Определение и классификация групповой психотерапии

С. ЛЕДЕР (S LEDER) (ПНР)

На материале исторического обзора развития пси­хотерапии, краткого и, разумеется, упрощенного опи­сания возникновения и формирования современных основных направлений можно сказать, что психотера­пия является целесообразной и эффективной формой лечебного воздействия. Подобное заключение пред­ставляется верным с учетом общих принципов, мно­гочисленных клинических данных и результатов исследований, тем не менее необходимо его научное обоснование. Многие вопросы, касающиеся сути, целей, механизмов воздействия, сферы показаний, наиболее эффективных методов и техник для отдель­ных пациентов, роли и способов функционирования психотерапевта, места в комплексной терапии, целе­сообразности сочетания с другими лечебными мето­дами, фаз и закономерностей протекания группового процесса, остаются открытыми. В настоящее время отсутствует общая теоретическая концепция, которая бы признавалась несомненным большинством психоте­рапевтов.

Существующие подходы к основным и частным проблемам чаще всего прямо противоположны, пред­лагаются различные определения и классификация групповой психотерапии. Мы считаем, что следует рассмотреть некоторые из них. Например, S. Schcid-linger (1957) считает, что групповая психотерапия является психологическим процессом, в ходе которого профессионально подготовленный практик использует эмоциональные интеракции, возникающие в специаль­но созданных малых группах для «исправления» деформаций у тщательно подобранных индивидов... Цель групповой психотерапии состоит в лечении или снижении выявленной патологии путем сознательного применения специфических техник в специально со­зданных и организованных группах». Согласно точке

зрения R. Battegay (1967), она может быть методом, с помощью которого психотерапевт осуществляет лечение нескольких пациентов, или методом, с исполь­зованием которого группа больных вместе с психо­терапевтом или несколькими психотерапевтами уча­ствует в психотерапевтической работе. P. Petersen (1980) полагает, что групповая психотерапия—это вербальный метод и работа по разрешению конфлик­тов и изменению поведения в группе, однако он пред­лагает использовать более широкое понятие «группо­вая психотерапевтическая деятельность», поскольку она включает в себя любое систематическое програм­мирование регулярной активности, имеющей целью оказание помощи пациенту в группе.

Приведенные определения иллюстрируют различия в существующих взглядах, отражают разные подхо­ды к обсуждаемым проблемам. Приведем некоторые из них.

J. Moreno (1948), исходя из характеристики трех критериев—субъект, фактор и средство (медиум) психотерапии использует двухполюсные категории. Для субъекта (группа), рассматриваемого по составу, месту и цели лечения, характерны следующие черты: состав — аморфный или структурированный (напри­мер, по диагнозам), место лечения—естественная среда или специально созданная организационная структура (например, больница), цель психотера­пии — ликвидация симптомов и вызывающих их причин. Фактор психотерапии характеризуется источ­ником и формой воздействия. Источником воздействия может быть психотерапевт (вместе с котерапевтом) и любой член группы. Форма воздействия может быть спонтанной и свободной, запланированной и выучен­ной. Средство психотерапии рассматривается по спо­собу (модальности) воздействия, его характеру и происхождению. Можно воздействовать, используя вербальную активность (лекцию, дискуссию), психо­драматическую активность или иную действенную форму (например, музыку, танец). Медиум может иметь запрограммированный характер, быть в кон­тексте «лицом к лицу» или находиться на расстоянии (радио, телевидение).

R. Corsini (1953), опираясь на три критерия — позицию психотерапевта, способ общения, форму активности участников группы и на цель психотерапии, предлагает классифицировать используемые в группе

методы по следующим категориям: 1) директивно-вербально-поверхностные (имеющие целью достиже­ние симптоматического улучшения); 2) директивно-вербально-глубинные (направленные на изменение лич­ности); 3) директивно-действенно-поверхностные; 4) директивно-действенно-глубинные; 5) недирективно-вербально-поверхностные; 6) недирективно-вербально-глубинные; 7) недирективно-действенно-поверхност­ные; 8) недирективно-действенно-глубинные. Подобная классификация не учитывает важный критерий — ха­рактер терапевтического фактора.

С. С. Либих (1974) считает, что классификация психотерапевтических методов может быть проведена с учетом их содержания и целей, а используемые технические процедуры должны служить дополнитель­ным критерием. Он предлагает деление на два основ­ных метода групповой психотерапии: патогенетиче­скую, или причинную, и симптоматическую. В первой С. С. Либих выделяет следующие разновидности: 1) работа над психогенезом; 2) мотивированное суг­гестивное воздействие; 3) лечебное перевоспитание; 4) лечебный тренинг и реадаптация. Групповую симпто­матическую психотерапию он подразделяет на: 1) ус­покаивающую; 2) разъясняющую; 3) отвлекающую внимание; 4) активизирующую; 5) опосредованное суггестивное воздействие. С. С. Либих предлагает учитывать третью разновидность групповой психо­терапии — аутопсихотерапию, а в ее рамках группы, использующие аутосуггестию, самовоспитание и ауто­генный тренинг.

