Тема: Разъединение и соединение тканей
Задания
на самостоятельную работу ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ для студентов
педиатрического факультета
КАЗАНЬ, 2016
Тема: Вводное занятие
Вопросы задания для самоконтроля:
1.Определение топографической анатомии как науки.
2.Методы изучения топографической анатомии.
3.Какие характеристики используют при описании отдельных областей или органов тела человека?
4.Что такое голотопия органа?
5.Что такое синотопия органа?
6.Что такое скелетотопия органа?
7.Определение оперативной хирургии как науки.
8.Перечислите 3 основных принципа оперативной хирургии.
9.Назовите 3 основных этапа хирургического вмешательства.
10.Что лежит в основе названия оперативного вмешательства?
11.Объясните, что понимается под следующими терминами: incisio, tomia, stomia, sectio, punctio, ectomia, resectio, amputatio, exarticulatio, rrhaphia?
12.Что нужно иметь при себе, идя на практические занятия по топографической анатомии и оперативной хирургии?
13.Зачем нужно знание топографической анатомии и оперативной хирургии участковому педиатру?
14.Почему нужно осторожно пользоваться режущими и колющими инструментами во время практических занятий и учебных операций?
15.Где можно курить в перерывах между занятиями?
16.Перечислите опасности при работе с животными.
Тема: Разъединение и соединение тканей
Вопросы задания для самоконтроля:
1.Классификация общего хирургического инструментария по функциональному назначению;
2.К какой группе инструментов относятся скальпели, хирургические ножи, ножницы, пилы?
3.К какой группе инструментов относятся крючки, зеркала, ранорасширители?
4.К какой группе инструментов относятся иглодержатели, хирургические иглы?
5.К какой группе инструментов относятся пинцеты анатомические, зажимы для белья, троакары, зонды?
6.Классификация и области применения хирургических игл;
7.Классификация и области применения шовного материала;
8.Общие требования к разрезам;
9.Требования, предъявляемые к кожным швам;
10.Классификация кожных швов;
11.Перечислите основные виды узлов.
12.Какие иглы, какой шовный материал должны использоваться для наложения отдельного узлового шва кожи?
13.Какие иглы, какой шовный материал должен использоваться для внутрикожного шва?
14. Соберите набор инструментов для нанесения и ушивания раны кожи.
15. Завяжите хирургический узел;
16. Завяжите морской узел.
17. Завяжите инструментальный узел
Тема: Топография передне-боковой стенки живота
Вопросы задания для самоконтроля:
1.Деление передней брюшной стенки на области.
2.Кровоснабжение брюшной стенки и лимфоотток.
3.Порто-кавальные анастомозы на передней брюшной стенке.
4.Послойная топография паховой и подреберной областей.
5.Послойная топография пупочной и надпузырной областей.
6.Топографическая анатомия белой линии живота у детей.
7.Топографическая анатомия пупка у детей (скелетотопия, размеры, послойное строение).
8.Особенности внутренней поверхности передней брюшной стенки у детей.
9.Послойная топография поясничной области.
10.Особенности строения брюшной стенки у детей (поверхностная фасция, мышцы живота и их апоневрозы, предбрюшинная жировая клетчатка).
12.Топография пахового канала.
13.Особенности строения пахового канала у детей (размеры, расположение поверхностного пахового кольца, взаимоотношение влагалищного отростка брюшины и элементов семенного канатика).
14.Фазы опускания яичек.
15.Паховый промежуток, паховый треугольник и их отношение к паховому каналу, виды паховых грыж.
16.Бедренный канал.
17.Найти на препарате: пупочное кольцо, мечевидный отросток грудины, реберные дуги, переднюю верхнюю ость подвздошной кости, верхний край симфиза, наружную косую, внутреннюю косую, поперечную мышцы живота, стенки пахового канала, семенной канатик (круглую связку матки);
18.Найти на муляжах и назвать:
- стенки пахового канала, содержимое пахового канала;
- стенки бедренного канала.
19.Найти среди сухих препаратов таза в музее кафедры, препарат с "лишним" образованием в паховом канале и выставить диагноз.
