Методы поведенческой терапии последствий кризисных ситуаций
В зависимости от того, имеет ли психолог время для детального анализа ситуации или же он вынужден оказывать экстренную психологическую помощь, различают краткосрочную и долгосрочную кризисную поведенческую психотерапию. Разница между этими двумя подходами достаточно условна, поскольку часто «беда не приходит одна» и эти два подхода приходится комбинировать.
«ПЕРВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»
В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласог-га* разработали ряд поведенческих рекомендаций, которых психологу. Другому специалисту или добровольцу следует придерживаться, оказывая помощь в острой
" Lasogga F., Casch В. Psychische erstc Hilfe bei Unfitlbn. Wien: Stump"
und Kossendey, 19117.
кризисной ситуации. Эти рекомендации могут быть щ пользованы как психологами при непосредственной р; боте в местах массовых бедствий, так и для подготовк спасателей и сотрудников специальных служб. Конечнс те же самые правила важны и для экстренной помош в кризисных ситуациях.
ПРАВИЛА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
Правило 1. Дайте знать пострадавшему, что вы уже ря дом и что уже принимаются меры по спасению.
Пострадавший должен чувствовать, что в создавшей ся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшем и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не при едет скорая помощь». Пострадавший также должен быт проинформирован о том, что сейчас происходит: «Ско рая помощь уже в пути».
Правило 2. Постарайтесь избавить пострадавшего о посторонних взглядов.
Любопытные взгляды очень неприятны человек; в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте m какое-либо поручение, например, отогнать любопытны: от места происшествия.
Правша 3. Осторожно устанавливайте телесный контаю
Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадав ПВДх. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тeлi Не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, чтс и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, ста-Райтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.
Правило 4. Говорите и выслушивайте.
Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков! Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы испытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.
ПРАВИЛА ПЕРВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
Правило 1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как скоро можно ожидать успеха. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.
Правило 2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.
Правило 3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.
Правило 4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том
же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.
Правило 5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.
Правило 6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.
Правило 7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте этот факт, чтобы убедить его в его собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.
Правило 8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.
Правило 9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.
Правило 10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
Правило 11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.
Правило 12. Если стресс является тем, с чем постоянно работает психолог, то он может негативно сказаться и на нем. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.
МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
Нет нужды еще раз повторять, что психотерапия кризисных состояний строится индивидуально и не может быть сведена к последовательному применению перечисляемых далее техник. Искусство психотерапевта значительно шире, чем эклектическое сочетание различных приемов, и приобретается в процессе достаточно длительной послевузовской подготовки.
Очень условно можно разделить все методы поведенческой психотерапии кризисных состояний на приемы кратковременного облегчения и способы долговременного овладения кризисом (см. рис. 2).
К методам кратковременного облегчения переживания кризиса относятся следующие приемы поведенческой психотерапии.
Спонтанное расслабление. Пациенту предлагается каждый раз, когда встречаются объекты, которые напоминают ему о причиненном страдании, или же приходят мысли о травмирующем событии, несколько раз глубоко вздохнуть и расслабиться, встряхнуть опущенными руками, сделать круговые движения плечами, дать себе инструкцию на расслабление («я совершенно спокоен и расслаблен»). В результате должна уменьшиться доза стресса, провоцируемого болезненными внутренними или внешними стимулами*.
Внутреннее отвлечение. Пациенту предлагается представить себе картину событий, вызывавших в прошлом позитивные чувства, или пофантазировать по поводу ожидаемых в будущем приятных вещей. Ожидается замещение этими мыслями или фантазиями мыслей и образов травмировавшего события.
Внешнее отвлечение. Вместе с пациентом выявляются занятия, которые обычно доставляют ему удовольствие. Дается задание заниматься как можно чаще этими приятными делами. Если уже давно планируется какое-либо приятное мероприятие, то этим рекомендуют заняться незамедлительно.
В качестве внешнего отвлечения могут использоваться и не очень приятные, но полностью занимающие вни-
Подробкее о приемах релаксации и ситуативного расслабления Можно прочесть в книге:
1ание дела (ремонт, механическая работа, помощь кому-ибо в сложном деле и т. п.).
Интенсивная внешняя деятельность, особенно безус-[овно приятная клиенту, выступает в качестве замеще-гия болезненного поведения. От внешнего отвлечения, :оторое может использоваться несколько раз в течение [ня и перемежаться другой деятельностью, интенсивная «ешняя деятельность предполагает полное поглощение [еловека в течение всего дня (например, сложный турис-ический десятидневный поход).
