Терапия – переводится – забота, уход. Лечение.
Соц терапия основа соц работы. Характеризует деятельность соц работника по содержанию – это предоставление конкретных услуг, организация поддержки клиентом окружения, помощь людям справится с социальными конфликтами и проблемами.
Соц терапия существует в различных сферах – сфера занятости, межличностные отношения ( в семье, различных соц группах и группах риска и тд)
Модели соц терапии
1. когнитивная: подходы к решению проблем клиента в целом: знание объекта и причин. Используют в консультировании. Использует прояснение и объяснение
2. гершталь терапия: настраивает клиента на сейчас и на будущее, не беря проблемы прошлого. Использует след методы и применяется: применяется в хосписах – учреждения оказ помощь безнадежно больным людям, стационарные учреждения для одиноких, инвалидов, ветеранов, к осужденным пожизненно. Технологии гершталь терапии применимы к категориям лиц девиантного поведения ( девиация проявляется в преступности – соц зло, которое ведет к преступности)
3. психотерапия: беседы, вслушивание клиента, метод приема, поддержки, соучастие, сострадание, сопереживание. Наиболее востребованный и используемый метод применяемый в соц раб)
Модели психотерапии
- психотерапия как метод лечения
- психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целью общественного контроля (социологическая модель)
- как метод приводящий к действию процесс научения
- как метод как комплексное явления происходящее в ходе взаимодействия между явлениями (философская модель)
Формы осуществления соц терапии:
- индивидуальные
- групповые
Социальная терапия – это определенная форма вмешательства (интервенция) в интересах клиента, может быть рассмотрен как метод «лечения», влияющий на психологические и соматические функции организма; как метод влияния связан с обучением и профессиональной ориентации; как инструмент соц контроля; как средство коммуникации. Эмоциональный компонент – выражение лица, голос, жест.
Группы психотерапии:
1. Учебная группа
2. Группа для родителей
3. Женские группы
4. Трудовые группы
5. Дискуссионная группа
6. Психогимнастика
7. Цветотерапия
8. Натуртерапия
9. Логотерапия
10. Библиотерапия
11. Иппотерапия
12. Дельфинотерапия
16.Социальная терапия - система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании. В том случае, когда социально-терапевтическое воздействие направлено на психику, под социальной терапией вполне правомерно понимать психотерапию. Специфика психотерапии заключается в лечебном характере ее воздействия на психику, а через психику и на организм человека в целом, на его состояние и поведение.
В настоящее время психотерапия рассматривается специалистами не только как способ лечения, медицинского оздоровления человека (группы лиц), но и как способ социально-психологического воздействия на социальный объект, широко используемый в практике социальной работы. Поэтому психотерапевты сейчас работают и в клинических медицинских учреждениях, и в различных социальных учреждениях.
Социальная терапия, ее психотерапевтические возможности используются активно в социальной работе, в деятельности различных социальных учреждений. Способы психотерапевтической помощи применяются в работе со многими категориями населения, семьями, группами лиц, нуждающимися в социальном оздоровлении, социальной коррекции, реабилитации. Поэтому вполне обоснованно выделять такие направления социальной терапии, как терапия социальных отклонений, социальная терапия пожилых, семейная терапия, терапия кризисной личности и др.
Эффект терапевтического воздействия во многом обеспечивается системой методов. Классификация методов психотерапии разнообразна. В зависимости от количественной составляющей социального объекта, на который направлено терапевтическое воздействие, выделяют методы индивидуальной и групповой терапии.
Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.
Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволят клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии. В практической социальной работе могут быть использованы некоторые методы групповой терапии: метод групповой дискуссии, ролевую игру, проективный рисунок, психогимнастику и др.
В зависимости от характера терапевтического воздействия выделяют следующие три группы методов психотерапии:
методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии;
методы суггестивной терапии, ориентированные на эффект внушения и изменения устойчивых характеристик психической жизни человека;
методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.
1.Методы личностно-ориентированной терапии имеют широкое распространение не только в психотерапевтической практике, но и в практической психологии, в социально-педагогичеекой работе, в деятельности специалистов по социальной работе.
К числу этих методов можно отнести: психотерапевтическую беседу, разговорную терапию; психотерапевтические тренинги; трудотерапию, терапию физической культурой; библиотерапию, сказкотерапию; эстетотерапию, смехотерапию; гештальттерапию.
2.Использование методов суггестивной терапии предполагает активное применение техник внушения путем целенаправленного воздействия на уровни сознания и подсознания. Для работы с такими методами в профессиональной деятельности психолог должен иметь медицинское образование или осуществлять это терапевтическое воздействие совместно с врачом-психотерапевтом. .
К числу суггестивных методов терапии относят: метод аутогенной тренировки; метод активной релаксации; метод медитации; плацеботерапию (имитацию лекарственного воздействия); внушение в состоянии гипнотического сна, и др.
