Программа производственной (клинической)

ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

(Блок 2. Базовая часть)

Цель: закрепление теоретических знаний по оториноларингологии, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения в ординатуре, формирование профессиональных компетенций врача-оториноларинголога, приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.

Задачи первого года обучения − сформировать у обучающихся профессиональные компетенции, включающие в себя способность/готовность:

− выстраивать корректные и доверительные взаимоотношения с пациентом и его окружением;

− к оториноларингологическому осмотру пациента (передняя и задняя риноскопия, фарингоскопия, отоскопия, непрямая ларингоскопия);

− сбора анамнеза заболевания оториноларингологического больного;

− ведения медицинской документации;

− проводить анемизацию слизистой полости носа (нижнего и среднего носового хода) с применением навивных зондов;

− проводить туалет наружного слухового прохода методом кюретажа и ирригации;

− проводить промывание лакун миндалин и туширование задней стенки глотки;

− проводить туалет полости носа больным после ринохирургических вмешательств;

− проводить переднюю тампонаду полости носа;

− проводить заднюю тампонаду носоглотки;

− проводить туалет наружного слухового прохода и перевязку пациентов после отохирургических вмешательств;

− проводить туалет среднего уха больным с мезотимпанитом;

− промывать нос методом перемещения жидкостей;

− продувать слуховые трубы по Политцеру;

− катетеризировать слуховые трубы;

− удалять инородные тела из носа, уха и ротоглотки;

− проводить пункции верхнечелюстных пазух;

− проводить тимпаноцентез (парацентез);

− проводить вскрытие и дренирование паратонзиллярного и заглоточного абсцесса;

− накладывать синус-катетер;

− проводить инфильтрационную анестезию при оториноларингологических манипуляциях и оперативных вмешательствах;

− проводить первичную хирургическую обработку (далее - ПХО) и ушивание ран наружного носа и ушной раковины;

− проводить деструкцию сосудов зоны Киссельбаха;

− проводить аденотомию и тонзиллотомию под местным обезболиванием;

− проводить интраларингиальные вливания;

− проводить прямую ларингоскопию и интубацию;

− проводить проверку восприятия шёпотной речи;

− проводить тимпанометрию и анализ её результатов;

− проводить отоакустическуюй эмиссию;

− проводить тональную пороговую аудиометрию и анализ её результатов;

− интерпретировать результаты компьютерной томографии (далее - КТ) полости носа и околоносовых пазух;

− интерпретировать результаты КТ височной кости.

Задачи второго года обучения − сформировать у обучающихся профессиональные компетенции, включающие в себя способность/готовность:

− к применению клинического мышления, дифференцируя общие и специфические признаки оториноларингологических заболеваний;

− к обращению с риноэндоскопическим оборудованием и медицинским микроскопом;

− проводить электро-, радиоволновую или лазерную каутеризацию;

− накладывать швы при ринохирургических и отохирургических оперативных вмешательствах;

− производить забор материала для гистологического исследования (в том числе проведение тонкоигольчатой биопсии);

− накладывать трахеостому;

− проводить аденотомию и тонзиллотомию под общим обезболиванием;

− проводить тонзилэктомию под местным и общим обезболиванием;

− проводить пластические операции на нижних носовых раковинах (подслизистая вазотомия, радиоволновая биполярная деструкция);

− проводить трепанопункцию;

− проводить микрогайморотомию и удаление кист и полипов из верхнечелюстной пазухи;

− проводить микро- или эндоскопическую септопластику;

− проводить эндоскопическую этмоидотомию;

− проводить полипотомию носа и уха;

− проводить радикальную операцию на верхнечелюстных пазухах;

− проводить эндоскопическую инфундибулотомию и антростомию;

− устанавливать тимпаностомический шунт;

− проводить антро- или мастоидотомию.

Категория обучающихся − врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия».

Срок обучения: 2088 академических часов.

Трудоемкость: 58 зачетная единица.

Клинические базы:

1. Центральная клиническая больница гражданской авиации г. Москва;

2. Городская клиническая больница № 36 ДЗМ.

