Компетентность какусловие эффективности психологической работы с жертвами насилия
Оказание психосоциальной помощи жертвам насилия является многофункциональной деятельностью, предполагающей взаимодействие специалистов различного профиля, включая психологов, психотерапевтов, юристов, специалистов социальной работы, медицинских работников и др. Юридическая помощь в основном защищает человека от физического разрушения и социального бесправия. В функции специалиста социальной работы входит оказание помощи в социальном функционировании личности, в решении материально-бытовых вопросов. Психотерапевт на глубинном психологическом уровне работает с отклонениями в психике и поведении клиентов, которыми преимущественно являются лица с психическими отклонениями, нуждающиеся в медикаментозной помощи. Психолог работает с психически здоровыми лицами и осуществляет их психологическое сопровождение в форме консультирования, психокоррекции и психотерапии.
Слаженная работа группы специалистов, где каждый компетентно выполняет свои функции, предопределяет эффективность психосоциальной работы с лицами, потерпевшими насилие. Жертвы насилия, как правило, имеют различные эмоциональные и когнитивные нарушения, глубокие психические отклонения и могут быть склонны к суициду. Риск дополнительной травматизации клиента ошибочными действиями или неадекватными словами специалиста крайне высок и опасен. Поэтому работа с жертвами насилия предъявляет высокие требования к отбору специалистов по их психологическому сопровождению.
Для успешной работы с жертвами насилия специалистам необходимы следующие личностные качества: способность к сопереживанию деликатность, тактичность, эмпатичность, оптимизм, сердечность, понимание себя и других, толерантность к окружающим и т. д. Специ-
фика проблем клиентов - лиц, подвергшихся насилию, предъявляет №юокие требования к психологической устойчивости и эмоциональной стабильности специалиста. Кроме того, консультант должен уметь контролировать свои слова и невербальное поведение. Обсуждение с клиентом ситуаций насилия могут вызывать сильные негативные чувства у консультанта. Однако он должен оставаться невозмутимым и уравновешенным. Если консультанта захватывают негативные чувства, ои должен их отрефлексировать, приложить профессиональные усилия для их контроля, и если чувства продолжают бушевать - сообщить об этом клиенту. Профессионал проявляет лишь те чувства, которые могут быть полезны пострадавшему, удерживая внутри такие негативные чувства как враждебность, отвращение, стыд или презрение. Умение сохранять нейтральность или терпимость является залогом профессионализма в оказании психологической помощи.
Для тренировки психологического равновесия рекомендуется использовать следующее упражнение:
Упражнение «Здесь и теперь»
Удобно сесть с закрытыми глазами и, ничего не делая, осознавать то, что происходит (звуки в комнате, ощущения тела, мысли и т.д.).
Подобные упражнения полезны для усиления контакта с окружающим миром «здесь и теперь». В частности, ежедневное сосредоточение на любом красивом объекте в течение пятнадцати минут не только развивает устойчивость, но и формирует гармоничное эмоциональное состояние.
Консультант должен уметь проявлять терпение йтерщвдосгъ. Споре клиентом обычно является неконструктивным, поэтому следует сосредоточиться на лучшем понимании клиента и в зависимости от целей и стадии работы провести соответствуюпгую интервенцию-коррекцию.
При сопровождении лиц, пострадавших от различных форм насилия, требуется высокий уровень жизнелюбия и оптимизма, чтобы не поддаться негативным влияниям жизненных ситуаций клиентов. Позитивное отношение к жизни должно распространиться на пострадавшего, так как профессиональная позиция психотерапевта строится во мно-°м на отношении специалиста к жизни в целом (позитивном, жизне-У^РЖДающем, а не на негативном или жизнеотрицающем). Жизне-
Ие является одной из неоспоримых ценностей человечества,
Роявляющейся в радости бытия и в стремлении жить насыщенной
"■ Чью, в способности живо воспринимать красоту пейзажа и чувство-
вать себя глубоко затронутым человеческими отношениями, что требует, по словам М. Чехова, «мужества жить и любить». Люди, активно участвующие в жизни, обладают более развитой способностью получать удовольствие. Они отдают себе отчет в том, что несчастье - это выбор; они согласны испытывать боль, потому что хотят не просто существовать, а участвовать в жизни, не боятся рисковать и совершать неизбежные ошибки.
В основе пессимизма, по мнению большинства психотерапевтов, лежит механизм выученной беспомощности, поэтому оптимизму и жизнелюбию необходимо научиться. Для развития жизнелюбия и оптимизма в соответствии с рациональной психотерапией, разработанной А. Эллисом [68J, рекомендуется;
1) уделять внимание не только работе, но и отдыху, общению с близ
кими;
2) ежедневно концентрировать внимание на красивом, приятном;
3) заботиться о собственном теле и здоровье;
4) верить, что неприятности временны, за ними следует удача и ус
пех и т. д.
Однако в практихе работы с жертвами насилия оптимизм и жизнелюбие могут быть неуместны, так как клиент, находящийся в состоянии посттравматического стресса, как правило, испытывает дискомфорт рядом с благополучными людьми. Это состояние можно сравнить с испытываемой водолазом кессонной болезнью, когда он слишком быстро выныривает на поверхность. Вследствие этого эффекта эмоционально и физически травмированный человек нуждается в постепенном изменении своего психологического состояния, в противном случае возможен срыв, потеря контакта, ухудшение его состояния. Для эффективного взаимодействия с клиентом-жертвой насилия необходимо не только понимание его состояния, но и достижение взаимопонимания консультанта с клиентом. При взаимопонимании люди бессознательно копируют позу, жесты, темп, скорость речи друг друга, поэтому для эффективной помощи консультант должен использовать различные техники присоединения терапевтической работы.
В нейро-лингвистическом программировании разработана наиболее структурированная система упражнений для сознательного согласования поз, жестов, паралингенетических компонентов речи и даже дыхания с собеседником, что приведет к быстрому достижению дове' рия и открытости в межличностных отношениях. Такая система дей-
носит название подстройки к клиенту. Поведенческое обучение подстройке является длительным процессом и требует регулярного подкрепления [51].
Другим важным механизмом подстройки к клиенту является эмпатия. Эмпатия рассматривается как вчувствованное понимание, воображаемое проникновение в субъективный мир другого человека. Наиболее глубоко роль эмпатии в консультировании и психотерапии была осмыслена К. Роджерсом. «Быть эмпатичным, по его мнению, значит воспринимать внутреннюю систему координат другого человека» как будто сам им являешься, но при этом ни в коем случае не забывая об условии «как будто». Если это «как будто» утрачивается, то происходит идентификация с другим [55, 56J.
Способность к эмпатии тесно связана с сензитивностью, то есть восприимчивостью к переживаниям окружающих. Сензитивность является характеристикой темперамента, врожденной предрасположенностью человека. К. Роджерс подчеркивал огромную роль прижизненного опыта в ее формировании. Эмпатия приобретается через эмпатические взаимоотношения с другим. Эмпатии можно научиться от эмпатичного человека. Испытывает ли человек страх или сомнение, одиночество или гнев, эмпатичный психолог может позволить себе испытывать то же и сообщить свое понимание и переживание клиенту.
Эмпатичные консультанты свое отношение к клиенту проявляют в манерах поведения и тоне, которые должны совпадать с его настроением и характером. Альтруистическая любовь и эмпатия другого оказывает решающее влияние на самоуважение и самопринятие любого человека.
Сердечность или безусловное положительное отношение может быть описана моделью отношения любящего родителя к ребенку, как это делает Э. Фромм [51]. Даже если время от времени ребенок вызывает Раздражение, гнев или недовольство, он все равно любим. Аналогично, если чувства и поступки клиента противоречат принципам психолога, консультант сохраняет симпатию и уважение к человеческой полноценности клиента, данной ему по праву рождения. Однако безусловное принятие не означает поощрения любого поведения или одобрение всякого решения. Сердечность проявляется в теплом отношении к клиенту и предоставлении возможности быть независимой
ЛИЧНОСТЬЮ.