3.Целенаправленное терапевтическое воздействие на характер поведения социального объекта отличают поведенческие методы психотерапии
В их число включают: метод систематической десенсибилизации, когда путем ограничения влияния действий раздражителей специалисты добиваются устранения страхов; метод оперативного обусловливания, который метод сориентирован на изменение поведения с помощью стимулирующего воздействия.
Учитывая специфичность многих методов социальной терапии, их психотерапевтическую направленность, в практике социальной работы их необходимо применять осмотрительно, отдавая предпочтения тем из них, которые хорошо зарекомендовали себя в той или иной сфере социальной работы. Что касается суггестивных методов, то их целесообразно применять совместно с психотерапевтами.
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.
Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:
- макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
- мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;
- микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться. Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:
1.Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).
Во-вторых, система административных методов социальной терапии построена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения. Наиболее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных, судебных и административных органов и учреждений. Использование административных методов предполагает выработку субъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п.
2.Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции. Эффективность экономических методов социальной терапии значительно возрастает, когда их использование сопровождается применением и ряда других методов.
3.Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение, воспитание, психологическая коррекция и т.п.
Все эти группы методов социальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности, в том числе и социальными работниками, в зависимости от характера и содержания конкретного социального диагноза.
Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако, решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядеть по-разному.
Технологии социальной терапии наиболее часто выступают в качестве структурного элемента реабилитационных и коррекционных технологий. Например, анималотерапия используется в восстановлении способности к общению и обучению некоторых категорий детей-инвалидов, а трудотерапия применяется в социальной коррекции девиантного поведения подростков.
Основные технологии социальной терапии
Наименование технологии социальной терапии | Инструменты | Операции и процедуры |
Артерапия | ||
Музыкотерапия | Аудионоситель (CD, DVD, файл с музыкальным произведением); инструменты и аппаратура для сочинения и воспроизведения музыки | Прослушивание музыки; сочинение музыки; создание музыкальных миксов, аранжировок; посещение концертов, музыкальных вечеров. |
Библиотерапия | Книга, библиотека, аппаратура для чтения и воспроизведения электронных книг (аудио и текстовых). | Чтение книг (журналов, брошюр); обсуждение книг; написание рецензий, отзывов; подбор книг; рекомендации по чтению; посещение библиотеки. |
Кинотерапия | Видеоноситель (CD, DVD, файл с фильмом); аппаратура для создания и воспроизведения видеоносителя; кинотеатр; помещение для просмотра фильмов. | Просмотр фильмов (документальных, художественных); обсуждение фильмов; написание рецензий, отзывов; подбор фильмов; создание фильмов; написание сценариев к фильмам; посещение кинотеатра. |
Театротерапия | Театр, инструменты и аппаратура для создания театральных постановок (репетиций); помещение для театральных постановок (репетиций). | Просмотр спектаклей, постановок; обсуждение спектаклей; написание рецензий, отзывов; подбор театрального репертуара; участие в театральных постановках, создание театральных постановок; посещение театра. |
Танцетерапия | Аудионоситель (CD, DVD, файл с музыкальным произведением); инструменты и аппаратура для воспроизведения музыки; помещение для танцев. | Обучение танцам, танцы, подбор танцевального репертуара; проведение дискотек и танцевальных вечеров; посещение дискотеки, танцевального вечера. |
Природотерапия | ||
Гарденотерапия | Растения, земля, средства посадки и выращивания растений. | Обучение выращиванию растений; эстетическое общение с цветами; уход за растениями. |
Анималотерапия (иппотерапия; фелинотерапия; канистерапия; дельфинотерапия и др.) | Лошади, кошки, собаки, дельфины и другие животные; материалы и приспособления для деятельного общения с животными. | Езда (катание) на лошадях; игровое общение с кошками, собаками, дельфинами и др. животными; обучение уходу и общению с животными. |
Материалотерапия | Различные природные материалы (песок, | Обработка, лепка, плетение, строительство, изготовление изделий из природных |
глина, солома, дерево и др.); инструменты для их обработки. | материалов. | |
Другие виды терапии | ||
Оккупациональная терапия | Предметы бытовой утвари, мебель, личные вещи. | Повседневные занятия; выполнение бытовых задач; обучение повседневным занятиям. |
Трудотерапия | Различные средства и предметы труда | Выполнение трудовых поручений, производство изделий, обучение различным видам производительной деятельности, продажа изготовленных товаров. |
Компьютерная терапия | Компьютеры, программное обеспечение. | Обучение навыкам работы на компьютере, обучение работе с отдельными программами, выполнение на компьютере полезных в труде и отдыхе заданий, сайтостроительство, знакомства и общение через интернет. |
Игровая терапия | Разнообразные игры (подвижные, ролевые, настольные, квесты и др.) и игрушки | Игровые действия и манипуляции, выполнение игровых ролей, общение участников игры. |