Автоматизация проведения исследований биообъекта
RU (11) 2153844 (13) C2
http://www.ntpo.com/patents_medicine/medicine_7/medicine_1029.shtml
(51) 7 A61B5/05, G06F19/00, G06F159:00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статус: по данным на 26.07.2007 - прекратил действие
--------------------------------------------------------------------------------
(14) Дата публикации: 2000.08.10
(21) Регистрационный номер заявки: 94045157/14
(22) Дата подачи заявки: 1994.12.30
(24) Дата начала отсчета срока действия патента: 1994.12.30
(45) Опубликовано: 2000.08.10
(56) Аналоги изобретения: US 5003475, 26.03.91.
(71) Имя заявителя: Научно-производственный предпринимательский концерн "СЕНЕРГИЯ"
(72) Имя изобретателя: Сергеев А.И.; Сергеева Л.П.; Сергеева И.А.
(73) Имя патентообладателя: Научно-производственный предпринимательский концерн "СЕНЕРГИЯ"
(98) Адрес для переписки: 195220, Санкт-Петербург, Гражданский пр.29, кв.35, Cергееву А.И.
(54) СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ БИООБЪЕКТА
http://rus-art.com/ww/siams.com/ia_bio.htm
Автоматизированный анализ изображений биообъектов
Компания SIAMS предлагает решения для автоматизированного анализа изображений макро-, микро- и наноразмерных биообъектов.
Направления применения Цифровая микроскопия (методы СЭМ, ПЭМ, СЗМ, конфокальная и оптическая микроскопия)
Цифровая фотолаборатория
Оценка состояния иммунной системы
Исследования в области селекции и интродукции растений, биотехнологии
Системы анализа изображений SIAMS
Автоматизированный комплекс количественного определения белков методом одиночной радиальной иммунодиффузии SIAMS SRID
Назначение комплекса
Программно-аппаратный комплекс SIAMS SRID позволяет автоматизировать ручные измерения и получать точные и объективные данные количественного определения иммуноглобулинов при диагностике заболеваний и оценке иммунного статуса по методу Manchini.
Области применения комплекса
Использование автоматизированного комплекса SIAMS SRID многократно повышает эффективность исследований, проводимых клиническими диагностическими лабораториями и научно-исследовательскими центрами в следующих областях:
иммунологии
медицины
ветеринарии
фармакологических производств
и др.
Возможности комплекса
Автоматическая идентификация лунок на изображении
Автоматическое распознавание и измерение преципитатов на изображении
Определение концентраций иммуноглобулинов
Генерация отчета по результатам анализа
Экспорт данных в MS Excel
Лабораторный комплекс анализа морфологии и структуры фотосинтетического аппарата растений SIAMS MesoPlant
Назначение комплекса
Использование комплекса SIAMS MesoPlant многократно повышает эффективность проводимых исследований по селекции и интродукции растений, а также пр определению устойчивости растений к экологическому стрессу.
Преимущества комплекса Комплексный подход к анализу фотосинтетического аппарата растений.
Стереологическая реконструкция клеток и тканей.
Возможность использования в лабораторных и полевых условиях.
Возможности комплекса
Система содержит готовые модули для анализа макро-, мезо- и микроструктуры растений* "MACRO"-уровень. Анализ лесного полога, целых растений и отдельных листьев.
"MESO"-уровень. Анализ тканей и органелл.
"MICRO"-уровень. Анализ клеток и хлоропластов.
Удобный ввод данных и экспорт в MS Excel
Автогенерация отчетов о проведенных исследованиях.
Продукт разработан совместно со специалистами кафедры физиологии растений УрГУ
*Модули поставляются дополнительно к SIAMS Photolab.
SIAMS Photolab™. Цифровая фотолаборатория Система SIAMS Photolab™- оптимальный выбор для научной и производственной деятельности
В системе SIAMS Photolab™ эффективно сочетаются возможности для реализации потенциала исследователя и разработчика и рациональный подход к изучению материалов. Система повышает производительность лабораторных исследований, сокращая время выполнения повторяющихся операций. Кроме того, работа значительно ускоряется за счет применения мощных программных инструментов анализа. Настроенные последовательности операций автоматически сохраняются для дальнейшего применения.