Еще одним важным свойством личности консультанта является толе-иность к неопределенности. В процессе консультирования происхо-
дит становление личности клиента, которое предполагает его отказ oi сложившихся стереотипов и освоение своих новых возможностей и ре. сурсов. В этой новой ситуации неопределенности консультанту необходима уверенность в себе и собственных силах, в своей интуиции, адекватности чувств, убежденности в правильности принимаемых решении. а также способность рисковать. Эти качества помогают консультанту пе-ренести напряжение, создаваемое ситуацией неопределенности.
Безусловное принятие других связано с широким диапазоном приемлемости, жизненным опытом, личностной зрелостью, выступаюшш: основой социальной компетентности специалиста. Личная зрелость проявляется в способности консультанта успешно решать свои личные проблемы, в терпении и искренности по отношению к себе. Социальная зрелость в большей степени проявляется в способности понимать и решать проблемы других людей. Таким образом, зрелость консультанта представляет собой процесс, а не состояние, т. к. невозможно быть зрелым во всех случаях.
В профессиональной деятельности глубокое понимание себя удерживает специалиста от поверхностных и простых суждений о людях. Осо s-нание собственной непоследовательности, притворства, антисоциальных тенденций позволяет лучше понять природу чужих конфликтов. Слепота и ошибочность в понимании себя автоматически переносится на других, поэтому прежде чем консультант сможет «развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный». В связи с чем любой специалист, работающий с жертвами насилия, должен обязательно пройти через индивидуальное консультирование.
Психолог, работающий с жертвами насилия, должен быть морально и профессионально готов встретиться с обескураживающим отношением к нему со стороны клиента. Преувеличенная нежность или враждебность, неуместная в ситуации взаимодействия с консультантом, характеризует так называемый «перенос». Это понятие ввел 3. Фре(и [70] для обозначения неадекватного отношения одного человека кдру-гому. Если клиент без особых причин начинает боготворить или ненавидеть консультанта, чрезмерно обижаться или восторгаться, стыдиться или бояться, то чаше всего это проявление переноса. Однако следуйпомнить, что развитие переноса характеризует личность клиента, его чувства и ощущения, сформировавшиеся в процессе его жизни. Чаик' всего переносы бывают эротическими и агрессивными; нередко на психолога переносят черты властной матери, от которой постоянно ожиДЗ" ют наказания или раздраженного окрика.
Консультант должен уметь быть непредвзятым и беспристрастным, однако и у него может проявиться неадекватное, преувеличенное отношение к клиенту. Этот феномен получил название «контрперенос». Поэтому психологу необходимо постоянно отслеживать свои чувства и адекватно осознавать их. Проблема заключается в том, что иногда чувства имеют бессознательную природу и не поддаются императивной корректировке. Жертва насилия нередко провоцирует контрперенос в форме отвращения или презрения. Эти переживания являются следствием механизмов психологической защиты консультанта от идентификации с пострадавшим. Эмоция отвращения толкает на увеличение дистанции с его источником, что снижает действенность психологической помощи. Подавление негативных эмоций, как правило, не приводит к их уничтожению. Вытеснение эмоции враждебности бессознательно проявляются в жестах, интонациях, что разрушает отношения доверия и атмосферу безопасности. Появление адекватных чувств по отношению к клиенту должны стать предметом обязательного пристального внимания и проработки с супервизором, на балинтовскои группе (тли в процессе самоанализа специалиста. В случае, если контрперенос имеет глубокую эмоциональную основу, то специалист нуждается в консультационной помощи за рамками рабочего времени. Когда психолог или социальный работник сам становится клиентом консультанта, это не только способствует его личной зрелости, но и дает полезный опыт почувствовать себя в другой роли.
Особенности работы с лицами, пострадавшими от разных форм насилия, могут привести специалиста к защитному равнодушию, цинизму или профессиональной травматизации с характерными депрессивными реакциями, нарастанием тревожности или раздражительности. Если эффективность работы специалиста снижается, при этом падает его профессиональная мотивация, то вероятнее всего это проявление синдрома эмоционального «выгорания».
