Гигиеническая оценка школьной мебели

Существенную часть общей школьной нагрузки детей состав­ляет статическое напряжение, которое возникает в результате вы­нужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение является одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий. Это прежде всего относится к учащимся младших классов в связи с перечисленными выше особенностями ЦНС и не­совершенством костно-мышечного аппарата детей. Уменьшение ста­тического напряжения во время сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы, которая, в свою очередь, зависит от соответствующего подбора школьной ме­бели.

Главный показатель, используемый при подборе мебели - рост учащихся. Для оборудования классов общеобразовательных школ и учебно-воспитательных учреждений ранее использовали школь­ные парты с № 6 по 12 (ГОСТ 5994-72), которые выполняли одно­местными или двухместными. Ростовой интервал для каждого по­следующего номера парт составлял 10 см. Существовали парты по­стоянных размеров и парты универсальные с изменяющейся высо­той стола, сиденья и угла наклона крышки.

В связи с введением кабинетной системы обучения с 1977 года были приняты ГОСТы 11015-77 "Столы ученические" и ГОСТ 11016-77 "Стулья ученические", согласно которым школьная мебель распределилась на 5 групп в зависимости от роста учащихся (с интервалом 15 см) и имела обозначение (от А до Д).

В настоящее время при рассаживании детей руководствуются ГОСТами 11015 и 11016-93

Группы мебели имеют фабричную маркировку: цифровое обозначение и соответствующее цветовое обозначение. Эту маркировку наносят на нижнюю поверхность крышки стола и сиденья стула. Номер стола или стула стоит в числителе, а рост детей, для которых предназначена данная мебель - в знаменателе дроби. Кроме того, с обеих внешних сторон стола наносят дополнительную цветовую маркировку в виде круга диаметром 15-20 мм или прямоугольника.

Несоответствие мебели росту детей, изменение взаимоотноше­ний между столом и стулом могут привести к неравномерной на­грузке и неодновременному утомлению различных мышечных групп, вследствие чего возникает мышечная асимметрия, которая является одной из причин различного рода нарушений осанки. Не­правильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Кроме того, она являет­ся одним из ведущих факторов, способствующих развитию близо­рукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.

Правильной считается такая посадка, когда школьник сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь или книга находится на расстоянии 25-35 см от глаз. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о

подставку или пол.

Обе руки свободно лежат на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола.

При правильной посадке органы грудной и брюшной полости не стеснены, дыхание свободное. Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальная, зрение не напряжено (рис.)

Гигиеническая оценка школьной мебели - student2.ru

'

Рис.Правильная посадка.

: !

Правильная посадка возможна при соответствии мебели росту размерам тела ребенка. Высота сидения должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5-2 см на высоту каблука. Рельеф сидения должен соответствовать форме бедра и ягодиц, сиденье должно иметь небольшой наклон назад. При такой форме сиденья учащийся не соскальзывает вперед. Глубина (пе­редне-задний размер) сиденья должен равняться приблизительно •'/4 длины бедра. При меньшей глубине сиденья уменьшается пло­щадь опоры, и посадка учащегося становится менее устойчивой и более утомительной. При глубине сиденья более 3/4 бедра край си­денья сдавливает сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.

Правильная посадка школьников обеспечивается также рацио­нальным устройством стола и определенным соотношением между столом и сиденьем. Крышка стола состоит из горизонтальной и наклонной частей. Наклонное положение крышки стола облегчает также аккомодационную работу глаз при письме и чтении, так как при этом расстояние между глазом и любой строкой книги почти одинаково и степень аккомодации глаз при чтении постоянная. Соотношение между столом и сиденьем определяется дистанциями спинки и сидения, а также дифференцией.

Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от края стола, обращенного к ученику, до спинки сиденья. Эта величина должна быть на 3-5 см больше передне-заднего размера туловища. При большей дистанции создается возможность для излишнего наклона туловища, при меньшей величине дистанции ребенок зажат между краем стола и спинкой стула, в результате чего затрудняется экскурсия грудной клетки.

Дистанция сиденья - расстояние от переднего края сиденья до вертикальной линии, опущенной от края стола, обращенного к ученику. Дистанция сиденья может быть отрицательной, положи-1 тельной и нулевой. При отрицательной дистанции край стола захо­дит за край скамьи на 3-5 см, при нулевой дистанции края стола и стула расположены на одной вертикали. При положительной дис­танции - вертикальная линия проходит впереди края скамьи. По­ложительная дистанция необходима учащемуся при ответе с места, 1 при усаживании за парту и при выходе из-за неё. Она создается наличием откидной крышки или при отодвигании стула. При письме и чтении наиболее благоприятна отрицательная дистанция.

