Комплектование групп и длительность занятий

Логопедические занятия проводятся подгруппками и индивидуально. В группы объединяются дети с одинаковым речевым нарушением (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, недоразвитие речи), по возрастному принципу (преддошкольники, дошкольники, школьники), а также с учетом уровня речевого развития детей.

Численность детей в группах, примерная продолжительность занятий с ними и нормы приема определяются следующим образом: детей с однородным неправильным звукопроизношением следует соединить в группы по 5—6 человек, продолжительность занятий с ними — 45 мин. Дети, страдающие дизартрией, объединяются в группы по 4—5 человек, продолжительность занятий — 45 мин. Дети с ринолалией — по 2—4 человека, длительность занятий 40—45 мин. Дети с общим недоразвитием речи без снижения интеллекта объединяются в группы по 3—4 ребенка, и заниматься с ними надо 40—60 минут. С заикающимися дошкольниками и младшими школьниками следует заниматься в группе из 4—6 чел. в течение 45—60 мин.

Дети, страдающие тяжелыми расстройствами речи, требуют только индивидуальных занятий. Каждому ребенку необходимо уделять не менее 20—30 мин. Чтобы дети не уставали, рекомендуется работу разнообразить.

Занятия с каждой группой следует вести 2 раза в неделю. За свой рабочий день логопед должен принять 12 человек соответственно норме, утвержденной Положением о детском логопедическом кабинете. На каждого ребенка оформляется индивидуальная логопедическая карта, в которой логопед не менее 2—3 раз в месяц записывает динамику коррекционной работы.

Связь с родителями и педагогическим персоналом

Для успешной работы логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации. По мере возможности родители должны присутствовать на занятиях, если не на всех, то обязательно на установочных. Логопед знакомит их с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома.

Важным является контакт логопеда со школой, где учится ребенок. Воспитатели и учителя обязаны наблюдать за речью ребенка, предъявляя к нему одинаковые с логопедом требования, следить за посещаемостью логопедических занятий в поликлинике, ободрять и морально поддерживать детей с речевыми нарушениями.

Профилактическая работа

Для выявления детей с речевой патологией логопед принимает участие в массовых профилактических осмотрах, которые проводятся в дни, выделенные поликлиникой.

Логопед поликлиники включен в состав медико-психолого-педагогической комиссии района и принимает участие в комплектовании логопедических групп при детских садах.

Для координации и преемственности в работе целесообразно 1—2 раза в год (в сентябре и июне) проводить совместные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических диспансеров.

Санитарно-просветительная работа

Логопеды детских поликлиник обязаны регулярно проводить беседы по различным вопросам логопедии для медицинского персонала поликлиник, родителей, а также выпускать бюллетени, оформлять доски вопросов и ответов.

Примерные темы бесед: «Профилактика речевых нарушений», «Профилактика заикания», «Профилактика недоразвития речи», «Профилактика дислалии», «Этапы развития речи ребенка», «Значение развития мелкой моторики для формирования речи ребенка». Примерные темы санитарных листков: «Речь наших детей», «Наши дети говорят правильно», «Дефекты речи у детей», «Профилактика речевых расстройств». Оформляются стенды: «Логопед — родителям», «Родителям о речи детей», «Советы логопеда».

Диспансеризация

Диспансерное наблюдение проводится систематически за детьми, страдающими тяжелыми речевыми расстройствами: дизартрией, ринолалией, общим недоразвитием речи без снижения интеллекта, заиканием и др.

Выявление детей, подлежащих диспансерному наблюдению, проводится логопедами при профилактических осмотрах, на первичном приеме, по окончании регулярных занятий в логопедическом кабинете и при выписке из логопедических групп и детских садов. На детей, взятых на диспансерный учет, заполняется учетная карта, в которой фиксируются анкетные данные, диагноз, даты посещений, рекомендации и результаты занятий.

Документация

В логопедическом кабинете должны быть:

а) перспективный план работы на год;

б) журналы первичного приема и диспансеризации детского населения, посещаемости логопедических занятий, заседаний медико-педагогических комиссий, санитарно-просветительной работы;

в) индивидуальная логопедическая карта;

г) карты диспансерного учета больных;

д) копии информации о работе логопедического кабинета.

Форма 1

Наши рекомендации