Термин «эмоциональное выгорание» впервые был введен американскимпсихологом X. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [51].Причинами возникновения феномена «выгорания» являются внутрилично-стНый конфликт, острый психологический стресс и острая или хрони-Ческая фрустрация [34]. Консультант испытывает фрустрацию, сталкиваясь с различными проблемами, например, оказываясь несос-
тоятельным в процессе проведения психотерапевтической работы. Эмоциональное выгорание проявляется в резком снижении энтузиазма, потери интереса к работе, стереотипизации рабочих действий, нарастании негативного отношения к клиентам и потере профессионального самоуважения. На эмоциональном уровне выгорание проявляется в усталости, раздражительности, чувстве отвращения к работе, тревожности, ухудшении настроения, депрессивности, чувстве бессмысленности, безнадежности и вины. Возможны и соматические симптомы, такие как: бессонница, головные боли, нарушения функций пищеварительной и сердечно-сосудистой системы и т. д. Очень часто эмоциональное «выгорание!» представляет собой механизм психологической защиты от чрезмерного расходования эмоциональной энергии [7].
Достаточно часто основной причиной развития «выгорания» является хронически напряженная психоэмоциональная деятельность в условиях недостаточного успеха и поошрения. Консультирование жертв насилия тесно связано с интенсивным общением, переживанием сильных эмоций и высокой ответственностью специалиста. Чрезмерность рабочего напряжения может вызываться не только внутренними, но и внешними факторами. Так, организация деятельности по психологическому сопровождению жертв насилия может не соответствовать психогигиеническим требованиям. Даже при оптимальной организации работы дефицит навыков создания адекватных отношений с клиентом и неумение переработать впечатления часто ведут к усталости и чувству безнадежности в достижении оптимального результата.
Выделяют различные факторы эмоционального «выгорания», в том числе макросоциальные, личностные и микросоциальные. Так, личностный фактор включает мотивационно-характерологические особенности специалиста и умение строить отношения с клиентами. Микросоциальный фактор включает взаимоотношения с коллегами И администрацией, характеристики материально-технической базы учреждения. Кроме того, условия работы могут препятствовать успешному осуществлению профессиональных задач: отсутствие у психолога своего кабинета, где можно провести консультацию клиента, частые ночные дежурства и отсутствие полноценного отдыха после них, недостаток оснащенности материально-технической базы и т. д. Социальные факторы синдрома эмоционального «выгорания*- могут быть обусловлены: отсутствием поощрений за хорошую работу, низкой зарплатой, отсут-
ствием возможности продвижения по службе, ограничением права на свободу выбора стиля профессиональной деятельности, направления научно-методической работы и т. п.; несоответствием нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации в организации; ограничением активности специалиста по овладению новыми знаниями, препятствиями к внедрению новых технологий; принижением социального статуса профессии, ее значимости; чрезмерными рабочими нагрузками и т. д.
Для предотвращения «выгорания» у консультантов, работающих с жертвами насилия, могут быть предложены следующие рекомендации:
1. В консультативном центре необходимо иметь место для отдыха
работников, куда нет доступа клиентам. Такое помещение часто
называют убежищем, подчеркивая функции обеспечения психо
логической безопасности специалистов.
2. Не реже, чем один раз в неделю следует проводить балиитовские
группы, на которых обсуждаются трудные случаи консультирова
ния. Важнейшая функция этих групп - это сплочение специалис
тов, поддержание духа оптимизма и доброжелательности. Особен
но важно участие в них сотрудников в возрасте до 30 лет.
3. Необходимо регулярно повышать квалификацию сотрудников на
семинарах, тренингах и конференциях с периодичностью - один
семинар каждые полгода.
4. Подведение итогов работы в отчетах, публикациях, выступлени
ях на конференциях, возможность предоставить результаты сво
ей работы повышают самоуважение и чувство самокомпетентно
сти специалиста.
Работа в области психологического сопровождения лиц, переживших насилие, имеет свои специфические трудности. С точки зрения самих специалистов к основным затруднениям можно отнести следующие особенности консультирования:
1. Дискомфорт откровенного разговора
Отождествляя себя с клиентами, специалисты нередко ограничиваются определенными рамками в обсуждении шокирующих и болезненных вопросов семейного насилия. Специалисты-женщины особенно боятся обнаруживать жестокость среди клиентов своего социального и образовательного круга. Насилие, существующее в собственной среде, Увеличивает их чувство собственной уязвимости.
■ге.