Интерфейс программы построен на основе электронных таблиц, обеспечивает наглядность процесса анализа и пошаговый контроль результатов. Минимальная потребность в обучении, библиотека примеров и готовых решений делают общение с программой доступным и удобным для пользователя.
SIAMS Photolab™ создан на базе электронных таблиц для работы с изображениями SIMAGIS™. Новая табличная технология работы с изображениями превращает анализ и редакцию изображений в простой и эффективный процесс.
Система поддерживает полный цикл работы с изображением от ввода данных и измерений до публикации в Интернет:
Получение цифровых изображений из различных источников: видеокамер, цифровых фотоаппаратов, сканеров, файлов.
Обработка различных типов данных: изображений, графиков, чисел и др.
Улучшение качества изображений для печати и просмотра.
Проведение измерений и оценка параметров изображений.
Множество разнообразных форм отчетов.
Вывод на печать, подготовка документов в форматах HTML, PDF, Microsoft Word и Excel.
Функциональные возможности SIAMS Photolab
Более 200 функций для обработки различных типов данных: изображений, графиков, чисел и др.
Передача данных анализа и изображений в базу данных
Простота создания алгоритмов анализа, наглядность процесса анализа и пошаговый контроль результатов благодаря технологии электронных таблиц для работы с изображениями SIMAGIS™
Расширение функциональных возможностей программы за счет подключения специализированных решений
Удобство работы и простота освоения программы.
Дружественный и интуитивно понятный интерфейс
Список базовых инструментов
Рабочая таблица – универсальный инструмент для решения широкого спектра задач. Используя функциональные возможности этого модуля, вы легко соберете собственную цепочку обработки изображения.
Пакетная обработка – эффективный инструмент для быстрой обработки десятков и сотен изображений
Генератор Web-альбома - предназначен для составления галерей изображений.
Измерение объектов - предназначен для измерения параметров выбранных пользователем частиц на изображении.
Измерение углов и длин - предназначен для измерения величин расположенных на изображении углов и измерения длин ломаных линий на изображении.
Сшивка изображений - предназначен для автоматической и ручной сшивки в единое изображение серии частично перекрывающихся изображений (создание Панорамы)
Реконструкция сфокусированного изображения - предназначен для получения сфокусированного изображения из серии изображений одного поля зрения, полученных при разной глубине фокуса
Калибровка системы - предназначен для калибровки системы ввода цифровых изображений
Настройка по примеру - Инструмент обеспечивает быстрый и удобный визуальный подбор вариантов настройки функций.
Библиотека примеров наиболее распространенных задач анализа изображений
3.2 Компьютерные технологии обеспечения решений в условиях медицинских учреждений
http://www.interface.ru/home.asp?artId=552
Петербургские клиники прошли этап информатизации бизнес-процессов. Но переход к электронным историям болезни в большинстве оставили "на потом"
Информационные технологии предоставляют медицине больше возможностей, чем многим иным видам бизнеса. Помимо традиционно используемых полезностей IT-обеспечения (оптимизация организационных и административных процессов на основе учета, консолидации и анализа данных) медицинское учреждение, сумевшее организовать свои информационные потоки, выводит лечение пациентов на качественно новый уровень. Однако российское здравоохранение входит в информатизацию неспешно, как купальщик в студеную воду. И государственные, и частные лечебные учреждения (ЛУ) в большей или в меньшей степени справились с компьютеризацией рабочих мест и внедрением программ административного и финансового учета. Но информатизация собственно медицинской составляющей для большинства ЛУ остается задачей завтрашнего дня.
