Методы поведенческой терапии последствий кризисных ситуаций

В зависимости от того, имеет ли психолог время для детального анализа ситуации или же он вынужден оказы­вать экстренную психологическую помощь, различают краткосрочную и долгосрочную кризисную поведенчес­кую психотерапию. Разница между этими двумя подхода­ми достаточно условна, поскольку часто «беда не прихо­дит одна» и эти два подхода приходится комбинировать.

«ПЕРВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»

В результате осуществления обширной исследователь­ской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласог-га* разработали ряд поведенческих рекомендаций, кото­рых психологу. Другому специалисту или доброволь­цу следует придерживаться, оказывая помощь в острой

" Lasogga F., Casch В. Psychische erstc Hilfe bei Unfitlbn. Wien: Stump"

und Kossendey, 19117.

кризисной ситуации. Эти рекомендации могут быть щ пользованы как психологами при непосредственной р; боте в местах массовых бедствий, так и для подготовк спасателей и сотрудников специальных служб. Конечнс те же самые правила важны и для экстренной помош в кризисных ситуациях.

ПРАВИЛА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ

Правило 1. Дайте знать пострадавшему, что вы уже ря дом и что уже принимаются меры по спасению.

Пострадавший должен чувствовать, что в создавшей ся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшем и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не при едет скорая помощь». Пострадавший также должен быт проинформирован о том, что сейчас происходит: «Ско рая помощь уже в пути».

Правило 2. Постарайтесь избавить пострадавшего о посторонних взглядов.

Любопытные взгляды очень неприятны человек; в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте m какое-либо поручение, например, отогнать любопытны: от места происшествия.

Правша 3. Осторожно устанавливайте телесный контаю

Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадав ПВДх. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похло­пайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тeлi Не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, чтс и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, ста-Райтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

Правило 4. Говорите и выслушивайте.

Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпе­ливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, же­лательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков! Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы испытываете чувство состра­дания, не стесняйтесь об этом сказать.

ПРАВИЛА ПЕРВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

Правило 1. В кризисной ситуации пострадавший все­гда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как скоро можно ожидать успеха. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

Правило 2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотри­тесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуж­дается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пост­радавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.

Правило 3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

Правило 4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том

же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.

Правило 5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Рас­скажите, какие меры требуется принять для оказания по­мощи в его случае.

Правило 6. Профессиональная компетентность успо­каивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

Правило 7. Дайте пострадавшему поверить в его соб­ственную компетентность. Дайте ему поручение, с кото­рым он справится. Используйте этот факт, чтобы убедить его в его собственных способностях, чтобы у пострадав­шего возникло чувство самоконтроля.

Правило 8. Дайте пострадавшему выговориться. Слу­шайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.

Правило 9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проин­структируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

Правило 10. Привлекайте людей из ближайшего окруже­ния пострадавшего для оказания помощи. Инструктируй­те их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

Правило 11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопыт­ным конкретные задания.

Правило 12. Если стресс является тем, с чем постоянно работает психолог, то он может негативно сказаться и на нем. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии дол­жен вести профессионально подготовленный модератор.

МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

Нет нужды еще раз повторять, что психотерапия кри­зисных состояний строится индивидуально и не может быть сведена к последовательному применению перечис­ляемых далее техник. Искусство психотерапевта значи­тельно шире, чем эклектическое сочетание различных приемов, и приобретается в процессе достаточно дли­тельной послевузовской подготовки.

Очень условно можно разделить все методы поведен­ческой психотерапии кризисных состояний на приемы кратковременного облегчения и способы долговремен­ного овладения кризисом (см. рис. 2).

К методам кратковременного облегчения пережива­ния кризиса относятся следующие приемы поведенчес­кой психотерапии.

Спонтанное расслабление. Пациенту предлагается каж­дый раз, когда встречаются объекты, которые напомина­ют ему о причиненном страдании, или же приходят мыс­ли о травмирующем событии, несколько раз глубоко вздохнуть и расслабиться, встряхнуть опущенными рука­ми, сделать круговые движения плечами, дать себе инст­рукцию на расслабление («я совершенно спокоен и рас­слаблен»). В результате должна уменьшиться доза стрес­са, провоцируемого болезненными внутренними или внешними стимулами*.

Внутреннее отвлечение. Пациенту предлагается пред­ставить себе картину событий, вызывавших в прошлом позитивные чувства, или пофантазировать по поводу ожидаемых в будущем приятных вещей. Ожидается заме­щение этими мыслями или фантазиями мыслей и обра­зов травмировавшего события.

Внешнее отвлечение. Вместе с пациентом выявляются занятия, которые обычно доставляют ему удовольствие. Дается задание заниматься как можно чаще этими при­ятными делами. Если уже давно планируется какое-либо приятное мероприятие, то этим рекомендуют заняться незамедлительно.

В качестве внешнего отвлечения могут использовать­ся и не очень приятные, но полностью занимающие вни-

Подробкее о приемах релаксации и ситуативного расслабления Можно прочесть в книге:

1ание дела (ремонт, механическая работа, помощь кому-ибо в сложном деле и т. п.).