Дифференция — расстояние по вертикали от поверхности стола до плоскости сиденья. Различают нормальную, большую и малую дифференцию.

Так, при низком столе и высоком стуле (малая дифференция) ученик вынужден сильно наклоняться вперед и опираться на стол, что приводит к сдавливанию органов грудной клетки и брюшной полости. Правое плечо опускается, что способствует появлению левостороннего сколиоза.

При высоком столе и низком стуле создается большая диффе­ренция, которая также приводит к неправильной посадке учащихся - правое плечо поднято, мышцы плечевого пояса напряжены, что способствует образованию правостороннего сколиоза.

Для определения высоты стола и сидения для учащегося сле­дует руководствоваться данными таблицы1.

К началу учебного года медицинский персонал школы совме­стно с классным руководителем должен позаботиться об укомплек­товании каждого класса соответствующей мебелью. Практика пока­зывает, что для этого необходимо иметь в каждом классе столы или парты различных размеров. Двухместные парты расставляются в классе в 3 ряда, одноместные - в 5 рядов. Впереди ставят столы или парты меньших размеров, дальше от доски - больших разме­ров. Проход между рядами столов или парт должен составлять 0,7 м, а расстояние от стен до крайних рядов от 0,5 до 0,6 м.

Контроль за правильностью рассаживания детей должен осу­ществляться медицинским персоналом школы. При рассаживании следует обратить особое внимание на детей с нарушенным здоровь­ем. Дети с пониженным зрением должны сидеть за передними пар­тами или столами, стоящими у окна. Школьников с пониженным слухом также нужно рассаживать на передние парты, ближе к сте­не (явление резонанса). Учащихся, страдающих ревматизмом и склонных к простудным заболеваниям, не рекомендуется сажать за парты и столы, расположенные у наружной стены класса. Школь­ников размещают за партами или столами в строгом соответствии с их ростом. В целях профилактики нарушений осанки и, развития косоглазия рекомендуется два-три раза в год менять местами уча­щихся, сидящих в крайнем левом и правом рядах, соблюдая соот­ветствие их росту номера парты.

При двухсменной работе школы в одной и той же классной комнате следует размещать параллельные или смежные по годам обучения классы (1-й и 2-й, 3-й и 4-й, 5-й и 6-й и т.д.).

Для кабинетов черчения и рисования, кабинетов иностранного языка ^языковых лабораторий) и лабораторий разработаны специ­альные столы. Для кабинетов черчения и рисования в соответствии с ГОСТом 19549-74 должны изготавливаться одноместные столы двух типов: с постоянным (I тип) и переменным (II тип) располо­жением края крышки, обращенного к ученику. Для этих кабинетов предусмотрены столы размеров В, Г и Д. Для кабинетов иностран­ного языка (языковых лабораторий) ГОСТом 19550-74 также пре­дусмотрены столы двух типов: I тип - с акустическими полукабинами (закрытые) и II тип - без акустических полукабин (от­крытые). Для лабораторий ГОСТом 18314-73 предусмотрены уче­нические двухместные лабораторные столы 3-х типов: физические, химические и биологические для ростовых групп В, Г и Д.

В составлении школьного расписания необходимо учитывать трудность предметов и преобладание статического или динамиче­ского компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственно/1 практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и они, при правильной организации занятий, снимают утомление, возникни. на предшествующих занятиях. В качестве одного из возможных способов оценки можно использовать ранговую шкалу трудности, предложенную И.Г.Сивковым в 1975 году (табл. 3).

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание для начальных классов первыми и вторыми, а в средних и старших классах - вторыми или третьими уроками, т.е. вводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется Сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например: физи­ка, математика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, геогра­фия).

Рационально чередование предметов естественно-математичес­кого и гуманитарного направлений с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что даёт учащимся возможность переключаться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособ­ность как в течение всей учебной недели.