Медицина по темпам информатизации во всем мире несколько отстает от других сфер деятельности. Как отмечает Билл Гейтс в своей книге "Бизнес со скоростью мысли", "до недавнего времени здравоохранение тратило на развитие информационных технологий лишь 2−3% от оборота по сравнению, скажем, с 15% в банковской отрасли". Российское здравоохранение в этом смысле не исключение. Несмотря на то что правительственные концепции и программы информатизации отрасли принимались с 1992 года, активное внедрение информационных систем в медицинских учреждениях началось с конца 1990−х годов. То есть гораздо позже, чем в банковском, страховом, складском бизнесе.
"Сейчас рынок корпоративных информационных систем для лечебных учреждений переживает период бурного роста, который начался года три-четыре назад", - отмечает генеральный директор компании "КОСТА" (программные решения для медицинского бизнеса) Евгений Коган. По его словам, всплеск интереса отмечен у медицинских учреждений всех форм собственности - государственных, муниципальных, частных. Роль катализаторов сыграли сразу несколько факторов: резкое увеличение объемов финансирования государственного здравоохранения из федерального бюджета, растущий объем платных услуг, оказываемых муниципальными, федеральными и ведомственными ЛУ, а также приток инвестиций в частную медицину.
В отдельных случаях обязательная информатизация предусмотрена законодательством (оказание услуг по программе ОМС, распределение лекарств в рамках льготного лекарственного обеспечения). Но в основном внедрение IT-технологий зависит от осознания топ-менеджером или собственником клиники назревшей потребности. Позиция собственника понятна: он априори заинтересован в прозрачности принадлежащего ему бизнеса и в его эффективности. Руководители государственных ЛУ, как правило, сталкиваются с необходимостью изыскать средства на создание корпоративной сети в случае перехода предприятия на многоукладное финансирование. Чем вариативнее источники финансирования (бюджеты, фонд ОМС, страховые компании, средства предприятий, заключивших договор об обслуживании, наличный расчет пациентов), тем сложнее учет денежных потоков. Наконец, работа в условиях рынка подразумевает создание комфортной среды для пациента - он должен потратить минимум сил и времени для получения ожидаемого результата.
Проект "Частная медицина" осуществляется журналом "Эксперт Северо-Запад" совместно с Ассоциацией клиник Санкт-Петербурга.
Эксперты проекта - менеджеры ведущих клиник - членов ассоциации: "АВА-ПЕТЕР", "XXI век", "Евромед Клиник", "ЕМС", "КардиоКлиника", Клиника им. Н.И. Пирогова, "Корис Ассистанс", Международная клиника MEDEM, "ОРКЛИ", "ОНА", "Поликлинический комплекс", "Скандинавия", ЦМСЧ 122.
Каждому - по потребности
Общие для ЛУ всех форм собственности потребности определяют основополагающие черты IT-обеспечения клиник. Информационная система прежде всего должна облегчать управление потоками пациентов и расписанием специалистов, чтобы избегать досадных накладок, длительного ожидания перед кабинетом врача. Кроме того, существенно оптимизируется документооборот - электронная версия истории болезни дает полное представление о передвижении пациента из отделения в отделение, от специалиста к специалисту, а также о проведенных исследованиях и выполненных медицинских манипуляциях (что, соответственно, дает возможность не только корректно выставлять счета, но также детально анализировать финансово-экономическую деятельность предприятия).
Корпоративная сеть упрощает текущее административное управление. К примеру, сестре-хозяйке при условии ежедневного занесения в базу данных сведений о расходовании лекарств и парафармацевтических материалов легче рассчитать реальную потребность отделения в них. Другой пример: руководство клиники дискретно или в режиме on-line оценивает загрузку и востребованность специалистов, результативность их деятельности, что в конечном итоге выливается в справедливое распределение вознаграждения.
Кульминацией преимуществ, которые дает медучреждению внедрение IT-решений, является возможность на основе анализа полученных статистических данных принимать стратегические управленческие решения. "Наша база данных позволяет постоянно отслеживать загрузку специалистов. Когда мы чувствуем, что вскоре окажемся не в состоянии удовлетворить выросший спрос, то принимаем решение о расширении соответствующего отделения. Помимо этого обработка накопленной информации о географии проживания пациентов помогает выбрать оптимальные районы для открытия филиалов нашей клиники", - рассказывает директор по развитию клиники "XXI век" Ольга Богданова.
