Санитарно-эпидемический режим в КДЛ. Мероприятия при контакте с биоматериалом.
Для профилактики инфицирования медицинского персонала клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) и обследуемых больных особое значение имеет выполнение требований санитарно-эпидемиологического режима.
Сотрудники кдл подвергаются риску заражения СПИДом, вирусными гепатитами, кишечными инфекциями и другими инфекционными заболеваниями. Главным фактором распространения этих заболеваний является инфицированный биологический материал (кровь, мокрота, моча, ликвор, сперма, кал и другие секреты и экскреты).
При организации проитвоэпидемических мероприятий в КДЛ необходимо руководствоваться действующими приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь:
1. Приказ мз РБ № 66 от 2 апреля 1993 года «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в Республике Беларусь». Приложение № 5. «Средства и Методы дезинфекции и стерилизации». 2. Приказ мз РБ № 351 ОТ 16 декабря 1998 года «О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД». Приложение № 5. «Инструкция ПО профилактике внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией и предупреждения проФессионального заражения медицинских работников». Приложение № 6. «Инструкция ПО организации профилактики заражения ВИЧ через донорскую КРОВЬ». 3. Отраслевой стандарт ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция Изделий медицинского назначения (методы, средства и режимыъ Приказом Мз СССР № 770 ОТ 10 июня 1985 года вводится в действие с 1 января 1986 года.
Ответственность за организацию и соблюдение противоэпидемического режима при работе с потенциально опасным материалом возлагается на руководителя КДЛ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Медицинскому персоналу кдл следует избегать контакта кожных покровов и слизистых оболочек с кровью и другими биологическими жидкостями, для чего необходимо:
- Работать в медицинских халатах, шапочках, сменной обуви, а при угрозе разбрызгивания крови или других биологических жидкостей - в маске, защитном экране или очках, непромокаемом фартуке и нарукавниках, резиновых перчатках. Подход к использованию защитной одежды должен быть диФФеренцированным, учитывая степень риска инфицирования.
- На рабочем месте запрещается принимать пищу, пить, курить, пользоваться косметикой.
- На рабочем столе, где осуществляется забор крови, должен находиться сосуд для стерильного пинцета, тампонов, салфеток, стерильный цитрат натрия для промывки капилляров, разлитый в малых объемах, флакон с антисептиком (700 спирт), сосуд с дезраствором (3% раствор хлорамина) для сбора отработанных ватных шариков.
- На рабочих столах для обработки рук и поверхностей, загрязненных потенциально инфицированным материалом, должны находиться емкости с 700 спиртом, 6% раствором перекиси водорода, 3% раствором хлорамина.
- При работе с исследуемым материалом следует избегать уколов и порезов, все повреждения кожи на руках должны быть закрыты лейкопластырем или напальчниками. Работать с биологическим материалом следует только в резиновых перчатках!
- Недопустимо производить взятие крови из вены через иглу непосредственно в проб ирку.
- Запрещается пипетирование биологического материала ртом!
Все манипуляции по забору крови и сыворотки должны выполняться при помощи резиновых груш, автоматических пипеток, дозаторов.
- Во избежание ранений не допускается использование стеклянных предметов с отбитыми краями.
- Для предупреждения разбрызгивания биологического материала сразу же после его взятия пробирки следует плотно закрывать резиновыми или пластмассовыми пробками и помещать в контейнер.
- Биологический материал должен транспортироваться в штативах, помещенных в контейнеры, биксы или пеналы, на дно которых кладется 4-слойная сухая салфетка (на случай боя посуды или случайного опрокидывания).
- Не допускается транспортировка проб крови и других биоматериалов в картонных коробках, деревянных ящиках, полиэтиленовых пакетах.
- Не допускается помещение бланков направлений или другой документации внутрь контейнера, бикса, пробирок.
- На рабочих местах должны быть выписки из инструктивно-методических документов, аптечки для проведения экстренной профилактической помощи при аварийных ситуациях,
Весь медицинский инструментарий (а также посуда, белье, аппараты и др.), загрязненный кровью, биологическими жидкостями, а также соприкисающийся со слизистыми оболочками, сразу после использования подлежит дезинфекции в соответствии с Приказом МЗ РБ N9 66 от 2 апреля 1993 года «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в Республике Беларусь» и с другими нормативными документами.