Возможности использования телекоммуникационных технологий в медицине критических состояний.
В современной медицине имеется тенденция к сближению принципиальных проблем анестезиологии, реаниматологии, неотложной медицины и медицины катастроф в рамках единой научной и методологической основы - "Медицины Критических Состояний" (МКС). Главным объединяющим началом при этом служит жесткое ограничение по времени, когда темп обычных для терапевтической практики действий не приводит к успеху.
В условиях критического состояния при лечении больных любого профиля требуются единые подходы как к диагностике, так и к лечению. Медицинская наука накопила определенный опыт в лечении таких больных, однако осуществление этих подходов в условиях реального отечественного здравоохранения сдерживается отсутствием необходимой информации, которая требуется в каждом конкретном случае весьма оперативно.
С развитием во всем мире информационных технологий существующая проблема разрешается при помощи телекоммуникационного доступа врача к специальной информации в момент принятия решения по тем или иным вопросам лечебно-диагностического процесса. При этом эффективность лечения больных с критическими состояниями значительно возрастает без дополнительного привлечения специалистов и материальных ресурсов.
Практическая медицина в России не может гордиться компьютеризацией основных сфер деятельности врача и медицинской сестры. Идеи комплексных автоматизированных систем для здравоохранения существуют в нашей стране более 20 лет, однако практические разработки дали лишь отдельные, слабо взаимосвязанные функциональные подсистемы с малой эффективностью. Для ее повышения необходимо реализовать принцип: "Не автоматизация существующих медицинских технологий, а создание новых компьютерных технологий в здравоохранении".
Предпосылками этого принципиально нового направления в медицине выступают:
· накопленный потенциал ЛПУ в средствах вычислительной техники;
· появление неудовлетворенности уровнем информационного решения имеющихся проблем как со стороны клиницистов, так и здравоохранения.
· постепенное преодоление "компьютерной неграмотности" медицинским персоналом;
· стремительное развитие компьютерных сетей, позволяющих получать качественную информацию, не выходя из рабочего кабинета.
Таким образом, можно утверждать, что информатизация прошла фазу социализации, т.е. специалисты уже видят ее полезность и учатся использовать ее инструменты.Информатизация - комплексная система мероприятий, направленных на поддержку принятия решения по вопросам управления здравоохранением, диагностики, лечения и профилактики с помощью современных информационных технологий - объективный и неизбежный период развития современной медицины.
В рамках информационно-коммуникационного комплекса специалисты ЮНЕСКО выделяют 3 основных сектора:
1. Собственно Информация - деятельность по ее подготовке;
2. Информационные услуги - деятельность по обработке и распространению информации;
3. Средства обработки информации - деятельность по производству технического оборудования для подготовки, распространения информации и информационных услуг.
Учитывая, что эти секторы направлены на удовлетворение информационных потребностей специалистов-медиков, необходимо рассмотреть их более подробно с точки зрения информатизации здравоохранения и, в частности - МКС. В рамках настоящего обзора мы не будем останавливаться на средствах обработки информации, т.к. этот сектор находится в компетенции разработчиков и производителей технических и программных средств, а также технических эксплуатационников.
Информация
Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный увеличением использования в производстве знаний и ускоренным обновлением информационных технологий, получил название "Информационной революции".
Информатизация - одна из немногих, если не единственная область экономики, которая, несмотря на современную кризисную ситуацию в нашем обществе, бурно развивается. Это, по-видимому, обусловлено тем, что увеличение содержания информации в каком-либо продукте дает возможность затрачивать на его изготовление меньше сырья, энергии и труда.
Информация - единственный уникальный вид ресурсов, который в развития человечества не только не истощается, но качественно совершенствуется. Она не требует ни простого, ни расширенного воспроизводства. Информационные ресурсы (HP) входят в интеллектуальный фонд общества, определяемый накоплением, распределением и практической реализацией знаний квалифицированной рабочей силы, включающей выраженный в информации научный и производственный опыт не только современников из всех стран мира, но и предшественников за все времена.
Одним из ключевых показателей информатизации являетсяинформационный потенциал, т.е. способность решать текущие и перспективные задачи информационного обслуживания общественного производства на уровне оптимальных возможностей, определяемых достигнутым в данный период в мире средним уровнем развития информационных технологий.
Медицинская информация
Подмедицинской информацией (МИ) понимают данные о здоровье населения, системе самого здравоохранения, медицинской науке и смежных с ней науках, социальной и физической внешней среде. Из этого определения можно видеть, что как и любая другая МИ неоднородна. В ней необходимо выделить 4 основных сектора:
· научная информация;
· деловая информация (деловые новости, нормативные акты, статистики и т.п.);
· коммерческая информация (реклама, сведения о производителях и потребителях товаров и услуг на медицинском рынке);
· потребительская информация (сведения медицинского назначения, предназначенные для населения).
Исходя из определения МКС как "раздела здравоохранения, занимающегося больными, которые находятся в критическом состоянии или с большой вероятностью могут в него впасть", наиболее актуальной нам видится потребность специалистов МКС в научно-медицинской информации, в меньшей степени - деловой, коммерческой и потребительской.