Соц-ая,мед-ая и эконом-ая эфф-ть з/охр-ия
Повышение ур-ня ОЗ, кач-ва и эфф-ти мед-ой помощи — основные задачи з/охр-ия. Выполнить их можно только с помощью финансирования деят-ти мед-ой службы из разл-ых источников. Важнейшим направлением в этом отношении явл-ся опред-ие эфф-ти з/охр-ия, в том числе лечебно-проф-их, санитарно-противоэпидем-их и научно-исслед-их мероприятий в области охраны здоровья населения.
Существуют 2 осн-ых подхода к опред-ию эфф-ти оздоровительной работы: результативно-целевой (сравнение результата с конечной целью, нормативом, планом) и результативно-затратный (соизмерение результата с затратами на его получение). В з/охр-ии различают 3 вида эфф-ти — соц-ую, мед-ую и экономическую.
Соц-ая эфф-ть закл-ся в повышении общественной роли з/охр-ия, связанной непосредственно с повышением уровня здоровья и кач-ва мед-ой помощи, а выражается конкретно в снижении негативных показателей здоровья населения (заб-ти, инв-ти, смерт-ти) и повышении позитивных (физич-го развития, рождаемости, средней продолжит-ти жизни и др.).
Мед-ая эфф-ть закл-ся в оценке результативности различных способов диаг-ки, лечебных процедур, в т.ч. ЛС, и разл-ых мер проф-ки, в частности специфической (прививок). Она может выр-ся ч/з разл-ые пок-ли кач-ва и эфф-ти деят-ти мед-их учреждений (сокращение средних сроков диагностики, средней длит-ти заб-ия, пребывания больного в стационаре). О мед-ой эфф-ти говорят и повышение процента благоприятных исходов заболеваний, снижение уровня инвалидизации и летальности, оптимальное использование коечного фонда, медицинского оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.
Оценка социальной и медицинской эффективности является для здравоохранения приоритетной. Проблему экономической эфф-ти м. рассматривать с точки зрения влияния з/охр-ия на рост производит-ти труда и на-го дохода, и с точки зрения повышения эконом-ой эфф-ти использ-ия средств в самом з/охр-ии. Эконом-ая эфф-ть выражается в определении стоимости доп-но произведенной продукции или суммы сэкономленных финансовых средств, а также в установлении эконом-го ущерба от повышения заб-ти, инвалидности, преждевременной смерти и т. п. Она опред-ся как отношение результата (в стоимостных показателях) к затратам.
При оценке эконом-ой эфф-ти оздоровительных мероприятий на производстве, методов проф-ки, диаг-ки и лечения вычисляются кол-во дней (разница до и после внедрения новых методов), сэкономленных в результате предотвращения заб-ий, травматизма, инв-ти, смерт-ти, и стоимость каждого дня.
Основными причинами, отрицательно влияющими на деят-ть с-мы з/охр-ия, явл-ся следующие: 1.Негативные тенденции в демографич-их процессах, неблагоприятный прогноз развития демографической ситуации. 2.Отсутствие необходимой законодательной основы з/охр-ия. Не приняты законы, регулирующие деят-ть гос-го, муниципального и частного звена системы з/охр-ия. 3.Несовершенство с-мы управления, которое проявляется в организационной разобщенности многих гос-ых структур, занимающихся вопросами охраны здоровья населения. 4.Недостатки в с-ме планирования, обусловленные радикальными изменениями политических и соц-но-эконом-их условий в стране. 5.Кризисные явл-ия в с-ме финансирования отрасли, вызванные острой нехваткой бюджетных ассигнований. Неоправдавшиеся надежды на введение ОМС. 6.Несовершенство инфраструктуры мед-ой помощи, недостатки в функционировании основных ее звеньев. 7.Недостаток нормативно-правовой базы, обеспечивающей нормальную деят-ть учреждений з/охр-ия в условиях соц-но-эконом-их преобраз-ий, новых рыночных отношений. 8.Несовершенная инновационная и кадровая политика в области з/охр-ия (особенно заметная в условиях острого дефицита средств на науку, возрастающих требований к профессиональному уровню медицинских и фармацевтических работников, лицензирования и сертификации). 9.Несогласованность и разобщенность в деят-ти гос-ых, обществ-ых и религиозных организаций, занимающихся вопросами з/охр-ия
39. заб-ть по данным обращаемости. Показатели
Методика изучения общей заболеваемости по обращаемости.