Однако выполнения перечисленных базовых задач недостаточно для достижения главной цели информатизации - оптимизации бизнес-процессов компании-заказчика. "Как нет двух одинаковых клиник, так не может быть двух идентичных IT-продуктов. Приступая к созданию корпоративной сети, мы досконально изучаем бизнес клиента, чтобы предложить ему решение, которое поможет выявить и исправить „тонкие места"", - рассказывает Евгений Коган. По его словам, корректно написанная программа может по косвенным признакам обнаружить "теневые" денежные потоки, перерасход материалов и лекарств, выявить недостаточную квалификацию специалиста.
Информационные системы большинства ЛУ оптимизируют управление предприятием, но медицинская составляющая остается нереализованной
Интерактивное общение врачей и программистов при подстройке программы под нужды конкретной клиники порой приносит уникальные плоды. "Можно смело утверждать, что модуль „Эмбрио", созданный совместными усилиями разработчиков корпоративной системы и специалистов клиники „АВА-ПЕТЕР", уникален. Он позволяет наиболее тщательно планировать и проводить работы в области репродуктологии человека, учитывая все сложности и варианты этого фантастического процесса", - рассказывает заместитель генерального директора клиники "Скандинавия" и клиники "АВА-ПЕТЕР" по информационным технологиям Вадим Борисов.
Другой путь создания сети по "индивидуальной мерке" - разработка программ силами штатных специалистов клиник. Так, "КардиоКлиника", еще восемь лет назад создавшая корпоративную сеть, не смогла найти адекватного предложения на рынке и до сих пор пользуется собственной разработкой. По тому же пути пошла клиника "XXI век". "Все IT-продукты предназначены для создания сети поликлиники или стационара, а наш особый формат - предоставление наибольшей части услуг на дому - не учтен ни одним из производителей программ", - говорит Ольга Богданова.
Самостоятельность экономит деньги, а также время и нервы (так как нет необходимости растолковывать "непонятливым" программистам особенности деятельности предприятия), но порой чревата непрофессиональными, затратными решениями. К примеру, в одной из "самодостаточных" клиник параллельно действовали две сети - внутри одной курсировала информация, необходимая для административного и финансово-экономического управления, другая использовалась для обслуживания пациентов, что, с точки зрения IT-специалистов, представляется, мягко говоря, нецелесообразным.
Отложенный спрос
"Практически все информационные системы, установленные в ЛУ города, носят парамедицинский характер: они обеспечивают управление предприятием, ритмичный лечебный процесс, но медицинская составляющая, ядром которой должна являться электронная история болезни, остается нереализованной", - считает заместитель руководителя координационного центра "Федеральное медико-биологическое агентство" (ЦМСЧ 122) Андрей Овчинников.
Электронная история болезни (ЭИБ) должна содержать все сведения о пациенте. Помимо количественных данных (о каждом контакте медицинского персонала с больным) в ЭИБ полагается вносить всю содержательную информацию - описание клинической картины, результаты анализов и исследований вместе с электронными изображениями, получаемыми на цифровых диагностических аппаратах. Отлаженная работа с ЭИБ снижает затраты полезного времени сотрудников по сравнению с традиционным документооборотом, исключает потерю информации (как часто случается при работе с бумажными носителями), позволяет врачу в режиме on-line просматривать результаты исследований. Нажав кнопку на клавиатуре компьютера, специалист видит всю предыдущую историю общения клиники и пациента, получает полное представление о состоянии его здоровья, может проанализировать данные о ходе заболевания в динамике, что в конечном итоге позитивно отражается на качестве диагностики и лечения. В идеале (который для западных стран уже стал реальностью) ЭИБ дает возможность обращаться за консультацией к медицинским светилам со всего мира, а также является залогом развития телемедицины.
