Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006г.
Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы (далее именуются — организации). См. стр. 63
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
В документе освещены основные положения, определяющие организацию и проведение мероприятий по обязательной и добровольной подготовке граждан к военной службе.
Первая и доврачебная помощь:должна оказываться немедленно, так как этоотравляющее вещество быстрого смертельного действия:
в очаге:надеть противогаз, дать ингаляционныйантидот (раздавить верхний конец ампулы амилнитрита и вложить под маску противогаза в момент выдоха пострадавшего), немедленно удалить пострадавшего из очага поражения;
вне очага:
- повторно дать вдыхать ингаляционный антидот амилнитрит (до 3-5 раз с интервалом 10-12 минут);
- ввести 1 мл 20% р-ра антициана внутримышечно;
- снять загрязненную одежду, снять противогаз, освободить от стесняющей дыхание одежды, оградить от охлаждения;
- при наличии раны или ссадины на коже обильно промыть водой, мыльным раствором;
- при нарушении дыхания искусственное дыхание;
- при ослаблении сердечной деятельности 1-2 мл кордиамин подкожно;
- незамедлительно эвакуировать в лечебное учреждение.
Экстренная медицинская помощь на госпитальном этапе:
покой, тепло; антидотная терапия (повторно с интервалом 1-2 ч); повторное вдыхание амилнитрита; в/в или в/м антициан с глюкозой; для в/ввведения - 1% р-р нитрита натрия, 30% р-р натрия тиосульфата. При пониженном давлении - 15% дикобальтовую соль ЭДТА; 40% р-р глюкозы и 5% р-р аскорбиновойкислоты; при брадикардии- 0,1% атропина сульфат, при нарушении сердечной деятельности коргликон с физраствором, кордиамин; при продолжающихся судорогах - седуксен или фенозепам; витамин В2, цитохром С; по показаниям оксигенотерапия, оксигенобаротерапия, введение цититона или лобелина
Биилет 10
1.Задачи и основы организации федеральной медицинской службы гражданской обороны
Федеральная медицинская служба гражданской обороны (МСГО) создана в соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.99 № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и «Положением о федеральной медицинской службе гражданской обороны», утвержденном приказом Минздрава России от 03.07.00 №242.
Она является специальной организацией в системе здравоохранения страны и одной из служб ГО.
Федеральная МСГО - это система органов управления учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в военное время в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.
Федеральная МСГО осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, с другими службами ГО, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в установленном порядке.
Учреждения и формирования МСГО, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Минздрава России, а также учреждения и формирования МСГО других федеральных органов исполнительной власти, организаций независимо от форм собственности по решению соответствующих начальников ГО используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий,
Основными задачами федеральной МСГО являются:
1.прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медико-санитарного обеспечения населения;
2.разработка нормативных и методических документов по организации медико-санитарного обеспечения населения страны, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3.организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;
4.планирование, организация и проведение мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения в военное время;
5.подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
6.создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий ГО;
7.создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований МСГО;
8.организация снабжения учреждений и формирований МСГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
9.участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;
10.подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
11.участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;
12.участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;
13.своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
14.организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
15.медико-санитарное обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.
Федеральная МСГО организуется по территориально-производственному принципу па базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.
В состав МСГО входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).
К руководству относятся начальники МСГО всех уровней.
Начальниками МСГО являются:
1)федеральной МСГО - первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;
2)субъектов Российской Федерации, городов, городских районов - руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, городов, городских районов;
3)сельских округов - главные врачи округов (главные врачи центральных районных больниц);
4)организаций - главные врачи медико-санитарных частей этих организаций, заведующие здравпунктами.
Руководство обеспечивает подготовку формирований и учреждений МСГО, организует их развертывание и работу, осуществляет контроль за деятельностью органов управления,
Органы управления МСГО представлены штабами МСГО и управлениями больничными базами.
Штабы МСГО как органы оперативного руководства создаются при начальниках МСГО всех степеней вплоть до объекта экономики. В состав штабов МСГО входят должностные лица, функциональные обязанности которых по занимаемым должностям в системе здравоохранения позволяют им рещать вопросы подготовки службы и организации ее работы в ЧС.
Органами управления МСГО являются:
1.штаб федеральной МСГО;
2.штабы МСГО субъектов Российской Федерации;
3.штабы МСГО городов, городских районов и сельских округов.
Штабы МСГО создаются в мирное время приказами соответствующих руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей сельских округов.
Штаб федеральной МСГО создается приказом Минздрава России. В состав штаба включаются: начальник штаба - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации; заместитель начальника штаба - директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».