Общая заболеваемость населения изучается по данным всех первичных обращений за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения. Основным учетным документом в амбулаторно-поликлинических учреждениях является медицинская карта. Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости является первичное обращение больного в текущем календарном году по поводу данного заболевания. При изучении общей заболеваемости вычисляются общие и специальные показатели.
Показатель общей заболеваемости определяется числом первичных обращений за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения в данном году на 1000 или 10000 жителей. Общий показатель — это отношение числа заболевших за год к общей численности населения.
40. Статистика инвалидности. Основные пок-ли инвалидности населения.
Инвалидность (лат. invalidus — слабый, немощный) - это стойкое длительное нарушение трудоспособности либо ее значительное ограничение, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием. Понятие «инвалидность» имеет медицинский, юридический и социальный аспекты. За установлением факта инвалидности следует прекращение работы или изменение условий и характера труда и назначение различных видов государственного социального обеспечения (пенсия, трудоустройство, профессиональное обучение, протезирование и др.), гарантированное законодательством.
Различают два понятия - первичная инвалидность и общая инвалидность.
Первичная инвалидность (иногда ее менее точно называют «первичный выход на инвалидность») - отношение числа лиц, впервые признанных инвалидами в данном календарном году, к населению в целом или к его отдельным группам (например, к общему числу рабочих и служащих); обычно этот годичный показатель вычисляется на 1000 человек.
Общая инвалидность - наличие инвалидов в населении или в его отдельных группах, т. е. отношение всего числа инвалидов, и впервые признанных, и с ранее установленной инвалидностью на 1000 человек.
Таким образом, эти понятия совершенно аналогичны определениям заболеваемости (и заболеваемость, и первичная инвалидность учитываются по моменту возникновения или, точнее, обнаружения и регистрации) или распространенности (болезненности). Распространенность, контингента больных, так же как и общая инвалидность, контингента инвалидов - это и все вновь возникшие случаи, и выявленные за прошедшие годы, т.е. по моменту наличия.
Тяжесть инвалидности может быть различной: от ограничения трудоспособности в основной профессии до полной ее утраты во всех видах профессиональной деятельности. В зависимости от степени потери или ограничения трудоспособности установлены три группы инвалидности:
I группа инвалидности: стойкие и тяжелые нарушения функций организма, при которых больной утратил полностью постоянно или длительно трудоспособность и нуждается в посторонней помощи, уходе или надзоре. В некоторых случаях инвалиды первой группы приспосабливаются к отдельным видам труда в особо созданных условиях.
II группа инвалидности: значительно выраженные функциональные нарушения, которые не вызывают необходимость в постоянной посторонней помощи. Больные полностью и длительно нетрудоспособны. Лишь в отдельных случаях больным разрешают труд в специально созданных условиях или на дому.
III группа инвалидности: значительное снижение трудоспособности вследствие хронических заболеваний или анатомических дефектов. Больные нуждаются в значительных изменениях условий труда в своей профессии, что приводит к сокращению квалификации. Кроме того, к этой категории относятся лица, которые не допускаются к выполнению работы по эпидемическим показаниям (например, при туберкулезе).
При освидетельствовании больного необходимо установить не только группу инвалидности, но и указать ее причину, т. е. социально-биологические условия, при которых возникла инвалидность.
В прямой зависимости от причин инвалидности законодательство устанавливает размер пенсий, объем и характер других видов социальной помощи.
Подробную статистическую информацию об инвалидности получают путем разработки «Актов освидетельствования» или «Статистических талонов» к акту. В талоне имеется 17 пунктов, содержащих сведения о больном: возраст, пол, социальная категория, первичное или повторное освидетельствование, диагноз, группа инвалидности, причина инвалидности, трудоустройство, лечебное учреждение, направившее на место работы, должность и др. На основании статистической разработки рассчитываются следующие показатели инвалидности.
