Формирование изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом

Подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4-5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, проводят прямую линию, рисуют справа налево, а асимметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону. В дальнейшем эти дети могут испытывать трудности при овладении письмом и чтением.

Еще одной особенностью изобразительной деятельности детей с церебральным параличом является разбросанность изображения по пространству листа - части предмета не соединены между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот - вне овала, изображающего лицо). В связи с имеющимися у детей нарушениями схемы тела изображение человека у них всегда вызывает большие трудности - иногда выпадают некоторые части тела (туловище, шея и т.п.), в других случаях - наиболее пораженные конечности; лицо может быть изображено без рта или носа, либо части тела неправильно соотнесены между собой.

Недостаточно дифференцированное зрительное восприятие при ДЦП является причиной того, что дети недостаточно четко воспринимают форму предметов и недостаточно различают близкие формы - круг и овал, ромб и квадрат и т.д. Поэтому в их рисунках часто имеет место упрощение и искажение формы изображаемых предметов; употребление одной формы вместо другой - квадрат в виде круга, круг в виде треугольника и т.п.

Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании - часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

Дети испытывают трудности при передаче величины предметов - чаще они рисуют все предметы сильно уменьшенными. Больные с гиперкинезами сильно увеличивают изображение, так как им легче рисовать большие формы.

Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные цвета. В своих рисунках они обычно используют только четыре насыщенных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Именно в эти цвета окрашивают они изображения предметов соответственно их действительному цвету, но без характерных оттенков.

Дети, страдающие церебральным параличом, так же, как и их здоровые сверстники, стремятся придать своей изобразительной деятельности сюжетный характер. Но множественные недостатки изображений, связанные с качественным своеобразием рисунков больных детей, как правило, не позволяют выразить все элементы задуманного сюжета. Трудности формирования графических способностей у детей с церебральными параличами обусловлены такими причинами, как нарушение моторики, зрительно-моторной координации и нарушение сенсорной сферы.

Школьники младших классов, так же, как и дошкольники с ДЦП, испытывают большие трудности в становлении графических навыков. Нередки случаи, когда возможности детей 7-10 лет находятся на уровне доизобраазительного черкания. Главная причина трудностей заключается в неумении производить точные согласованные движения, контролировать их силу и скорость. Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук отрицательно сказывается на умении рисовать, на написании цифр и букв. Даже рисуя с образца, школьники нередко допускают неточности в передаче контуров изображаемых фигур, искажают их пропорции, плохо копируют геометрические формы. Подавляющее число ошибок относится к передаче пропорций, формообразующие линии непараллельны, концы отрезков совмещены неточно. Круг, как правило, передается эллипсоидной формой. Эти трудности в основном связаны с нарушением манипуляторной функции и зрительно-моторной координации.

Характерные для детей, страдающих церебральным параличом, нарушения оптико-пространственного восприятия находят свое отражение и в изобразительной деятельности.

Во-первых, это касается умения ориентироваться в пространстве листа бумаги. Это умение имеет большое значение потому, что детям в процессе обучения постоянно приходится выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственные характеристики. Дети с церебральным параличом затрудняются при определении правой и левой стороны листа. Особую трудность для них представляют задания, содержащие два и более условий. например, "внизу справа" и т.п. Самое большое число ошибок допускают дети, которые рисуют левой рукой из-за тяжелого поражения правой руки.

Во-вторых, дети с ДЦП плохо ориентируются в пространственных отношениях изображаемых предметов. Дети теряют направление рисунка, меняют его на противоположное. Часто изображение располагается с одной стороны листа. При рисовании по образцу или с натуры предметы могут располагаться в зеркальном отражении. Трудности в ориентировке на плоскости листа, недоразвитие ориентировки в пространственном расположении предметов затрудняют обучение рисованию детей с ДЦП.

Школьники с церебральным параличом охотно выполняют сюжетные рисунки на заданную тему. Но если содержание этих рисунков обычно удовлетворительно и свидетельствует о достаточном осмыслении темы, то исполнение, как правило, значительно хуже. Анализ тематических рисунков показывает, что страдает не только композиция рисунка, его размещение на плоскости листа, но грубо нарушены соотношения размеров изображаемых предметов, особенно соотношения размеров удаленных и приближенных объектов. При раскрашивании используется мало оттеночных цветов. Эти недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционной работы.

Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги помогает преодолевать трудности, возникающие у учащихся при письме - различение линеек и строк, письмо и чтение слева направо, начертание букв и цифр в определенной последовательности. Не менее важно это и для того, чтобы ориентироваться в чертежах, географических картах, схемах, таблицах. Значение работы по пространственному анализу особенно велико для профессионально-трудовой подготовки больных детским церебральным параличом.

Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию изобразительной деятельности.

Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом. Программа для дошкольников, страдающих детским церебральным параличом, имея в своей основе все те этапы, которые входят в программу для здоровых детей, должна включать дополнительные занятия, направленные на тренировку движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия. К сожалению, такая программа до сегодняшнего дня отсутствует. В помощь воспитателю, работающему с дошкольниками с церебральным параличом, в приложении приводится тематическое планирование занятий по ИЗО-деятельности, разработанное Г.В.Кузнецовой. Оно рассчитано на детей с тяжелыми и средней тяжести проявлениями заболевания, которые в силу двигательных нарушений не могут овладеть изодеятельностью без специального обучения.

Изобразительную деятельность можно рассматривать как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития, как метод обучения и, наконец, как средство эмоционально-эстетического воспитания. Наличие двигательных нарушений и особых, специфических нарушений познавательной деятельности ставит ряд клинико-педагогических задач, решение которых необходимо при обучении рисованию и другим видам изобразительной деятельности. Обучение обязательно должно учитывать психологические особенности больных детей.

На занятиях изобразительной деятельностью с детьми, страдающими церебральным параличом, необходимо решать следующие задачи:

- развивать мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма;

- формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передать их в изображении;

- формировать правильное восприятие пространства, корригировать нарушения зрительно-пространственного восприятия;

- формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией);

- развивать навыки конструирования;

- воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;

- развивать любознательность, воображение;

- расширять запас знаний и представлений.

Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с церебральным параличом должна строиться на применении средств, отвечающих их клинико-психологическим особенностям. Необходимо выделить виды деятельности, наиболее способствующие решению коррекционных задач. К таким видам можно отнести аппликацию, лепку, трафарет, тренировочное рисование.

Аппликация очень полезна в системе коррекционных занятий, так как способствует развитию конструктивных возможностей, формирует представление о цвете и форме. Главным является то, что этот вид деятельности доступен тем детям, которые имеют низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук.

Лепка способствуют развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых заданий, корригирует нарушение узнавания предметов по мышечно-суставному чувству.

Трафарет способствует воспитанию правильного движения, его использование позволяет расширить графические возможности детей с пораженными руками.

Тренировочное рисование - система графических упражнений для развития манипулятивной деятельности рук. В упражнениях задействованы различные группы мышц кисти руки. Эти упражнения выглядят как сюжетные рисунки и вызывают интерес у детей.

Методика обучения рисованию детей с ДЦП разработана Г.В.Кузнецовой. Она включает несколько этапов.

На подготовительном этапе обучения рисованию необходимо добиться того, чтобы дети научились фиксировать внимание на предъявляемом им предмете. Затем им предлагают задания типа "Покажи такой же", т.е. показав картинку с изображением шара, мяча, другой игрушки, воспитатель просит найти среди нескольких игрушек ту, что изображена на картинке. Интерес к изображениям предметов повышается, если воспитатель говорит жизнерадостным тоном, сопровождает показ чтением стихов, загадками о показываемом предмете. На этом этапе важная роль принадлежит развитию моторики рук, для чего используются различные упражнения.

На основном этапе осуществляется овладение навыками рисования. Обучение необходимо начинать с простейших изобразительных упражнений. В этот период дети знакомятся с основными материалами (пластилин, краски, бумага) и орудиями изобразительной деятельности (карандаш, кисти). Одновременно они осваивают элементарные технические умения - правильно держать карандаш, кисть. Очень важно включать в занятия упражнения по развитию мышечно-суставного чувства. Например, ребенок показывает, как он правильно держит карандаш, а затем воспитатель просит его без зрительного контроля придать пальцам положение, соответствующее удержанию карандаша. В работе с детьми с церебральным параличом на этом этапе обучения важная роль отводится использованию приема пассивных движений - воспитатель вкладывает в руку ребенка карандаш (можно фломастер) и "рисует" его рукой.