Члены штаба:
1.руководители структурных подразделений Минздрава России;
2.главные медицинские специалисты Минздрава России;
3.представители Российской академии медицинских наук;
4.специалисты ВЦМК «Защита»;
5.представители заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;
6.представитель Российского общества Красного Креста.
В состав штаба МСГО субъекта Российской Федерации включаются; начальник штаба - заместитель руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, заместитель начальника штаба - начальник Второго отдела органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
В состав штабов МСГО городов, городских районов и сельских округов включаются должностные лица органов управления здравоохранением и руководители учреждений здравоохранения по аналогии с составом штаба МСГО субъекта Российской Федерации.
Начальники штабов МСГО являются заместителями соответствующих начальников МСГО.
Органы управления здравоохранением, на базе которых создаются штабы МСГО, с введением военного положения переводятся на штаты военного времени, Структура и численность органов управления здравоохранением определяется решениями органов исполнительной власти, исходя из объема мобилизационного задания.
Управление больничной базы как орган управления МСГО создается для руководства развертыванием и работой больниц загородной зоны на территории области (края, республики).
Органы управления МСГО должны находиться в состоянии постоянной готовности к решению возложенных на них задач по медицинскому обеспечению населения в ходе проведения мероприятий гражданской обороны.
К учреждениям, входящим в состав федеральной МСГО, относятся:
1.учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских формирований (гражданских организаций гражданской обороны);
2.учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по решению органов исполнительной власти (профилированные больницы и другие);
3.организации государственной санитарно-эпидемиологической службы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации;
4.аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв»;
5.учреждения здравоохранения, привлекаемые решениями органов исполнительной власти к участию в проведении мероприятий гражданской обороны.
Общей характерной особенностью медицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очаге поражения (исключение составляют бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для работы в лечебных учреждениях загородной зоны), При этом каждое формирование выполняет определенный, заранее установленный для него конкретный перечень лечебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. После выполнения задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учреждения-формирователи для работы в их составе,
Медицинские формирования ГО в зависимости от подчиненности подразделяются на объектовые и территориальные.
К объектовым медицинским формированиям ГО относятся санитарные посты и санитарные дружины, Они создаются на объектах экономики, в учреждениях, учебных заведениях и т.п.
Санитарный пост состоит из 4 чел.: начальника поста и 3 санитарных дружинниц, Санитарные посты создаются на предприятиях, в учреждениях, высших и средних специальных учебных заведениях, В их оснащение входят: аптечки, санитарные носилки, носилочные лямки, средства индивидуальной защиты, нарукавные повязки и эмблемы Красного Креста и др. Они предназначены для оттиия первой медицинской помощи в ЧС на своем объекте, Санитарные посты в мирное время оборудуют на предприятиях и в учреждениях «Уголки здоровья». В очаге ядерного поражения личный состав санитарных постов за 1 ч работы может оказать первую медицинскую помощь 10 пораженным (без розыска и выноса).
Санитарная дружина состоит из 24 чел.; командира, заместителя командира, связного (он же завхоз), шофера и 5 звеньев санитарных дружинниц по 4 чел, в каждом звене, один из которых является командиром звена. Санитарные дружины создаются на предприятиях, в учреждениях. Табелем оснащения предусмотрены; санитарные сумки (каждой дружиннице), средства индивидуальной защиты, санитарные носилки, носилочные лямки, индивидуальные фляги для воды, нарукавные знаки Красного Креста и др. Табельное имущество, в том числе и санитарные сумки, накапливается, хранится и освежается на объектах экономики, где оно сформировано.
Санитарные дружины предназначены для розыска и оказания первой медицинской помощи в очагах массового поражения, участия в организации выноса и вывоза пораженных к местам погрузки их на транспортные средства, а также для работы в других формированиях и медицинских учреждениях. За 1 ч работы в ядерном очаге одна санитарная дружина может оказать первую медицинскую помощь 50 пораженным.
Санитарные дружины и санитарные посты - это массовые формирования медицинской службы. Они создаются и используются в соответствии с планами штабов по делам ГОЧС. За их формирование, экипировку и оснащение несут ответственность руководители объектов совместно с организациями общества Красного Креста, а за медицинскую подготовку - органы здравоохранения.
К территориальным формированиям МСГО относятся:
1.медицинские отряды;
2.подвижные госпитали (токсико-терапевтические, инфекционные, хирургические и другие);
3.бригады специализированной медицинской помощи;
4.санитарно-эпидемиологические отряды;
5.санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);
7..специализированные противоэпидемические бригады;
8.группы эпидемиологической разведки.
