придаваемое каждому методу, относительная роль и оценка их эффективности, все
* Теоретическую концепцию невротических расстройств и психотерапии, представленную в данной работе, трудно назвать вполне оригинальной. Она формировалась под значительным влиянием теоретических концепций многих авторов и школ, на основе собственного клинического, организационного и дидактического опыта Клиники неврозов, а также исследовательских работ членов ее коллектива. Результаты были опубликованы во многих работах, представлены в отчетах и рефератах на международных и национальных съездах, в 1 докторской и 14 кандидатских диссертациях. Эта концепция является, таким образом, результатом раздумий и дискуссий членов коллектива Клиники неврозов Института психиатрии и неврологии, она была и является ориентиром в лечебной и научно-исследовательской деятельности и способствует дальнейшим творческим поискам.
, 57
в большей степени уточнялись их цели: способствовать формированию суждений, чувств и поведения, другими словами, изменить установки пациентов. Исследования процессов воздействия, формирования и модификации установок в значительной степени способствовали более глубокому познанию и пониманию явлений и закономерностей, связанных с воздействием на больных с помощью психологических методов. В принципе они подтверждают точку зрения на сущность психотерапевтического процесса, заключающегося в передаче пациентам определенных суждений, убеждений и системы ценностей, во влиянии на их эмоциональное состояние и побуждение к новым типам поведения и способам реагирования.
Поведение психотерапевта, используемые им методы, его суждения и обоснования своих действий могут быть очень разными, однако это не отрицает того, что суть его деятельности сводится к указанным явлениям. Это относится и к тем формам терапевти- -ческого воздействия, в которых психотерапевт является в меньшей степени руководителем и где он побуждает пациента к самостоятельной активности. Конечно, стиль поведения любого психотерапевта в значительной мере зависит от тех теоретических предпосылок, которыми он руководствуется в своей практике, однако он в значительной степени зависит и от личности самого психотерапевта, ситуации, в которой происходит воздействие, а также от поведения и особенностей пациента.
Эти взаимосвязанные между собой факторы оказывают существенное влияние на оценку психотерапевтом состояния пациента, прогноз и выбор психотерапевтических методов, эмоциональное отношение к больному, содержание и характер коммуникации и интеракций и, таким образом, на возникновение специфической связи — терапевтической.
Однако результат психотерапии в значительной мере зависит от характеристик самого пациента, таких как мотивация к лечению психотерапией, интеллект, заинтересованность в самоэксплорации, система ценностей, интроверсия, активность, возраст, длительность расстройств, симптомокомплекс, диагноз, интенсивность, характер заболевания и т. д. Наличие нескольких неблагоприятных факторов определяет непривлекательность пациента для психотерапевта и увеличивает вероятность неудачного исхода лечения. Разу-
I
меется, даже положительный результат лечения по нескольким критериям не гарантирует от последующего возврата расстройств.
Для оптимального выбора способов воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей лечения в относительно короткое время, необходимы благоприятное сочетание психотерапевта и пациента, точное определение типа изменений, происходящих в различных сферах функционирования больных, проходящих курс лечения с помощью различных терапевтических методов и техник. Необходимо установить целесообразность сочетания различных методов, их эффективность при разных типах расстройств и в различных областях функционирования личности после проведения дифференцированного анализа этиопатоге-нетических факторов, важных для отдельных пациентов. В процессе психотерапевтических интеракций обозначаются роли их участников и вырисовываются надежды больных, для которых психотерапевты — воплощение силы и доброй воли, обладающие знанием, опытом и формальными правами.
Психотерапевт может стать для участников группы основным источником информации и опорой, он играет главную роль в неравноправных отношениях, поскольку пациенты дезориентированы, они не в состоянии справиться со своими недугами и нарушениями своего функционирования, больные ищут облегчения, испытывают страх и страдания. Они ждут от психотерапевта удовлетворения самых важных актуальных потребностей, им необходимы информация, контакт и эмоциональная поддержка. Психотерапевт, осуществляя руководство, проявляя понимание, симпатию и доверие, может придать больным уверенность в том, что он хочет и сумеет им помочь. Психотерапевт оказывает влияние на пациента, особенно в процессе катарсиса, посредством успокоения, предоставления информации, советов и указаний путем внушения, убеждения, а также облегчения проявления эмоционально-значимого содержания.