Переход к ведению истории болезни в электронном виде столкнулся с нежеланием топ-менеджеров ломать психологические стереотипы
Но большинство клиник Петербурга считают освоение ЭИБ неактуальным. Они вносят в электронную карту клиента исключительно количественные сведения - об оказанных ему услугах (причем зачастую это делает не сам врач, а технический работник). Некоторые медцентры практикуют консолидацию электронной информации о результатах обследования, но остаются сторонниками рукописной истории болезни. И лишь единицы ("Скандинавия", "АВА-ПЕТЕР", МЕDЕМ) приблизились к ведению ЭИБ в полноценном варианте.
Но пока только приблизились - формирование электронных историй болезни проходит в соответствии с канонами лишь в амбулаторном и стационарном отделениях. Сведения об оказании помощи на дому, скорой медицинской помощи пока не могут автоматически передаваться в базу данных. Ввиду отсутствия закона, делающего цифровую подпись легитимной, приходится всю документацию дублировать в печатном виде. Кроме того, не все диагностические аппараты оказались совместимы с информационными системами клиник. "Это вопрос времени - мы обратились к компаниям-поставщикам и совместно найдем техническое решение, которое позволит передавать результаты всех исследований в ЭИБ в автоматическом режиме", - объясняет начальник отдела информационных технологий Международной клиники МЕDЕМ Дмитрий Шустов.
Борьба с призраками
"Традиционалисты" выдвигают многочисленные аргументы против отказа от рукописного ведения истории болезни. По их мнению, для перехода к ЭИБ пришлось бы преодолевать сопротивление "человеческого материала": многие врачи, не имея навыков работы на компьютере, будут недовольны необходимостью вести записи в электронном виде, так как это отвлекает от общения с пациентом. С другой стороны, заполнение историй болезни с использованием компьютерных шаблонов, по мнению противников ЭИБ, в перспективе угрожает разрушить клиническое мышление - особенность и гордость российской медицинской школы.
По убеждению Вадима Борисова, страхи преувеличены. "Каждый врач при описании клинической картины отчасти повторяет сам себя. Поэтому при условии активного содействия врача можно составить перечень его "личных" шаблонов и создать интерфейс, который на самом деле облегчит "бумажную" часть его работы. В тех случаях, когда картина аномальна, индивидуальна, медик может вносить некие дополнения, набирая их вручную", - поясняет он.
Другое опасение, более обоснованное - возникновение качественно нового уровня угроз, связанных с информационной безопасностью компании. Опасность особенно велика для частных клиник. Во-первых, в числе их пациентов чаще встречаются политики, бизнесмены, представители шоу-бизнеса, чьи персоны привлекают повышенное внимание публики. Во-вторых, чем теснее рынок платных медицинских услуг, тем выше интерес к перспективным маркетинговым и технологическим решениям, а также к инсайдерской информации конкурентов.
Но и эта опасность не фатальна. Как любой другой бизнес, клиники совершенствуют защиту от вторжения извне по мере того, как усложняется корпоративная информационная система. Внутри медцентра информация защищена, как правило, достаточно хорошо. "У нас заведены пароль и учетные данные на каждого пользователя, установлен дозированный доступ к информации для специалистов разного профиля и уровня. Данные в электронную карту может вносить только конкретный врач и только в определенный период времени, после чего доступ к записи в ЭИБ блокируется", - рассказывает Дмитрий Шустов.
Таким образом, значительная часть преград, стоящих на пути перехода к ЭИБ, оказывается преодолима. Непреодолимо только нежелание ломать стереотипы. Но, как показывает пример других сфер деятельности, опередивших медицину по уровню внедрения IT-решений, отказываться от старых привычек придется. Следующим (и неизбежным) этапом в жизни медицинских учреждений станет информатизация их профильной деятельности.
http://www.aksimed.ru/clients/
Автоматизация медицинских учреждений
АКСИМЕД уже более 15 лет создает, внедряет, развивает и поддерживает медицинские информационные системы и комплексные решения в области информационных технологий для различных учреждений здравоохранения. Мы работаем для Вас!