2. Боязнь причинить боль и обиду
Нередко консультанты опасаются, что своими вопросами обидят и заставят страдать клиента, боятся унизить человеческое достоинство клиента, узнавая об унизительных подробностях факта насилия. Некоторые специалисты избегают обсуждения насилия, чтобы не испортить отношения с клиентами. Но надо отметить, что если психолог ил и социальный работник не может прямо спросить о насилии, которому подвергся клиент, как о причине телесных повреждений и душевных страданий, то это может восприниматься пострадавшим как молчаливый сговор с нарушителем, как молчаливое одобрение поведения агрессора.
3. Чувство бессилия в оказании помощи
Как показывает практика, при психологическом сопровождении жертв насилия достаточно часто специалисты испытывают чувство бессилия в оказании помощи. Недостаточная подготовленность в отношении оценки безопасности клиента и оказании помощи ведет к потере контроля над ситуацией. Даже у специалистов, которые считают, что могут успешно работать с проблемой насилия, нередко возникает чувство беспомощности, когда клиент оказывается не в состоянии сразу выполнить все меры по изменению ситуации. Осуждение клиентов, которые «не хотят» улучшить условия жизни для себя и своих детей, зачастую приводит к формальному выполнению своих обязанностей специалистами, к дистанцированию и снисходительному отношению к лицам, пережившим насилие.
4. Нехватка времени
Очень часто фактор нехватки времени является препятствием для более глубокой и эффективной работы с проблемами насилия для многих специалистов.
Кроме того, такие предрассудки как расизм и национализм, предубеждения относительно пола, социального положения, сексуальной ориентации или нетерпимое отношение к людям определенного возраста, образования, физических возможностей могут препятствовать оказанию эффективной помощи жертвам насилия. Такие стереотипы распространены и могут отражаться на результативности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Таким образом, специалисты, работающие с лицами, пережившими насилие, нуждаются в собственном психологическом сопровождении, основной формой которого является помощь супервизора-куратора. Су-Первизия - один из самых эффективных методов повышения компетентности консультантов, работающих с лицами, пострадавшими от насилия. Основная цель судервизии - совершенствование компетентности и предотвращение синдрома «выгорания». Супервизор - это более опытный коллега, который помогает разобрать трудные случаи из практики, дает методические рекомендации и помогает разобраться с эмоциональными трудностями в работе. Оптимальная периодичность встреч с супервизором - один раз в неделю в течение часа. Желательно, чтобы встречи с супервизором были внесены в рабочий график учреждения. Важную рань играет психологический комфорт в коллективе, атмосфера поддержки и взаимопонимания, атакже хорошая организация рабочего места. Если «выгорание» уже произошло, то следует использовать определенные процедуры работы с этим состоянием:
1) индивидуальная или групповая работа с супервизором;
2) временное переключение на формы работы службы, не связанные
непосредственно с консультированием;
3) индивидуальная психотерапия «выгорания» [67].
Балинтовские группы - еще одна форма психологической помощи консультантам, работающим с жертвами насилия. В настоящее время балинтовские группы проводятся для всех профессионалов, тесно работающих с людьми. Подобные группы особенно важны для начинающих специалистов. Благодаря-участию в группах приобретается методический и психологический опыт работы.
Группа формируется по принципу добровольности участия специалистов, стремящихся к профессиональному и личностному росту, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе, заинтересованных в получении квалифицированной обратной связи и взаимопомощи. Оптимальная численность балинтовской группы составляет 8-10 человек. Группа встречается с частотой 1-2 раза в месяц в течение двух-трех лет. Балинтовскую группу должен вести опытный и квалифицированный специалист. Каждая встреча посвящается разбору одного трудного случая из практики участников. Анализ случая занимает в среднем 4-5 часов и включает в себя следующие этапы:
1- Определение «заказчика», предлагающего участникам на рассмотрение случай.
2. РассказосложноЙпрактическойситуацииконсультирования. Члены группы слушают и наблюдают за поведением рассказчикаи друг
друга. При предъявлении рассказов от нескольких участников группа выбирает наиболее интересный случай для анализа.
3. «Заказчик» задает два-три вопроса группе, на которые он хотел бы
получить ответ. Например: «Почему клиент отказался сотрудни
чать со мной?», «Что нужно было сделать, когда клиент стал кри
тиковать меня?», «Как нужно было реагировать на рыдания кли
ентки?» и т. п.
