III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде.

Форма социальной работы– будучи внешним выражением содержания социальной работы представляет собой относительно ограниченную по времени и месту структуру взаимодействия объекта и субъекта социальной работы, совокупность ее приемов и средств.

К формам социальной работы относятся формы социального обслуживания населения, среди которых выделяют:

• стационарное обслуживание (оказание разносторонней социально-бытовой и иной помощи пожилым людям, инвалидам и детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания). К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся психоневрологические интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для ветеранов войны и труда, инвалидов, социальные жилые дома для пожилых одиноких людей и бездетных супружеских пар, специальные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста или имеющих инвалидность с утратой способности к самообслуживанию. Для лиц без определенного места жительства и занятий (в первую очередь, пожилых людей и инвалидов) с целью оказания им социальной помощи функционируют центры социальной адаптации (предназначенные только для временного проживания). Также в системе стационарного социального обслуживания действуют дома-интернаты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; социальные приюты для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и оставшихся без попечения родителей и т.п. Стационарные отделения могут функционировать в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и т.д. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в учреждении социального обслуживания;

• полустационарное (в отделениях дневного пребывания, в домах ночного пребывания). Данная форма включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание нуждающихся граждан, организацию их питания, отдыха, поддержание активного образа жизни, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности. В отделения дневного пребывания принимаются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний. Существуют также отделения дневного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных и малообеспеченных семей. Отделения дневного пребывания могут создаваться в территориальных центрах социального обслуживания, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах социальной помощи семье и детям и др. Дома ночного пребывания (отделения дневного пребывания в центрах социальной адаптации, социальные гостиницы) предназначены для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий;

• надомное (в отделениях социального обслуживания на дому) обслуживание предоставляется пожилым людям и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе. Отделения обслуживания на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или при местных органах социальной защиты населения. Обслуживание может осуществляться постоянно или временно. Социально-реабилитационные учреждения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья также могут осуществлять надомное обслуживание. Психоневрологические интернаты и пансионаты для ветеранов и инвалидов могут создавать патронажные отделения для обслуживания клиентов на дому.

Выделяют следующие формы социальной работы с индивидом учреждений и социальных служб:

• социальные выплаты;

• социальные услуги;

• консультирование;

• социальный патронаж;

• социальное сопровождение и т.д.

В числе форм социальной работы следует также назвать опеку, попечительство (как над детьми, так и над взрослыми людьми, находящимися, прежде всего, в стационарных учреждениях социального обслуживания), приемную семью (в том числе для пожилых людей как инновационную форму оказания помощи).

В качестве форм деятельности социальных учреждений и социальных служб рассматривают и организационно оформленные способы взаимодействия с клиентом, направленные на развитие его потенциала (беседа, диалог, дискуссия и т.п.).

Социальную работу можно рассматривать не только в форме практической социальной деятельности, но и как учебную дисциплину, как сферу теоретических и эмпирических научных исследований. Рассмотрение социальной работы в этих формах позволяет классифицировать ее методы на методы практической и познавательной (исследовательской) деятельности. Они не изолированы друг от друга. В практике социальной работы активно применяются методы исследования положения клиентов, социальных проблем, состояния и развития социальных служб и т.п. Научно-исследовательская и учебная деятельность в области социальной работы никогда не обходят вниманием ее практических методов.

Методы социальной работы

Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи.

Методы профессиональной социальной работы различаются:

1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые);

3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы).

Методы социальной работы, классифицированные по объектам:

I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы.

II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями:

а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов;

б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения;

в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах.

Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель.

2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы.

4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Методы моделирования социально-психологических исследований:

1. Групповая дискуссия.

2. Деловая игра – моделирование систем отношений.

3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек.

4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности.

Вопрос.

Форма социальной работы– будучи внешним выражением содержания социальной работы представляет собой относительно ограниченную по времени и месту структуру взаимодействия объекта и субъекта социальной работы, совокупность ее приемов и средств.