Программные продукты и ИТ-решения АКСИМЕД охватывают все ключевые направления работы лечебно-профилактических учреждений и основные сферы применения информационных технологий в медицине — информатизации здравоохранения. В эти направления, в частности, входят:
внедрение электронных паспортов здоровья, персонификация и повышение качества медицинских услуг, организация координированной и своевременной медицинской помощи;
оснащение рабочих мест врачей электронными системами поддержки принятия клинических решений, средствами формирования и ведения электронной истории болезни, средствами электронной выписки лекарственных средств;
развитие инфраструктуры информационных технологий в медицине, включая взаимодействие ЛПУ с региональными и федеральными центрами обработки данных;
организация эффективного электронного обмена данными на всех уровнях — внутри ЛПУ, между медицинскими учреждениями, между ЛПУ, с одной стороны, и контролирующими и другими органами госвласти — с другой;
активное использование реестров лекарственных средств, классификаторов болезней, других общенациональных и международных справочников, реестров и классификаторов;
интеграция информационных систем ЛПУ между собой, с другими информационными продуктами и системами, а также с информационными сетями других ведомств и организаций;
информационная поддержка управленческой деятельности в ЛПУ, включая контроль качества, формирование статистики, передачу информации и контроль решений;
развитие телемедицинских технологий.
Внедрение решений АКСИМЕД обеспечивает информатизацию здравоохранения на всех уровнях: от федеральных проектов и общероссийских сетей ЛПУ до отдельной больницы и поликлиники. На базе типовых медицинских информационных систем AKSi-клиника и других продуктов серии AKSi формируется единое информационное пространство медицинского учреждения, в рамках которого эффективно автоматизируются следующие процессы:
лечебно-диагностические;
административно-управленческие;
финансово-экономические,
хозяйственные.
Результаты внедрения решений АКСИМЕД
повышение качества и доступности услуг, оказываемых медицинскими учреждениями пациентам
снижение финансовых издержек ЛПУ
сокращение временных затрат на обслуживание пациентов и управление медицинским учреждением
уменьшение трудозатрат врачей и медицинского персонала, в том числе за счет полной автоматизации рутинных операций по заполнению бумажных форм
Повышение качества и доступности услуг
повышение эффективности управления временем приема пациентов
возможность предоставления доступа к информации о работе ЛПУ для граждан и организаций
дальнейшее улучшение основных показателей деятельности ЛПУ за счет комплексной информатизации процессов постановки диагноза, назначения лекарственных средств и выбора курса лечения;
использование электронных историй болезни (электронных медицинских карт), автоматизированных рабочих мест (АРМ врача), автоматизация всех этапов учета пациентов
Снижение финансовых издержек ЛПУ
Благодаря комплексной автоматизации существенно повышается эффективность работы врачей и медицинского персонала, оптимизируется информационный обмен как внутри ЛПУ, так и с внешними организациями, исключается дублирование информационных потоков, минимизируется риск принятия ошибочных решений, основанных на неполных или некорректных данных. В результате снижается:
число дополнительно проводимых консультаций, обследований и анализов, назначаемых различными специалистами из-за отсутствия данных о ранее проведенных процедурах;
перерасход медицинских расходных материалов и лекарственных препаратов;
количество повторных госпитализаций после лечения и посещений пациентами медицинских учреждений;
число некорректных финансовых операций в системе медицинского страхования.
Сокращение временных затрат
Рабочее время врачей и медицинского персонала — самый ценный ресурс любого ЛПУ, и решения АКСИМЕД гарантируют максимально эффективное его использование. Внедрение медицинской информационной системы АМУЛЕТ и других решений серии AKSi обеспечивает:
автоматизацию поиска необходимой информации;
автоматизацию ведения текущей документации;
повышение оперативности проведения консультаций, собрания анамнеза и постановки диагноза.
Уменьшение трудозатрат
Применение решений АКСИМЕД не только сокращает количество рабочего времени, ранее безвозвратно терявшегося на составление бумажных документов, но и качественно преобразует сам характер труда врачей и медицинского персонала. Применение информационных технологий существенно повышает оперативность:
поиска и обработки справочной и документальной информации;
доступа к персональной медицинской информации о пациенте;
подготовки отчетов и заключений, оформления рецептов и других документов.
Комплексная автоматизация ЛПУ на основе решений АКСИМЕД
Системный подход и многолетний опыт АКСИМЕД по внедрению информационных технологий в медицину обеспечивают быстрое и эффективное формирование единого информационного пространства ЛПУ. Ключевые направления информатизации ЛПУ:
внедрение типовой медицинской информационной системы АМУЛЕТ для оперативной автоматизации основных направлений деятельности ЛПУ;
оснащение ЛПУ вычислительной техникой, программным обеспечением, сетевой и инженерной инфраструктурой для максимально эффективной эксплуатации МИС АМУЛЕТ;
организация информационного взаимодействия внутри медицинского учреждения и между ЛПУ, а также информационного обмена ЛПУ с контролирующими органами и органами государственной власти;
переход к электронному документообороту;
обучение персонала ЛПУ работе с медицинской информационной системой АМУЛЕТ и другим актуальным направлениям информатизации здравоохранения;
интеграция МИС с другими информационными системами — бухгалтерскими, финансовыми, экономическими, ERP, CRM и т.д.
http://www.kmis.ru/site.nsf/pages/default.htm
Автоматизация медицинских учреждений. Компания...
Программное обеспечение для ЛПУ. Автоматизированное рабочее место врача
Компьютеры и информационные технологии уже давно стали неотъемлемой частью самых разных сфер жизни, и медицина не стала исключением. Врачи консультируют пациентов on-line, диагностическая аппаратура оснащена мощными процессорами, конференции и консилиумы проводятся через интернет. И сегодня медицинские информационные технологии приобретают все большую актуальность, а программное обеспечение для медицины становится все более востребованными. Понимая все это, наша компания специализируется на создании автоматизированного рабочего места врача, разрабатывая совместно со своими партнерами самое разнообразное программное обеспечение для ЛПУ и программно-аппаратные комплексы.
Внедрение медицинских информационных систем способно значительно усовершенствовать рабочие процессы на самых разных уровнях: начиная от создания автоматизированного рабочего места врача в отдельном ЛПУ до комплексной автоматизации поликлиник и стационаров на региональном уровне.
Карельская медицинская информационная система - наш основной программный продукт, предназначенный для выполнения различных проектов автоматизации лечебно-профилактических учреждений. КМИС отлично подходит для автоматизации поликлиник, многопрофильных стационаров с различными клиническими и диагностическими отделениями, санаториев.
Карельская медицинская информационная система. Автоматизация поликлиники. Автоматизация стационара.
Карельская медицинская информационная система (КМИС) предназначена для комплексной автоматизации медицинских учреждений независимо от принадлежности (государственное, ведомственное или частное) и специализации. КМИС идеально подходит для автоматизации поликлиники и/или автоматизации стационаров, но она также успешно используется для применения и в других видах ЛПУ.
Цель системы – повышение качества и доступности медицинской помощи за счет автоматизации труда медицинских сотрудников и комплексной автоматизации всех видов деятельности в ЛПУ. В первую очередь система предназначена для автоматизации клинических направлений работы поликлиники или стационара, организации эффективных информационных потоков между всеми участниками лечебно-диагностического процесса, сокращения рутинных операций по оформлению медицинской документации и многого другого. Основное технологическое решение, за счет которого КМИС способна достичь поставленную цель – это внедрение электронного документооборота с возможностью групповой работы над различными медицинскими документами – электронной амбулаторной картой (в поликлинике), электронной историей болезни (в стационаре или санатории) и т.д.
Архитектурно КМИС состоит из нескольких программных модулей (подсистем), объединенных в общую медицинскую информационную систему. В состав КМИС включены как универсальные для любого ЛПУ подсистемы, в которых сосредоточены важнейшие функциональные возможности КМИС, так и отдельные модули для автоматизации поликлиники, стационара и т.д. Работа крупных многопрофильных медицинских учреждений организуется за счет совместного использования всех (или части) этих модулей.
Многие функции системы используются совместно несколькими модулями. Полный список функциональных возможностей КМИС представлен на этой странице.
3.3.1
http://jre.cplire.ru/jre/nov05/5/text.html
Проблемы интеграции информационных систем лечебных учреждений РАН
Часть 2. Технология ИНТЕРИН
В.К. Батоврин, В.В. Васютович, Н.Г. Гончаров, А.С.Гершфельд, Я.И. Гулиев, Ю.В. Гуляев, В.Н. Захаров, А.Н. Кочуков, Г.А. Олейник, А.Я. Олейников, Т.Д. Широбокова
Получена 15.11.2005 г.
3 ИНТЕРИН
В 1994 году Институтом программных систем РАН и Медицинским Центром Банка России было принято решение о совместной разработке интегрированной распределенной медицинской информационной системы.
Теоретические исследования и практические разработки привели к созданию технологии построения МИС, включающей комплекс инструментальных средств, технологических решений и методик создания интегрированных информационных систем лечебно-профилактических учреждений, которая впоследствии получила название «технология Интерин».
Первая прикладная МИС, созданная с использованием технологии Интерин, которая получила название Автоматизированной системы управления лечебно-диагностическим процессом МЦ БР (ИНТЕРИН), была установлена в Медицинском центре Банка России в 1996 году [3_1]. С этого времени система находится в промышленной эксплуатации.
Основные проблемы, которые встают перед разработчиками интегрированных медицинских информационных систем [3_2]:
· большие объемы и разнообразие типов медицинской информации;
· недостаточная формализация (концептуализация и стандартизация) предметной области;
· постоянно расширяющаяся понятийная и концептуальная база предметной области (медицины);
· необходимость одновременной поддержки бумажной и безбумажной технологий работы.
Исследования, проводимые в ИПС РАН, показали, что возможностей существующих методологий и инструментальных средств для решения задач построения интегрированных медицинских информационных систем недостаточно. Таким образом, перед разработчиками медицинских информационных систем встает задача поиска новых научно-технологических и методологических решений создания информационных систем [3_3].
В ходе исследований были изучены и классифицированы основные устоявшиеся технологии информационных систем (ИС): фактографические системы (банки данных), системы документооборота (Docflow) и системы «рабочих потоков» (Workflow) [3_4].
Исследования позволили сделать вывод, что ввиду особенностей бизнес-процессов медицинских учреждений интегрированные МИС должны включать в себя элементы всех трех указанных типов ИС. В то же время, каждая технология в отдельности либо не покрывает потребности МИС (фактографические системы, Docflow), либо плохо применима для построения МИС (Workflow).
Таким образом, составной частью общей методологии разработки интегрированных МИС может служить понятие «документ», которое пытались сначала выжить в эру АСУ, а потом внести в технологию информационных систем «как есть», в эру систем документооборота.
Кроме того, понятие «документ», как одна из основ построения МИС, также хорошо применимо для решений таких проблем, как поддержка стандартов представления медицинской информации, передача медицинской информации и т.д. [3_5].
Исследования по использованию концепции документа в архитектуре МИС привели к разработке общесистемных механизмов и архитектурных решений, которые являются основами технологии ИНТЕРИН создания интегрированных медицинских информационных систем.
3.1 Основные принципы построения МИС в технологии Интерин
Анализ существующих тенденций, а также собственный опыт разработки и успешной эксплуатации медицинских информационных систем в технологии ИНТЕРИН показал, что проектирование и создание МИС должны основываться на следующих основных принципах: [3_6],[3_7]:
&nb