Американский автор М. Lakin (1976) с учетом типа активности предлагает общий термин «пережи­вающие группы», которые он подразделяет, исходя из целей активности, на терапевтические, тренинговые, encounter, развивающие, самопознавательные, сен­ситивный тренинг.

К. Hock (1976) разработал классификацию, осно­ванную на выделении главного действующего фактора: 1) суггестивные группы (гипноз, аутотренинг, релак­сация)^) информирующие (дидактические, дискусси­онные, тематические, концентрация на участнике, лабо­раторный тренинг); 3) активирующие (учебные, спор­тивные, музыкальные, танцевальные, гимнастические, двигательные); 4) действующие (пантомимические, драматические, с использованием ролевой игры, марио­нетки и т. п.); 5) динамические (групповой анализ, пси-

хоаналитические, групповая психотерапия, динамиче­ская групповая психотерапия, группы Балинта, сен­ситивный тренинг, тренинговые). К. Hock считает, что только динамические группы можно отнести к групповой психотерапии, остальные следует считать терапевти­ческими.

Иные критерии использует в своей классификации P. Petersen (1980), считающий, что нужно исходить из следующих трех категорий: лечебное средство, социальная форма группы, степень свободы терапев­тического процесса. По первому критерию P. Petersen выделяет: 1) терапию телом и тела (двигательные группы, пантомимические, ритмические, танцевальные, игровые, биоэнергетические и т. п.); 2) терапию искус­ством (живопись, рисунок, скульптура, музыка и т. п.); 3) социальную терапию (семейные группы, супружеские, терапевтическое сообщество и т. п.); 4) вербальную терапию (психотерапию): а) глубин­ную (клиент-центрированная психотерапия, психо­драма, психоанализ); б) коммуникативную (сенситив­ный тренинг, групповая динамика); в) поведенческую; г) креативную (импровизация и инсценировка сказок, пьес и т. п.).

Применительно ко второму критерию — социальная форма (группы) — P. Petersen анализирует отношения между группой и индивидом, кроме того, он учитывает, где приведены в действие лечебные силы, т. е. в группе или индивиде и на основе этого предлагает выделить: 1) терапию группой; 2) терапию в группе; 3) терапию группы.

Третий критерий — степень свободы группы — предполагает, что группа занимает определенное место на континууме, на одном конце которого — крайняя структурализация, на другом — полная импровизация активности участниками группы.

Приведенные классификации и используемые критерии подтверждают актуальность высказывания W. Hulse (1948): «групповая психотерапия является не очень четко определенным лечебным методом, включающим в себя многочисленные и разнообразные процедуры, имеющие между собой мало общего». Хотя приведенные классификации не удовлетворяют всем необходимым требованиям, тем не менее каждая из них в сфере своего действия является полезной вспомогательной «ориентировочной картой» в таком обширном и сложном лабиринте проблем. Мы пола-

гаем, что групповой психотерапией можно назвать такой лечебный метод, который сознательно, плано­мерно и систематически применяется в небольшой организованной группе, где психотерапевт и участники используют вербальные и невербальные методы воз­действия на пациента и группу и принимают активное участие в терапевтической деятельности. Групповая психотерапия имеет целью улучшение состояния здо­ровья, изменение установок и по возможности лично­сти пациентов.

Из приведенного определения следует, что мы не ставим сам факт признания группы как психотерапев­тической в зависимость от таких критериев, как используемые методы и техники, теоретические прин­ципы психотерапевтов и стиль их поведения, способы интеракций участников или одной исключительной цели — групповой активности. Участниками психотера­певтической группы являются больные или индивиды с расстройствами, воспринимаемыми как болезнь, как окружающими, так и самой личностью, поэтому главная задача заключается в уменьшении или лик­видации субъективных недомоганий и объективных трудностей в социальном функционировании пациен­тов. По отношению к индивидам, имеющим невроти­ческие расстройства и нарушения личности, у которых применение психотерапии наиболее обосновано и по­казано, желательным является изменение личности. Однако, если стремиться исключительно к достижению этой цели, не обращая внимания на чрезвычайно разнообразные сложные детерминации и обусловлен­ность симптомов и расстройств, если не учитывать их влияния на жизнь пациента, можно легко попасть в тупик, ставя перед собой и больным нереальные и неразрешимые проблемы. Во многих случаях измене­ния личности не являются обязательным условием улучшения состояния здоровья, в других они могут быть как бы «побочным продуктом» такого улучшения и последующей ресоциализации пациента.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации