Xiv. гипнотизм и высшая школа
Постулят, приведенный в конце последней главы, доказывает самым наглядным образом,— даже если предыдущие главы в том еще не убедили читателя,—-что врачу необходимо изучить и уразуметь внушение. К сожалению, в этом отношении дело обстоит еще плохо. В вопросах, касающихся внушения, врачи большей частью сами еще профаны и невежды.
Здесь обнаруживается большой пробел нашего медицинского образования. Не только в вопросе о внушении, но и в психологии и психофизиологии врачи большей частью в высокой степени невежественны и потому неспособны усвоить учение о внушении. Представление о последнем они имеют почти такое же, как профаны, и так как отношение психологии к физиологии мозга для них все еще „область темная, неприветливая", то довольно часто без всякой критики перескакивают от „материализма" к „спиритизму" или, по крайней мере, к теософии". Весь курс своего учения, от начала до конца, они, врачи, проходят, не изучив большого мозга и его влияния на организм. Только немногие из них впоследствии стараются основательно ознакомиться с этими вопросами. Но мыслимо ли нормального и патологического человека уразуметь когда либо без его мозга и функций последнего?
Этим и объясняется бесчисленное количество грубейших ошибок со стороны многочисленных наших специалистов, ищущих в периферии тела причины центральных страданий, ибо психофизиологический механизм им непонятен.
Одного указания на этот пробел достаточно, чтобы понять, что восполнение его стало настоятельной потребностью. Изучение новейшей психологии, психофизиологии, учения о внушении и психоанализа, последних двух с небольшой клиникой или поликлиникой, должно быть введено в программу каждого медицинского факультета.
Лишь тогда станет возможна успешная борьба с суеверием и медицинским шарлатанством, лишь тогда врачи сумеют избегнуть тех неприятных для сословия посрамлений, которые ныне уготовляются им профанами. При этом я разумею только успехи эмпириков, а не те посрамления, которые врачи ежедневно испытывают со стороны неврачей, обладающих психо-
логической подготовкой.— Ясно, ведь, что если врач, не знающий внушения и явлений патологических самовнушений, распознает и начнет лечить какое-нибудь несуществующее местное страдание или впадет в другую крайность и заподозрит у больного „симуляцию", он с легкостью будет посрамлен первым медицинским шарлатаном или каким-нибудь благочестивым, фабрикующим чудеса институтом. А такие посрамления действуют, точно многочисленные булавочные уколы, причиняемые науке, ее значению и достоинству. И так обстоит дело и сейчас (1918). Как показал уже Bernheim, чудеса „стигматизированной Luise Lateau, несомненно, покоятся на внушении, ибо тех-же результатов и он достигал путем внушения. То же самое, по моему мнению, должно сказать и о тех „чудесных исцелениях", которые наблюдаются в протестантских, так наз. молитвенных лечебницах.
Так, в Zeller'овском учреждении (Mannedorfe, кантон Цюрих), Zeller возлагает свою руку (правую или левую,' на обнаженную больную часть тела (возложение рук по Библии) и, повторяя эту процедуру, устраняет, смотря по надобности,— боли, параличи и т. д. Второй употребляемый там способ возложения рук—„помазание маслом" (равным образом по Библии). Руку смазывают холодным прованским маслом и возлагают, как упомянуто, на больную часть тела. На возражение, „не есть ли это магнетизм", г-н Zeller,— сам сообщивший мне этот прием и наибольшее значение приписывающий связанной с ним молитве,— отвечает ссылкою на то, что он не применяет никаких пассов (поглаживаний). Но и Нансийская школа не применяет пассов.
Из всех вышеизложенных объяснений до очевидности ясно, что на своих пациентов г н Ze!ler действует, хоть и не отдавая себе в том отчета, лишь интенсивным внушением, как словесным, так и чрез прикосновение к больной части тела. Независимо от объяснения, совершенно отличного от нашего, лечебный метод Целлера очень походит на метод суггестивной терапии Liebeault, разница состоит только в том, что им большей частью применяется внушение на яву.
Высокая этическая и культурная прерогатива центров образования и науки издревле состояла в том, чтобы факелом знания освещать мрак предрассудков и невежества. Грустно поэтому видеть, как в тех же самых центрах к учению о внушении и к новейшей психологии все еще проявляется отношение колеблющееся, боязливое и зачастую даже отрицательное, хотя никакая другая наука не способна в такой мере осветить современные наши предрассудки. Вот почему недавно был создан интернациональный Союз Медицинской психологии и психотерапии, ставящий себе задачей разработку этих дисциплин и введение их в преподавание в высшей школе.