Организация экологического контроля
Системы экологической оценки (ЭО) намечаемой деятельности сегодня используются практически во всех странах мира и во многих международных организациях, как "превентивный", упреждающий инструмент экологической политики. Экологическая оценка основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии ее осуществления. Таким образом, экологическая оценка сосредоточена на всестороннем анализе возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и использовании результатов этого анализа для предотвращения или смягчения экологического ущерба. Такой подход становится особенно актуальным по мере распространения представлений об устойчивом развитии, поскольку он позволяет учитывать, наряду с экономическими, экологические факторы уже на стадии формулировки целей, планирования и принятия решений об осуществлении той или иной деятельности.
Экологическая оценка — это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.
Согласно данному определению:
• экологическая оценка рассматривается как процесс, а не просто как данные или документы, которые получаются в результате этого процесса;
• экологическая оценка рассматривается как процесс систематический, то есть следующий определенным правилам;
• экологическая оценка не ограничивается этапом планирования, но охватывает и этап осуществления намечаемой деятельности.
Процесс экологической оценки включает следующие основные составляющие:
• анализ (прогноз) потенциальных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и оценка их значимости;
• консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений;
• использование результатов прогноза воздействий и консультаций в процессе принятия решений, относящихся к намечаемой деятельности.
Упрощенная схема ЭО могла бы рассматривать эти составляющие как последовательные этапы процесса. Такой процесс включал бы прогноз воздействий, обсуждение его результатов с заинтересованными сторонами и принятие решения о возможности осуществления намечаемой деятельности с учетом результатов прогноза и обсуждений. Однако такая "линейная" модель далека от эффективности, и не существует практически ни в одной стране. Например, как мы увидим в ходе дальнейшего изложения, есть веские основания начинать взаимодействие с общественностью еще до прогноза воздействий — при решении вопроса о необходимости экологической оценки для данного проекта или в ходе определении задач ЭО. В качестве другого примера можно отметить, что экологическая оценка оказывается наиболее эффективной в том случае, если ее материалы используются не только при принятии решения о возможности осуществлении намечаемой деятельности в целом, но и при принятии различных решений в ходе планирования и проектирования. Поэтому консультации, а также использование результатов ЭО при принятии решений следует рассматривать не как последовательные этапы, а как необходимые компоненты процесса ЭО.
Предметом экологической оценки является воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду. Под воздействием здесь понимаются те изменения в окружающей среде, которые полностью или частично являются результатом намечаемой деятельности. Прогноз и разработка мер по их смягчению являются одной из основных составляющих процесса ЭО. Систематическая, комплексная природа экологической оценки позволяет выявлять те воздействия, которые могут неадекватно учитываться стандартами, установленными для отдельных сред и источников воздействия, — прежде всего, непрямые и кумулятивные воздействия. С другой стороны, для того, чтобы такой систематический анализ был возможен, а результаты его применимы на практике, экологическая оценка должна быть сконцентрирована на наиболее важных, ключевых воздействиях. Воздействия в рамках экологической оценки рассматриваются не только с точки зрения их физической величины, но и с точки зрения их значимости для общества в целом, отдельных социальных групп и граждан.
Что же понимается под окружающей средой в контексте ЭО? В первую очередь, предметом рассмотрения в ходе ЭО являются воздействия на окружающую природную среду — природные среды, компоненты окружающей среды, ландшафт. Традиционно в ходе ЭО рассматриваются и историко-культурные ценности. Однако практически всегда экологическая оценка в той или иной мере затрагивает медицинские, социальные и экономические последствия намечаемой деятельности, связанные с воздействием на окружающую природную среду. Так, ухудшение качества окружающей природной среды может повлечь для местного населения ухудшение здоровья, последствия социального характера (например, ухудшение качества жизни вследствие сокращения возможностей для рекреации), а также экономического характера (например, падение цен на недвижимость).
Рассмотрение подобных последствий в ходе ЭО является практической необходимостью независимо от того, закреплены ли подобные требования законодательно. Это связано с тем, что экологическая оценка рассматривает воздействия на окружающую среду с точки зрения их значимости для общества в целом, отдельных граждан и групп, которая в существенной мере обусловлена именно социальными и экономическими последствиями. Поэтому провести четкую грань между воздействием на окружающую среду и воздействием социально-экономического характера (включая воздействие на здоровье) в рамках ЭО затруднительно. Это приводит к постепенному формированию представления о том, что последствия социально-экономического характера должны быть предметом систематического анализа в ходе экологической оценки.