Виды профессиональной деятельности (интерна или ординатора) Место работы Продолжитель-ность циклов (акад.час.) Формируемые профессиональные компетенции, включающие в себя способность/готовность: Форма контроля
Первый год обучения
Стационар (П.О.01)
1. Участие в еженедельных обходах заведующего отделением ЛОР- отделение работать в команде, сотрудничать, перенимать коллегиальный опыт зачет
Сбор субъективных анамнестических и катамнестических сведений (работа с пациентом) выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы ЛОР- заболеваний; использовать методикирасспроса больного, наблюдения за пациентом, сбора анамнестических сведений зачет
Сбор объективных анамнестических сведений соблюдать в своей деятельности моральные и правовые нормы, правила врачебной этики, законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну зачет
Курация больных к постановке диагноза к выполнению основных лечебных и реабилитационных мероприятий зачет
Получение добровольного согласия пациента на стационарное лечение или оформление обоснования недобровольной госпитализации использовать нормативную документацию, соблюдать законы Российской Федерации, диагностировать ЛОР-заболевание; собирать и анализировать информацию о нем, выяснять субъективные и объективные сведения зачет
Сопровождение больных на лечебно-диагностические процедуры: флюорографию, рентгенографию и томографию анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ для полноценной оценки состояния больного зачет
Участие в плановых консультациях стационарных больных сотрудниками кафедры учиться, быть субъектом педагогического процесса зачет
Общение и просветительская работа с родственниками больных использовать методы оценки медико-социальных факторов в развитии ЛОР-болезней, проводить их коррекцию, санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам зачет
Подготовка и доклад курируемых пациентов на практических занятиях, проводимых кафедрой в рамках учебных циклов к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, редактированию текстов профессионального содержания зачет
Участие в семинарских занятиях, проводимых кафедрой в рамках учебных циклов участвовать в педагогическом процессе зачет
Сопровождение и представление больных при консультациях в других стационарах анализировать закономерности функционирования органов и систем при ЛОР-заболеваниях и использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ зачет
Участие на клинических и клинико-анатомических конференциях, проводимых кафедрой и клиническими базами кафедры анализировать диагностические и лечебные ошибки, сложные казуистические случаи, представляющие научно-практический интерес зачет
Ведение медицинской документации: оформление историй болезни, выписок из истории болезни, запросов выписок, форм статистической отчетности использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении зачет
Сопровождение и представление больного комиссии МСЭ, оформление направления на медико-социальную экспертизу (форма 088\у-06). к участию в решении экспертных вопросов, социальной защиты и реабилитации больных зачет
Ассистирование при проведении спинномозговой пункции, искусственном кормлении, введении желудочного зонда Отделение реанимации выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия при неотложных и угрожающих жизни состояниях в группе ЛОР-заболеваний зачет
Поликлиника (П.О.02)
1. Участие в консультативном приеме больных сотрудниками кафедры Поликлини-ческое отделение к обучению, логическому и аргументированному анализу публичной речи профессионального содержания зачет
Амбулаторный прием больных назначать больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, определять показания и противопоказания к лечебной физкультуре, физиотерапии зачет
Заполнение амбулаторных карт ведения необходимой медицинской документации зачет
Выписка и оформление рецептов ведения необходимой медицинской документации зачет
Второй год обучения
Стационар (П.О.03)
1. Участие в еженедельных обходах заведующего отделением ЛОР-отделение работать в команде, сотрудничать, перенимать коллегиальный опыт зачет
Сбор субъективных анамнестических сведений (работа с пациентом) выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы ЛОР-заболеваний зачет
Сбор объективных анамнестических сведений соблюдать в своей деятельности моральные и правовые нормы, правила врачебной этики по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну; пользоваться методикой подбора адекватной терапии, уметь оказывать необходимую срочную первую помощь зачет
Курация больных к постановке диагноза к выполнению основных лечебных и реабилитационных мероприятий зачет
Получение добровольного согласия пациента на стационарное лечение использовать нормативную документацию, соблюдать законы Российской Федерации зачет
Участие в плановых консультациях стационарных больных сотрудниками кафедры учиться, быть субъектом педагогического процесса зачет
Общение и просветительская работа с родственниками больных оценивать медико-социальные факторы в развитии ЛОР-болезней, проводить их коррекцию, санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам зачет
Ведение медицинской документации: оформление историй болезни, выписок из истории болезни, запросов выписок, форм статистической отчетности использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении зачет
Сопровождение и представление больного комиссии МСЭ, оформление направления на медико-социальную экспертизу (форма 088\у-06) к участию в решении экспертных вопросов, социальной защиты и реабилитации больных зачет
Участие в клинических и патологоанатомических конференциях, проводимых кафедрой и клиническими базами кафедры, доклады сложных клинических случаев к анализу, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания зачет
Решение вопросов временной нетрудоспособности, оформление листков нетрудоспособности применять различные реабилитационные мероприятия использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (приказы, рекомендации) зачет
Участие в медицинском обследовании пациентов по направлению призывной комиссии, сбор сведений, подготовка документов для военно-врачебной комиссии (далее - ВВК), оформление акта исследования состояния здоровья призывника анализировать социально-значимые проблемы, выявлять у пациентов основные признаки ЛОР-заболеваний, использовать алгоритм постановки диагноза, использовать нормативную документацию зачет
Работа в приемном отделении стационара Приемное отделение     к распознаванию основных патологических симптомов и синдромов ЛОР-заболеваний, к предварительной диагностике и организации последующих необходимых мероприятий зачет
Проведение ЭЭГ, расшифровка и описание электроэнцефалограмм Электроэнцефалографический кабинет, энцефалографический кабинет анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, использовать основные методики обследования и оценки функционального состояния организма зачет
Поликлиника (П.О.04)
Амбулаторный прием больных ЛОР- отделение (кабинет)   назначать больным с заболеваниями уха, горла и носа адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, определять показания и противопоказания к лечебной физкультуре, физиотерапии зачет
Заполнение амбулаторных карт, выписок из амбулаторных карт, направлений в стационар ведения необходимой медицинской документации зачет
Оказание консультативной ЛОР-помощи в других медицинских организациях к сотрудничеству и разрешению конфликтов; выявлению основных признаков ЛОР-заболеваний зачет
Выписка и оформление рецептов ведения необходимой медицинской документации зачет
Решение вопросов временной нетрудоспособности, оформление листков нетрудоспособности применять различные реабилитационные мероприятия использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (приказы, рекомендации) зачет

Наши рекомендации