Показатели инвалидности
1. Показатель первичной инвалидности трудоспособного населения:
Число лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами в отчетном году/Общая численность лиц трудоспособного возраста· 10.000 (1000)
2. Показатель первичной инвалидности детского населения:
Число детей до 18 лет, впервые признанных инвалидами в отчетном году/ Общее число детей до 18 лет· 10.000 (1000)
3. Показатель структуры первичной инвалидно1сти по заболеваниям (возрасту, социальной принадлежности):
Число лиц, впервые признанных инвалидами 1от отдельных заболеваний в отчетном году *100%/ Общее число лиц, впервые признанных инвалидами в отчетном году
4. Показатель структуры первичной инвалидности по группам инвалидности:
Число лиц, впервые признанных инвалидами (2, 3) группы в отчетном году*100%/ Число лиц, впервые признанных инвалидами в отчетном году
5. Показатель общей инвалидности трудоспособного населения (распространенность инвалидности):
Число инвалидов трудоспособного возраста*10.000 (1000)/ Среднегодовая численность трудоспособного населения
6. Показатель общей инвалидности детского населения (распространенность детской инвалидности):
Число детей-инвалидов до 18 лет *10.000 (1000)/Среднегодовая численность детского населения до 18 лет
7. Удельный вес лиц, впервые признанных инвалидами:
Число лиц, впервые признанных инвалидами в отчетном году * 100%/ Общее число инвалидов на начало отчетного года
Органы здравоохранения в своей работе широко используют показатели инвалидности, выявляют их тенденции для определения состояния здоровья населения и разработки мер по улучшению, разработке мероприятий по реабилитации инвалидов.
Инвалидность - это сложный многофакторный процесс, зависящий от лечебно-диагностической, профилактической деятельности лечебных учреждений, социальных, гигиенических и экологических факторов, производственных и бытовых условий и многих других моментов.
41. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. Основ понятие рынка медуслуг.
- совокупность экономич отношений, проявляющ в сфере обмена товаров и услуг, в рез-те к-рых формируется спрос, предложение и цена в условиях конкуренции.
Рын медуслуг – сегмент рынка, предоставляющий мед товаров и услуг для сохранения и улучшения здоровья населения.
Маркетинг — это комплексная деятельность специалистов по организации производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие потребности.
Потребность — это определенный вид нуждаемости (физиологической, социальной, личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизни, культурного уровня и психологической ориентации личности.
Маркетинговые услуги позволяют реализовать товар (услугу) в тех случаях, когда определена потребность населения, когда услуга имеет преимущественное качество и удовлетворяющую обе стороны цену.
Рынок — это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара (рынок товара, услуг, трудовых ресурсов и т. д.).
В связи с вышеизложенным маркетинг — это деятельность по производству и реализации товара (услуг), направленная на удовлетворение спроса и потребностей, с учетом качества и стоимости. Составными элементами рынка являются коммерческие банки, биржи труда, поставщики, клиенты, профсоюзы.
В здравоохранении рынок представлен учреждениями государственного здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются потребителями с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, климатогеографических, психологических и других условий.
Рынок медицинских услуг — это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.
Для медицинских услуг применяются: монопольные цены (устанавливаются производителем); номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной прибыльности; оптовые цены (для организаций отпускается большое количество товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с учетом допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих субъектов с учетом общей выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий); твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей, договорами).
Медицинские услуги, как и любой товар, имеют свои стадии жизненного цикла, знание которых имеет важное значение в маркетинге: 1) стадия введения услуги на рынок; 2) стадия роста потребности; 3) стадия зрелости и насыщения; 4) стадия упадка потребности.
Медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать: возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные услуги, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях).
42. Заболеваемость соц болезнями. Виды, методы, показатели.
соц заб-я – злокачесвенные новообразование, туберкулез, ВИЧ-инф и СПИД, ИПППП, алкоголизм, наркомании, психич расстройства. При обнаружение соц значимых заб-й заполняют извещения
Контингенты б-х данным заболеваниям = чис б-х данным заб-м, состоящих на учете по поводу данного заб-я на конец отчетного года *100000/ чис-ть нас-я на конец отчетного года
43. финансирование здравоохранения. Источники финансирования в условиях мед страхования.
В настоящее время в нашей стране финансирование здравоохранения протекает за счет следующих источников:бюджетное финансирование;страховые взносы ОМС; страховые взносы ДМС; платные услуги; доходы от ценных бумаг; безвозмездные взносы и пожертвования;
иные источники, не запрещенные законодательством.
На данный момент средств из бюджета катастрофически не хватает. Бюджетное финансирование осуществляется не в полной мере, т.е. уровень средств очень низок, а список заболеваний, по которому происходит бюджетное финансирование, очень мал.
В частности это происходит из–за того, что не все юридические и физические лица вовремя и не в полном объёме платят налоги государству.
1.2 Обязательное медицинское страхование
В Законе РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 года определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Р.Ф. Его цель: гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим для населения Р.Ф. и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объём и условия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам.
Целью введения ОМС было обеспечение всем гражданам Р.Ф. равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи предоставляемой за счёт средств ОМС в объёмах соответствующих программ.