К формам социальной работы относятся формы социального обслуживания населения, среди которых выделяют:

• стационарное обслуживание (оказание разносторонней социально-бытовой и иной помощи пожилым людям, инвалидам и детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания). К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся психоневрологические интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для ветеранов войны и труда, инвалидов, социальные жилые дома для пожилых одиноких людей и бездетных супружеских пар, специальные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста или имеющих инвалидность с утратой способности к самообслуживанию. Для лиц без определенного места жительства и занятий (в первую очередь, пожилых людей и инвалидов) с целью оказания им социальной помощи функционируют центры социальной адаптации (предназначенные только для временного проживания). Также в системе стационарного социального обслуживания действуют дома-интернаты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; социальные приюты для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и оставшихся без попечения родителей и т.п. Стационарные отделения могут функционировать в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и т.д. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в учреждении социального обслуживания;

• полустационарное (в отделениях дневного пребывания, в домах ночного пребывания). Данная форма включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание нуждающихся граждан, организацию их питания, отдыха, поддержание активного образа жизни, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности. В отделения дневного пребывания принимаются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний. Существуют также отделения дневного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных и малообеспеченных семей. Отделения дневного пребывания могут создаваться в территориальных центрах социального обслуживания, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах социальной помощи семье и детям и др. Дома ночного пребывания (отделения дневного пребывания в центрах социальной адаптации, социальные гостиницы) предназначены для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий;

• надомное (в отделениях социального обслуживания на дому) обслуживание предоставляется пожилым людям и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе. Отделения обслуживания на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или при местных органах социальной защиты населения. Обслуживание может осуществляться постоянно или временно. Социально-реабилитационные учреждения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья также могут осуществлять надомное обслуживание. Психоневрологические интернаты и пансионаты для ветеранов и инвалидов могут создавать патронажные отделения для обслуживания клиентов на дому.

Выделяют следующие формы социальной работы с индивидом учреждений и социальных служб:

• социальные выплаты;

• социальные услуги;

• консультирование;

• социальный патронаж;

• социальное сопровождение и т.д.

В числе форм социальной работы следует также назвать опеку, попечительство (как над детьми, так и над взрослыми людьми, находящимися, прежде всего, в стационарных учреждениях социального обслуживания), приемную семью (в том числе для пожилых людей как инновационную форму оказания помощи).

В качестве форм деятельности социальных учреждений и социальных служб рассматривают и организационно оформленные способы взаимодействия с клиентом, направленные на развитие его потенциала (беседа, диалог, дискуссия и т.п.).

Социальную работу можно рассматривать не только в форме практической социальной деятельности, но и как учебную дисциплину, как сферу теоретических и эмпирических научных исследований. Рассмотрение социальной работы в этих формах позволяет классифицировать ее методы на методы практической и познавательной (исследовательской) деятельности. Они не изолированы друг от друга. В практике социальной работы активно применяются методы исследования положения клиентов, социальных проблем, состояния и развития социальных служб и т.п. Научно-исследовательская и учебная деятельность в области социальной работы никогда не обходят вниманием ее практических методов.

Методы социальной работы

Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи.

Методы профессиональной социальной работы различаются:

1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые);

3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы).

Методы социальной работы, классифицированные по объектам:

I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы.

II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями:

а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов;

б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения;

в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах.

Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель.

2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы.

4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Методы моделирования социально-психологических исследований:

1. Групповая дискуссия.

2. Деловая игра – моделирование систем отношений.

3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек.

4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности.

III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде.

Социальная работа в общине – это профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Методами работы являются: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное планирование, благотворительные акции, практическая работа в общине.

Методы социальной работы, используемые на индивидуальном, групповом и общинном уровнях:

1. Биографический метод или изучение личных документов. Формами биографического метода могут быть интервью, свидетельства родственников, переписка, фотографии, рассказы о своей жизни, фрагменты биографии.

Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают использовать метод «истории семьи», поскольку «всякая семейная история уникальна».

2. Организационные методы – направления деятельности для решения организационных задач в области социальной работы. Эти методы закрепляют обязанности различных звеньев управления социальных служб.

3. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку. Педагогические методы включают:

а) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений);

б) методы организации познавательной, практической деятельности (поручения, задания);

в) методы стимулирования (оценка, поощрение, порицание).

4. Социально-психологические методы включают комплекс методов:

а) методы психологического исследования. Это наблюдение, эксперимент, который может проводится в специально оборудованных помещениях и называется лабораторным экспериментом. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни. Формирующий эксперимент – сочетание методов исследования и воздействия;

б) диагностические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей личности;

в) психологические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей человека;

г) лонгитюдные методы – длительно изучаются испытуемые для определения фаз жизненного цикла личности;

д) методы исследования жизненного пути;

ж) метод психологической помощи включает метод психологической коррекции при нервно-психических заболеваниях и методы психологической помощи с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

з) полифункциональные методы – к ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности – рисунков, тестов, поделок и т.д.

Сюда же относится моделирование.

Наши рекомендации