Шкалу трудности уроков используют и для гигиенической оценки школьного расписания. С этой целью подсчитывают сумму баллов по дням недели в отдельных классах, затем нагрузку изо­бражают графически (по оси абсцисс - дни недели, по оси ординат - нагрузка в баллах) и сравнивают её с динамикой недельной ра­ботоспособности учащихся. Школьное расписание оценивается по­ложительно в том случае, если получается кривая с двумя подъе­мами во вторник и пятницу (вариант 1 - для учащихся младшего и среднего возраста) или с одним подъемом - в среду (вариант 2 — для старших школьников) (рис. 36). Расписание оценивается как Нерациональное, если наибольшая сумма баллов приходится на начало или конец недели, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

В последние годы осуществлен переход большого числа школ на 5-дневную неделю. Два выходных дня обеспечивают более бла­гоприятные условия для динамики работоспособности детей, т.к. исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суб­бота), более продолжительный отдых дает также возможность ак­тивно использовать их для занятий физкультурой и спортом. Однако гигиенисты считают, что недопустимо сокращение учебной недели за счет увеличения ежедневной нагрузки, т.е. продолжительность занятий в оставшиеся учебные дни не должна увеличиваться. Корме того, в связи с большим периодом врабатываемости после 2-х выходных дней в расписании необходимо предусмотреть облегчение занятий в понедельник.

Определения

Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов.

Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии –рассечение (препаровка).

Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах, она изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин «физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos – учение.

Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены.

Возрастная анатомия и физиология - самостоятельная ветвь биологической науки, изучает изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития.

Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков как наука развивается на основе возрастной физиологии и морфологии. В ней широко используются общебиологические законы развития. Она тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками.

Школьная гигиена и возрастная физиология тесно взаимосвязаны, поскольку разработка гигиенических норм режимов для детей разного возраста, организация их труда и отдыха, питания и одежды основаны на знании функциональных особенностей организма школьника в различные возрастные периоды.

2.Задачи курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены:

· изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;

· ознакомить студентов с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;

· научить использовать знания о морфо-функциональных особенностях организма детей и подростков для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях.


3. История развития и становления

Вопросы возрастной физиологии ставились еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов.

Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н.П. Гундобиным (1860-1908). Он и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма.

В бывшем СССР особенно большое значение традиционно уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей, так как это необходимо для повышения эффективности различных учебно-воспитательных мероприятий. В данном направлении много сделано В.М.Бехтеревым, А.Г. Ивановым-Смоленским, Н.И.Красногорским, Л.А. Орбели, П.К. Анохиным, М.М.Кольцовой, И.А. Аршавским и др.

В настоящее время вопросы возрастной анатомии и физиологии изучаются на молекулярном уровне. Ведущим центром является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве, а также Институт возрастной физиологии РАО в Москве.

Школьная гигиена как наука возникла в 19 веке и занималась изучением вопросов охраны здоровья школьников. Основоположниками школьной гигиены были русские ученые Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П. Доброславин (1842-1889). Ф.Ф. Эрисман создал кафедру гигиены в МГУ. Он разработал гигиенические требования к выбору участка под строительство школы и проект школьного здания.

В дальнейшем задачи данной отрасли медицинской науки расширились – она стала изучать вопросы охраны, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей и подростков всех возрастных групп.

В создании и развитии гигиены детей и подростков значительную роль сыграли многие отечественные ученые: Н.А.Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры, В.В.Гориневский создал капитальные труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию, П.М.Ивановский занимался вопросами физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, планировки и благоустройства детских учреждений, С.Е.Советов организовал первую кафедру школьной гигиены в МГПИ им В.И.Ленина и является автором первых учебников по гигиене для студентов педагогических институтов.

Методы исследования

Физиология имеет свои специфические методы исследования.

а) главным является эксперимент. Смысл научного эксперимента заключается в том, что изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных, которым моделируются интересующие ученого условия. и лабораторным экспериментом.

б) метод наблюдения, которым обязательно хорошо должен владеть и логопед.

в) метод функциональных нагрузок, активно применяемый в возрастной физиологии, является разновидностью лабораторного эксперимента. Изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных функциональных нагрузок путем изменения интенсивности или продолжительности того или иного воздействия (ортостатическая проба, физические и умственные нагрузки).


Для задач возрастной анатомии и физиологии большое значение имеет оценка физического развития детей и подростков, которая проводится с помощью следующих методов:

· индивидуальный метод (метод продольных срезов) – применяется при систематическом наблюдении за физическим развитием одного и того же ребенка в течение длительного времени, необходимого для индивидуальной оценки его развития. Оценка физического развития в данном случае осуществляется путем сопоставления найденных измерений с показателями стандартных (средних) величин;

  • генерализирующий (массовый) метод (метод поперечных срезов) – используется при массовом обследовании физического развития детей и подростков в относительно короткие сроки с целью получения средних показателей физического развития в каждой возрастно-половой группе. Достигается это с помощью статистической обработки полученных результатов. Они являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития определенных контингентов детей и подростков. В этом случае обследуется не менее 100 человек с учетом возраста. пола, национальности и региона проживания. Стандартные таблицы рекомендуется создавать не реже чем через 10-15 лет.

Наши рекомендации