Права граждан в области охраны здоровья.
Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается проведением мероприятий по охране окружающей природной среды, созданию благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Государство обеспечивает гражданам право на охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.
Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эти сведения предоставляются местной администрацией средствам массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, установленном Правительством РФ. В интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации запрещена. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной мед. помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программой ОМС.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.
Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством РФ.
Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая проводится по их личному заявлению в спец. учреждениях.
Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.
Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы органами санэпиднадзора вследствие заразного заболевания. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в установленном законом порядке.
95. РАЙОННЫЕ МЕД УЧР. ЦРБ, ЕЕ ЗАДАЧИ, СТР-РА, Ф-ЦИИ…
Районные медицинские учреждения: номерные больницы, центральная районная больница.
ЦРБ – центр оказание специализированной и квалифицированной мед. помощи сельскому населению в районе.
Структура:
1) стационар,
2) поликлиника,
3) лечебно-диагностические кабинеты и лаборатории
4) отделения скорой помощи,
5) патологоанатомическое отделение,
6) организационно-методический кабинет,
7) вспомогательные (аптеки, кухня и др.)
Задачи:
1) обеспечение населения района специализированной стационарной и поликлинической помощью,
2) организация скорой и неотложной помощи,
3) организация консультативной и практической помощи врачам сельских участковых больниц по вопросам ЛП деятельности,
4) планирование, финансирование и организация метериально-технического снабжения учреждений здравоохранения района,
5) контроль за деятельностью всех медицинских учреждений района.
6) Снижение заболеваемости, инвалидности среди жителей района.
Организационно-методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями осуществляет оргметодкабинет ЦРБ. В его функции входят: организация плановых выездов врачей-специалистов в сельские участковые больницы для консультаций и оказания практической помощи врачам этих учреждений по вопросам организации лечебно-диагностической и профилактической работы; изучение основных показателей работы медицинских учреждений района (уровень заболеваемости, летальности, детской и общей смертности, расхождение клинических и патологоанатомических диагнозов и т. д.); разработка и проведение необходимых мероприятий. Возглавляет оргметодкабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационной работе.
96. МСА БОЛЕЗНЕЙ СИСТ КРОВООБР. ОСН ФАКТОРЫ РИСКА…
Сердечно-сосудистые заболевания, как соц.-гиг. проблема.
В структуре смертности от этих заболеваний на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания (52-54%)
основные выводы:
— в структуре общей заболеваемости населения класс болезней системы кровообращения занимает второе-третье место;
— с возрастом отмечается повышение уровня заболеваемости» сердечно-сосудистыми болезнями (кроме ревматизма);
— у женщин показатели заболеваемости (кроме инфаркта миокарда) выше, чем у мужчин.
распространенность основных групп сердечно-сосудистых заболеваний такова: из 1000 жителей ишемическая болезнь сердца в среднем наблюдается у 130—140, гипертоническая болезнь — у 50—60, хронические ревматические болезни сердца — у 20—30 человек. Повышение показателей смертности от важнейших сердечно-сосудистых заболеваний наряду с действительным повышением смертности обусловлено такими факторами, как постарение населения, улучшение диагностики и более точная формулировка основной причины смерти.
Среди причин, способствующих росту болезней сердца и сосудов, называют возрастающий ритм жизни и связанную с ним нервно-психическую напряженность, малоподвижный образ жизни, недостаточные занятия физкультурой и спортом, нарушения в режиме труда, отдыха и питания, злоупотребления никотином и алкоголем и др. Из большого числа изучаемых авторами факторов риска ишемической болезни сердца выделены две основные группы: 1) социально-культурные факторы риска и 2) «внутренние» факторы риска. К первой группе отнесены потребление высококалорийной, богатой насыщенными жирами и холестерином пищи, курение, сидячий (малоактивный) образ жизни, нервный стресс, ко второй группе — артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, нарушенная толерантность к углеводам, ожирение (избыточная масса тела) наследственность.
Организация лечебно-профилактической помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями неревматической этиологии и ревматизмом
Основной организационной формой работы по профилактике и лечению заболеваний сердца и сосудов является диспансеризация.
Наибольший эффект лечебно-профилактических мероприятий достигается в начальных стадиях заболевания. С целью раннего выявления больных врачи на поликлинических приемах, а также при посещении больных на дому независимо от причины обращения измеряют артериальное давление и обследуют состояние сердечнососудистой системы. Большое значение имеют профилактические осмотры с тщательным обследованием рабочих,промышленных предприятий, учащихся, рабочих-подростков и других групп населения. В зависимости от характера заболевания и состояния больного врачи намечают ряд лечебно-профилактических мероприятий: медикаментозное лечение, стационарное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру, санаторно-курортное лечение и др.
Кардиологические диспансеры являются самостоятельным областным (краевым, республиканским) учреждением, находятся в непосредственном ведении и на бюджете областного, краевого органов здравоохранения, министерства здравоохранения автономной или союзной республики.