Принципы коррекции и терапии при птср
После того как человек подвергся воздействию травматических событий, его мысли и чувства могут быть болезненными и не совсем понятными ему самому, а реакции на обычные ситуации — необычными и пугающими. Поэтому первым принципом терапии ПТСР является принцип нормализации. Основной акцент делается на том, что нормальный индивид, столкнувшись с ненормальными обстоятельствами, переживает экстраординарные чувства. Началом терапии, таким образом, становится обсуждение переживаемых чувств и объяснение их нормальности. Это может помочь пострадавшему понять причины своих симптомов, их динамику и более активно участвовать в процессе терапии.
Второй принцип, на котором должна базироваться терапия ПТСР, — принцип партнерства и повышения достоинства личности. Люди, страдающие ПТСР, ранимы, сен-зитивны, склонны к самообвинению, чувству бессилия или повышенной агрессивности. Особенно это касается жертв сексуального насилия (необходимо учитывать, что мужчины переносят это значительно болезненней), других тяжких преступлений, мигрантов, пострадавших в местах своего прежнего проживания от национальных
преследований и жертв тоталитарных сект. Подобный стиль реагирования вызывает отторжение окружающих, усиливая ощущение собственной неадекватности и вины, приводит к снижению самооценки. Поэтому установление отношений сотрудничества и является таким необходимым.
Третий принцип — принцип индивидуальности. Каждый человек проходит свой собственный путь восстановления после стресса. И это также важно учитывать в процессе терапии.
Чем больше времени прошло с момента получения травмы, тем более высокий уровень квалификации требуется при оказании психологической помощи из-за того, что посттравматический стресс все теснее связывается с другими психологическими проблемами.
Психотерапия пациента, страдающего ПТСР, в зависимости от выраженное™ его психологической дезадаптации, может продолжаться от одного месяца до нескольких лет.
Оценка длительности терапии — важный параметр для прогноза эффективности реабилитации и во многом зависит от экспертного психолого-психиатрического заключения, где определяется уровень ограничения жизнедеятельности и социальной дезадаптации. Положительный реабилитационный прогноз, скорее всего, будет у тех, кто способен сохранять хорошие отношения на работе и дома, кто имеет позитивную установку на терапию.
Другой аспект психотерапии можно назвать дидактическим, или образовательным. Как правило, субъекту тем или иным образом сообщают о том, чего он может ожидать
через несколько дней, недель или месяцев. Если ожидаемые изменения не происходят, то это может переживаться им как чувство утраты контроля или «ненормальность». Эти чувства могут еще более усилить травматизацию личности, временно повышая тревогу и задерживая восстановление. Этот аспект терапии нуждается в проработке либо в индивидуальной сессии, либо в групповой работе. Такая проработка должна осуществляться под руководством подготовленного психолога или психотерапевта, который имеет опыт групповой и индивидуальной работы.
Терапевтический процесс может быть условно разделен на три стадии:
1) установление доверительного, безопасного контак та с клиентом, дающего право на «получение доступа» к тщательно охраняемому травматическому материалу;
2) терапия, центрированная на травме; с исследова нием травматического материала, с работой с избегани ем, отрешенностью и отчужденностью;
3) помощь пациенту в «отделении» от травмы и вос соединении с семьей, друзьями и обществом.
Программы психотерапевтической помощи в основном должны быть направлены на:
0 коррекцию образа «Я»;
1 достижение объективности собственной оценки;
2 реабилитацию «Я» в собственных глазах и достиже ние уверенности в себе;
3 коррекцию системы ценностей, потребностей, их иерархии;
4 приведение притязаний в соответствие со своими психофизическими возможностями;
5 коррекцию отношения к другим; достижение спо собности к эмпатии и пониманию переживаемых другими состояний и их интересов;
6 приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
7 коррекцию неадекватного образа жизни и подав ленности.