Позитивная самоинструкция может быть использована \ терапии, если кризисные события мешают пациенту вы-юлнять его прямые обязанности, выступают в качестве внутреннего барьера. Пациенту рекомендуют произносить ipo себя простые, направленные на успех инструкции: «Я юйду и поговорю с ним об отсрочке платежей» или «Сей-[ас я сяду за компьютер и продолжу работу над статьей» ши «Я немедленно займусь ремонтом на кухне».
Отреагирование. Ярость и злость, обида и негодование лотут быть выражены с помощью физических упражне-шй, особенно из разряда восточных практик или боевых 1скусств. Как и в психодраме, пациенту можно помочь $ыплакаться, покричать, сказать громко, допуская любые $ыражения, о том, что он думает об обидчике.
Уменьшение дозы стресса. Если кризис был вызван ка-сим-либо событием или учреждением, лицом или объек-юм и эти стимулы постоянно попадаются пациенту на лаза, то степень страдания мы можем уменьшить, если гридумаем способ уменьшения масштаба или степени сонфронтации с этими стимулами.
Эти методы кратковременного облегчения имеет смысл дополнять приемами долговременных изменений. Конечно, долговременных изменений труднее достичь, но «игра стоит свеч».
Систематическое расслабление отличается от спонтанного тем, что клиенту дают задание регулярно посещать занятия для тренировки навыков релаксации в тренинговой группе или психотерапевтическом центре. В целях систематического расслабления используют аутотренинг, мышечную релаксацию по Джекобсону, йогу, массаж и пр.
Решение проблем. Многим пациентам дает чувство безопасности осуществление мероприятий по предотвращению критических событий в будущем (например, оборудование квартиры охранной сигнализацией или переезд из сейсмоопасного региона).
Изменение установок:рационально-эмоциональный тренинг. Если центр тяжести проблем состоит в искаженном представлении о долге и чрезмерном чувстве вины, то имеет смысл предпринять анализ установок и провести курс когнитивной терапии, например, рационально-эмоциональный тренинг по А. Эллису*.
Беседа. Открытая беседа или коммуникация в поведенческой терапии считается наиболее цивилизованным способом решения проблем. Пациенту предлагается составить список лиц, с которыми он может обсудить свою беду. Не обязательно эти беседы должны быть приятными, но обязательно — открытыми и честными. Ожидает-
* Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику. СПб.: Питер Пресс, 1997; Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб.: Питер Пресс, 1999.
са, что прямой разговор «снимет камень с души» и позволит проверить некоторые, возможно, ошибочные предположения*. Такие беседы часто требуют продолжительного времени и детального разбора на последующих встречах с психотерапевтом.
Систематическая десенсибилизация по отношению к травмирующим стимулам заключается в предъявлении вызывающего неприятные эмоции стимула на фоне релаксации. При правильном применении метода стимулы, ранее вызывавшие негативные чувства, после тренинга автоматически вызывают релаксацию**.
Мысленный стоп. Каждый раз, когда в голову клиента приходят тревожные мысли о пережитом, ему предлагается говорить себе «стоп» (или представлять соответствующий образ, например, знак «Проезд закрыт»), делать небольшую паузу и переходить к внешнему или внутреннему отвлечению. Этот прием также требует многократного повторения и контроля со стороны психотерапевта. Ожидается, что частота «стопов» с течением времени уменьшается.
Конечно, существует множество других методов, специфичных для отдельных поведенческих нарушений. Мы надеемся, что у вас появилось желание поближе познакомиться с поведенческой психотерапией, тем более что уже есть до-статочно серьезная и доступная литература по этой теме* ■
* Подробнее о тренинге открытого выражения чувств см.: Ро-мек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2002.
•* Ромек В. Г. Поведенческая психотерапия М.: Академия, 2002. С 27-31.
*** Фёдоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПо.. Питер, 2002.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1
Переформулируйте «Правила первой психологической помощи для психологов» применительно к ситуациям: супружеская измена; дорожно-транспортное происшествие с человеческими жертвами; разговор с ребенком, потерявшим родителей; разговор с избитым по расистским мотивам иностранцем.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2
Найдите в учебных пособиях по психологическому консультированию и психотерапии* описания методов лечения нарушений, перечисленных выше.
Какие из этих методов можно считать поведенческими?
Есть ли среди них универсальные, подходящие к любому типу нарушений?
Почему вы так считаете?