Медицинский отряд (МО) - основное подвижное формирование МСГО, предназначенное для оказания первой врачебной помощи пораженным (больным) гражданам в очаге (на границе очага) массового поражения, временного размещения и подготовки их к эвакуации в учреждений здравоохранения, Они создаются в соответствии с планами штабов по делам ГОЧС области (города) на базе ЛПУ (больниц, поликлиник). По штату в состав отряда могут входить б~8 врачей, до 35-38 средних медицинских работников, до 2 санитарных дружин и другой личный состав.
Отряд имеет табельное медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, радиостанцию, подвижную электростанцию, средства индивидуальной защиты, дозиметрическую аппаратуру, приборы химической разведки и другое имущество; палаточным фондом не располагает. Для перевозки личного состава и имущества к очагу поражения и эвакуации пораженных с объекта руководителем спасательных работ отряду выделяются автотранспортные средства.
В структуре отряда имеются отделения: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуации пораженных, лабораторное, частичной санитарной обработки пораженных и дезактивации, медицинского снабжения (аптека) и хозяйственное.
Полностью укомплектованный кадрами и оснащенный табельным имуществом медицинский отряд за 12 ч работы может принять, провести медицинскую сортировку, оказать первую врачебную помощь и подготовить к эвакуации до 500 пораженных.
Медицинский мобильный отряд - новое (опытный образец) формирование МСГО, предназначенное для оказания первой врачебной помощи пораженным и больным в очаге (на гранрщс очага) массовых санитарных потерь мирного и военного времени. В его состав входят 108 чел., из них 14 врачей (в том числе 3 врача-педиатра), 22 средних медицинских работника и другой личный состав.
Отряд способен на штатном транспорте выдвигаться в районы ЧС, а также перевозиться на железнодорожном и авиационном транспорте. За счет возимых запасов отряд способен работать в автономном режиме до 3 сут.
Медицинский мобильный отряд укомплектован б автоперевязочными АП-2 с приписанным постоянным персоналом за счет ЛПУ и развертывает следующие функциональные подразделения: приемно-сортировочное (с сортировочным постом), перевязочное, эвакуационное отделения, аптеку, а также подразделения обеспечения и управления.
Запасы имущества обеспечивают оказание помощи 100-120 пораженным. Время готовности АП-2 к работе после прибытия в район ЧС - 10-15 мин. Рабочей ячейкой в модуле всех блоков является врачебно-сестринская бригада.
Медицинский мобильный отряд предназначен для решения следующих задач:
1.ведение медицинской разведки на маршрутах выдвижения и в районе расположения отряда;
2.обеспечение массового приема и регистрации пораженных;
3.проведение медицинской сортировки пораженных;
4.оказание пораженным первой врачебной помощи;
5.временная (до прибытия транспорта) изоляция пораженных, представляющих опасность для окружающих;
6.подготовка пораженных к эвакуации в лечебные учреждения;
7.ведение медицинского учета и отчетности.
Отряд имеет табельное медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, радиостанцию, подвижную электростанцию, средства индивидуальной защиты, дозиметрическую аппаратуру, приборы химической разведки, палаточный фонд. Для перевозки личного состава и имущества к очагу поражения и эвакуации пораженных е объекта ведения спасательных работ отряд располагает автотранспортными средствами.
Бригады специализированной медицинской помощи создаются на базе медицинских вузов, институтов (академий) последипломного образования, крупных городских, областных (краевых, республиканских) больниц, научно- исследовательских институтов и научных центров. Профиль бригад определяется специальностью врачей, включенных в их состав, и соответствующим табельным оснащением.
По штатному расписанию в состав бригады специализированной медицинской помощи входят: 2 врача, 2 медицинские сестры (фельдшера) и 1 шофер.
Основным предназначением бригад является усиление учреждений здравоохранения, больниц МСГО загородной зоны, организация и оказание в них специализированной медицинской помощи пораженным. Создаются бригады по следующим профилям: нейрохирургические, офтальмологические, травматологические, и др.
Возможности бригады по оказанию специализированной медицинской помощи пораженным находятся в прямой зависимости от ее профиля. Так, например, личный состав бригады хирургического профиля за 10 ч работы может выполнить 10-12 хирургических вмешательств.
2. Гуманитарная помощь ‒ это поставляемые Россией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным и иностранным учреждениям или некоммерческим организациям, а также иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы и оказываемые им услуги для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.
Чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера ‒ это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций ‒ это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера – это особая процедура, разработанная для удовлетворения в кротчайшие сроки экстренно возникших потребностей в товарах (работах или услугах) при чрезвычайных ситуаций различного характера.
Необходимо обратить внимание на то, что здесь речь идет об особенностях размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, но не в целях предупреждения таких ситуаций.
Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС устанавливается Правительством РФ.
Рассматриваемая процедура размещения заказа проводится в два этапа:
I этап – предварительный отбор участников размещения заказа;
II этап – запрос котировок и определение победителя.
Наиболее трудоемким и продолжительным по времени является первый этапа ‒ «предварительный отбор участников размещения заказа» (далее – предварительный отбор). Поэтому, согласно закону, они проводятся предварительно, когда нет угрозы возникновения ЧС и есть достаточно времени для осуществления всех необходимых действий по привлечению как можно большего количества заинтересованных лиц.
В ходе предварительного отбора заказчик отбирает участников размещения заказ одновременно соответствующих двум требованиям:
1.квалификация участников размещения заказа соответствует предъявляемым требованиям;
2.участники размещения заказа в состоянии в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Участники размещения заказа, прошедшие предварительный отбор включаются в перечень поставщиков. При возникновении чрезвычайной ситуации среди этих лиц осуществляется размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в которых возникнет потребность. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем предварительного отбора.
Рассмотрим более детально каждый этап размещения заказа.
I этап ‒ Предварительный отбор участников размещения заказа
Действие 1. Создание котировочной комиссии.
Порядок создания и работы котировочной комиссии аналогичен рассмотренному ранее.
Действие 2. Разработка документации и ее утверждение.
Условия участия в предварительном отборе излагаются в извещении о предварительном отборе. В нем должно быть указано:
1.Наименование и реквизиты заказчика.
2.Источник финансирования заказа.
3.Предмет контракта, краткие характеристики товаров (работ, услуг) поставки (выполнение, оказание) которых являются предметом контракта.
4.Необходимость без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
5.Требования к участнику размещения заказа для участия в предварительном отборе:
1)наличие лицензии на вид деятельности, являющийся предметом контракта;
2)непроведение ликвидации участника размещения заказа и отсутствие решения арбитражного суда о признании его банкротом;
3)неприостановление деятельности участника размещения заказа;
4)отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов;
5)отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа.
6)Форма заявки на участие в предварительном отборе.
7)Место, порядок и срок подачи заявок на участие в предварительном отборе.
8)Место, дата и время проведения предварительного отбора.
Действие 3. Размещение извещения о предварительном отборе на официальном сайте.
Извещение о предварительном отборе должно быть опубликовано заказчиком на официальном сайте не позднее чем за 30 дней до истечения срока представления заявок на участие в предварительном отборе.
Одновременно с опубликованием на официальном сайте (но не вместо!) заказчик имеет право опубликовывать извещение о проведении предварительного отбора в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных средствах массовой информации. Такая норма заложена законом в целях расширения возможностей привлечения большего количества заявок на участие.
Действие 4. Подача заявок на участие в предварительном отборе.
Заявки на участие в предварительном отборе должны быть предоставлены участником размещения заказа в срок и по форме, указанные в извещении. Заявки поданные с опозданием не принимаются к рассмотрению.
Заявка на участие в предварительном отборе должна содержать:
1Сведения и документы об участнике размещения заказа:
1)наименование организации, адрес, контактные телефоны организации и т.д.;
2)выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
3)доверенность на право осуществления действий от имени участника размещения заказа.
4)Сведения о функциональных и качественных характеристиках товаров, работ, услуг.
5)Копия лицензии (в случае, если деятельность, являющаяся предметом контракта, подлежит лицензированию на территории РФ).
Каждая поданная в срок заявка регистрируется котировочной комиссией. По требованию участника размещения заказа выдается расписка в получении заявки с указанием даты и времени ее получения.
Действие 5. Рассмотрение заявок на участие.
Поданные заявки на участие рассматриваются котировочной комиссией в течение 6 дней со дня окончания срока их представления. При рассмотрении, комиссия может затребовать от участника размещения заказа разъяснения положений поданных документов.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие, котировочная комиссия принимает решение о включении или об отказе во включении участника размещения заказа в перечень поставщиков. Решение об отказе принимается в следующих случаях:
1)проведение ликвидации, приостановление деятельности участника размещения заказа (юридического лица или индивидуального предпринимателя) или наличие задолженности по выплате обязательных платежей;
2)наличие сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков;
3)заявка на участие не соответствует требованиям, установленным извещением;
4)документы представлены не в полном объеме или представлены заведомо ложные сведения;
5)участник размещения заказа был исключен из перечня поставщиков, составленного в предыдущем году.
Действие 6. Составление перечня поставщиков.
Участники размещения заказа, прошедшие предварительный отбор, включаются в перечень поставщиков. Среди них осуществляется размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.