В этот период существенное значение имеет информация относительно характера и причин расстройств и заболевания, методов лечения и устранения симптомов, будущего пациента. Удовлетворение потребностей, учет его особенностей и состояния облегчаются, если у психотерапевта имеется определенная теоретическая концепция, и он действует в ее рамках, если
он является подлинным и привлекательным источником помощи, а больной полон надежды и веры. Поэтому столь важны престиж и авторитет медицины, убежденность психотерапевта в своей компетенции. Также очень важно учитывать и состояние беспомощности пациента, его пассивную позицию в этом периоде.
Указанные факторы в значительной степени определяют эффективность психологического воздействия, являясь неспецифическими элементами любого терапевтического поведения, они .оказывают огромное влияние на психику и через кортико-висцеральные и нейрогуморальные механизмы на функционирование организма больного в целом. У больного, получившего и трансформирующего важные для себя познавательные и эмоциональные сигналы, в результате отреаги-рования отрицательных эмоций уменьшается чувство беспокойства и угрозы, снижается уровень активации в ЦНС.
В результате процесса пассивного научения, облегчающего формирование новых суждений и поведения, появляются сложные психофизиологические изменения, так называемый плацебо-эффект. Плацебо-эффект является неотъемлемой составляющей каждой интеракции между «врачевателем» и пациентом, его благотворное воздействие известно со времени возникновения медицины. Проявление плацебо-эффекта является существенным условием лечения различных пациентов, особенно тех, кому для достижения положительных изменений необходимо продолжение психотерапевтического воздействия в форме систематической, плановой и сознательной терапии.
Общепринятым является мнение, что психотерапия является основным методом лечения пациентов с невротическими расстройствами и нарушениями личности, в возникновении которых существенное значение имеют неправильное протекание процесса социализации индивида и стрессовые для него психосоциальные факторы. У некоторых индивидов наличие неправильно сформированных личностных особенностей вызывает появление неадекватных установок, это в свою очередь приводит к тому, что они чаще попадают в состояния чрезмерного психофизического стресса, к которому они менее устойчивы в силу его специфического для них значения.
Поэтому в трудных для себя ситуациях, особенно
I
при переживании внутренних и внешних конфликтов, они реагируют не быстро проходящими, функциональными реакциями, а длительными нарушениями в психологической, физиологической или социальной сферах^ Эти расстройства, периодически усиливаясь, могут приводить к декомпенсации — невозможности конструктивно противостоять жизненным проблемам и симптомам болезни. Поэтому к помощи психотерапии прибегают и те пациенты, которые, кроме симптоматического улучшения, нуждаются в изменении установок или самой личности. Считается, что только достижение этих целей может обеспечить длительное улучшение и лучшее социальное функционирование. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы пациенты поняли суть переживаемых конфликтов и проблем, видели нерациональность и неэффективность своих способов их решения, более реалистично воспринимали действительность, свои потребности, стремления, возможности, мотивы поведения, осознавали переживаемые эмоции, понимали, как они влияют на их поведение, сознательно научились управлять собой и своей активностью, лучше выполнять социальные роли, творчески преобразуя себя и окружение.
Научение новым установкам имеет целью приобретение навыков эффективного и адекватного решения проблем, особенно проблем межличностного общения, содержащих большой эмоциональный заряд. Представляется, что нарушения возникают в результате неправильного восприятия и неправильной оценки существующих проблем, неадекватного подхода к поиску оптимальной стратегии решения, догматичности ранее сложившихся подходов и взглядов, трудностей в верификации выдвигаемых гипотез, обусловленных усиливающимся сопротивлением.
Сопротивление может проявляться в неадекватном использовании защитных механизмов, затрудняющем восприятие информации, не совпадающей с имеющимися взглядами, и изменениях оценок и поведения.
Выбор способа решения проблемы затрудняется препятствиями, которые надо преодолеть, боязнью неудачи, новизной способа и т. д. Кроме того, у пациентов с расстройствами подобного типа содержание и протекание перцептивно-познавательных процессов подвергаются серьезным нарушениям в результате действия сильных и неадекватных эмоций и мотива-
ции, дезорганизующих управление организмом и ведущих к расстройствам его функционирования.
В этих условиях совершенствование навыков самостоятельного решения проблем означает возрастание творческих возможностей личности, развитие гибкости мышления, способности видеть проблему и выбирать оптимальный метод ее решения. Это также означает уменьшение отрицательного влияния эмоций на интеллектуальные процессы. Изменения подобного типа могут произойти у некоторых пациентов в результате передачи им «готового знания» (пассивное научение). Однако для большинства пациентов более эффективным представляется развитие умения самостоятельно приобретать знания, как «готовые», так и «открываемые». Эффективным методом достижения этой цели является проблемное научение или создание проблемных ситуаций, постановка их перед пациентами, побуждение к самостоятельному анализу, поиск идей (стратегии) для решения проблем, их верификации в деятельности, особенно в сфере социально-эмоциональной интеграции в отношениях с другими людьми.