4. Группа задает вопросы «заказчику», чтобы лучше понять его си
туацию.
5. Окончательное формулирование вопросов к группе, так как не
редко в процессе ответов на вопросы уточняется и видоизменя
ется запрос.
6. Участники группы по очереди отвечают на запрос, после чего до
пускается свободная дискуссия по проблемным пунктам.
7. Обратная связь со всеми участниками группы. «Заказчик» фор
мулирует свое мнение по отношению к предложенным решени
ям и отражает свое эмоциональное состояние и отношение к обсуждению.
Атмосфера бал и нтов с кой группы должна быть достаточно безопасной для обсуждения профессиональных неудач, так как работа группы направлена на «слепые пятна» и доминирующие бессознательные установки специалистов-консультантов.
Таким образом, в содержании профессиональной компетентности специалистов, работающих с липами, пережившими насилие, необходимо выделять личностный, ролевой и функциональный аспекты компетентности. Важнейшим организационным подкрепляющим фактором успешной деятельности консультантов становится условие: «Не оставлять их наедине с человеческим несчастьем в течение всего срока работы с трудным клиентом».
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
Проблема насилия над детьми до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Беспристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрированных преступлений в отношении детей говорят о росте насильственных действий и отсутствии должного внимания общества и государства в обеспечении безопасности и права на счастливое детство. Ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 % до 50 % детей убито родителями или липами, их заменяющими. Отмечается рост числа случаев убийства матерью новорожденного [45].
Для предотвращения роста насильственных действий против детей и реабилитации лиц, пострадавших от различных форм насилия, требуется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического, Медико-социального, педагогического и психологического характера.
Психологическая помощь, по мнению многих специалистов, может рассматриваться как первоочередная. Разработкой программ и технологий психологического сопровождения лиц, переживших насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зарубежные авторы, как: Н. К. Асанова, Т. И. Шульга, М. Клавдиева, "■■ Д. Ярослащева, С. Я. Долецкий, Л. Берковец, Б. Барбара, Дж. Аллан, X. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл.Л. Дамон, С. Г. Кемпе, Д. Финкел-Х0Р, Р. Бэджли, И. М. Киннард и др. Насилие рассматривается большинством из них как преднамеренные физические, психологические 11 сексуальные действия с целью нанесения ущерба человеку, произведенные против его воли [11, 54].
В отношении детей выделяются следующие виды насилия:
1) пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка;
2) физическое насилие;
3) психологическое (эмоциональное) насилие; .4) сексуальное насилие и растление.
Анализ особенностей проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствия для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологической помощи жертвам насилия.
Положение детей, чьи основные нужды не удовлетворяются родителями, лучше всего характеризует термин «депривация детства*. Ярким примером этой формы насилия является проживание детей в так называемых неблагополучных асоциальных семьях. Родительская патология в этих семьях связьтвается с поведением матери, от которой зависит физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ И НУЖДАМИ РЕБЕНКА
Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в:
1) недостаточном удовлетворении его потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании;
2) отсутствии должного обеспечения опекой и надзором;
3) недостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской помошыо, когда он болен;
4) причинении умышленного вреда ребенку;
5) воздействии эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;
6) эксплуатации ребенка непосильным трудом;
7) воздействии нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков) и т. д.
Недостаток забот о детях может быть также следствием бедности, психологического стресса, педагогического невежества, социальных потрясений и стихийных бедствий. В соответствии с теорией цикличности насилия самый высокий риск пренебрежения основными нуждами детей имеется у тех родителей, чье детство прошло в условиях наси-
лия и пренебрежения. Для матерей, пренебрегающих своими детьми, характерны социальная незрелость, инфантилизм, импульсивность, низкая самооценка, отсутствие навыков ухода за ребенком и т. д. Таким образом, пренебрежение основными нуждами ребенка является муль-Тифакториальным феноменом, в развитии которого доминирующее значение имеют семейные обстоятельства.
В соответствии с системой диагностических признаков пренебрежения основными нуждами ребенка и разделил их на несколько групп в соответствии с разным возрастом детей, которым пришлось пережить пренебрежение [45].