Наибольшие трудности испытывают дети при обучении рисовать левой рукой. В этом случае необходимо проводить направленную коррекционную работу. Необходимо обязательно отмечать начало рисунка - верхний левый угол листа; вырабатывать автоматизированные движения слева направо. Для этого нужно вызывать у ребенка ощущение соответствующего движения, предлагая ему провести это движение пальцами в воздухе, мокрым пальцем на грифельной доске и т.д. Следует поощрять желание ребенка многократно повторять штрихи, линии горизонтальные и вертикальные. Постепенно движения становятся увереннее, точнее, ритмичнее. Чтобы ускорить этот эффект, рекомендуется в начале каждого занятия в форме игры проводить специальные гимнастические упражнения для развития мышц кисти и пальцев.

По своим целям с гимнастическими упражнениями сближается тренировочное рисование. Как и любое другое занятие по изобразительной деятельности, тренировочное рисование должно проходить в форме игры или иллюстрации к какому-либо рассказу, действию. Так как эти занятия рассчитаны на определенные движения кисти руки с целью включения в работу определенных групп мышц, сознательно выполнять такие сложные графические изображения ребенок не станет, тем более, что наличие парезов затрудняет ему эту задачу. Так, например, чтобы сделать кругообразные движения, образующие "петли", мы можем нарисовать облака на небе, а когда их собирается много, то из них пойдет дождь - штриховые линии сверху вниз до земли, из которой растет травка снизу вверх (облака и дождь - синий карандаш, травка - зеленый). Познакомиться с ломаной линией дети могут при изображении гор, где пасутся овечки, которые едят траву, а над ними светит солнце и плывут облака.

Хороший результат дает "сотворчество" между воспитателем и ребенком: воспитатель в ходе тренировочного рисования изображает тучу, а ребенок - дождь; воспитатель - машину, а ребенок - след от нее. Этот метод позволяет предоставить ребенку ту часть задания, которую тот может выполнить. Это дает возможность развить малейший успех ребенка, создать мотивацию для дальнейших самостоятельных действий.

Целесообразно также использование коллективного рисования и других видов изобразительной деятельности. Например, воспитатель на большом листе бумаги рисует дерево, а дети дорисовывают и раскрашивают яблоки на нем. Очень хорошо применять этот прием в лепке. Например, дети совместно лепят избу из "бревен". Это позволяет подобрать детям задания в соответствии с возможностями каждого: одни разминают пластилин, изготовляют бруски, другие их соединяют. Доступность таких занятий вселяет уверенность в ребенка.

На занятиях изобразительной деятельностью необходимо особое внимание уделять восприятию и изображению форм предметов (круг, овал, четырехугольник и т.д.). Геометрические формы необходимо закреплять в разных видах деятельности, развивать умение видеть геометрические формы в окружающих видах деятельности, дифференцировать близкие формы. Зрительный образ предметов, имеющих разные формы, закрепляется на занятиях аппликацией, лепкой. Для закрепления навыков нужно использовать специальные трафареты, которые дети обводят и раскрашивают.

Прежде, чем учить дошкольника ориентироваться на плоскости листа бумаги, необходимо в игровой ситуации ознакомить их с основными пространственными понятиями. Участвуя совместно с воспитателем в перемещении игрушек, дети познают такие понятия, как вверху, внизу, справа, слева. Особое внимание во время занятий рисованием с дошкольниками, страдающими церебральными параличами, следует уделять коррекции элементов зеркального рисунка, а затем и письма. В процессе рисования необходимо проводить анализ направления рисунка, сопоставлять правильно и неправильно нарисованные предметы и фигуры, проводить рисование по трафарету и образцу асимметричных фигур.

Очень важно применять различные формы поощрения детей. Такими формами являются выставки лучших работ, обсуждение работ, поощрение детей с тяжелыми двигательными нарушениями, которым особенно трудно выполнять задание. Необходимо сохранять работы детей в течение всего года для того, чтобы ребенок мог видеть положительные результаты обучения.

Целенаправленные занятия изобразительной деятельностью представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания, что очень важно для детей с церебральным параличом в связи с их социальной изоляцией, бедностью представлений об окружающем мире. Особое значение для развития эстетического воспитания и эстетических чувств имеют систематическая демонстрация произведений искусства (картин, скульптур, изделий народных мастеров) и беседы по произведениям лучших мастеров изобразительного искусства.