Интенсивная внешняя деятельность, особенно безус-[овно приятная клиенту, выступает в качестве замеще-гия болезненного поведения. От внешнего отвлечения, :оторое может использоваться несколько раз в течение [ня и перемежаться другой деятельностью, интенсивная «ешняя деятельность предполагает полное поглощение [еловека в течение всего дня (например, сложный турис-ический десятидневный поход).

Позитивная самоинструкция может быть использована \ терапии, если кризисные события мешают пациенту вы-юлнять его прямые обязанности, выступают в качестве внутреннего барьера. Пациенту рекомендуют произносить ipo себя простые, направленные на успех инструкции: «Я юйду и поговорю с ним об отсрочке платежей» или «Сей-[ас я сяду за компьютер и продолжу работу над статьей» ши «Я немедленно займусь ремонтом на кухне».

Отреагирование. Ярость и злость, обида и негодование лотут быть выражены с помощью физических упражне-шй, особенно из разряда восточных практик или боевых 1скусств. Как и в психодраме, пациенту можно помочь $ыплакаться, покричать, сказать громко, допуская любые $ыражения, о том, что он думает об обидчике.

Уменьшение дозы стресса. Если кризис был вызван ка-сим-либо событием или учреждением, лицом или объек-юм и эти стимулы постоянно попадаются пациенту на лаза, то степень страдания мы можем уменьшить, если гридумаем способ уменьшения масштаба или степени сонфронтации с этими стимулами.

Эти методы кратковременного облегчения имеет смысл дополнять приемами долговременных изменений. Конеч­но, долговременных изменений труднее достичь, но «игра стоит свеч».

Систематическое расслабление отличается от спонтан­ного тем, что клиенту дают задание регулярно посещать за­нятия для тренировки навыков релаксации в тренинговой группе или психотерапевтическом центре. В целях систе­матического расслабления используют аутотренинг, мы­шечную релаксацию по Джекобсону, йогу, массаж и пр.

Решение проблем. Многим пациентам дает чувство без­опасности осуществление мероприятий по предотвраще­нию критических событий в будущем (например, обору­дование квартиры охранной сигнализацией или переезд из сейсмоопасного региона).

Изменение установок:рационально-эмоциональный тре­нинг. Если центр тяжести проблем состоит в искаженном представлении о долге и чрезмерном чувстве вины, то имеет смысл предпринять анализ установок и провес­ти курс когнитивной терапии, например, рационально-эмоциональный тренинг по А. Эллису*.

Беседа. Открытая беседа или коммуникация в пове­денческой терапии считается наиболее цивилизованным способом решения проблем. Пациенту предлагается со­ставить список лиц, с которыми он может обсудить свою беду. Не обязательно эти беседы должны быть приятны­ми, но обязательно — открытыми и честными. Ожидает-

* Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику. СПб.: Питер Пресс, 1997; Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб.: Питер Пресс, 1999.

са, что прямой разговор «снимет камень с души» и поз­волит проверить некоторые, возможно, ошибочные предположения*. Такие беседы часто требуют продолжи­тельного времени и детального разбора на последующих встречах с психотерапевтом.

Систематическая десенсибилизация по отношению к травмирующим стимулам заключается в предъявлении вызывающего неприятные эмоции стимула на фоне ре­лаксации. При правильном применении метода стиму­лы, ранее вызывавшие негативные чувства, после тре­нинга автоматически вызывают релаксацию**.

Мысленный стоп. Каждый раз, когда в голову клиента приходят тревожные мысли о пережитом, ему предлагает­ся говорить себе «стоп» (или представлять соответствующий образ, например, знак «Проезд закрыт»), делать небольшую паузу и переходить к внешнему или внутреннему отвлече­нию. Этот прием также требует многократного повторения и контроля со стороны психотерапевта. Ожидается, что ча­стота «стопов» с течением времени уменьшается.

Конечно, существует множество других методов, специ­фичных для отдельных поведенческих нарушений. Мы на­деемся, что у вас появилось желание поближе познакомить­ся с поведенческой психотерапией, тем более что уже есть до-статочно серьезная и доступная литература по этой теме* ■

* Подробнее о тренинге открытого выражения чувств см.: Ро-мек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2002.

•* Ромек В. Г. Поведенческая психотерапия М.: Академия, 2002. С 27-31.

*** Фёдоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПо.. Питер, 2002.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

Переформулируйте «Правила первой психологической помощи для психологов» применительно к ситуациям: супружеская измена; дорожно-транспортное происшествие с человеческими жертвами; разговор с ребенком, потерявшим родителей; разговор с избитым по расистским мотивам иностранцем.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

Найдите в учебных пособиях по психологическому консультиро­ванию и психотерапии* описания методов лечения нарушений, пере­численных выше.

Какие из этих методов можно считать поведенческими?

Есть ли среди них универсальные, подходящие к любому типу на­рушений?

Почему вы так считаете?

Наши рекомендации