Тема: Грыжесечения
Вопросы задания для самоконтроля:
1. Классификация грыж живота.
2.Основные моменты хирургической тактики при лечении врожденных грыж у детей.
3.Основные этапы операции - грыжесечение.
4.Основные этапы грыжесечения при паховых грыжах.
5.Особенности обработки грыжевого мешка при врожденных паховых грыжах.
6.Пластика паховых грыж: укрепление передней стенки пахового канала без рассечения апоневроза наружной косой мышцы живота (способ Ру-Краснобаева-Черни)
7.Пластика паховых грыж: укрепление передней стенки пахового канала с рассечением апоневроза наружной косой мышцы живота (способы Жирара, Спасокукоцкого, Кимбаровского, Мартынова, Боброва).
8.Пластика паховых грыж: укрепление задней стенки пахового канала по Бассини.
9.Особенности грыжесечения при ущемленной грыже.
10.Операции при бедренных грыжах "простой" метод операции по Бассини и паховый по Руджи-Рейху.
11.Операции при пупочных и вентральных грыжах. Пластика апоневрозов по Лексеру, Сапежко, Менге, Напалкову, Мейо.
12.Операции при малых, средних и больших (по Гроссу) грыжах пупочного канатика.
13.Операции при вентральных грыжах (апоневротическая пластика по Тихомирновой).
14.Тактика детского хирурга при врожденных грыжах у детей.
15. На муляже пахового канала выполнить пластику передней стенки по Ру-Краснобаеву-Черни и Мартынову.
16. На муляже бедренного канала выполнить пластику по Бассини и Руджи-Рейху.
17. На муляже передней брюшной стенки выполнить пластику по Лексеру, Сапежко, Менге, Напалкову, Мейо.
18. Найти среди сухих препаратов таза препарат с паховой грыжей.
19. Пройти тестирование на ПВМ по программе "ТОПОТЕСТ" раздел "ГРЫЖЕСЕЧЕНИЯ"
Тема: Операции на желудке
Вопросы задания для самоконтроля:
1.Переднее впередиободочное горизонтальное желудочно-тощекишечное соустье по Вельфлеру с брауновским анастомозом.
2.Основные виды желудочных свищей. Их принципиальная разница. Техника формирования гастростомии по Витцелю и Топроверу.
3.Наиболее распространенные способы гастроэнтеростомии.
4.Основные этапы резекции желудка по Б-2 и её модификация по Гофмейстеру-Финстереру.
5.Перечислить основные операции на желудке и дать каждой краткое определение.
6.Ушивание перфоративной язвы желудка, двенадцатиперстной кишки.
7.Органосохраняющие операции на желудке, различные виды ваготомий в сочетании с дренирующими операциями. Пилоропластика по Гейнике-Микуличу и Финнею.
8.Гастродуоденостомия по Джабулею.
9.Гастроэктомия двух видов при раке проксимального отдела желудка и кардии: чрезбрюшинная и чрезбрюшинно-плевральная.
10 Резекция желудка (два исходных метода, их модификации).
11. Субтотальная и тотально-субтотальная резекция желудка. Показания. Техника выполнения.
12. Лечение пилостеноза у детей (пилоромиотомия по Фреде-Рамштедту).
13. Операция при врожденной непроходимости двенадцатиперстной кишки у детей (дуоденотомия, дуодено-дуоденостомия, дуоденоеюностомия).
14 Операции при атрезии тонкой кишки (разгрузочный Т-образный анастомоз, энтеро-энтеростомия).
15. Собрать набор инструментов для операций на желудке.
16. На муляже с желудком, тонкой и толстой кишкой выполнить этапы переднего впередиободочного горизонтального желудочно-тощекишечного соустья, обращая особое внимание на соблюдения правила наложения жомов Дуаена.
17. На муляже с желудком, тонкой и толстой кишкой выполнить этапы заднего позадиободочного вертикального желудочно-тощекишечного соустья, обращая особое внимание на соблюдения правила наложения жомов Дуаена.
18. На влажном формоловом препарате желудка выполнить этапы оперативного приема операции – гастростомия по Витцелю и по Топроверу.