1. Дети первого года жизни. Пренебрежение приводит к задержке физического развития, повторным инфекционным заболеваниям и частым госпитализациям, нарушениям психосоциального развития и т. д.
2. Дошкольники. Характерен маленький рост, низкий вес, микроцефалия, задержка речевого развития, уровня внимания, эмоциональная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании дружеских отношений, социальная безответственность.
3. Школьники. Последствия пренебрежения проявляются в плохом здоровье, маленьком росте, малом весе, плохой успеваемости в школе, в трудностях в обучении, в незрелости, гиперактивности, агрессивности, склонности к уединению, плохим взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми людьми, деструктивном поведении, энурезе, энкопрезе и т. д.
4. Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со стороны родителей или других значимых взрослых, имеют маленький рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержку полового развития, пропускают школьные занятия, употребляют алкоголь, токсические средства, наркотики, курят, воруют, лгут, деструктивны по отношению к себе, другим людям.
Поскольку пренебрежение не оценивается в обществе как вид насилия, то практически невозможно надеяться, что дети будут обращаться ЗД помощью. Поэтому очень важно зафиксировать особенности внешнего вида и поведения ребенка, по отношению к которому проявляется со стороны родителей или лип, опекающих ребенка, пренебрежение. Имен-но эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку.
Так, к характерным особенностям внешнего вида и поведения ребенка, живущего в ситуации пренебрежения, можно отнести:
1) утомленный, сонный (часто опухший) вид;
2) санитарно-гигиеническую запущенность;
3) наличие чесотки, педикулеза;
4) склонность к кражам вследствие постоянного голода;
5) задержку роста и отставание в физическом, речевом и моторном развитии;
6) привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;
7) проявление агрессивности и импульсивности, которые часто сменяются апатией и подавленным состоянием;
8) трудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости;
9) пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой;
10) делинквентность и мастурбации и т. д.
К обобщенным характеристикам детей, страдающих от пренебрежения их основными нуждами, можно отнести: существенное отставание в развитии, проблемы в обучении, пассивность, многочисленные эмоциональные и поведенческие проблемы, низкую самооценку, делинквентность, высокий уровень агрессивности, низкий уровень эмпатии, отсутствие навыков и умений в построении взаимоотношений, низкий социальный интеллект.
Группы «риска» выявляются для определения вопроса о степени опасности пребывания ребенка в семье с точки зрения его жизни и здоровья. Характер терапевтических и реабилитационных мероприятий зависит от результатов диагностики. В частности, работа с семьей может включать различные типы семейной терапии, консультирования ее членов для снижения уровня семейной дисфункции. Рост числа неблагополучных семей значительно повышает роль специалистов, работающих с детьми в различных учреждениях по выявлению детей, чьи потребности игнорируются.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заменяющими, не связанных с несчастным случаем [60]. Признаки физи-
ческого насилия, которые часто являются и его индикаторами, проявляются в:
1) резко выраженной боязливости ребенка;
2) неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;
3) ярко выраженном страхе взрослых людей;
4) признаках физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения;
5) наличие различных травм у детей: переломы черепа и костей, повреждения мягких тканей, ожоги необычной этиологии (например, множественные ожоги от раскаленных предметов, ожоги промежности или ягодиц и др.), сильные множественные ушибы, кровоизлияния, следы укусов;
6) повторных подозрительных повреждениях у ребенка;
7) необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные с травмами, полученными в прошлом;
8) отсутствии желания поиска зашиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации;
9) формировании моделей приспособительного поведения;
10) стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения конфликтов и т. д.
При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологические последствия насилия. Это прежде всего симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответ на физическую боль у ребенкавозникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявленияжестокостипоотношениюкдругим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что Приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.
Воздействие физического насилия на психическое состояние ребенка опосредуется:
1) возрастом ребенка;
2) уровнем его развития;
3) личностными особенностями;
4) характером;
5) длительностью насилия;
6) отношением насильника кребенку;
7) повторяемостью травматического события.
Опишем наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию.
Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы,
В возрасте от полугода до полутора лет дети боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.
Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.
Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления Дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом возрасте дети