Процесс как пассивного, так и активного научения может способствовать устранению расстройств и недостатков в двух сферах социального функционирования личности, а именно: в сфере развития чувства тождественности и автономности и стремления к социальной интеграции.
Многое говорит за то, что наиболее адекватным контекстом и инструментом, способствующим достижению этой цели, является группа. В группах, в результате их специфических характеристик и особенностей, происходит социальная интеграция, конфронтация индивида с социальными требованиями и ожиданиями, появляется необходимость активного и творческого решения возникающих проблем и выполнения соответствующих заданий. В процессе групповой психотерапии используются различные особенности групп и механизмы их действия, причем меньшую роль играют те из них, которые связаны с давлением на индивида либо способствуют явлению «эмоционального заражения». Группа объединяет множество источников и потребителей информации. В результате участия в дискуссиях высказывания и утверждения становятся более взвешенными и объективными, проще выявляются ошибки в мышлении и в умозаключениях, нереальные стремления отдельных членов стано-
I
вятся более адекватными, группа принимает решения с более высокой степенью риска, чем отдельные участники, возрастает число и расширяется диапазон получаемой обратной информации, появляется возможность для сравнений.
Подобные явления заметнее в более сплоченных группах, где наблюдается больше согласия и акцептации целей внутриличностной и межличностной деятельности, работе по заданиям, методах их выполнения. В таких группах после удовлетворения потребностей в аффилиации и безопасности появляется чувство принадлежности и солидарности, участники больше любят друг друга и ценят групповую принадлежность. В психотерапевтических группах в свободной и доброжелательной атмосфере большая сплоченность способствует более эффективному протеканию процесса познания себя, стереотипов своих отношений с окружающими, сравнению своих проблем с проблемами остальных участников, знакомству с тем, как члены группы воспринимают, наблюдают и реагируют на поведение, высказывания, проявления эмоций.
Такая группа более эффективно контролирует индивида, показывает ему действительность, отвергает неправильные и односторонние суждения, критикует нереальные стремления, раскрывает подлинные мотивы и причинные связи, высвобождает эмоции, конфронти-рует исполняемые роли и динамику разделения власти. У пациента имеется возможность для познания законов образования и функционирования группы, он принимает участие в установлении общих норм и целей, их претворения в жизнь, решении проблем руководства, соперничества между индивидами и подгруппами, изменении поведения девиантов, разрешении конфликтов в результате прохождения фаз ориентации, оценки, контроля — одним словом, пациент участвует в создании и улучшении функционирования определенной микросреды.'
Все эти явления и механизмы психотерапевт может использовать при реализации поставленных целей воздействия и научения. Цели, к которым стремится психотерапевт, зависят от различных факторов. Они влияют на состав группы с точки зрения однородности и числа участников, на репертуар, диапазон и степень используемых форм активности и коммуникации. Зная законы динамики и фазы развития группы, психотерапевт может использовать ее лечебные
особенности, модифицируя личное поведение и используя различные техники в зависимости от состава, характера и фазы развития группы. Меньшая степень руководства и активности, ограниченная авторитарность способствуют большей самостоятельности в работе группы, становящейся источником воздействия. Активное соучастие пациента в работе группы, участие в общих действиях всех членов способствуют росту его самостоятельности и независимости, появлению чувства уверенности и удовлетворенности, повышению способности устанавливать эмоциональные связи с окружающими.
Участие в различных формах групповой активности в рамках малых и больших трупп облегчается организацией жизни в лечебном учреждении на принципах терапевтического сообщества. Речь идет о системе социально-психологического воздействия, основанной на принципах равной, общей ответственности и активности пациентов. Эта система побуждает пациентов принимать участие в достижении общих целей в установлении норм, принятии решений в условиях свободного обмена информацией, при отсутствии жесткой иерархии и автократического контроля.
Эти процессы ускоряют разнообразная активность, широкий диапазон ролевого участия пациента, в том числе и в таких формах, как психодрама и пантомима, исполнение разнообразных функций в терапевтическом сообществе и лечебных ситуациях.
Навыки, приобретенные пациентом в ходе процесса активного научения, главными механизмами которого являются познавательное научение, социальное обусловливание и моделирование, в значительной степени подвергаются переносу на внетерапевтические ситуации, т. е. используются для решения проблем, возникающих в условиях нормальной жизни.
ГЛАВА 4