В школьном возрасте необходимо продолжить специальные занятия по формированию изобразительной деятельности у детей с ДЦП. Дети, которые не прошли подготовку к школе в специальном дошкольном учреждении, к началу обучения имеют очень низкий уровень развития графических навыков, что затрудняет обучение их письму. Как правило, эти дети располагают значительными потенциальными возможностями в овладении графическими навыками, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики. Графические навыки вырабатываются лишь под влиянием обучения и путем многократных специально организованных упражнений:

- рисование от руки прямых вертикальных линий;

- рисование от руки прямых горизонтальных линий;

- рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий;

- рисование от руки наклонных линий;

- рисование от руки дугообразных линий;

- рисование замкнутых круговых линий.

Эти графические упражнения имеют значение не только для развития навыков рисования, но служат основой для овладения письмом. Следует подчеркнуть, что ребенку с нарушением манипулятивных функций рук для овладения этими навыками требуется длительная тренировка.

В связи с нарушениями моторики у школьников с церебральным параличом при обучении их рисованию целесообразно придерживаться следующей схемы:

- зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета;

- передача формы предмета с помощью готового контура (трафарета);

- рисование этой формы пальцем в воздухе;

- рисование предмета с использованием опорных точек;

- раскраска контурных изображений;

- рисование по непосредственному наблюдению без вспомогательных средств.

При обучении детей с церебральным параличом рекомендуется перед началом занятий проводить гимнастические упражнения. Выполняя различные гимнастические упражнения для рук, графические упражнения, овладевая навыками рисования с помощью трафарета, школьники развивают моторику и вырабатывают навыки управления своими действиями.

В процессе обучения рисованию со школьниками проводится работа по уточнению и обогащению представлений о геометрических формах. Большие возможности для этого предоставляет декоративное рисование - составление узоров из двух-трех форм, равных или различных по величине. При составлении узоров важное место занимает пространственное размещение рисунка, отрабатываются понятия «середина», «левая и правая сторона» и т.д. В школьном возрасте необходимо продолжать работу по преодолению элементов зеркального рисования и письма: рисовать асимметричные фигуры, анализировать направление рисунка, сопоставлять правильно и неправильно нарисованные объекты. Особую важность такой анализ приобретает при рисовании с натуры и тематическом рисовании.

Для расширения кругозора детей, обогащения их эмоциональной сферы очень важно в комплекс обучения рисованию включить занятия по эстетическому воспитанию. Желательно, чтобы эти занятия согласовывались не только с материалом, изучаемым на занятиях изобразительной деятельностью, но и с материалом по литературе, природоведению, истории, способствовали нравственному воспитанию детей.

При подборе материала для бесед по изобразительному искусству следует учесть уровень подготовки детей, тяжесть патологии, возраст. Произведения искусства должны быть ясными по форме и содержанию. Они должны найти отклик в душах детей, заинтересовать их, привлечь своими эстетическими качествами, обогатить новыми знаниями, вызвать желание исполнить по их образу (если это прикладное искусство) свои работы, а репродукции живописных работ должны раскрыть страницы истории их Родины, пейзажи и натюрморты - ее красоту, природное богатство, картины быта. Из произведений народного творчества хорошими пособиями является городецкая и хохломская роспись по дереву (игрушки, посуда), глиняная вятская игрушка. Включение таких бесед в комплекс занятий по изобразительной деятельности способствует развитию познавательных интересов, обогащает духовный мир больного ребенка, активно влияет как на сенсорные процессы, так и на эмоционально-волевую сферу.

При планировании занятий необходимо обеспечить оптимальное соотношение между различными видами изобразительной деятельности. Безусловно, что в работе с детьми, страдающими церебральными параличами, наиболее важное значение имеют графические тренировочные упражнения и декоративное рисование с использованием различных геометрических форм. Но для развития воображения, фантазии, поощрения самостоятельного мышления больного школьника необходимо включать в план занятий и тематическое сюжетное рисование. В работе со школьниками, страдающими церебральными параличами, необходимо максимально использовать изобразительную деятельность для развития познавательной деятельности детей, коррекции недостатков их психического и физического развития. Важно, чтобы занятия рисованием, лепкой и другими видами изодеятельности служили элементом коррекционно-развивающего обучения и способствовали в дальнейшем социально-трудовой адаптации этой категории больных.

Наши рекомендации