Формирование доходов фондов ОМС осуществляется за счёт страховых взносов предприятий, организаций и предпринимателей, а также средств государственного бюджета.
Страхователями при ОМС являются:
- для неработающего населения- органы государственного управления;
для работающего - предприятия, учреждения, организации, иными словами, - работодатели.
Финансовая основа государственной системы ОМС – отчисления страхователей на ОМС и бюджетные платежи за ОМС неработающего населения.
Экономическую основу медицинского страхования составляют государственные фонды здравоохранения и фонды ОМС.
Федеральный фонд ОМС, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для: выравнивания условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС; финансирования целевых программ в рамках ОМС; осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств ОМС.
Финансовые средства федерального фонда ОМС образуются за счёт:
части средств предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на ОМС в размерах, установленных федеральным законом; взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда; нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Территориальный фонд ОМС, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет: финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор ОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам; финансого-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС; выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС; предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС; контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на ОМС граждан.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в федеральной собственности Р.Ф., не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.
Источниками доходов территориального фонда являются:
страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;
страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов Р.Ф.; доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда; нормированные страховые запасы финансовых средств территориального фонда.
II.Добровольное медицинское страхование
Второй вид медицинского страхования - это добровольное медицинское страхование.
Добровольного медицинского страхования выступает дополнительным источником финансирования здравоохранения.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС.
Страхователями при ДМС могут быть: отдельные дееспособные граждане; предприятия, представляющие интерес граждан.
По ДМС помощь оказывается только тем лицам, которые заключили договор и своевременно платят страховые суммы. Размер страховых взносов определяется страховщиком исходя из состояния здоровья страхователя и тарифов, установленных медицинскими организациями на медицинские услуги.
Добровольное медицинское страхование не распространяется на медицинские услуги, которые осуществляются за счет средств ОМС.
В нашей стране договор ДМС заключается на срок не более 1 года, но целесообразнее заключать такие договоры на длительные сроки.
44. организация диспансерного наблюдения в АПУ
Диспансеризация населения.
Активный метод клиническ наблюд.Д1-здоров,Д2-больные,Д3-стойкое заболевание с ремиссией.”Контрольная карта диспансерного больного “ (030-у).Приказ Мин.Здрав.РФ №770 от 1986 г “О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения “ Критерии эффективности :Д1->Д2->Д3 –плохо ,Д3->Д2->Д1-хорошо. 1 врач = 150 дольных.
Это активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.
Как видно из изложенного, состояние трудоспособности.— ведущий критерий, который лежит в основе социально-гигиенической сущности диспансерного метода работы лечебно-профилактических учреждений. В связи с этим диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здоровья среди здоровых, активное выявление больных в ранних стадиях заболеваний и предупреждение их нетрудоспособности; конечной ее целью является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности диспансеризуемого контингента населения. Этим определяется социально-гигиеническая сущность (значимость) диспансеризации.
Диспансерный метод наблюдения является функцией лечащих врачей общей сети внебольничных учреждений (поликлиник, амбулаторий), обслуживающих население по месту жительства и по месту работы, а также врачей специализированных учреждений — диспансеров и санитарно-эпидемиологических станций.
Отбор больных для диспансерного обслуживания проводится врачами. за больными туберкулезом, с кожно-венерическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми, психоневрологическими болезнями, с заболеваниями зобом, глаукомой и рядом других. Диспансеризация перечисленных контингентов больных осуществляется сетью лечебно-профилактических учреждений, в том числе диспансерами и диспансерными отделениями поликлиник.Задачи: 1) активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса; 2) полное клиническое обследование; 3) динамическое наблюдение; 4) осуществление амбулаторное лечение, госпитализацию, санитарно-курортное лечение, диетическое питание, трудоустройство; 5) знакомство с условиями труда и быта 6) пропаганда среди диспансерных контингентов рационального режима питания, труда и отдыха; Цель: 1.организуют мероприятия по массовой профилактике, 2. ведут учет заболеваемости и смертности от патологии по своему профилю, 3. осуществляют лечебные мероприятия, консультации больных 4. организационно-методическое руководство работой врачей задачи диспансеров : повышение квалификации врачей общего профиля по соответствующим специальностям, внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений современных методов профилактики, диагностики и лечения больных. Весьма важной формой массовой профилактики, проводимой диспансерами, диспансерными отделениями и кабинетами, является распространение санитарно-гигиенических и медицинских знаний среди населения.