Психологические особенности пожилых людей
Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст - это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых».
Людей, мужчин и женщин, приближающийся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы: Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей. Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зрения количество денег.
Третью группу можно назвать равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.
В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации для описания унылого и бесцветного увядания, которое относится к людям третьей группы.[4]
Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте поражает тех людей - мужчин и женщин, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины своего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого. Эгоистическая стагнация это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это Я, которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую Я реагирует проявлением букета разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавиться, так как без них теряется драгоценная часть Я.
Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека - его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью.[5]
Два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе чувствуют. Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с модальностью «Я могу» его психической реальности.
Напряженность этих переживаний связана с тем, что в диалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры, систему координат для адекватной самооценки. Для его сознания старость всегда связана со с смертью, и в ней нет никакого, даже минимального, очарования как в периоде жизни.
Внутренний диалог пожилого человека неизмеримо осложняется, для разрешения возникающих противоречий нужны силы. Что может быть их источником? Ответ на этот вопрос формулируется как содержание психологической задачи личностного развития, которую можно сформулировать как задачу установления связей вне семьи, говоря иначе, изменение жизненного контекста.
Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют это делать.
Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития Я - концепции. Именно они создают благоприятные условия для осуществления возможного перехода от одной педагогической позиции к другой, более обобщенной и осмысленной. За этим стоит и качественно новое перераспределение ответственности с близкими и чужими людьми за осуществление разных проявлений жизни.
Навыки учительства и умение дать совет для пожилых людей проявляются в социальном интересе. Психологи связывают его проявление с тремя областями объектов: неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности - природа, наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес, никак не связанный с его собственным Я, - это интерес бескорыстный; все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого; вселенная и мир в целом, это идентификация, как с живыми, так и неживыми объектами, это единство со всей полнотой мира -космическое чувство жизни.[6]
Социальный интерес и его появление у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением.
Исследователи социального интереса отмечают, что с ним связаны такие чувства:
-чувство принадлежности к группе или группам;
-чувство, что «ты здесь дома» - личность и комфорт во взаимодействии с людьми;
-чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;
-вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;
- мужество быть несовершенным - это ощущение того, что ошибки делать естественно, что и не надо быть всегда «первым», «правым», «лучшим» во всех своих начинаниях;
- ощущение себя человеком - чувство, что ты часть человечества;
- оптимизм - чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.
Социальный интерес для самого пожилого человека и общественное внимание к нему, обеспечивающее достойное существование, достойную жизнь, позволило бы жить в ладу с собой и миром, а не ставить на себе крест при первых признаках старения.
Создание личного отношения к бренности существования -это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Личное отношение к бренности своего существование может принимать разные конкретные формы: от обострения философско-религиозных исканий до приобретения экзотических увлечений (хобби).
При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой человек сталкивается с необходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексируя.[7]
В работах по психотерапии есть достаточно материала о психологических факторах разных заболеваний. Некоторые из них: личностные особенности больных бронхиальной астмой включают в себя повышенную ипохондричность, истерические эмоциональные реакции, неосознаваемую тревожность. Психотерапевты говорят, что у них выражен конфликт между потребностью в нежности и страхом перед ней, противоречивость в решении «брать и давать».
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречается чаще у лиц со специфическими особенностями отношений в семье. Описан тип «тиранического пациента», который постоянно находится в напряжении, переживая одновременно внутреннюю зависимость от окружающих и страх перед ней. Это приводит к вспышкам агрессии - тирании.
Язвенная болезнь настигает и постоянно брюзжащих лиц, которые переживают постоянное агрессивное напряжение, за которым скрывается депрессия. Это противоречие депрессии и агрессии приводит к язвительному недовольству по поводу и без повода.
Анализ психологических особенностей мужчины пожилого возраста показывает, что для него это один из самых трудных периодов жизни, который можно благополучно прожить, если обновляется концепция жизни, Я - концепция, если устанавливаются живительные эмоциональные связи с миром. Для этого надо взаимодействовать с миром своей семьи, с окружающим миром так, чтобы возможности учительства и наставничества переживались окружающими как необходимые. Это один из путей понимания стресса жизни, один из путей противостояния ему и управления им.
В геронтологии дано, отмечено, что у мужчин старше 40 лет начинаются проблемы с соблюдением принципов гигиены. Гигиенические процедуры не только поддерживают чистоту, но и стимулируют кровообращение в коже, чем поддерживают ее тонус и сказываются на общем самочувствии.
В любой возрастной группе здоровых людей больше, чем больных, а соответствующий образ жизни действенно предупреждает появление болезней.
Интерес человека к самому себе естественен и обоснован. Интерес к другим людям часто имеет совсем другие причины, и разнообразие их столь же велико, как и разнообразие человеческих судеб. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей, друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди науки.[8]
Жизнь устроена так, что рано или поздно любой из нас сталкивается с жизненной ситуацией, которая заставляет обсуждать, ставить, формулировать вопросы.
Ответы могут быть самые разные, но все они будут отнесены к тому периоду жизни, который человек переживает. А периоды могут быть разные - критические, сензитивные, стабильные. Каждый период имеет свое происхождение и, в известном смысле, может быть предсказан даже самим человеком, если он научился анализировать свою жизнь. Возможность анализа своей и чужой жизни дает возрастная психология.