Тема: Топография груди
Вопросы задания для самоконтроля:
.1.Границы груди, внешние ориентиры, проекционные линии. Возрастная анатомия.
2.Послойная топография в возрастном аспекте, кровоснабжение и иннервация грудной стенки.
3.Топография молочной железы, кровоснабжение, иннервация, лимфатическая система.
4.Межреберный промежуток, межреберный сосудисто-нервный пучок.
5.Топография плевры, перикарда, внутригрудной фасции.
6.Топография лёгких, сегментарное строение, иннервация, кровоснабжение.
7.Средостение. Границы, переднее и заднее средостение.
8.Топография органов переднего средостения.
9.Топография органов заднего средостения.
10.Диафрагма, её развитие, кровоснабжение, иннервация, диафрагмальные грыжи.
11.Топография ворот лёгких. Особенности строения корня лёгких у детей.
12.Топография заднего средостения.
13.Топография органов переднего средостения.
14.Топография плевры, её карманы, полость плевры.
15.Топография сердца, проекция его камер на переднюю грудную стенку в возрастном аспекте.
16.Формирование грудного протока и его топография.
17. Найти на препарате молочную железу, большую и малую грудную мышцу, переднюю зубчатую мышцу, синусы плевры, межреберный сосудисто-нервный пучок.
18. Найти на препарате перикард, восходящую аорту, дугу аорты, плечеголовной ствол, правую общую сонную и подключичную артерию, левую общую сонную и подключичную артерию, левую и правую венечные артерии, правую и левую плечеголовную вену, верхнюю и нижнюю полую вену, легочной ствол, диафрагмальный и блуждающий нерв, непарную вену.
19.На муляжах найти доли и сегменты лёгкого, элементы корня лёгкого.
Задания
на самостоятельную работу ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ для студентов
педиатрического факультета
КАЗАНЬ, 2016
Тема: Вводное занятие
Вопросы задания для самоконтроля:
1.Определение топографической анатомии как науки.
2.Методы изучения топографической анатомии.
3.Какие характеристики используют при описании отдельных областей или органов тела человека?
4.Что такое голотопия органа?
5.Что такое синотопия органа?
6.Что такое скелетотопия органа?
7.Определение оперативной хирургии как науки.
8.Перечислите 3 основных принципа оперативной хирургии.
9.Назовите 3 основных этапа хирургического вмешательства.
10.Что лежит в основе названия оперативного вмешательства?
11.Объясните, что понимается под следующими терминами: incisio, tomia, stomia, sectio, punctio, ectomia, resectio, amputatio, exarticulatio, rrhaphia?
12.Что нужно иметь при себе, идя на практические занятия по топографической анатомии и оперативной хирургии?
13.Зачем нужно знание топографической анатомии и оперативной хирургии участковому педиатру?
14.Почему нужно осторожно пользоваться режущими и колющими инструментами во время практических занятий и учебных операций?
15.Где можно курить в перерывах между занятиями?
16.Перечислите опасности при работе с животными.
Тема: Разъединение и соединение тканей
Вопросы задания для самоконтроля:
1.Классификация общего хирургического инструментария по функциональному назначению;
2.К какой группе инструментов относятся скальпели, хирургические ножи, ножницы, пилы?
3.К какой группе инструментов относятся крючки, зеркала, ранорасширители?
4.К какой группе инструментов относятся иглодержатели, хирургические иглы?
5.К какой группе инструментов относятся пинцеты анатомические, зажимы для белья, троакары, зонды?
6.Классификация и области применения хирургических игл;
7.Классификация и области применения шовного материала;
8.Общие требования к разрезам;
9.Требования, предъявляемые к кожным швам;
10.Классификация кожных швов;
11.Перечислите основные виды узлов.
12.Какие иглы, какой шовный материал должны использоваться для наложения отдельного узлового шва кожи?
13.Какие иглы, какой шовный материал должен использоваться для внутрикожного шва?
14. Соберите набор инструментов для нанесения и ушивания раны кожи.
15. Завяжите хирургический узел;
16. Завяжите морской узел.
17. Завяжите инструментальный узел