Рассмотрим вопрос о том, какие виды деятельности являются предметом ЭО. Прежде всего, предметом экологической оценки является намечаемая деятельность проектного уровня — проекты конкретных хозяйственных объектов. Однако проекты существенно различаются по масштабу и характеру связанного с ними воздействия. Предметом ЭО могут быть не только отдельные проекты, но инициативы более высокого уровня — различные планы и программы, отраслевые схемы развития, проекты нормативных актов, которые могут иметь значительные экологические последствия.
В России и в других странах СНГ основными составляющими системы экологической оценки являются экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами, и оценка воздействия на окружающую среду, проводимая заказчиками документации, подлежащей экспертизе.
Экологическая экспертиза является превентивной мерой, которая позволяет предотвратить превышение допустимого уровня вредных воздействий на окружающую среду в результате ее эксплуатации. Основой для проведения экологической экспертизы являются нормативные показатели. Основными нормативными показателями экологичности предприятий, транспортных средств, производственного оборудования и технологических процессов являются ПДВ в атмосферу и ПДС в гидросферу. К нормативным показателям экологичности технических систем относятся также допустимые уровни физических воздействий (шума, вибрации, ЭМП и т.д.), обеспечивающие ПДУ в жилых зонах.
Экологическая экспертиза включает общественную и государственную. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды на федеральном, республиканском и региональном уровне.
Общественная экологическая экспертиза проводится общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды. Ее заключение может иметь форму рекомендации. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы.
Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может проводиться по инициативе отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.
Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.
Основные принципы экологической экспертизы сформулированы в ст. 35 Закона РФ об охране окружающей среды. Несмотря на то, что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на принципах обязательности, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участия общественности.
Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, обязательность ее проведения в тех проектах, программах, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Финансирование и осуществление работ по данным проектам и программам может быть разрешено после положительного заключения государственной экспертизы. Во-вторых, обязательность выполнения рекомендаций государственной экспертизы.
Принцип научной обоснованности означает аргументированность и научную обоснованность выводов экологической экспертизы. Они должны базироваться на принципах охраны окружающей среды и, прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающем приоритет охраны жизни и здоровья человека. Экологическая экспертиза проводится на твердой законодательной основе («Закон РФ об охране окружающей природной среды», «Закон о государственной экологической экспертизе», ведомственные инструкции Минприроды России).
Независимость и вневедомственность экологической экспертизы обеспечивают свободу заключения эколого-экспертной комиссии по результатам работы. Она должна руководствоваться фактами, отстаивать принципы охраны окружающей природной среды.
Широкая гласность о существовании опасного объекта, назначении по нему экологической экспертизы являются обязанностью государственных органов охраны окружающей среды. Обязательным является также своевременная информация этими органами населения об экологической обстановке.
Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная правом назначать подобную экспертизу. Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им могут быть как отдельные специалисты, так и целые научно-исследовательские институты. Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющиеся собственниками объекта.
Объектами экспертизы являются проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе и закупаемые за рубежом товары, а также различного вида проекты и документация, оговоренные в гл.3 Закона РФ «Об экологической экспертизе». В их числе:
-проекты генеральных планов развития территории свободных экономических зон и территории с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
-проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;
-проекты комплексных схем охраны природы РФ;
-технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств.
Особым объектом экологической экспертизы является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природной средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Ее задача - установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза. Ее задача - исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В результате экспертизы можно удостовериться в эффективности показателей качества окружающей природной среды относительно здоровья человека и охраны его генетического фонда.
Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экспертиза. Ее объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Федерации, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость в проведении эколого-правовой экспертизы состоит в обязанности, возложенной Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» на законодательные и нормативные органы.
Нормативно- техническим документом, включающим данные по использованию предприятием ресурсов и определению влияния его производства на окружающую среду, является экологический паспорт промышленного предприятия. Предприятие разрабатывает экологический паспорт за счет своих средств. Он утверждается руководителем предприятия по согласованию с территориальным органом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, где он регистрируется.
Основой для разработки экологического паспорта являются показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные документы. Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.
При эксплуатации любого вида оборудования, а также на этапе его проектирования должна проводиться экспертиза безопасности. Первый этап экспертизы может производиться как проектными, так и независимыми общественными организациями. Применительно к оборудованию и технологическим процессам, имеющим аналоги, производится расчетная оценка ожидаемого уровня опасных и вредных факторов и сопоставление полученных значений с предельно допустимыми значениями. При создании опытных образцов определяется фактическое значение этих факторов. Применительно к оборудованию и технологическим процессам, не имеющим аналогов, производится идентификация опасностей и связанных с их возникновением опасных и вредных факторов.