Экзогенные (внешние) причины, влияющие в перинатальный, натальный и постнатальный периоды онтогенеза.
Вредные факторы, влияющие в перинатальный период (внутриутробный) онтогенеза:
хронические заболевания родителей, особенно мамы;
инфекционные болезни;
интоксикация (отравление) мамы;
недостаток питания мамы во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов, витаминов;
резус-конфликт;
травмы;
длительная стрессовая ситуация;
влияние лучевой энергии и т.п.
Вредные факторы, влияющие в натальный период (во время родов) онтогенеза:
родовые травмы;
инфицирование плода;
асфиксия - удушье плода - недостаток кислорода и накопление двуокиси углерода.
Шкала Апгар: критерии
(частота сердцебиения,
дыхание,
цвет кожного покрова,
рефлекторные реакции,
двигательная активность;
по каждому критерию от 0 до 2-х баллов),
состояние (8-10 баллов – удовлетворительное, 6-7 – асфиксия легкой степени, 4-5 – асфиксия средней тяжести, 1-3 балла – асфиксия тяжелой степени, 0 - баллов – клиническая смерть).
Вредные факторы, влияющие в постнатальный период (после рождения) онтогенеза:
остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.);
несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.
Неблагоприятные условия социальной среды, оказывающие травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, на особенности его поведения.
Актуальность знания причин как профилактика аномального развития.
Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: Г.Е. Сухарева, Б.В. Зейгарник, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия и др.
Психическое недоразвитие. Поврежденное
Развитие
Типичная модель стойкого недоразвития – олигофрения; характерно типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем.
Поврежденное развитие. Характерная модель поврежденного развития - органическая деменция. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет).
Олигофрения и деменция объединяются в общее понятие «умственная отсталость».
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга; выделяют психолого-педагогический и клинический критерии. Тенденции в использования понятия «умственная отсталость» в современной науке. Только наличие двух критериев позволяет говорить об умственной отсталости.
Формы умственной отсталости.
Олигофрения как вариант психического недоразвития (стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза – до 2 – 2,5 лет, недоразвитие более поздно формирующихся мозговых структур, непрогредиентный характер).
Деменция как вариант повреждённого психического развития (стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга на поздних этапах онтогенеза – после 2 – 2,5 лет, более поздние сроки возникновения, распад интеллекта, резидуальная (остаточная) форма деменции, прогредиентная (прогрессирующая, на фоне какого-то заболевания). Сходство психического недоразвития с повреждённым развитием, отличительные признаки.
Эндогенные причины умственной отсталости: изменение наследственных структур (генные и хромосомные мутации), эндокринные заболевания. Экзогенные причины умственной отсталости в пренатальном, натальном и постнатальном периоде.
Степени интеллектуального недоразвития.
Дебильность, имбецильность и идиотия (традиционная, но устаревшая классификация).
Классификация степеней интеллектуального недоразвития Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ: МКБ-9, МКБ-10):
незначительная (легкая),
умеренная (средняя),
выраженная (тяжёлая),
глубокая.